Скачать 155.35 Kb.
|
Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 18» (КГКУ Детский дом 18) Рабочая программа кружка «Маленький мастер» 2017-2022 г.г. КГКУ «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 18» УТВЕРЖДАЮ Директор КГКУ Детский дом 18 ______________Е.П. Кирсанова Приказ №___от ______________ Рабочая программа кружка «Маленький мастер» (Художественно-эстетической направленности) Возраст детей 5-10 лет Руководитель кружка: Белошниченко Н.В. Срок реализации программы: 5 лет. с. Отрадное, 2017 г. Пояснительная записка Ручной труд издавна является важным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходится без труда. Работы, сделанные своими руками, никогда не выходят из моды, меняются элементы виды, способы изготовления. Приобщение детей к ручному труду – это подготовка детей к будущей семейной жизни, формирование культуры общения, развитие таких качеств как настойчивость, усидчивость, терпение, формирование эстетического вкуса, обогащение собственного досуга рукоделием. Состав детей смешанный, разновозрастной. Уровень развития разный, в настоящее время в детский дом все чаще поступают дети-инвалиды, дети с ОВЗ, которые требуют особого внимания и подхода. Есть дети, которые сразу схватывают на лету, а есть такие, которые с трудом осваивают материал. С такими детьми работать труднее, им по несколько раз приходится втолковывать то, что другим давно понятно. Поэтому надо иметь ввиду, что каждый ребенок имеет разный, отличный от других темп обучения, поэтому нужен дифференцированный подход к итогам их работы. И несмотря на это, важно всех детей научить делать красивое своими руками. Занятия ручным трудом внесут разнообразие в жизни ребят, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение и желание сделать что-то для себя и других. Ручной труд предусматривает формирование у детей художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи, вооружает навыками общественно – полезного труда. Необходимо в процессе занятий большое внимание уделять освоению новых, интересных приемов в работе. Следует позаботиться о создании атмосферы конструктивной, деловой и доброжелательной критики; постоянно консультировать, анализировать и разбирать ошибки и удачи каждого; придерживаться методики опережающего одобрения, т.е. хвалить чуть больше, чем ребенок этого заслуживает. Актуальность кружка заключается в том, что он предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Цель: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Основные задачи:
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО. Воспитанники знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом педагог или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы детей в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ. Практическая значимость. Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Свободное время от занятий - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Прогнозируемый результат: - скоординированы движения кистей рук; - развито творческое воображение; - сформирован интерес к творческой деятельности; - развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение. - высокая степень интереса детей к содержанию занятий. - приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. - активное участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества. - использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление комнат, группы для проведения праздничных мероприятий и др. - практическое применение своих умений и навыков. Отличительные особенности программы: Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка должна помочь стимулировать развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого ребенка, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка. Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (сюжеты с применением круп, аппликации из гофрированной бумаги, ниток, карандашной стружки, картона, работа с пластилином) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время воспитанников. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности. Условия реализации программы. Данная программа бессрочная (по мере поступления новых детей), предусмотрена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (2 раза в неделю) Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью. Учебная доска или интерактивная доска; аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы; Материалы, инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Аптечка должна находиться у педагога. Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий (уголок). Дидактический материал программы включает:
Учебно-тематическое планирование кружка. Содержание основных разделов. 1. Работа с бумагой – 12 часов. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации. Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных, плетение ковриков и т. д. Знакомство с техникой декупаж. Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием. Работа с салфетками. Выставка. 2. Работа с природными материалами – 10 часов Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, сборка изделия. Выставка. 3. Вышивка – 13ч. Знакомство с вышивкой, инструментами, основными материалами. ТБ при работе. Выбор схемы картины, подбор мулине Практические работы. Вышивка по схеме. Влажно-тепловая обработка изделия. Оформление работы в рамку. Выставка работ. 4. Поделки из бросового материала – 11 часов Свойства бросового материала. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы с ножницами. Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием. Выставка работ. 5. Новогодняя фантазия – 8 часов Подбор желаемой работы. Выбор материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ. Выставка работ. 6. Поделки к традиционным праздникам – 11 часов Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. Практические работы. Изготовление творческих изделий из бумаги, ткани, ниток, пуговиц, ленточек, цветного картона. Декоративное оформление изделия. Выставка. 7. Поделки из круп – 9 часов Знакомство с видами круп. Подбор круп и выбор рисунка. Работа с иллюстрациями, картинками. Практические работы: Работа по контуру. Оформление окрашиванием. Поделки в подарок или для оформления комнат, группы. Выставка работ. Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом потребностей детей) Примерное содержание занятия Порядок работы: 1. Вводный инструктаж к началу работы. 2. Особенности выполнения модели. 3. Беседа. 4. Заготовка выкроек – лекал. 5. Подбор материала. 6. Практическое выполнение модели. Оформление. 7. Выставка работ на стенде в группе. В процессе занятий используются различные формы занятий. Формы проведения занятий различны.
1. Проведение выставок работ детей. 2. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников (традиционных). 3. Участие в районных и краевых конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества. 4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми детьми; - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах; - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – устное изложение, беседа, рассказ, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – показ видео, иллюстраций, дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый (практический) – выполнение работ по схемам, шаблонам, участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи самостоятельно или совместно с педагогом; Коррекционно-развивающие методы и приемы -проблемно-поисковый; -метод сравнения; -репродуктивный; -чередование умственной и практической деятельности; -поэтапность выполнения задания; -осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку; -поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные силы и возможности. -обучение без принуждения: -постановка наводящих вопросов; -дополнительные инструкции в ходе кружковой деятельности; -поощрения, создание ситуации успеха; -работа по образцу, трафарету; -снижение темпа работы; -подача нового материала небольшими дозами; -систематичность повторения изученного; -предупреждение возможных ошибок; -адаптация содержания, отхождение от сложности материала. Отслеживание результатов детских работ в течение года может быть представлено участие в выставках и конкурсах детского творчества, что позволяет ребёнку увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. Материально-техническое оснащение Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, баночки, иголки швейные, для вышивания, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон, салфетки; ткань, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа, крупа. В результате занятий по предложенной программе воспитанники получат возможность: - Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - Создавать полезные и практичные изделия; - Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении группы; - Сформировать навыки работы с информацией. Информационно-методическое обеспечение. Основная литература, используемая для разработки программы:
Дополнительная литература для педагога:
8) Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” 9) Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г. 10) Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г. 11) Н.Гусева “365 фенечек из бисера” 12) С.И.Гудилина “Чудеса своими руками” 13) А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах” 14) М.А.Гусакова “Аппликация” 15) М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками” 16) С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки” 17) Н.Докучаева “Сказки из даров природы” 18) Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком” 19) Т.И. Еременко “Рукоделие” 20) М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей” 21) Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер” 22) Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” 23) Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир” 24) Н.М.Конышева “Умелые руки” 25) Н.М.Конышева “Секреты мастеров” 26) С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). 27) Е.Т.Красовская “Вязаный ежик” 28) В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах” 29) О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” 30) М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры” Литература, рекомендуемая для детей:
|
Отчет о результатах самообследования бюджетного образовательного... Бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шекснинского муниципального района... |
Свидетельство о государственной аккредитации Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный)... |
||
Пояснительная записка Одной из главных задач специаль Государственное учреждение Республики Коми для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальный (коррекционный)... |
Свидетельство о государственной аккредитации Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)... |
||
Свидетельство о государственной аккредитации Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)... |
Публичный отчет директора государственного казённого учреждения для... «Детский дом №8 (смешанный) №8». С 2016 года изменен тип и наименование учреждения в соответствии с Постановлением Правительства... |
||
Гбоу ао «Октябрьский детский дом» за 2013-2014 учебный год Наименование: Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без... |
Согласовано: утверждаю Гкоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №2 «Золотой ключик» с. Розовка Минераловодского... |
||
«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... |
Инструкция №23 по оказанию первой медицинской помощи для воспитанников... Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... |
||
«Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей,... |
Анализ деятельности гку «Детский дом (смешанный) №8» за прошедший учебный год «Детский дом №8 (смешанный) №8». С 2016 года изменен тип и наименование учреждения в соответствии с Постановлением Правительства... |
||
Отчёт о результатах самообследования за 2014-2015 учебный год Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский... |
Противопожарная профилактика в образовательной организации Составитель М. С. Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного... |
||
Министерство образования иркутской области Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная... |
«Специальная (коррекционная) школа- интернат №2 для детей-сирот и... Гбоуао «скши №2для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с овзviii вида» |
Поиск |