Скачать 4.16 Mb.
|
Принята Утверждаю: на заседании педсовета Заведующий МБДОУ д/с № 8 протокол № 1 __________ Филиппова С.И. от 11сентября 2012 года ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 8 Разработчики программы: Филиппова С.И. Науменко Т.Ю. Сылкина Л.А. Бижова О.А. МБДОУ д/с № 8 г. Новочеркасск Содержание программы: I. Обязательная часть Пояснительная записка Раздел 1. Организация режима пребывания детей в ДОУ
Раздел 2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:
Раздел 3. Содержание коррекционной работы по речевому развитию дошкольников 5-7 лет. Раздел4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы Раздел 5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. II. Дополнительная часть Программы Раздел 1. Реализация регионального компонента в системе деятельности детского сада Раздел 2. Приоритетное направление деятельности детского сада по художественно-эстетическому развитию детей. Раздел 3. Дополнительные образовательные услуги, реализуемые в детском саду. III. Условия реализации Программы МДОУ Раздел 1. Материально-техническая база МДОУ. Раздел 2. Кадровое обеспечение. Раздел 3. Предметно- развивающая среда. Раздел 4. Взаимодействие с социумом. Обязательная часть: Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 8 г. Новочеркасска разработана в соответствии с: - «Законом об образовании РФ» - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г.) и «Изменением № 1 к 2.4.1.2660-10» (Постановление № 164 от 20.12.10г. Об утверждении СанПин 2.4.1.2731-10) - «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666); - «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ). - «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 8 г. Новочеркасска разработана на основе « Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 8 г.Липецка обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому. 1. В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида № 8 г. Новочеркасска функционируют 5 групп и 1 группа кратковременного пребывания, которые посещают дети в возрасте от 2-х до 7 лет.
Все группы сформированы по одновозрастному (разновозрастному) принципу. 1.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-х-4-х лет. На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности . В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5- 6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом. К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5–6 лет. Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6 - 7 лет. В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят геометрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой реотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей. 1.2. Сведения о квалификации педагогических кадров Качественные характеристики педагогических кадров Таблица 2
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих ДОУ и жителей микрорайона. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:
2. Содержание образовательного процесса. Целостность педагогического процесса в МБДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы «Детство» В.Логиновой, Г.Бабаевой, Н.Никитиной. Комплексная программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе. Девиз программы «Чувствовать—Познавать—Творить» слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Линия ЧУВСТВ определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками, а также гармонию с окружающим миром. Линия ПОЗНАНИЯ основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача этого направления программы – развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, интереса к экспериментированию, развитие умственных способностей и речи. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия ТВОРЧЕСТВА. Задача этой линии программы пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Особое внимание программа уделяет укреплению ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ребёнка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа даёт валеологические знания дошкольникам: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищённости дошкольника. Всё содержание программы «Детство» сконцентрировано на ребёнке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально выделен раздел «ОТНОШЕНИЕ РЕБЁНКА К САМОМУ СЕБЕ». В нём представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребёнка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и пр.), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребёнку эмоционально - комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок. Содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Программа «Детство» предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, в процессе взаимодействия с семьями детей. 3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Целями деятельности ДОУ № 8 г. Новочеркасска по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются: - обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в возрасте от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому: - формирование физических, духовно- нравственных, художественно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Для достижения данных целей по реализации обязательной части образовательной программы ДОУ № 8 г. Новочеркасска ставит следующие задачи: - развитие у дошкольников потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; - создание условий для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством организации мини- музеев в условиях ДОУ. -сохранение и укрепление здоровья воспитанников: забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка; - формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; - формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; - развитие потребности в реализации собственных творческих способностей; - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, самостоятельными и творческими личностями; - максимальное использование детских видов деятельности и их интеграция; - преемственность в работе ДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая отсутствие давления предметного обучения. - обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе. 4. Особенности осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Сопровождение образовательного процесса обеспечивает педагог-психолог. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра, врач. Педагогический коллектив состоит из 11 педагогов, среди них: старший воспитатель – 1, воспитатели – 7 человек, специалисты: - учитель-логопед – 1; - инструктор по ФК – 1; - педагог- дополнительного образования по изобразительной деятельности– 1; - музыкальный руководитель - 1; - педагог-психолог – 1. К особенностям осуществления образовательного процесса в МБДОУ № 8 г. Новочеркасска относятся: - наличие группы детей раннего возраста: от 2 до 3 лет (1 младшая группа); - образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учетом теплого и холодного периода года; - группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели; - ДОУ работает в условиях сокращённого дня (10.30 -часового пребывания), функционирует группа кратковременного пребывания (3.40 –часового пребывания) – для детей дошкольного возраста, в ДОУ осуществляется работа изо студии «Цветик- семицветик». В ДУ созданы все условия для разностороннего развития детей с 2-х до 7 лет. ДОУ № 8 имеет необходимую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду для создания комфортных условий и гармоничного развития детей. Для полноценного физического развития, охраны жизни и укрепления здоровья детей в детском саду имеются: спортивный зал, кабинет для медицинского осмотра, спортивные уголки в группах. Для художественно-эстетического развития функционирует музыкальный зал, театрализованные уголки в группах, изо студия. Для познавательно-речевого развития в ДОУ созданы тематические мини-музеи, мини-планетарий, комната русского быта («Горница»), оборудован кабинет учителя-логопеда, в группах − уголки для опытно-экспериментальной деятельности, конструирования, дидактических и развивающих игр, книжный уголок. Для социально-личностного развития – игровое оборудование в группах и на участках, оборудован кабинет педагога- психолога. Наш детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. 5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями: - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального... Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального... Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ мо и н РФ от 17. 10. 2013 №1155) |
||
Образовательная программа дошкольного образования муниципального... Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
||
Приказ №6 от 18. 01. 2014г Основная общеобразовательная программа... Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) |
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального... ... |
||
Приказ от 25. 08. 2014 №500 Основная образовательная программа дошкольного... Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального... Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский... |
||
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №40 «Медвежонок» для детей раннего возраста» |
Основная образовательная программа дошкольного образования филиала... Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
||
Пояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного... Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом... |
Приказ №139 от 22. 10. 2015 адаптированная образовательная программа... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска №129 |
||
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного... |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального... «Детский сад №273 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» |
||
Приказ № от основная общеобразовательная программа дошкольного образования... Проектирование воспитательно-образовательного процесса и форм его организации в доу 18 |
Рабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №216 |
Поиск |