Скачать 82.26 Kb.
|
Ерёмина Е. С. Гиперактивное поведение у детей школьного возраста. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме так называемых детей, требующих особого внимания. Однако, не смотря на это, их становится все больше и больше. Гиперактивные дети попадают в разряд «особых» из-за своей повышенной двигательной расторможенности (гиперактивности), чрезмерной импульсивности, расстройства внимания. Если разобрать слово более подробно, то это будет выглядеть следующим образом: «Гипер…» (от греческого Hyper – над, сверху) – составная часть слов, указывающая на превышение нормы, слово «активный» из латинского «activus» - «действенный, деятельный». Проблемой исследования гиперактивности занимались Ковалев В.В., Бадалян Л. О., Мастюкова Е. М., и др., они определили проявления гиперактивности, рассмотрели ее психофизиологические особенности. Шевченко А. С., Заваденко Н. Н. рассматривали проблему комплексного подхода в преодолении гиперактивности. Данная проблема на сегодняшний день актуальна тем, что не смотря на нарушения поведения, гиперактивные дети имеют нормальное интеллектуальное развитие и посещают обычные школьные учреждения, однако проявление гиперактивности сразу же отмечаются педагогами школы, так как возникают сложности во взаимоотношениях ребенка не только со взрослыми и сверстниками, но и с самим собой; ведь необходимо помнить, что, прежде всего, от гиперактивности страдает сам ребенок, ведь он не может вести себя иначе не потому что он не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать этого. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции». В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация – DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), - согласно которой, минимальную мозговую дисфункцию предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания/гиперактивности». Выделяется несколько причин гиперактивности:
Анализ возрастной динамики СДВГ показывает два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, память. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе. Поступая в школу, гиперактивные дети испытывают трудности, такие как: сложности в освоении школьных навыков, слабая успеваемость, неуверенность в себе, заниженная самооценка. В МОУ средней школе №64 педагоги начали наблюдать с каждым годом увеличение детей, которые не умеют сидеть на одном месте, легко отвлекаются на посторонние раздражители, нетерпеливы, очень быстро переключаются с одного дела на другое, болтливы, не умеют разговаривать тихо и спокойно, суетливы. Все эти факторы осложняют проводить уроки. По наблюдениям педагогов и психологов, после бесед с родителями было выдвинуто предположение, что из 6 классов начальной школы, где обучается 136 учеников, в 1-м классе около 5 человек, во 2-х классах 8 человек, в 3 классе 4 ребенка и в 4-х классах около 6 детей могут быть названы гиперактивными. Для подтверждения этой гипотезы педагогам начальной школы была предложена анкета, по которой должны определить, что предпочтительнее данному ребенку. Для определения гиперактивности необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности (н-р: часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности; часто теряет вещи; легко отвлекается), гиперактивности (н-р: часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится, вертится; часто бывает болтливым) и импульсивности (н-р: часто отвечает, на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца; часто мешает другим, пристает к окружающим), которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, шести месяцев и выражены на столько, что свидетельствует о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам. Также в диагностическую программу была включена анкета для родителей, помогающая определить особенности поведения детей дома. В ней предложены 11 вопросов, на которые родители должны ответить, как проявляется беспокойное поведение у ребенка: «всегда», «часто» или «иногда». Для определения гиперактивности необходимо наличие шести или более ответов «всегда», сохраняющихся у ребенка на протяжении, как минимум, шести месяцев. По полученным результатам проведенных данных двух методик, можно сказать, что у этих детей прослеживаются симптомы гиперактивности. С ними будет проводиться углубленная психодиагностика, чтобы выявить уровень развития внимания, памяти, мышления, эмоциональные особенности личности и по полученным данным будет составляться коррекционная программа. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия; поведенческая психотерапия; специальное обучение. Медикаменты назначаются не раньше 6 лет и только по индивидуальным показаниям: в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и отклонения в поведении ребенка не могут быть преодолены с помощью психолого-педагогических и психотерапевтических методов коррекции. Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит изменение окружения ребенка в школе и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отстаивания в развитии психических функций. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха. Для родителей были предложены следующие рекомендации:
Рекомендации учителям для работы с гиперактивными детьми:
Так же для учителей и родителей были предложены некоторые упражнения для работы с гиперактивными детьми. Дыхательное упражнение (2-3 мин). Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Функциональное упражнение «Зоопарк» (8-10 мин). Цель: развитие внимания и координации движения. Педагог говорит: «А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру». Функциональное упражнение «Знаете ли вы буквы?» (5-7 мин). Цель: развитие внимания, наблюдательности. Педагог говорит: «Теперь посмотрим, знаете ли вы буквы. Отвечать нужно хором, но только после моей команды». Педагог рисует в воздухе какую-нибудь букву, а через некоторое время дает команду «Говори!» Дети хором отвечают. Функциональное упражнение «Крик в пустыне». Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола. Специальное обучение. Если ребенку трудно учится в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс. И самое главное, родителям и учителям, следует помнить, что гиперактивность это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее ухудшат его. Поэтому родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачами. Литература
|
Реферат Тема: «Влияние подвижных игр на укрепление здоровья, и как... Роль игры в процессе укрепления здоровья и реализации творческой активности ребёнка младшего школьного возраста. – стр. 6 |
«Формирование познавательной активности детей младшего школьного... Тема: Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий |
||
Теоретические и методические основы совершенствования качества фармацевтических... Охватывает: беременных, молодых матерей, детей раннего возраста; лиц дошкольного, школьного возраста; лиц молодого возраста; лиц... |
Пояснительная записка 4 Общая характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста 4 |
||
Курсовая работа Экспериментальное исследование эффекта прайминга у детей старшего школьного возраста |
Рабочая программа внеклассных занятий для детей школьного возраста... «Оленегорская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида» |
||
Методическое пособие гигиена детей и подростков. Детское питание.... Гигиена детей и подростков. Детское питание. Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в организованных... |
I. Пояснительная записка стр. 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей школьного возраста |
||
Программа социально-психологического консультирования агрессивных... Программа социально-психологического консультирования агрессивных детей младшего школьного возраста (автор Е. В. Воронова, социальный... |
Методические разработки по обучению мерам пожарной безопасности детей школьного возраста Цель: убедить детей в том, что огонь приносит человеку не только пользу, но и немало бед. Рассказать, от чего возникают пожары, закрепить... |
||
Основной государственный регистрационный номер 1020700757813 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
"Исследование эмоционально-личностных особенностей" ... |
||
Положение о группах по присмотру и уходу за детьми школьного возраста... Положение о группах по присмотру и уходу за детьми школьного возраста в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя... |
Выводы Глава II. Опытно- экспериментальная работа по развитию певческой... ... |
||
Конкурс направлен на решение следующих задач Рс (Я)» объявляют о проведении II республиканского конкурса детского технического творчества «легомир». Конкурс направлен на приобщение... |
Программа студии «Умелые руки». I. Пояснительная записка Программа содержит учебный материал, рассчитанный на два года обучения детей младшего школьного возраста |
Поиск |