Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция


Скачать 115.38 Kb.
Название Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Инструкция


П р и л о ж е н и я:
Методика «Домик»

Цель

Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия.

Инструкция

Логопед предлагает ребёнку рисунок с изображением дома и предлагает на отдельном листе как можно точнее его воспроизвести. После того, как ученик закончил работу, логопед задаёт вопрос: «Всё ли получилось правильно?» При наличии неточностей или ошибок на рисунке ученику нужно предоставить возможность их исправить.
Методика «Графический диктант»

Цель

Изучение особенностей развития произвольной сферы ребёнка, а также возможностей перцептивной и моторной организации действий в пространстве.

Примерный материал диктантов.

Диктант № 1 (тренировочный).

Инструкция

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь продолжите линию на одну клетку направо. Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Диктант №2

Инструкция

«Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Диктант № 3.

Инструкция

«Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо, две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх, одна направо, две клетки вниз. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Диктант № 4.

Инструкция

«Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделить голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
При анализе в результате проведения графических диктантов школьниками были допущены следующие ошибки:

  • не могли самостоятельно закончить узор;

  • путали направление (направо - налево; верх-низ);

  • действовали без опоры на клетки тетрадного листа;

  • ошибались при подсчёте клеток.


С целью обследования состояния пространственных представлений использую

«Пробы Хеда».

Цель

Изучение состояния пространственных представлений.

Можно использовать два варианта: наглядный и речевой.

Инструкция (наглядный вариант).

Ученика просят воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив логопедом: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение этого задания требует от ребёнка мысленной пространственной переориентации, чтобы преодолеть тенденцию к зеркальному воспроизведению.

Оценка результатов учащихся: ошибки интерпретируются и как следствие нарушений пространственного праксиса, и как результат снижения психической активности.

Инструкция (речевой вариант – простой вариант).

«Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу; возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Для определения пространственного расположения рисунков на картинке использую ряд заданий

Цель

Определение сформированности пространственных представлений у школьников.

Инструкция

Учащимся предлагаю ответить на серию вопросов по картинке: «Что находится в центре рисунка?»; «что находится в правом верхнем углу?»; «Что находится слева от….?; «Что находится в правом нижнем углу?»; «Где находится ….по отношению к…?».
Использую методику «Десять точек».

Цель

Определение сформированности пространственных представлений у школьников.

Инструкция

Школьникам предлагаю лист бумаг, в левой половине которого нарисованы десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Ребёнку предлагаю рядом (в правой стороне листа) нарисовать десять точек. Повторяя их расположение на образце.

Оценка результатов учащихся

Наблюдается небольшое нарушение расстояния между точками при сохранении пятиугольника, т. е. делаю вывод о недостаточном развитии пространственных представлений. Если задание ученики не могут выполнить (точки расположены беспорядочно), тогда можно говорить о несформиро -

ванности прстранственных представлений ребёнка.
Ряд упражнений по формированию пространственных представлений. Очень важно, чтобы задания ученикам предъявлялись в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела.

Упражнение 1.

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2.

Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3.

Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Ребятам предложить подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.

Затем школьникам можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Можно включать упражнения типа:

Нарисовать отражение домов.

Дорисовать правое ухо.

Дорисовать левое ухо.

Дорисовать левую бровь и правый глаз.

Соедини стрелками пару перчаток.

Представить своё отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись, для этого лицом друг к другу).

Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

Очень важно логопеду совместно с учениками сделать вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.
Ряд упражнений по формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже имеющихся у школьников представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.

Упражение:

Упражнение направлено на формирование у школьника умения, определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

  • Вначале даю задания определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребёнка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д. Затем предлагаю поочерёдно выполнять действия: положи книгу справа или слева от себя; вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.

Аналогично провожу работу по определению пространственного расположения нескольких предметов. Примерные задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д. Далее проводится работа по уточнению пространственных взаимоотношений.

Упражнение:

  • Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.



  • Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

  • Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.

  • Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один ученик из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем поменять ролями.



Выполнение зрительных диктантов:

а) дать рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность, после чего образец закрыть;

в) выложить этот ряд по памяти из раздаточного материала;

г) после повторной демонстрации образца, поверяется правильность выполнения задания.

Упражнение

Цель

Усвоить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

Демонстрируется последовательный цифровой ряд

1 2 3 4 5 6 7 8 9

  • Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

  • Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении?

  • Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить по величине.

  • Показать соседа числа слева.

  • Показать соседа числа справа.


Использую на своих коррекционных занятиях «Пиктограммы».


Слово Рисунок Ответ

направо

налево

вниз

вперёд
перед

через

из-за

около

над
возле












К


К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.

После того как ребёнок запомнит слова, следует закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки, необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.
Упражнение «Шифровальщик».

Логопед даёт ученику инструкцию: «Представь себе, что ты разведчик и тебе необходимо передавать и принимать сообщения центрального разведывательного управления так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре».

В П Е Р Е Д А Н З О

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

ВПЕРЕД

НАЗАД

ПОД

124710

876

23436
По формированию пространственных представлений использую дидактические игры.

Планируя занятие, я могу упростить или усложнить речевой материал, предлагаемый детям. В зависимости от речевого диагноза, от возрастного состава группы изменяю объём материала, сложность инструкции. Продуманный выбор игрового материала даёт возможность углубить полученные учениками знания и способствовать выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей действительности.
Д/И «Где спрятан предмет?»

Цель

Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Материалы: Игрушка.
Ход игры:

Инструкция логопеда звучит следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Далее вызываю ребёнка и прелагаю ему отойти к стене. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого шёпотом сговариваемся с другими детьми о том, куда прячем предмет. Например: «Давайте поставим собачку под стол, пусть Миша догадается.

«Пора!» - приглашаем Мишу, который начинает поиски. Во время поисков ученики направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.
Д/и: «Копирование точек».

Цель

Формирование умения различать правое и левое направления в пространстве, развитие мелкой моторики, развитие пространственного воображения и мышления.

Материалы

Карточка с образцом

Ход игры

Ученику предлагается скопировать образец – несколько групп точек, расположенных в строчках. Образец располагается в строчках, слева, а рисовать справа, на свободном листе. Затем ученик должен (после выполнения задания) рассказать о пространственном расположении точек.
Составление фигур из разрозненных деталей.

Цель

Развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.

Материалы

Пазлы, конструктор, разрезанные картинки.

Ход игры

Логопед предлагает ученикам, отдельные детали какого – либо предмета, а они должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.
Д/и «Следопыт».

Цель

Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры

В игре участвуют двое детей: один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне класса ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!» «Следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.
Материал к занятиям стараюсь подбирать с учётом возраста и речевых нарушений. Задания выбираю индивидуально в зависимости от характера речевого нарушения и от индивидуальных особенностей интеллектуального развития учащихся. Так как в большинстве случаев при коррекционной работе мы сталкиваемся с детьми, имеющими неоднородную структуру дефекта, то целесообразным будет использование индивидуально – дифференцированного подхода.

Я считаю, что работа логопеда над устранением нарушений письменной речи у школьников должна начинаться с развития и коррекции пространственно – временных представлений.

Тезисы к докладу

Недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом. Как известно, реализация данной операции происходит в два этапа:

1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово;

2) дальнейшая трансформация её в пространственную последовательность букв. Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к возникновению стойких и множественных дисграфических ошибок оптического характера.

Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельностью школьников. Учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания логопеда или учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

На диагностическом этапе, выявляю основные недостатки в развитии пространственно-временных представлений у школьников, выясняю причины их возникновения, определяю содержание работы по устранению ошибок при чтении и на письме.

Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого школьника, учёт особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляет основу для поиска приёмов и определения содержания логопедической работы.

Эффективность устранение нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений. Таким образом, устранение нарушений письменной речи является комплексной проблемой.

Пространственная последовательность звуков и слогов, составляющих слово, а также слов в фразах имеет важное значение для формирования навыков письменной речи. Соответственно, упражнения, направленные на уточнение пространственных представлений, способствуют развитию звуко-слогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи.

Ориентироваться в окружающем пространстве дети учатся постепенно.

Продуманный выбор материала на уроке, даёт возможность углубить полученные учениками знания и способствует выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей действительности.


Похожие:

Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Методика «Беседа о школе» модифицированный
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить...
Цель: активизация психических процессов: восприятие, внимания, памяти; развитие тактильных ощущений, слухового внимания, умения ориентироваться...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Регулятивные ууд
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов в единицу времени (концентрация, переключение и объем...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Методика изучения словесно логического мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Методы диагностики изучения уровня развития внимания учащихся коррекционной школы
Изучение особенностей внимания учащихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Методика «интеллектуальная лабильность» или умение переключаться
Цель: Исследование лабильности, т е способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon «Особенности развития произвольного внимания детей с общим недоразвитием речи III уровня»
Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование»
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития...
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе
«Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Филиал рггу в г. Домодедово
Уровень развития сайта (оценка контента, структуры, удобства использования и т д.) и оценка возможностей его развития. 69
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Инструкция по действию персонала организаций, учреждений, предприятий...
Цель инструкции – помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Инструкция по действию персонала организаций, учреждений, предприятий...
Цель инструкции – помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология»
Цель: оценка сформированности профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для реализации научно-исследовательской...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon План проведения внутреннего финансового аудита министерства социального...
Выявление, недопущение и пресечение нарушений бюджетного законодательства в деятельности учреждения. Выявление возможностей повышения...
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Инструкция Задание Записать после однократного прослушивания у ёлки...
Определение умения копировать предложение, написанное разным шрифтом, умение концентрировать и переключать внимание
Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Инструкция icon Дипломная работа на тему: «Выявление и оценка резервов роста производительности труда»
«Выявление и оценка резервов роста производительности труда» (на примере открытого акционерного общества «Ижевский автозавод»)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск