Дипломная работа
на тему: «Выявление и оценка резервов роста производительности труда» (на примере открытого акционерного общества «Ижевский автозавод»)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика предприятия 6
1.1. История создания, цели, задачи предприятия 6
1.2. Правовой статус, структура предприятия. 10
1.3. Основные виды деятельности и выпускаемая продукция 13
1.4. Характеристика персонала предприятия 15
2. Анализ основных технико-экономических показателей…………………………………………………………………19
2.1 Анализ динамики основных технико-экономических показателей…………………..……………………………………………19
2.1.1 динамика объемов производства………………………….19
2.1.2. Анализ динамики численности……….………...…………22
2.1.3. анализ состояния нормирования труда на пред-тии 24
2.1.4. организация и оплата труда ………………………………...33
2.1.5.АНАЛИЗ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА…..…………………………...…...41
2.2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ И ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ……………………45
2.3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОго состояния ПРЕДПРИЯТИЯ …………….....47
2.3.1.АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА……………………………..….47
2.3.2 анализ деловой активности предприятия…………...….52
2.3.3 Анализ рыночной устойчивости предприятия……..….54
2.3.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия……..56
3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУД…………………………………………….64
3.1. РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ …………………….………..65
3.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………….68
3.3. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА……………………………………………………………………………70
3.4. ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА .......73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………….……………………...…………………........75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………………….77
Приложение………………………………………………………….……....78
ВВЕДЕНИЕ
Производительность труда - это показатель эффективности трудового процесса, выражаемый отношением результатов производства к соответствующим затратам непосредственного, живого труда.
Повышение производительности живого труда означает, что на единицу потребительной стоимости затрачено меньше, чем раннее, живого труда. Задача повышения эффективности общественного производства всегда является актуальной для экономики, но делается жизненно важной для ее развития в условиях (и после) долговременного спада производства, так как повышение производительности труда - основной источник роста национального дохода.
Производительность труда является важнейшим показателем экономического роста. Экономический рост – одна из основных целей в экономике государств с рыночной структурой хозяйствования и является показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение общественного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни. Рост реального продукта приводит к возрастанию материальных благ, предоставляемых государством своим работникам.
Социально - экономическое развитие страны означает повышение темпов экономического роста и кардинальное повышение производительности труда. Целью развития страны, производства должно являться достижение полного благосостояния и свободного всестороннего развитие всех членов общества. [1,c.25]
Благосостояние - это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами. Оно растет, хотя медленнее, чем хотелось бы (темпы его роста непосредственно определяются темпами роста производительности труда, какими темпами мы работаем - такими темпами оно и растет). В основе роста благосостояния лежит увеличение материального богатства: но оно имеет определенные границы. Рост духовного богатства не может иметь границ. Он неразрывно связан со свободным всесторонним развитием всех членов общества и его основой является свободное время. Свободное время – время для всестороннего развития человека. Увеличение свободного времени основано на росте производительности труда: её повышение позволяет уменьшить рабочее время и увеличить внерабочее. Рациональное использование последнего ведёт к росту свободного времени.
Для поднятия темпов роста производительности труда (ПТ) необходимо существенно усовершенствовать хозяйственный механизм, выявит её резервы роста, в частности систему управления производительностью труда, сломать механизм её торможения.
Выявление и использование резервов роста ПТ является важнейшей задачей при анализе и планировании производительности труда, т.е конкретные возможности повышения ПТ, которые создаются в результате действующих тех или иных факторов.
В целях повышения уровня ПТ разрабатывается специальная программа управления ПТ, которая включает измерение и оценку этого уровня, планирование и контроль повышения ПТ на основе информации, полученной в процессе измерения и оценки, осуществление конкретных мер по повышению производительности, измерение и оценку воздействия этих мер.
Управление производительностью труда неразрывно связано с управлением качеством (процессом обеспечения качества продукции), планированием (процессом, определяющим что должно быть сделано для повышения эффективности), измерением трудозатрат и разработкой смет (процессом оценки экономичности), бух. учетом и финансовым контролем (оценкой прибыльности), кадровой политикой.
Наша страна располагает большими возможностями в повышении ПТ во всех отраслях народного хозяйства, но используются они недостаточно. Особое значение темпов роста ПТ в настоящее время обусловлено тем, что возможности развития отраслей материального производства за счет увеличения работающих уже исчерпаны.
Решение и раскрытие такой темы, как выявление и оценка резервов роста производительности труда на ОАО «Иж-Авто» и предопределяет содержание данной курсовой работы.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
История развития ОАО «ИжАвто»
Автопроизводство было организовано в Ижевске благодаря поддержке Д.М. Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Устинов очень хорошо знал о высоком производственном потенциале группы заводов «Ижмаш» и был знаком с ижевскими кадрами - во время войны его кабинет находился непосредственно в одном из цехов машзавода. Устинов был уверен, что этот коллектив справится с такой важной задачей как строительство нового автозавода.
Строительство завода началось в 1965 году. Была проведена реконструкция недостроенного корпуса «Прогресс» недалеко за городом, установлено 1300 единиц оборудования, запущены цеха сварки, окраски и сборки. Вскоре на конвейер был поставлен «Москвич-408». Все детали и комплектующие привозили с Московского завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК). Уже 12 декабря 1966 года с конвейера сошел первый автомобиль ижевского производства – «Москвич-408» с эмблемой ИЖ на радиаторе. До конца 1966 года с конвейера «малого» автозавода сошло 300 ижевских автомашин, что для периода становления ижевских «Москвичей» было несомненным достижением. Всего на ижевском автозаводе было изготовлено более 4000 автомобилей «Москвич-408»
В декабре 1967 года начался выпуск более совершенной модели - «Москвич-412», и до конца года было выпущено 204 машины. Ижевский автозавод уверенно набирал темпы. В строй вводились оснащенные средствами сложнейшей автоматики прессовые и сварочные линии, установки для окраски кузовов и многокилометровые линии конвейеров.
Пока на «малом» автозаводе шел выпуск автомобилей, вокруг него развернулось строительство корпусов «большого» автозавода. Выступавшая в качестве генерального подрядчика компания «Рено» (Renault) привлекла к поставкам оборудования ряд других предприятий. В частности, было закуплено прессовое оборудование французских фирм, а также несколько автоматических линий японской фирмы «Комацу» (Komatsu). В процессе технологического оснащения основного завода были привлечены многие немецкие, итальянские и шведские специалисты.
В 1971 году все основные цеха «большого» автозавода были сданы в эксплуатацию. Здесь действовало более 5 тысяч единиц оборудования. Линии конвейеров занимали более пятидесяти километров. Сварку и окраску узлов выполняли роботы и автолинии. Выпуск автомобилей на «малом» автозаводе был прекращен. На новом производстве начался массовый выпуск автомобилей «Москвич-412». Всего с конвейера ижевского автозавода за время выпуска (33 года!) сошло более 2 миллионов 300 тысяч автомобилей под этой маркой. Вскоре коллектив представил на государственное испытание две новые модели автомобилей, полностью разработанные собственными конструкторами бюро предприятия. Это были широко известные сейчас ИЖ-2125 «Комби» с пятиместным пятидверным кузовом и фургон ИЖ-2715 с трехдверным кузовом для перевозки грузов. После получения права на внедрение в производство собственных разработок ижевский автозавод начал формировать собственную рыночную нишу- производство развозных коммерческих автомобилей.
В 1973 году пятидверные фургоны «Москвич-434», выпускавшиеся на заводе с 1968 года, были заменены на ИЖ-2715 и его модификации: ИЖ-27151 с кузовом типа «пикап» и ИЖ-27156 с грузопассажирским отделением. Ижевские фургоны и «пикапы» - ИЖ-2715 и ИЖ-27151 быстро завоевали в народе репутацию «рабочих лошадок». Иж-2715 был единственным в то время в СССР грузовым малолитражным автомобилем, и даже до сих пор он пользуется спросом. В 1972 году впервые в СССР ижевские конструкторы разработали вариант полноприводного «внедорожника» ИЖ-14 4х4. Не основан он был, прежде всего, по причине слабой унификации с базовым для автозавода «Москвичом». Идею «внедорожника» впоследствии воплотил ВАЗ. Также в «Ижевском КБ» были разработаны переднеприводные автомобили ИЖ-13, ИЖ-19, которые не прошли в серию по той же причине - невозможность унификации с базовыми моделями завода.
27 октября 1977 года с конвейера ижевского автозавода сошел миллионный автомобиль.
С 1988 года автомобили ИЖ получили новый внешний вид и некоторые внутренние изменения - уплотненные дверные ручки, новые подфарники, решётка радиатора, дисковые передние тормоза, двухконтурная система тормозов.
В 1984 году прошла государственные испытания новая базовая модель ИЖ-2126, а в1991 году производство автомобиля ИЖ-2126 «Орбита» было поставлено на конвейер. Модель имеет пятидверный кузов типа «хэтчбек», традиционный задний привод, оснащена двигателем ВАЗ-2106. На базе модели выпускаются фургоны ИЖ-2717, ИЖ-212612, ИЖ-212614 и «пикапы» ИЖ-27171, ИЖ-212615. Так как торговый знак «Орбита» был уже зарегистрирован за рубежом, то было решено изменить название не только экспортного варианта, предназначенного для внутреннего рынка. Теперь автомобили модели ИЖ-2126 называются «Ода».
Объёмы производства резко возросли: если в 1999 году было выпущено 9370 машин, то в 2000 году- уже 27400 автомобилей. Значительно улучшилось качество продукции, а также началась подготовка мощностей для перевода производства модели ВАЗ-2106 с конвейера Волжского автозавода в Ижевск.
В 2001 году «Иж-Авто» отметил 35-летие со дня выпуска первого автомобиля. После смены руководства – в 2000 году было собрано 24691 легковых автомобилей (в 1999 году- 9370). Ведется планомерная работа по улучшению качества сборки и комплектующих. Постепенно к 2006 году в производстве остались модели: ИЖ-2715 и его модификации ИЖ-27151 с кузовом типа «пикап» и ИЖ-27156 с грузопассажирским отделением, а также «Орбита» и ее модификация «Фабула».
Проект KIA Spectra
Ижевский автозавод стал первым в России предприятием, производящим автомобили KIA по схеме CKD, которая включает процесс сборки, сварки и окраски, а также первым россйским автозаводом, начавшим работать в рамках понятия «промышленной сборки» по постановлению № 166 Правительства РФ. Инвестиции в объеме около $100 млн позволили создать высокотехнологичное сборочное производство. В строительно-монтажных работах и реконструкции на «Иж-Авто» было задействовано около 2 тыс. человек. Площадь реконструкции превысила 40 тыс. кв. м.
Реализация проекта потребовала масштабного обновления технологий. Контракт на поставку и монтаж оборудования для комплекса окраски, рассчитанного на программу KIA Spectra, всей ижевской классики и автомобилей ВАЗ классической компоновки, был подписан с компанией Durr, поставщиком большинства технологических комплексов для окраски автомобилей Mercedes, BMW, Hyundai. В качестве основного поставщика оборудования для сборки автомобилей KIA была выбрана компания Dong Hee Industries Korea, разработавшая и внедрившая линии сборки на зарубежных производствах KIA в Канаде, Египте, Китае и Турции. Основным поставщиком комплекса сварки стала компания KIA Motors Corp., поставившая в Ижевск оборудование компаний Оbara, Wooshin, Nimat (Ю.Корея, Япония).
Объем инвестиций в освоение на ОАО «Иж-Авто» нового современного автомобиля составил прядка $ 100 млн. Проект KIA Spectra стал логичным продолжением инвестиционной политики Группы «СОК», которая инвестировала в развитие Ижевского автозавода более 2 млрд. рублей.
«Иж-Авто» успешно прошел все этапы аудита KIA Motors Corp. и добился результатов, которые превосходят нормативные требования корейской стороны. Это позволяет предоставлять гарантию на автомобили KIA Spectra на 3 года или на 100 тыс. км пробега, что на год больше, чем у Ford Focus и Renault Logan российской сборки.
В канун 40-летия предприятия, в октябре 2005 года, премьер-министр России Михаил Фрадков поздравил коллектив ОАО «Иж-Авто» с юбилеем и началом производства «современного российского легкового автомобиля KIA Spectra».
1.2. Правовой статус и организационная структура управлением предриятием
Открытое Акционерное общество «Ижмаш-Авто» является юридическим лицом и действует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации и Удмуртской республики. Акционерами Общества могут быть, признающие положения настоящего устава, юридические лица, граждане РФ и других государств. Оно создано в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах» и Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Открытое акционерное общество расположено по адресу: 426060, Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета, фирменное наименование и печать со своим наименованием, и другие штампы, необходимые для хозяйственной деятельности, эмблему и товарный знак.
Уставный капитал общества составляет на момент учреждения 1350000000 руб. Выпущены обыкновенные и привилегированные акции номинальной стоимостью одна тысяча рублей. Выпуск акций зарегистрирован Министерством Финансов Удмуртской Республики 30 июня 1994г. № 13-1П-0222. Приобретение акций регистрируется в реестре акционеров. Дивиденды по акциям выплачиваются один раз в год. Величина дивидендов определяется очередным Собранием акционеров.
ОАО "Иж-Авто" – коммерческая организация, то есть преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Предметом деятельности Общества является:
- производство и реализация товаров народного потребления;
- оказание платных услуг физическим и юридическим лицам.
ОАО «Иж-Авто» имеет административное здание, 30 производственных корпусов, 5 складских корпусов, автопарк, имеется подъездные пути для железнодорожного транспорта, углекислотная станция, котельная.
Основной рынок ОАО «Иж-Авто»- автомобильный, его деятельность распространяется на сегменты легковых малолитражных автомобилей и грузовых малотоннажных автомобилей.
Вспомогательный рынок - запасные части к автомобилям.
Исходя из потребительских качеств ижевских автомобилей, модификаций, учитывая результаты исследования возможных рынков сбыта, можно с уверенностью выделить несколько крупных категорий потенциальных покупателей:
предприниматели малого бизнеса, фермеры, кооператоры, которых привлекает универсальность ижевских автомобилей, возможность использования в грузовых и пассажирских вариантах, а также высокие показатели автомобилей;
крупные промышленные предприятия, использующие модификации «пикап» и «фургон» как внутризаводской транспорт;
предприятия и фирмы, занятые в сфере обслуживания, применяют автомобили с установленным дополнительным оборудованием.
Данные потребители заинтересованы в экономии транспортных расходов, мобильности, относительно низкой цене покупки, эксплуатации и хранения (парковки) автомобиля. Процесс выбора – рациональный.
Основными отечественными производителями легковых автомобилей малого класса являются в России АО «АвтоВАЗ», АО «УАЗ», АО «ГАЗ», АО «КамАЗ», АО «СеАз» и ОАО «Иж-Авто». Кроме этого, определенную долю рынка занимает импорт машин из стран СНГ и дальнего зарубежья. Что касается населения, покупателями ижевских автомобилей являются люди со средним уровнем дохода. По времени предстоящей покупки автовладельцы распределились следующим образом:
в ближайшее время-5 %, через год-два- 10 %, через 3-5 лет-19,4 %, не планируют-65,6%.
Маркетинговые исследования показывают, что на решение купить автомобиль в значительной степени влияют следующие факторы:
умеренная цена (90%);
удобство обслуживания (71%);
гарантии качества (65%);
Причины, по которым респонденты желают приобрести автомобиль, могут классифицированы следующим образом:
сделать жизнь более удобной (81%);
путешествовать на автомобиле во время отпуска (74%);
осуществлять деловые поездки (41%);
иметь дополнительный доход (27%);
повысить свой престиж (26%).
|