Скачать 109.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» для поступления на программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 37.06.01 (психологические науки), направленность (профиль) – медицинская психология Санкт-Петербург 2014 Структура вступительного испытания Цель и задачи вступительного испытания Цель: оценка сформированности профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для реализации научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере медицинской психологии. Задачи:
Основные требования к уровню подготовкиАбитуриент, поступающий на программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 37.06.01 (психологические науки), направленность (профиль) – медицинская психология должен Знать:
Иметь представление:
Владеть навыками:
Основное содержание1. Общая характеристика клинической (медицинской) психологии История возникновения и развития клинической психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов в России и за рубежом. Специфика клинико-психологического подхода к изучению психических явлений. Области применения клинико-психологических знаний. Основные разделы клинической (медицинской) психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. Фундаментальные психологические проблемы, решаемые на моделях патологии. Понятие о психической норме и патологии, психическом здоровье и психической болезни. Методологические и методические проблемы медицинской психодиагностики. Роль клинической (медицинской) психологии в решении задач здравоохранения, образования, социальной помощи населению и др. Особенности реализации диагностической, консультативной и коррекционной, экспертной, информационно-просветительской функции клиническим (медицинским психологом). Особенности клинико-психологической профилактики, диагностики, экспертизы, психотерапии и психологической коррекции при работе с детьми. Этические принципы и нормы практической деятельности клинических (медицинских) психологов. 2. Нейропсихология Предмет нейропсихологии. Теоретическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы “мозг и психика”. Роль нейропсихологии в решении общепсихологических проблем. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Основные направления современной нейропсихологии (клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского возраста и старения, нейропсихология индивидуальных различий и др.). Практическое значение нейропсихологии. Теоретические основы нейропсихологии. Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Проблема локализации высших психических функций. Принципы нейропсихологической диагностики. Нейропсихологические симптомы, синдромы, факторы. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Нарушения восприятия, движений и действий, речи, памяти, внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга. Нейропсихологические основы восстановительного обучения при локальных поражениях мозга. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений высших психических функций в детском возрасте. Становление структурно-функциональной организации мозга и психики в онтогенезе. Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий в формировании речевой и перцептивной сфер в онтогенезе. 3. Патопсихология Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии. Практические задачи патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования. Патопсихологический синдром. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях. Характеристика основных патопсихологических синдромов. Патопсихологические аспекты невротических расстройств и расстройств личности. 4. Психосоматика и психология телесности Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматическая проблема. Психосоматические идеи в истории медицины. Основные направления психосоматики. Психодинамические и естественнонауные (физиологические) истоки психосоматики. Современные исследования в области психосоматики. Роль психологических и социальных факторов в формировании риска и динамики соматических заболеваний. Психосоматические-соматопсихические взаимовлияния. Психосоматические и соматопсихические расстройства. Психология соматического больного. Понятие внутренней картины болезни и отношения к болезни. Психологические аспекты диагностического и лечебно-реабилитационного процесса в соматической клинике. 5. Психология аномального развития Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. . Закономерности нормального и аномального развития. Первичные и вторичные нарушения. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе. Понятие психического дизонтогенеза. Основные параметры психического дизонтогенеза. Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические). Виды психического дизонтогенеза и их характеристика. Психологические методы исследования аномального ребенка 6. Медико-психологическое вмешательство Психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция: общее и различия. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Проблема научного статуса психологической (не-медицинской) психотерапии. Этико-деонтологические аспекты медико-психологического вмешательства. Основные направления психотерапии (психокоррекции) – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бихевиоральное и их современные варианты. Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия основные понятия и методы. Гуманистическое и экзистенциальное направление психотерапии. Проблема интеграции различных психотерапевтических подходов – основания, возможности и границы. Примеры вопросов
… … и др. Рекомендуемая основная литература
Дополнительная литература
|
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии.... |
Порядок проведения вступительных испытаний в омском государственном техническом университете Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных вступительных... |
||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,... |
Программа вступительных испытаний по анестезиологии -реаниматологии... В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания... |
||
Соответствие профиля всероссийской олимпиады школьников специальностям... Установление перечня и программ вступительных испытаний, шкал оценивания их результатов и минимального количества баллов, подтверждающего... |
Программа вступительных испытаний по кардиологии для лиц, поступающих... Вступительные экзамены проводятся в соответствии с разработанной программой по кардиологии. Материалы вступительных испытаний отражают... |
||
Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными... Егэ сдают вступительные испытания, определенные Академией в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, с учетом особенностей... |
Положение по организации и проведению вступительных испытаний, организуемых... Организация и проведение вступительных испытаний, которые устанавливает Российский государственный гидрометеорологический университет... |
||
Программа вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру по... Московский государственный институт международных отншений (университет) мид россии |
Программа вступительных испытаний для поступающих на направление подготовки Методологические и научно-методические основы преподавания филологических дисциплин |
||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 05. 04. 01 «геология» Решением Ученого совета Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского (Приволжского) федерального университета |
||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская... |
||
Программа вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Примерная программа по дисциплине «История медицины»: Для специальностей:... Впо по направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», Сестринское дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Медицинская... |
Поиск |