Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология»


Скачать 109.22 Kb.
Название Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология»
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

Программа вступительных испытаний
по специальной дисциплине «медицинская психология»
для поступления на программу подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению 37.06.01 (психологические науки),

направленность (профиль) – медицинская психология

Санкт-Петербург
2014

Структура вступительного испытания
Цель и задачи вступительного испытания

Цель: оценка сформированности профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для реализации научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере медицинской психологии.
Задачи:

  1. Оценка уровня знаний в сфере медицинской психологии.

  2. Оценка умений и навыков реализации основных функций медицинского психолога, наиболее значимых для научно-исследовательской и педагогической деятельности.



Основные требования к уровню подготовки


Абитуриент, поступающий на программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 37.06.01 (психологические науки), направленность (профиль) – медицинская психология должен

Знать:

  • Предмет, историю развития, теоретические и методологические основы, актуальные проблемы медицинской психологии.

  • Предмет, задачи и теоретические основы нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики, психологии соматического больного, психологии аномального развития.

  • Психологические основы и принципы ведущих направлений психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции.

  • Медико-психологические основы психокоррекции в сопровождении диагностического, профилактического, лечебного и реабилитационного процесса в клинике психических, неврологических и соматических расстройств.


Иметь представление:

  • О методологических проблемах медицинской психологии.

  • Перспективных направлениях современных исследований в области медицинской психологии.


Владеть навыками:

  • Планирования и реализации медико-психологического исследования в связи с задачами диагностического, профилактического, лечебного и реабилитационного процесса в клинике психических, неврологических и соматических расстройств.

  • Планирования и реализации медико-психологического вмешательства в связи с задачами диагностического, профилактического, лечебного и реабилитационного процесса в клинике психических, неврологических и соматических расстройств.



Основное содержание


1. Общая характеристика клинической (медицинской) психологии

История возникновения и развития клинической психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов в России и за рубежом. Специфика клинико-психологического подхода к изучению психических явлений. Области применения клинико-психологических знаний. Основные разделы клинической (медицинской) психологии.

Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. Фундаментальные психологические проблемы, решаемые на моделях патологии. Понятие о психической норме и патологии, психическом здоровье и психической болезни. Методологические и методические проблемы медицинской психодиагностики.

Роль клинической (медицинской) психологии в решении задач здравоохранения, образования, социальной помощи населению и др. Особенности реализации диагностической, консультативной и коррекционной, экспертной, информационно-просветительской функции клиническим (медицинским психологом). Особенности клинико-психологической профилактики, диагностики, экспертизы, психотерапии и психологической коррекции при работе с детьми. Этические принципы и нормы практической деятельности клинических (медицинских) психологов.
2. Нейропсихология

Предмет нейропсихологии. Теоретическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы “мозг и психика”. Роль нейропсихологии в решении общепсихологических проблем. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Основные направления современной нейропсихологии (клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского возраста и старения, нейропсихология индивидуальных различий и др.). Практическое значение нейропсихологии.

Теоретические основы нейропсихологии. Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Проблема локализации высших психических функций.

Принципы нейропсихологической диагностики. Нейропсихологические симптомы, синдромы, факторы. Синдромный анализ нарушений высших психических функций.

Нарушения восприятия, движений и действий, речи, памяти, внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга.

Нейропсихологические основы восстановительного обучения при локальных поражениях мозга.

Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений высших психических функций в детском возрасте. Становление структурно-функциональной организации мозга и психики в онтогенезе. Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий в формировании речевой и перцептивной сфер в онтогенезе.
3. Патопсихология

Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии. Практические задачи патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования. Патопсихологический синдром. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях. Характеристика основных патопсихологических синдромов.

Патопсихологические аспекты невротических расстройств и расстройств личности.
4. Психосоматика и психология телесности

Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматическая проблема. Психосоматические идеи в истории медицины. Основные направления психосоматики. Психодинамические и естественнонауные (физиологические) истоки психосоматики.

Современные исследования в области психосоматики. Роль психологических и социальных факторов в формировании риска и динамики соматических заболеваний.

Психосоматические-соматопсихические взаимовлияния. Психосоматические и соматопсихические расстройства.

Психология соматического больного. Понятие внутренней картины болезни и отношения к болезни.

Психологические аспекты диагностического и лечебно-реабилитационного процесса в соматической клинике.
5. Психология аномального развития

Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. . Закономерности нормального и аномального развития. Первичные и вторичные нарушения. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе. Понятие психического дизонтогенеза. Основные параметры психического дизонтогенеза. Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические). Виды психического дизонтогенеза и их характеристика. Психологические методы исследования аномального ребенка
6. Медико-психологическое вмешательство

Психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция: общее и различия. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Проблема научного статуса психологической (не-медицинской) психотерапии. Этико-деонтологические аспекты медико-психологического вмешательства. Основные направления психотерапии (психокоррекции) – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бихевиоральное и их современные варианты.

Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия   основные понятия и методы. Гуманистическое и экзистенциальное направление психотерапии.

Проблема интеграции различных психотерапевтических подходов – основания, возможности и границы.


Примеры вопросов


  1. Основные исторические этапы становления медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных физиологов, психиатров и психологов в ее развитие.

  2. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия: задачи, формы, условия.

  3. Психология и психопатология сенсорно-перцептивной сферы. Методы диагностики.

  4. Психология и психопатология эмоциональной сферы и воли.

  5. Психоаналитические концепции в психосоматике.

  6. Вклад русской физиологической школы (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, А.И. Введенский), психоневрологии и пограничной психопатологии (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) в развитие медицинской психологии.

  7. Принципы реабилитации наркозависимых. Направления и формы оказания психологической помощи наркозависимым и их близким.

  8. Проблема мозговой организации психических функций в норме и при патологии. Вклад Л.С. Выготского, А.Р. Лурия в развитие нейропсихологии.

  9. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии; «невротическая», «пограничная» и «психотическая» личностная организация.

  10. Философские и психологические основания экзистенциального направления психотерапии.

  11. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Основные направления и концепции психосоматики.

  12. Законы психического развития. Психический дизонтогенез: определение, параметры, виды и их характеристика.

  13. Нарушения мышления: клиническая и патопсихологическая классификация. Методы диагностики.

  14. Девиантное поведение: определение, виды, факторы риска и механизмы формирования.





и др.
Рекомендуемая основная литература

  1. Александров А.А. Интегративная психотерапия. Спб.: Питер, 2009.

  2. Алёхин А.Н. Элементы общей психопатологии для педагогов и психологов : учебное пособие. — СПб. : Изд-во РГПУ , 2012.

  3. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. Спб.: Питер, 2011.

  4. Карвасарский Б.Д. (ред.) Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. Спб.: Питер, 2013.

  5. Карвасарский Б.Д. (ред.) Психотерапия: Учебник для вузов. 4-е изд. Спб.: Питер, 2012.

  6. Клиническая психология : в 4 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. Б.Холмогоровой.

  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Спб.: Питер, 2008.



  8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Пособие для вузов. М.,: МЕДпресс-информ, 2008.

  9. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.

  10. Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике. Спб.: Питер, 2008.

  11. Перре М., Бауман У. Клиническая психология и психотерапия. 3-е изд. Спб.: Питер, 2012. – 944 с.

  12. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2010.

  13. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. Спб.: Питер, 2013.

  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. Спб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под ред. Л.С.Цветковой.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. - 272 с.

  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2000.

  3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. – СПб., 1998.

  4. Астапов. В., Малкова Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика. – М.: МПСИ, 2011.

  5. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. Вестник МГУ, Психология, 1996.

  6. Барлоу Д.Х. Клиническое руководство по психическим расстройствам. Спб.: Питер, 2008.

  7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

  8. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996.

  9. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., Медицина, 1988.

  10. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

  11. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. Санкт-Петербург, Стройлеспечать, 1997.

  12. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 736 с.

  13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

  14. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2000 или М., 1986.

  15. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. С-Пб., 1996.

  16. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. М., 2000.

  17. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Т.К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М., 1999.

  18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

  19. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина. 1985.

  20. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л., 1980.

  21. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1979.

  22. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., МГУ, 1988.

  23. Кулаков С. А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб., 2007.

  24. Кулаков С. А. Психосоматика. – СПб., 2010.

  25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Академия, 2002.

  26. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения у детей. М.: МГУ, 1990.

  27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.

  28. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., МГУ, 1966.

  29. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М. «Класс». 1998.

  30. МКБ-10 Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева. Всемирная организация здравоохранения, 1992. Перевод – СПб, 1994.

  31. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва. Воронеж, 1995.

  32. Нейропсихологическая диагностика. Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. 1,2. М., МГУ, 1994.

  33. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.

  34. Практикум по патопсихологии (под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского). М., 1987.

  35. Проблемы афазии и восстановительного обучения. Под ред. Л.С. Цветковой. М., МГУ, 1979.

  36. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия. П.ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. Спб., Питер, 2001, -240 с.

  37. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., изд. «Эксмо-Пресс», 1999.

  38. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). М., 2000. СПб, 1998.

  39. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

  40. Руководство по психиатрии (Под ред. А.В.Снежневского) в 2 т. М., 1983.

  41. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.

  42. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985

  43. Соколова Е.Т. Самосознания и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

  44. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., «Эксмо-Пресс», 2000.

  45. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: в 3 тт. М.: Медгиз, – 1955, 459 с., т.2 – 1959, 407 с., т.3 – 1963, 335 с.

  46. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984.

  47. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991 или М., 1993.

  48. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

  49. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. Ярославль, 1998.

  50. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. М., 1997.

  51. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М., Просвещение. 1995.

  52. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.

  53. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., Юристъ, 1997. -256 с.

  54. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика: от Месмера до Фрейда. М., 1991.

  55. Эволюция психотерапии. В 4-х т., М., Класс, 1998.

  56. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2003.



Похожие:

Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности...
Предмет и объект медицинской психологии. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и физиологов в становление медицинской психологии....
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Порядок проведения вступительных испытаний в омском государственном техническом университете
Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных вступительных...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний по анестезиологии -реаниматологии...
В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Соответствие профиля всероссийской олимпиады школьников специальностям...
Установление перечня и программ вступительных испытаний, шкал оценивания их результатов и минимального количества баллов, подтверждающего...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний по кардиологии для лиц, поступающих...
Вступительные экзамены проводятся в соответствии с разработанной программой по кардиологии. Материалы вступительных испытаний отражают...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными...
Егэ сдают вступительные испытания, определенные Академией в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, с учетом особенностей...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Положение по организации и проведению вступительных испытаний, организуемых...
Организация и проведение вступительных испытаний, которые устанавливает Российский государственный гидрометеорологический университет...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру по...
Московский государственный институт международных отншений (университет) мид россии
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний для поступающих на направление подготовки
Методологические и научно-методические основы преподавания филологических дисциплин
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 05. 04. 01 «геология»
Решением Ученого совета Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского (Приволжского) федерального университета
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Программа вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине «медицинская психология» icon Примерная программа по дисциплине «История медицины»: Для специальностей:...
Впо по направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», Сестринское дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Медицинская...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск