Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение


Скачать 103.51 Kb.
Название Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Инструкция
Методики выявления познавательных УУД




Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6-7 лет.

Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).

описание: c:\documents and settings\руслан\рабочий стол\отличия\test-razlich.gif

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.
Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)

Средний уровень- 3-5 .

Низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


Ключ

  1. Растение, земля.

  2. Берег, вода.

  3. Здание, улица.

  4. Крыша, стены.

  5. Глаза, печать.

  6. Бумага, редактор.

  7. Игроки, правила.



Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.


«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:


  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;




  1. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

  2. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;

  3. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  4. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.


Оценка результатов производится с помощью таблицы:


Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление




Обработка результатов

Предъявленные ряды

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;

  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6


Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники
1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%).

  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%).

  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85%).

  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

  1. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

  2. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).

  2. Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

  1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)


  1. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

  1. Учитель - Ученик

Врач - ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

  1. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

  1. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

  1. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

  1. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

  1. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

  1. Стол- Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)
4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

  1. Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

  2. Метла, лопата... (43%)

  3. Лето, зима... (84%)

  4. Огурец, помидор ... (97%)

5. Сирень, орешник ... (74%)

  1. Шкаф, диван ... (96%)

  2. Июнь, июль ... (95%)

  3. День, ночь... (45%)

  4. Слон, муравей ... (85%)

10. Дерево, цветок ... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 баллов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.

Похожие:

Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Методика изучения словесно логического мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Изучение развития логических операций
Первый субтест позволяет выявить осведомлённость; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвёртый – подбирать...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Мдоу «Д/С №41р п. Петровское»
Создать условия для развития у детей логического мышления, мелкой моторики рук, внимания и воображения, через использование математического...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Инструкция по сборке распашной системы «Найди»
Компания «Найди» предлагает Вам технологию производства, позволяющую самостоятельно осуществить сборку и установку распашных дверей...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Развивающие игры для детей
Мышление одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью....
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Рабочая программа по Блочному программированию позволяет изучать...
В связи с этим возникает необходимость более раннего освоения навыков программирования и развития логического мышления. Наиболее...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon План проведения внутреннего финансового аудита министерства социального...
Выявление, недопущение и пресечение нарушений бюджетного законодательства в деятельности учреждения. Выявление возможностей повышения...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует...
Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально0образного, художественного типа мышления, совместно с предметами...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Развитие логического мышления у детей дошкольного возроста через решения нестандартных задач

Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon 1. Изучение развития логических операций
Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, разработанный Э. Ф. Замбацявичене (1984). Этот...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Анализ методической работы в муниципальном бюдженном общеобразовательном...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в Лицее и ее роли в процессе включения педагогического коллектива...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon «Рыба и рыбные товары»
Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, логического мышления, способности к рефлексии, памяти
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика...
Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В...
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Исследование словесно-логического мышления. 1-й субтест. Осведомленность....

Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?
Методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников»
Тест “Найди несколько различий?” Цель: выявление уровня развития операции логического мышления анализ и сравнение icon Набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка
Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие +Ключи; «Восприятие...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск