Муниципальное казённое (специальное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - VIII вида, «Пыскорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Рабочая программа
по профессионально – трудовому обучению
швейное дело
Составитель:
Учитель технологии
Романова Раиса
Васильевна
С. Пыскор
Пермский край.
Содержание:
Пояснительная записка;
Основное содержание тем по классам.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (знания, умения);
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 9 класса по проекту.
Учебно – тематическое планирование по классам;
-
Критерии и формы оценки по проекту.
Защита проекта.
Экзаменационные вопросы.
Список литературы.
Пояснительная записка по швейному делу.
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы сборник 2. Под редакцией В.В.Воронковой. Авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцев Л.С., Ковалева Е.А., Васенков Г.В. Задача обучения учащихся швейному делу заключается в элементарном ознакомлении школьников с тканями и другими швейными материалами, в привитии навыков выполнения ручных машинных работ на примере изготовления изделий из ассортимента белья и лёгкой детской и женской одежды простейших фасонов.
Учитывая, что швейное дело в школе с сельскохозяйственным профилем трудового обучения является дополнительным видом труда и на него отводится
Классы
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Часы
|
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
изделия предлагается выполнять по готовому крою и по готовым выкройкам.
Знакомство с чертежами швейных изделий и их вычерчиванием предусматривается только по несложным изделиям.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках рисования, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д.
Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику, в ателье г. Березники. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке образцов: двойного, накладного, обтачного, шва с открытым срезом. Обработке головного платка, мешочка для хранения работ, наволочки, прихватки, мягких игрушек, построению чертежа.
В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей бельевых изделий: сорочки, фартука, фартука с нагрудником, косынки и их пошиву на швейных машинах с электроприводом. Рекомендуется изготовление образцов: сборок, складок, обтачек, накладного кармана. Швов: настрочной, расстрочной, запошивочный.
Так как в 5 -6 классах предусматривается изучение технологии и освоение приёмов пошива бельевых изделий, необходимо уделять особое внимание закреплению у учащихся приёмов и формированию навыков работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.
Материал программы в 7-8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива лёгкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся овладели новыми приёмами работы, а также научились составлять последовательность выполнения операции, анализировать работу. Изделия предлагаются выполнять по готовому крою и по готовым выкройкам. Знакомство с чертежами швейных изделий и их вычерчиванием предусматривается только по несложным изделиям.
В программу введены также темы по ремонту одежды и белья с применением ручных и машинных работ.
Для овладения производственными приёмами, способами выполнения машинных работ и для развития скоростных навыков в программе 9 класса предусмотрены темы практического повторения, на которые отводится достаточное количество учебного времени (68 часов).
Остальные (68 часов) учащиеся 9 класса работают по проекту. Изготавливают изделия по выбору: (платье, сарафан, халат, пиджак, блузка, шорты). По практической работе учащиеся предоставляют на экзамен проект, готовое изделие, изготовленное по проекту.
Основное содержание тем 5 класса.
Вводное занятие. Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в кабинете швейного дела. Санитарно – гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Волокна и ткани. Теоретические сведения. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Ручные работы. Теоретические сведения. Сведения о ручных стежках и строчках. Знакомство с отделочными стежками.
Умение. Умение чертить рамку в альбом по размерам.
Упражнения. Выполнение косых стежков на образце. Выполнение стежков «вперёд иголку». Выполнение чертежа рамки в альбом.
Практическая работа. Выполнение косого стежка на образце. Выполнить шов в перед иголку. Оформить образцы в альбом, соблюдая правила безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Швейная машина.
Теоретические сведения. Швейная машина. Виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места. Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с электрическим приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на швейной машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте. Выполнение машинных строчек на бумаге без ниток, на ткани с нитками.
Машинные работы.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, смётывание и стачивание. Вывёртывание ткани, вымётывание и выполнение второй строчки. Контроль размера шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Накладной шов.
Теоретические сведения. Соединительный шов. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами,
направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Обтачной шов.
Теоретические сведения. Краевой шов, применение, машинная строчка на расстоянии 5-7 мм от среза.
Умения. Выполнение обтачного шва на образце, шов и углы хорошо выправлены, шов хорошо проутюжен.
Упражнение. Выполнение обтачного шва на образце. Оформление образца в альбом.
Работа с тканью.
Изделие. Головной платок. Обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.
Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Изделие. Мешочек для хранения работ.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные, машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение стачного шва.
Упражнения. Выполнение и стачного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. Продергивание тесьмы. Приутюживание изделия.
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном(заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки. Растительное волокно (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Изделие. Прихватка для подушки.
Прихватка квадратной или прямоугольной формы, обработанный косой обтачкой.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Понятие обтачка. Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании. Ткани, применяемые для изготовления прихваток, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Мягкая игрушка.
Теоретические сведения. Ткань из чего будет сшита мягкая игрушка. Последовательность работы по пошиву игрушки.
Умение. Деталь туловища имеет плавные линии, набить ватой равномерно, без комков. Все детали прикрепить прочно, ручные стежки выполнить аккуратно, незаметно.
Практические работы. Соединить детали туловища. Набить игрушку ватой. Изготовить накладку для носа. Выполнить отделку игрушки.
Основное содержание тем 6 класса.
Вводное занятие.
Профессия швеи – мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Швейные изделия. Растительные волокна (лён). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон.
Обтачки.
Теоретические сведения. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Умение. Ориентировка, по операционной предметной карте.
Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).
Изделие. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия.
Умение. Построить чертеж косынки.
Упражнение. Обработка косого среза косынки обтачкой.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.
Сборки, складки.
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Упражнение. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.
Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам. Выполнение и равномерное распределение сборок.
Машинные швы. Виды соединительного шва.
|