Пояснительная записка
Рабочая программа по швейному делу для 9 класса составлена в соответствии: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» сборник 2 под редакцией В. В. Воронковой, допущено Министерством образования и науки Российской федерации, Москва, «Владос», 2011 год . « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовленный, 1-4 кл., 3-е издание, исправленное, под редакцией В. В. Воронковой, допущено Министерством образования Р. Ф., Москва, «Просвещение» 2004 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Швейное дело», 9 класса под редакцией Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. М Просвещение 2013 год. Программа рассчитана на проведение 140 часов в год, 4 часа в неделю.
Рабочая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий в соответствии с уровнем обучения в 4-9 классах. По построению и объему учебного материала программа является базовой . Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях. Программа обеспечивает максимальную помощь в процессе обучения. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии. .
Прогамма в 9 классе направлена на специализацию производственного обучения. На практическое повторение отводится 50 % часов от общего количества.
Цели профессионально-трудового обучения:
-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, создания продуктов труда, ведение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, о негативных последствиях влияния трудовой
деятельности человека, элементов машиноведения, технологии обработки ткани, художественной обработки материалов;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.
Учащиеся на занятиях осваивают компетенции- коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую, личностно-саморазвивающую.
Учатся формировать собственный алгоритм решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в облости технологии. Учащиеся учатся представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, инструкционная карта). Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график и др.).
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что даёт возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу 9 класса.
В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или иной темы. Исходя из уровня подготовленности учащихся, я сама определяю продолжительность преподавания тем и содержание некоторых контрольных работ.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. в свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления. Благотворно сказывается на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
-правила безопасной работы с ручными инструментами и при машинных работах, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей,
-классификацию текстильных волокон свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
-виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной машины к работе;
-виды декоративно-прикладного исскуства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах ;
-эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения оформления чертежей швейных изделий;
-правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, -способы моделирования плечевого изделия, правила подготовки выкройки к раскрою;
технологию выполнения швейных швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей.
Должны уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации в области обработки тканей;
- определять в ткани основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать щвейную машину и регулировать скорость, выполнять машинные строчки :по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать лину стежка;
- переводить рисунок вышивки на ткань; подбирать игы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
- подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре,пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять етали лоскутной пластики между собой, использовать прокладные материалы;
- читать и строить чертежи, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
-выполнять на швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатками.
Учебно-тематический план
№
|
Раздел
|
Количество часов
|
Общее
|
Теория
|
Практика
|
Контроль
|
1
|
Оборудование швейного цеха
|
17
|
15
|
1
|
1
|
2
|
Особенности обработки изделий из синтетических тканей
|
9
|
7
|
3
|
|
3
|
Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов
|
10
|
5
|
5
|
|
4
|
Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер
|
7
|
1
|
6
|
|
5
|
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике
|
2
|
2
|
|
|
6
|
Трудовое законодательство
|
2
|
2
|
|
|
7
|
Практическое повторение
|
4
|
|
4
|
|
8
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
|
2
|
9
|
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину
|
4
|
3
|
1
|
|
10
|
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
|
6
|
2
|
4
|
|
11
|
Организация труда и производства на швейной фабрике
|
7
|
7
|
|
|
12
|
Правила безопасной работы на швейной фабрике
|
2
|
2
|
|
|
13
|
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием
|
7
|
4
|
3
|
|
14
|
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве
|
8
|
5
|
3
|
|
15
|
Практическое повторение
|
5
|
2
|
3
|
|
16
|
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии
|
2
|
1
|
1
|
|
17
|
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды
|
22
|
2
|
20
|
|
18
|
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
|
6
|
4
|
2
|
|
19
|
Практическое повторение (подготовка к экзамену)
|
16
|
3
|
13
|
|
20
|
Контрольная работа «Обработка плечевого изделия»
|
1
|
|
|
1
|
|
Итого:
|
140
|
47
|
69
|
4
|
|