Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» (статья 7).
Базисного учебного плана для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04. 2002г. № 29/ 2065 – п.).
Учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год.
Авторской программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (автор Е. А. Ковалёва), Москва, изд-во ВЛАДОС, 2001г.
Цель уроков трудового обучения углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодовых иягодных культур, формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
Уроки трудового обучения в 8 классе организуются как уроки усвоения теоретических знаний и практических умений.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция речи и мышления.
Формирование навыков самоконтроля.
Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.
Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
Воспитание уважения к рабочему человеку.
Программа по профилю «Сельскохозяйственный труд» содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – профессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.
Категория обучающихся: учащиеся 8 класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 396часов.
Режим занятий: 12 часов в неделю.
Формы контроля: различные виды практической работы, тесты, контрольные и самостоятельные работы
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).
Комплексные практические работы
Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти.
Межпредметная интеграция
Занятий по трудовому обучению осуществляется с:
Математикой («Инвентарь для работы в цветнике (мерные инструменты)»);
Русский язык (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Историей (история возникновения комнатных растений и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом.
Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их изучение.
Логика изложения и структура курса уроков трудового обучения (профиль «Сельскохозяйственный труд») в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») в 2017-2018 учебном году составляет - 396 ч.
В первой четверти - 96 ч.
Во второй четверти - 96 ч.
В третьей четверти - 120 ч.
В четвёртой четверти – 84 ч.
Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Базовый учебник:
Технология. Сельскохозяйственный труд: 8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Е. А. Ковалёва. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»;Минск «Харвест», 2003.
В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;
Москва «Прейскурантиздат», 1991.
В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:
ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.
«Приусадебное животноводство» Дмитриев Н.Г., Ленинград, «Агропромиздат» 1986 г.
«Домашние животные. Какие они?» Шорыгина Т.А., Москва, издательство «Гном»,2002 г.
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.
www.zanimatika.ru
school-collection.edu.ru
www.viki.rdf.ru
raduga.rkc-74.ru
diva.rus-all.com
ten2x5.narod.ru/biblio.htm
http://ru.wikipedia.org
http://iplants.ru/
http://www.zooclub.ru/
Требования к уровню подготовки учащихся
Уроки трудового обучения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;
Распознавать виды комнатных растений;
Осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, по их пересадке, размножению, выращиванию из семян;
Заготавливать компоненты для составления земляных смесей и составлять их;
Распознавать травянистые, древесные и кустарниковые растения;
Уметь работать садовыми ножницами;
Убирать столовые корнеплоды;
Ухаживать и сажать ягодные кустарники;
Вскапывать приствольный круг;
Сеять капусту и ухаживать за ней;
Пикировать сеянцы капусты и цветковых растений, ухаживать за рассадой;
Выращивать томаты;
Распознавать органические и минеральные удобрения;
Определять основные стати коровы;
Распознавать и подготавливать корма, кормить животных.
Учащиеся должны знать:
Значение растений в природе и жизни человека;
Основные правила и инструкции по безопасности труда;
Ягодные кустарники, вредителей и болезни;
Строение плодового дерева, разновидности плодовых деревьев, способы размножения;
Строение капусты, сорта и гибриды, вредителей и болезни;
Знать правила ухода за плодовыми деревьями;
Назначение парника и теплицы в овощеводстве;
Видовой состав растений в цветнике;
Правила заготовки земляных смесей и их применение;
Многообразие комнатных растений;
Удобрения, их виды и использования, правила техники безопасности при работе с удобрениями;
Виды зимних и весенних работ в цветнике;
Породы коров, способы их содержания, болезни коров, корма для коров;
-
Учебно-тематическое планирование.
|
№ п/п
|
Тема
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
Контроль
|
«Сельскохозяйственный труд»(396 ч.) (12 часов в неделю)
|
1.
|
Вводное занятие.
|
12
|
12
|
-
|
Устный опрос.
|
Овощеводство.
|
2.
|
Осенние работы на приусадебном участке. Томат.
|
48
|
33
|
15
|
Устный опрос.
Тест.
|
3.
|
Капуста.
|
12
|
6
|
6
|
Устный опрос.
Тест.
|
Цветоводство.
|
4.
|
Составление букета.
|
18
|
6
|
12
|
Устный опрос.
Тест.
|
5.
|
Осенний уход за цветником.
|
21
|
6
|
15
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
|
6.
|
Защищённый грунт в цветоводстве.
|
9
|
9
|
-
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
|
7.
|
Разбивка цветника.
|
9
|
3
|
6
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
|
8.
|
Высадка цветковых растений в цветник.
|
32
|
6
|
26
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
Тест.
|
9.
|
Размножение комнатных растений.
|
22
|
6
|
16
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
|
10.
|
Самостоятельная практическая работа
|
12
|
-
|
12
|
Качество выполненной работы.
|
Садоводство.
|
11.
|
Осенний уход за плодовыми деревьями.
|
27
|
9
|
18
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
|
12.
|
Осенний уход за кустарниками.
|
36
|
18
|
18
|
Устный опрос.
Тест. Качество выполненной работы.
|
13.
|
Кустарники декоративного озеленения.
|
12
|
12
|
-
|
Устный опрос.
Тест.
|
14.
|
Зимние работы в сквере.
|
6
|
6
|
-
|
Устный опрос.
Тест.
|
15.
|
Деревья для озеленения.
|
33
|
21
|
12
|
Устный опрос.
Тест.
|
16.
|
Посадка черенков смородины и уход за ними.
|
12
|
6
|
6
|
Устный опрос.
Качество выполненной работы.
|
Животноводство.
|
17.
|
Крупный рогатый скот.
|
9
|
9
|
-
|
Устный опрос.
|
18.
|
Молочно – товарная ферма.
|
15
|
15
|
-
|
Устный опрос.
Тест.
|
19.
|
Корма для коровы.
|
24
|
21
|
3
|
Устный опрос.
Тест.
|
20.
|
Кормление коров.
|
9
|
9
|
-
|
Устный опрос.
|
21.
|
Ручное доение коровы и учёт молока.
|
18
|
15
|
3
|
Устный опрос.
|
|
Итого
|
396
|
228
|
168
|
|
|