Методические материалы


Скачать 0.88 Mb.
Название Методические материалы
страница 1/11
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Комитет здравоохранения Курской области

ОБУЗ « Центр медицинской профилактики» комитета здравоохранения курской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ ГЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ, ЗАВЕДУЮЩИХ ОТДЕЛЕНИЯМИ (КАБИНЕТАМИ) ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Практические рекомендации по организации работы отделений( кабинетов) профилактики из Приложения к журналу « Главный Врач» №3/2012 года.

Для ознакомления. Аппробация указанной модели будет проводиться на базе пилотных поликлиник.

2012г.

Нормативная база и практика деятельности учреждений ПМП по медицинской профилактике

В соответствии с провозглашенной и реализуемой социальной политикой Российской Федерации, профилактическая деятельность про­водится в основном лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями Роспотребнадзора.

При этом практически большая часть проблем медицинской профилактики отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, а также их негативных последствий возлагалась и возлагается на амбулаторно-поликлинические учреждения, включая поликлинические учреждения общего типа и специализированные диспансеры по направлениям. По пробле­мам профилактики немедицинского характера система здравоохранения так же выступает координатором деятельности всех заинтересованных организаций.

Накопленный в стране опыт комплексного решения вопросов охраны здоровья населения и профилактики заболеваний представляет огромный интерес и по многим позициям должен быть учтен и использован, безусловно с учетом современных задач, условий и возмож­ностей, практики зарубежных стран.

Если проанализировать отраслевую нормативную базу только в части формирования и деятельности центров, отделений (кабинетов) профилактики на этапе первичной медицин­ской помощи, мы увидим следующую ситуацию в ее временном и организационном развитии. Впервые организация отделений (кабинетов) профилактики в соответствии с приказом Минздрава СССР от 23.09.81 г. № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» была осуществлена в городских поликлини­ках, обслуживающих более 30 тысяч человек.

В качестве основных задач в тот период времени были определены:

  • раннее выявление больных и лиц с повышенным риском заболевания;

  • организация и квалифицированное проведение предварительных и периодических профилактических осмотров;

  • организация и контроль за проведением диспансеризации;

  • организация и проведение профилактических прививок взрослому населению и под­росткам;

  • разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний на территории обслуживания поликлиники;

  • пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди населения и борьба с вредными привычками (курение, алкоголизм), а также с малоподвижным образом жизни, избы­точным питанием и т. д.

Таким образом, на отделение возлагались функции координации всей профилактической и санитарно-просветительской деятельности, выявления и формирования групп повышен­ного риска заболеваемости и направления их на дополнительное обследование и консульта­цию к специалистам, непосредственного проведения профилактических медицинских осмотров с привлечением необходимых специалистов поликлиники, а также предваритель­ной подготовки к врачебному приему и др.

Следующий шаг в формировании нормативной базы отделений профилактики был сде­лан в 1981 г. при переходе к всеобщей диспансеризации. Он был определен приказом Минздрава СССР от 30 мая 1986 г. № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Утвержденное этим приказом положение об отделении (кабинете) профилакти­ки уже распространялось на все амбулаторно-поликлинические учреждения, включая тер­риториальные, ведомственные, медико-санитарные части и поликлинические отделения центральных районных больниц.

Структура указанных отделений включала в себя анамнестический кабинет, кабинет
функциональных (инструментальных) исследований, смотровой женский кабинет, кабинет пропаганды здорового образа жизни и кабинет централизованного учета ежегодной дис­пансеризации всего населения.

При этом определялось, что взятие крови и других биологических материалов для анали­зов, ЭКГ-исследования и профилактические флюорографические исследования проводятся соответственно клинико-диагностической лабораторией, отделением (кабинетом) функцио­нальных исследований и рентгеновским отделением (кабинетом) учреждения, специально выделенными работниками, рабочие места которых должны находиться, как правило, в отделении профилактики.

Поскольку отделение создавалось, по существу, под задачу проведения диспансер­ных профилактических осмотров, в качестве основных его задач были определены:

  • организационное обеспечение ежегодной диспансеризации всего населения в соответ­ствии с действующими инструктивно-методическими документами;

  • организация и проведение диспансерных осмотров;

  • раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска;

  • контроль и учет ежегодной диспансеризации всего населения;

  • подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболевания для дообследования, диспансерного наблюде­ния и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и др.).

В этот период отделения профилактики получили наиболее широкое развитие в системе медицинских учреждений ПМП, и последующие нормативные документы проводили поли­тику дальнейшего развития их сети и усиления деятельности.

Так, приказом Минздравмедпрома от 22.12.1995 №364 «О мерах по развитию медицин­ской профилактики в Российской Федерации» руководителям органов управления здравоох­ранением субъектов Российской Федерации предложено сориентировать деятельность медицинского персонала всех уровней на профилактическую. С этой целью поставили задачу формирования специализированной сети структурных подразделений службы медицинской профилактики и укрепления здоровья, вменив им в обязанность организаци­онно-методическое руководство медицинским персоналом по вопросам предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья. Этим приказом также определено созда­ние республиканского, краевых, областных, окружных, городских центров медицинской профилактики, а в лечебно-профилактических учреждениях (для взрослых и детей) - каби­нетов (отделений) медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка.

Руководителям органов управления здравоохранением дано право утверждения структу­ры и штатной численности в соответствии с конкретными условиями региона и структурой обслуживаемого населения.

При этом работа по медицинской профилактике представлялась неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности, была критерием оценки качества и модели конеч­ного результата деятельности подразделений и учреждений здравоохранения.

Вместе с тем после 1991 г., в связи со значительным сокращением финансового и иного ресурсного обеспечения, работа по всеобщей диспансеризации была почти свернута, соот­ветственно созданные для решения этой задачи отделения (кабинеты) профилактики стали закрываться, их численность резко сократилась (на порядки) и составила всего 60 на всю страну.

Понимая, что деятельность указанных отделений имеет более широкие и серьезные задачи, Минздрав России начал принимать усиленные меры по возможному сохранению сети профилактических подразделений и переориентации их деятельности на иные акту­альные задачи.

6 октября 1997 г. Минздравом России был издан приказ № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ».

Приказом были отмечены крайне негативные тенденции в состоянии здоровья населе­ния, которые в значительной степени являются следствием воздействия различных факто­ров риска, особенно поведенческого характера. Обращено внимание на резкое увеличение количества курящего населения, особенно среди подростков, молодых людей в возрасте 30-39 лет, обострившиеся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании, уменьшение числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерациональное питание и, как следствие этого, наличие избыточного веса у значительной части населения. Отмечена также резко обострившаяся за последнее десятилетие проблема психического здоровья, связанная с тем, что более 70% взрослого населения испытывает состояние хронического психологического стресса. Все это потребовало целенаправленного проведения профилак­тических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигиеническое обучение и вос­питание населения с целью формирования здорового образа жизни, в том числе расширения и совершенствования психотерапевтической и психопрофилактической помощи. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности этой профилактической деятельности.

Поэтому данным приказом, наряду с иными вопросами, было утверждено новое положе­ние о центре медицинской профилактики и соответствующем отделении (кабинете) ЛПУ.

С целью усиления акцентов деятельности соответствующих подразделений на сани­тарно-гигиеническом воспитании к основным задачам отделения были отнесены:

  • обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с территориаль­ным Центром медицинской профилактики и Центром Госсанэпиднадзора;

  • организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников ЛПУ по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни среди прикрепленного контингента;

  • осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболе­ваний и укрепления здоровья, в том числе и через средства массовой информации;

  • изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни прикре­пленного населения в соответствии с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения;

  • внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилакти­ке заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обуче­нию и воспитанию с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента;

  • координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения;

  • организация, контроль и анализ деятельности медицинского учреждения по реализации региональных целевых программ по гигиеническому обучению и воспитанию, профи­лактике заболеваний, а также работников ЛПУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.

Была существенно расширена компетенция специалистов отделения в части координа­ции внешней и внутренней координации деятельности учреждения по различным аспектам профилактики.

Далее 26 ноября 1997 г. был издан следующий приказ Минздрава - № 344 «О создании координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска», которым утверждено положение о кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, самостоятельном либо входящем в состав отделения профилактики.

Последним по хронологии нормативным документом Минздрава России на эту тему яви­лись приказы от 23.09. 2003 г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреж­дений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и изданный в его развитие приказ от 31 декабря 2003 г. № 650 «Об утверждении инструкций по заполнению отчетной и учетной документации центра, отделения (кабинета) медицинской профи­лактики».

Утвержденное приказом № 455 положение об отделении (кабинете профилактики) предусматривает выполнение следующих функций:

  • организацию, координацию и оценку эффективности деятельности ЛПУ по оказанию профилактических услуг населению;

  • выявление среди населения поведенческих факторов риска неинфекционных заболева­ний и их коррекцию;

  • гигиеническое воспитание населения;

  • организацию и проведение совместно с территориальным центром медицинской про­филактики обучения медицинских работников учреждения методам оказания меди­цинских профилактических услуг населению;

  • участие в информационном обеспечении специалистов и различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

  • проведение медико-социальных опросов медицинских работников и прикрепленного населения по вопросам профилактики заболеваний, удовлетворенности и потребности в профилактической помощи;

  • ведение учетной и отчетной документации.

Проведенный экспертный анализ деятельности отдельных поликлиник в части организации и деятельности отделений (кабинетов) профи­лактики подтвердил оценку ситуации по профилактике в целом.

Так, в ряде поликлиник отделения (кабинеты) профилактики не организованы, профилактическая деятельность специалистов поликлиник координируется в пределах возможностей заместителями главных врачей по медицинской части.

Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях созданы и работают отделения профилактики. В поликлиниках разработаны и утверждены положе­ния об указанных отделениях, утверждена их структура, штатное расписание, определены цели и задачи деятельности. Эту работу можно оценить как шаг в направлении усиления профилактической деятельности поликлиник. Вместе с тем даже первоначальные подходы к организации работы отделений профилактики в поликлиниках подтверждают общие проблемы, существующие в этом направлении деятельности.

Структура отделений профилактики поликлиник весьма разнообразна, что можно про­демонстрировать при сравнении указанных отделений двух городских поликлиник одного областного центра, обеспечивающих медицинской помощью примерно равную численность населения, сравнимую по медико-демографическим показателям (табл. 1).
Таблица 1


Городская поликлиника (условно № 1)

Городская поликлиника (условно № 2)

Кабинет зав. отделением (врач)

Кабинет зав. отделением (фельдшер)

Кабинет мониторинга здоровья

Кабинет доврачебного приема

Смотровой кабинет

Кабинет смотровой женский

Тонометрический кабинет

Кабинет смотровой мужской

Кабинет функциональной диагностики

Кабинет тонометрии

Процедурный кабинет

Прививочный кабинет











Различие в структуре подразделений не связано со спецификой деятельности поликлиник и здоровья обслуживаемого контингента, а ряд подразделений частично или полностью не соответствует возложенным на них задачам, и решают в общей структуре поликлиник иные задачи. Работники поликлиник выражают неудовлетворенность своей деятельностью в части профилактики, связанную с отсутствием четкого распределения обязанностей между врачами и средними медицинскими работниками, недостаточен и уровень подготовки специалистов в данном направлении.

Весьма важным аспектом профилактики заболеваний является формирование здорового образа жизни, включающее в себя овладение и правильное пользование санитарно-гигиеническими знаниями и навыками, уровень культуры и поведение, позволяющее избегать вредных привычек, постоянно принимать адекватные меры по укреплению и сохранению здоровья, а так же создание необходимых возможностей в обществе для реализации поставленных задач.

Следует отметить, что формальные подходы – с оценкой объема, а не эффективности проводимых мероприятий, - свойственны для всех видов медицинской деятельности, в том числе и для деятельности отделений ( кабинетов) медицинской профилактики. Отчеты о числе проведенных бесед и прочитанных лекций, о количестве памяток и буклетов, отсутствие критериев эффективности санитарно-просветительной работы и действенных организационных и практических форм ее проведения также не способствуют достижению поставленной цели.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что часто меняющаяся нормативная база по организации и функционированию учреждений и подразделений ПМП, сложная ситуация, в которой оказались учреждения амбулаторно-поликлинической помощи в связи с недостатком финансового и другого ресурсного обеспечения, необходимость постоянно менять « правила игры» с учетом изменяющейся ситуации и осуществляемых структурных реформ привели к ряду негативных последствий, в том числе в части профилактической деятельности.

Предлагаемая структура отделения профилактики.

  • зав. отделением;

  • кабинет доврачебного приема;

  • кабинет профосмотра;

  • кабинет консультативно-оздоровительной помощи;

  • кабинет мониторинга здоровья и профилактической деятельности;

  • кабинет информационного обеспечения и гигиенического воспитания;

  • кабинет медицинского психолога.

Подводя итоги года Минздравсоцразвития РФ отметило, что положительные тенденции в снижении заболеваемости неинфекционными и инфекционными заболеваниями будут сохраняться при условии создания и внедрения в практическое здравоохранение новых организационных, профилактических технологий, особенно на уровне оказания первичной медико-санитарной деятельности.

Организационно-функциональная модель отделения профилактики.

Проведенный анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, нормативно-правовой базы и существующих подходов в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения на уровне организации и оказания первичной медицинской помощи подтвердил необходимость разработки, апробации и внедрения современной модели деятельности указанных учреждений и специалистов.

При разработке модели учтены задачи, поставленные перед этими учреждениями и специалистами, действующими програмными и нормативными документами Минздравсоцразвития России, отечественный и зарубежный опыт их реализации в отдельных регионах и учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.

Предлагаемая организационно-функциональная модель представляется лишь одним из направлений решения приоритетных задач по совершенствованию профилактической помощи. На практике могут использоваться несколько таких моделей. Учитывая изложенное, планируется аппробация указанной модеи на базе пилотных поликлиник, а так же формирование других моделей с учетом структуры и мощности указанных учреждений, медико-демографической ситуации среди прикрепленного контингента, дальнейшего развития и совершенствования организацион­ных, информационных, профилактических технологий, программного обеспечения и эконо­мического управления системой профилактики заболеваний и т. д.

Отделения (кабинеты) медицинской профилактики, функционирующие в амбулаторно-поликлинических учреждениях, призваны координировать и совершенствовать профилак­тическую работу в практическом здравоохранении, применять на практике совместно с врачами первичного звена технологии медицинской профилактики, основанные на дока­зательной научной базе.

ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) ПРОФИЛАКТИКИ.

В соответствии с приказами Минздрава России и руководством по медицинской профилактике к задачам отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений относятся следующие:

  • организация, координация и оценка эффективности деятельности ЛПУ по оказанию профилактических услуг населению;

  • выявление среди населения поведенческих факторов риска неинфекционных заболева­ний и их коррекция;

  • гигиеническое воспитание населения;

  • организация и проведение совместно с территориальным ЦМП обучения медицинских работников методам оказания медицинских профилактических услуг населению;

  • участие в информационном обеспечении специалистов и различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

  • проведение медико-социальных опросов медицинских работников и прикрепленного населения по вопросам профилактики заболеваний, удовлетворенности и потребности в профилактической помощи;

  • ведение учетной и отчетной документации.

В задачи участкового врача, врача общей практики входит ответственность за здо­ровье прикрепленного населения и наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи.

  • Организация и проведение диагностики, лечения и реабилитации на амбулаторном приеме, на дому, в дневном стационаре, стационаре на дому, оказание помощи при неотложных состояниях, направление к специалистам и на госпитализацию.

  • Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска.

  • проведение диспансеризации населения( включая выявление заболеваний и и риска их развития, динамическое наблюдение, коррекцию факторов риска и лечение заболеваний).

- Осуществление гигиенического обучения, консультирования по вопросам формирования здорового образа жизни, ведение «Школ здоровья».

  • Организация и проведение противоэпидемических мероприятий, вакцинации, имму­нопрофилактики.


Задачи, решаемые участковым терапевтом, в т.ч. по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний, определены приказом МЗиСЦ от 07.12.2005 г. №765 «Об организации деятельности врача - терапевта участкового».

Из перечисленного очевидно, что для решения поставленных задач на уровне амбулаторно-поликлинического учреждения должно быть обеспечено четкое взаимодействие всех подразделений и специалистов, координация их деятельности по данному направлению, мониторирование объемов, качества и эффективности этой работы.

Учитывая, что данные функции возложены на отделение профилактики, целесообразно рассмотреть его организационно-функциональную модель, отвечающую возможностям их выполнения.

Предлагаемая структура наиболее отвечает поставленным задачам координации и уси­ления деятельности, направленной на формирование и реализацию системных подходов к укреплению и сохранению здоровья и профилактики заболеваний, основана на проведе­нии многопланового сотрудничества с медицинскими (центрами медицинской профилакти­ки, специализированными диспансерами, учреждениями Роспотребнадзора и т.д.), иными заинтересованными правительственными и неправительственными организациями, СМИ, работодателями и отдельными группами организованного и неорганизованного населения.

Одновременно указанная структура позволяет координировать деятельность подразде­лений и специалистов учреждения по всем основным аспектам профилактики заболеваний, а также практически оказывать широкий спектр профилактических, оздоровительных услуг населению, оказывать содействие в преодолении вредных привычек и снижении вли­яния на здоровье поведенческих и иных рисков, проводить групповые консультации с целью гигиенического воспитания и формирования культуры ответственного отношения к здоро­вью и др.

По решению руководства медицинского учреждения предлагаемая структура может быть дополнена смотровыми кабинетами (мужским и женским), кабинетом оптометрии, вакцино-профилактики и др.

Подобная организация работы отделения профилактики предполагает четкую систему взаимодействия и определение направления потоков пациентов и информации как между подразделениями отделения, так и с иными подразделениями и специалистами поликлини­ки и за ее пределами В рамках предлагаемой структуры необходимо четко определить порядок организации деятельности отделения и кабинетов, который призван регламентировать ряд требований к организации структурного подразделения, базовому и последипломному образованию работающих в нем специалистов, а также включать перечень основных задач, решаемых в данном подразделении самостоятельно или с привлечением иных подразделений и специа­листов.

Порядок организации деятельности отделения и кабинетов прилагается (приложения 1-7).

Вместе с тем для эффективной организации деятельности отделения профилактики необходимо также решить ряд проблем, касающихся подготовки и управления персоналом.

Специалист, принимаемый на работу в отделение профилактики, должен четко знать требования, которым он должен отвечать, свои права, обязанности и ответственность. Документом, регулирующим взаимоотношения между работником и нанимателем, является должностная инструкция.

Списки должностных инструкций для служащих и рабочих утверждались ранее Минтрудом РФ, ныне Минздравсоцразвития РФ - при утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должно­стям служащих. Однако при организации новых современных структур в любых отраслях экономики, в том числе и в сфере здравоохранения, внедрении новых технологий постоянно возникает необходимость создания инструкций для должностей, отсутствующих в тариф­но-квалификационном справочнике.

Поэтому разработка должностных инструкций осуществляется руководителями учреж­дений и организаций. По правилам оформления документов согласно ГОСТу должностная инструкция относится к документам, подлежащим обязательному утверждению, т.е. на первом листе этого документа в правом верхнем углу должен располагаться гриф утвержде­ния. После утверждения инструкция передается тем сотрудникам, деятельность которых она регламентирует. Окончательный вариант должностной инструкции сохраняется в базе данных, а также представляется в виде машинограммы.

Классическая типовая должностная инструкция, примеры которой приводятся в литера­туре, как правило, включает следующие блоки: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность.

Типовые должностные инструкции специалистов по профилактической деятельности (завотделением (кабинетом) профилактики, врача по гигиеническому воспитанию, врача по мониторингу здоровья и профилактической деятельности, медицинского психолога, инструктора по гигиеническому воспитанию, специалиста кабинета доврачебного приема, специалиста по мониторингу здоровья и профилактической деятельности) прилагаются.

6. Некоторые современные организационные, информационные, образовательные и иные профилактические технологии, применяемые или рекомендуемые к применению в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением по усиле­нию профилактической деятельности, повышению ее качества, эффективности и результа­тивности, является разработка новых и адаптация к современным требованиям и условиям работы поликлиник современных организационных, информационных и профилактиче­ских технологий деятельности.

6.1. Выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний

Одним из наиболее актуальных современных профилактических направлений деятель­ности амбулаторно-поликлинических учреждений является «выявление основных и допол­нительных факторов риска, информирование пациентов о выявленных отклонениях и воз­можности осуществления их коррекции с применением современных профилактических, оздоровительных и лечебных технологий и направление пациентов по результатам обследо­вания на консультацию к специалистам по профилю выявленных отклонений». В предлага­емой модели эти функции возлагаются на доврачебный кабинет.

Факторы риска - факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие фак­торы, способствующие увеличению вероятности развития заболеваний, их прогрессированию и неблагоприятному исходу.

Модифицируемые факторы риска - поддающиеся изменению, воздействию. К ним относятся биологические факторы, такие как уровень в крови липидов, глюкозы, артериаль­ное давление, поведенческие - особенности образа жизни и привычек (неправильное пита­ние, курение, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем, повышенный уровень психоэмоционального напряжения и др.).

Пол, возраст и некоторые генетические характеристики также относят к факторам риска, но они не поддаются изменениям и используются в основном при определении прогноза возникновения заболевания.

Большинство факторов риска взаимосвязаны и при одновременном действии усиливают влияние друг друга, резко повышая риск развития заболевания. Чаще всего у пациента определяются два, три и более фактора риска. Поэтому, оценивая риск развития заболева­ний, следует учитывать все имеющиеся у данного пациента факторы риска, т. е. определять суммарный риск.

Основной целью выявления и коррекции факторов риска является улучшение здоровья, снижение заболеваемости основными ХНИЗ (сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными заболеваниями, сахарным диабетом и др.) и снижение смертности населения. Однако эффект на популяционном уровне можно ожидать лишь спустя 10-15 лет после начала активных действий по выявлению и коррекции факторов риска.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические материалы icon Методические материалы для подготовки пользователей к работе в аис...
Автоматизированной системы диагностики образовательных достижений и тестирования обучающихся общеобразовательных организаций московской...
Методические материалы icon Методические материалы листов содержание общие положения 3
Методические материалы предназначены для ит-специалистов, осуществляющих разработку подсистем Единой государственной информационной...
Методические материалы icon Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части егэ москва
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации
Методические материалы icon Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации
Методические материалы icon Сб.: Информационно-методические материалы в помощь организаторам...
Поколение next. Сб.: Информационно-методические материалы в помощь организаторам досуга. – Екатеринбург: сгоднт, 2011 г., 55 с с...
Методические материалы icon Методические материалы (Дополнительно ознакомиться с материалами...
Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах,...
Методические материалы icon Методические материалы по осуществлению общественного наблюдения при проведении
Нормативные правовые и методические документы, регламентирующие порядок осуществления общественного наблюдения 6
Методические материалы icon Методические материалы по дисциплине «Основы делопроизводства» для...
Методические материалы по дисциплине «Основы делопроизводства» для студентов заочной формы обучения
Методические материалы icon 44. 04. 01 «Педагогическое образование»
Учебно-методические материалы лекционного курса
Методические материалы icon Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методическая разработка предназначена для студентов, преподавателей технических дисциплин по специальности 190631 «техническое обслуживание...
Методические материалы icon Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта...
Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность...
Методические материалы icon Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные...
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные методы социологического исследования» для магистрантов
Методические материалы icon Учебно методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским...
Учебно – методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по курсу вирусологии
Методические материалы icon Методические указания «Аналитические запросы» по дисциплине «Постреляционные базы данных»
Учебно-методические материалы «Аналитические запросы» представляют собой методические указания к лабораторным работам по дисциплине...
Методические материалы icon Методические указания новосибирск, 2015 Кафедра механизации сельского...
Топливо, смазочные материалы. Задания для контрольной работы. Методические указания /Новосиб гос аграр ун-т, Инженер ин-т; сост.:...
Методические материалы icon Психолого-педагогического факультета
Методические материалы к семинарским занятиям по дисциплине «социология» для студентов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск