Скачать 0.88 Mb.
|
Комитет здравоохранения Курской области ОБУЗ « Центр медицинской профилактики» комитета здравоохранения курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ, ЗАВЕДУЮЩИХ ОТДЕЛЕНИЯМИ (КАБИНЕТАМИ) ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Практические рекомендации по организации работы отделений( кабинетов) профилактики из Приложения к журналу « Главный Врач» №3/2012 года. Для ознакомления. Аппробация указанной модели будет проводиться на базе пилотных поликлиник. 2012г. Нормативная база и практика деятельности учреждений ПМП по медицинской профилактике В соответствии с провозглашенной и реализуемой социальной политикой Российской Федерации, профилактическая деятельность проводится в основном лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями Роспотребнадзора. При этом практически большая часть проблем медицинской профилактики отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, а также их негативных последствий возлагалась и возлагается на амбулаторно-поликлинические учреждения, включая поликлинические учреждения общего типа и специализированные диспансеры по направлениям. По проблемам профилактики немедицинского характера система здравоохранения так же выступает координатором деятельности всех заинтересованных организаций. Накопленный в стране опыт комплексного решения вопросов охраны здоровья населения и профилактики заболеваний представляет огромный интерес и по многим позициям должен быть учтен и использован, безусловно с учетом современных задач, условий и возможностей, практики зарубежных стран. Если проанализировать отраслевую нормативную базу только в части формирования и деятельности центров, отделений (кабинетов) профилактики на этапе первичной медицинской помощи, мы увидим следующую ситуацию в ее временном и организационном развитии. Впервые организация отделений (кабинетов) профилактики в соответствии с приказом Минздрава СССР от 23.09.81 г. № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» была осуществлена в городских поликлиниках, обслуживающих более 30 тысяч человек. В качестве основных задач в тот период времени были определены:
Таким образом, на отделение возлагались функции координации всей профилактической и санитарно-просветительской деятельности, выявления и формирования групп повышенного риска заболеваемости и направления их на дополнительное обследование и консультацию к специалистам, непосредственного проведения профилактических медицинских осмотров с привлечением необходимых специалистов поликлиники, а также предварительной подготовки к врачебному приему и др. Следующий шаг в формировании нормативной базы отделений профилактики был сделан в 1981 г. при переходе к всеобщей диспансеризации. Он был определен приказом Минздрава СССР от 30 мая 1986 г. № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Утвержденное этим приказом положение об отделении (кабинете) профилактики уже распространялось на все амбулаторно-поликлинические учреждения, включая территориальные, ведомственные, медико-санитарные части и поликлинические отделения центральных районных больниц. Структура указанных отделений включала в себя анамнестический кабинет, кабинет функциональных (инструментальных) исследований, смотровой женский кабинет, кабинет пропаганды здорового образа жизни и кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации всего населения. При этом определялось, что взятие крови и других биологических материалов для анализов, ЭКГ-исследования и профилактические флюорографические исследования проводятся соответственно клинико-диагностической лабораторией, отделением (кабинетом) функциональных исследований и рентгеновским отделением (кабинетом) учреждения, специально выделенными работниками, рабочие места которых должны находиться, как правило, в отделении профилактики. Поскольку отделение создавалось, по существу, под задачу проведения диспансерных профилактических осмотров, в качестве основных его задач были определены:
В этот период отделения профилактики получили наиболее широкое развитие в системе медицинских учреждений ПМП, и последующие нормативные документы проводили политику дальнейшего развития их сети и усиления деятельности. Так, приказом Минздравмедпрома от 22.12.1995 №364 «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации» руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предложено сориентировать деятельность медицинского персонала всех уровней на профилактическую. С этой целью поставили задачу формирования специализированной сети структурных подразделений службы медицинской профилактики и укрепления здоровья, вменив им в обязанность организационно-методическое руководство медицинским персоналом по вопросам предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья. Этим приказом также определено создание республиканского, краевых, областных, окружных, городских центров медицинской профилактики, а в лечебно-профилактических учреждениях (для взрослых и детей) - кабинетов (отделений) медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка. Руководителям органов управления здравоохранением дано право утверждения структуры и штатной численности в соответствии с конкретными условиями региона и структурой обслуживаемого населения. При этом работа по медицинской профилактике представлялась неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности, была критерием оценки качества и модели конечного результата деятельности подразделений и учреждений здравоохранения. Вместе с тем после 1991 г., в связи со значительным сокращением финансового и иного ресурсного обеспечения, работа по всеобщей диспансеризации была почти свернута, соответственно созданные для решения этой задачи отделения (кабинеты) профилактики стали закрываться, их численность резко сократилась (на порядки) и составила всего 60 на всю страну. Понимая, что деятельность указанных отделений имеет более широкие и серьезные задачи, Минздрав России начал принимать усиленные меры по возможному сохранению сети профилактических подразделений и переориентации их деятельности на иные актуальные задачи. 6 октября 1997 г. Минздравом России был издан приказ № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ». Приказом были отмечены крайне негативные тенденции в состоянии здоровья населения, которые в значительной степени являются следствием воздействия различных факторов риска, особенно поведенческого характера. Обращено внимание на резкое увеличение количества курящего населения, особенно среди подростков, молодых людей в возрасте 30-39 лет, обострившиеся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании, уменьшение числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерациональное питание и, как следствие этого, наличие избыточного веса у значительной части населения. Отмечена также резко обострившаяся за последнее десятилетие проблема психического здоровья, связанная с тем, что более 70% взрослого населения испытывает состояние хронического психологического стресса. Все это потребовало целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигиеническое обучение и воспитание населения с целью формирования здорового образа жизни, в том числе расширения и совершенствования психотерапевтической и психопрофилактической помощи. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности этой профилактической деятельности. Поэтому данным приказом, наряду с иными вопросами, было утверждено новое положение о центре медицинской профилактики и соответствующем отделении (кабинете) ЛПУ. С целью усиления акцентов деятельности соответствующих подразделений на санитарно-гигиеническом воспитании к основным задачам отделения были отнесены:
Была существенно расширена компетенция специалистов отделения в части координации внешней и внутренней координации деятельности учреждения по различным аспектам профилактики. Далее 26 ноября 1997 г. был издан следующий приказ Минздрава - № 344 «О создании координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска», которым утверждено положение о кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, самостоятельном либо входящем в состав отделения профилактики. Последним по хронологии нормативным документом Минздрава России на эту тему явились приказы от 23.09. 2003 г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и изданный в его развитие приказ от 31 декабря 2003 г. № 650 «Об утверждении инструкций по заполнению отчетной и учетной документации центра, отделения (кабинета) медицинской профилактики». Утвержденное приказом № 455 положение об отделении (кабинете профилактики) предусматривает выполнение следующих функций:
Проведенный экспертный анализ деятельности отдельных поликлиник в части организации и деятельности отделений (кабинетов) профилактики подтвердил оценку ситуации по профилактике в целом. Так, в ряде поликлиник отделения (кабинеты) профилактики не организованы, профилактическая деятельность специалистов поликлиник координируется в пределах возможностей заместителями главных врачей по медицинской части. Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях созданы и работают отделения профилактики. В поликлиниках разработаны и утверждены положения об указанных отделениях, утверждена их структура, штатное расписание, определены цели и задачи деятельности. Эту работу можно оценить как шаг в направлении усиления профилактической деятельности поликлиник. Вместе с тем даже первоначальные подходы к организации работы отделений профилактики в поликлиниках подтверждают общие проблемы, существующие в этом направлении деятельности. Структура отделений профилактики поликлиник весьма разнообразна, что можно продемонстрировать при сравнении указанных отделений двух городских поликлиник одного областного центра, обеспечивающих медицинской помощью примерно равную численность населения, сравнимую по медико-демографическим показателям (табл. 1). Таблица 1
Различие в структуре подразделений не связано со спецификой деятельности поликлиник и здоровья обслуживаемого контингента, а ряд подразделений частично или полностью не соответствует возложенным на них задачам, и решают в общей структуре поликлиник иные задачи. Работники поликлиник выражают неудовлетворенность своей деятельностью в части профилактики, связанную с отсутствием четкого распределения обязанностей между врачами и средними медицинскими работниками, недостаточен и уровень подготовки специалистов в данном направлении. Весьма важным аспектом профилактики заболеваний является формирование здорового образа жизни, включающее в себя овладение и правильное пользование санитарно-гигиеническими знаниями и навыками, уровень культуры и поведение, позволяющее избегать вредных привычек, постоянно принимать адекватные меры по укреплению и сохранению здоровья, а так же создание необходимых возможностей в обществе для реализации поставленных задач. Следует отметить, что формальные подходы – с оценкой объема, а не эффективности проводимых мероприятий, - свойственны для всех видов медицинской деятельности, в том числе и для деятельности отделений ( кабинетов) медицинской профилактики. Отчеты о числе проведенных бесед и прочитанных лекций, о количестве памяток и буклетов, отсутствие критериев эффективности санитарно-просветительной работы и действенных организационных и практических форм ее проведения также не способствуют достижению поставленной цели. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что часто меняющаяся нормативная база по организации и функционированию учреждений и подразделений ПМП, сложная ситуация, в которой оказались учреждения амбулаторно-поликлинической помощи в связи с недостатком финансового и другого ресурсного обеспечения, необходимость постоянно менять « правила игры» с учетом изменяющейся ситуации и осуществляемых структурных реформ привели к ряду негативных последствий, в том числе в части профилактической деятельности. Предлагаемая структура отделения профилактики.
Подводя итоги года Минздравсоцразвития РФ отметило, что положительные тенденции в снижении заболеваемости неинфекционными и инфекционными заболеваниями будут сохраняться при условии создания и внедрения в практическое здравоохранение новых организационных, профилактических технологий, особенно на уровне оказания первичной медико-санитарной деятельности. Организационно-функциональная модель отделения профилактики. Проведенный анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, нормативно-правовой базы и существующих подходов в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения на уровне организации и оказания первичной медицинской помощи подтвердил необходимость разработки, апробации и внедрения современной модели деятельности указанных учреждений и специалистов. При разработке модели учтены задачи, поставленные перед этими учреждениями и специалистами, действующими програмными и нормативными документами Минздравсоцразвития России, отечественный и зарубежный опыт их реализации в отдельных регионах и учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь. Предлагаемая организационно-функциональная модель представляется лишь одним из направлений решения приоритетных задач по совершенствованию профилактической помощи. На практике могут использоваться несколько таких моделей. Учитывая изложенное, планируется аппробация указанной модеи на базе пилотных поликлиник, а так же формирование других моделей с учетом структуры и мощности указанных учреждений, медико-демографической ситуации среди прикрепленного контингента, дальнейшего развития и совершенствования организационных, информационных, профилактических технологий, программного обеспечения и экономического управления системой профилактики заболеваний и т. д. Отделения (кабинеты) медицинской профилактики, функционирующие в амбулаторно-поликлинических учреждениях, призваны координировать и совершенствовать профилактическую работу в практическом здравоохранении, применять на практике совместно с врачами первичного звена технологии медицинской профилактики, основанные на доказательной научной базе. ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) ПРОФИЛАКТИКИ. В соответствии с приказами Минздрава России и руководством по медицинской профилактике к задачам отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений относятся следующие:
В задачи участкового врача, врача общей практики входит ответственность за здоровье прикрепленного населения и наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи.
- Осуществление гигиенического обучения, консультирования по вопросам формирования здорового образа жизни, ведение «Школ здоровья».
Задачи, решаемые участковым терапевтом, в т.ч. по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний, определены приказом МЗиСЦ от 07.12.2005 г. №765 «Об организации деятельности врача - терапевта участкового». Из перечисленного очевидно, что для решения поставленных задач на уровне амбулаторно-поликлинического учреждения должно быть обеспечено четкое взаимодействие всех подразделений и специалистов, координация их деятельности по данному направлению, мониторирование объемов, качества и эффективности этой работы. Учитывая, что данные функции возложены на отделение профилактики, целесообразно рассмотреть его организационно-функциональную модель, отвечающую возможностям их выполнения. Предлагаемая структура наиболее отвечает поставленным задачам координации и усиления деятельности, направленной на формирование и реализацию системных подходов к укреплению и сохранению здоровья и профилактики заболеваний, основана на проведении многопланового сотрудничества с медицинскими (центрами медицинской профилактики, специализированными диспансерами, учреждениями Роспотребнадзора и т.д.), иными заинтересованными правительственными и неправительственными организациями, СМИ, работодателями и отдельными группами организованного и неорганизованного населения. Одновременно указанная структура позволяет координировать деятельность подразделений и специалистов учреждения по всем основным аспектам профилактики заболеваний, а также практически оказывать широкий спектр профилактических, оздоровительных услуг населению, оказывать содействие в преодолении вредных привычек и снижении влияния на здоровье поведенческих и иных рисков, проводить групповые консультации с целью гигиенического воспитания и формирования культуры ответственного отношения к здоровью и др. По решению руководства медицинского учреждения предлагаемая структура может быть дополнена смотровыми кабинетами (мужским и женским), кабинетом оптометрии, вакцино-профилактики и др. Подобная организация работы отделения профилактики предполагает четкую систему взаимодействия и определение направления потоков пациентов и информации как между подразделениями отделения, так и с иными подразделениями и специалистами поликлиники и за ее пределами В рамках предлагаемой структуры необходимо четко определить порядок организации деятельности отделения и кабинетов, который призван регламентировать ряд требований к организации структурного подразделения, базовому и последипломному образованию работающих в нем специалистов, а также включать перечень основных задач, решаемых в данном подразделении самостоятельно или с привлечением иных подразделений и специалистов. Порядок организации деятельности отделения и кабинетов прилагается (приложения 1-7). Вместе с тем для эффективной организации деятельности отделения профилактики необходимо также решить ряд проблем, касающихся подготовки и управления персоналом. Специалист, принимаемый на работу в отделение профилактики, должен четко знать требования, которым он должен отвечать, свои права, обязанности и ответственность. Документом, регулирующим взаимоотношения между работником и нанимателем, является должностная инструкция. Списки должностных инструкций для служащих и рабочих утверждались ранее Минтрудом РФ, ныне Минздравсоцразвития РФ - при утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих. Однако при организации новых современных структур в любых отраслях экономики, в том числе и в сфере здравоохранения, внедрении новых технологий постоянно возникает необходимость создания инструкций для должностей, отсутствующих в тарифно-квалификационном справочнике. Поэтому разработка должностных инструкций осуществляется руководителями учреждений и организаций. По правилам оформления документов согласно ГОСТу должностная инструкция относится к документам, подлежащим обязательному утверждению, т.е. на первом листе этого документа в правом верхнем углу должен располагаться гриф утверждения. После утверждения инструкция передается тем сотрудникам, деятельность которых она регламентирует. Окончательный вариант должностной инструкции сохраняется в базе данных, а также представляется в виде машинограммы. Классическая типовая должностная инструкция, примеры которой приводятся в литературе, как правило, включает следующие блоки: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность. Типовые должностные инструкции специалистов по профилактической деятельности (завотделением (кабинетом) профилактики, врача по гигиеническому воспитанию, врача по мониторингу здоровья и профилактической деятельности, медицинского психолога, инструктора по гигиеническому воспитанию, специалиста кабинета доврачебного приема, специалиста по мониторингу здоровья и профилактической деятельности) прилагаются. 6. Некоторые современные организационные, информационные, образовательные и иные профилактические технологии, применяемые или рекомендуемые к применению в амбулаторно-поликлинических учреждениях Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением по усилению профилактической деятельности, повышению ее качества, эффективности и результативности, является разработка новых и адаптация к современным требованиям и условиям работы поликлиник современных организационных, информационных и профилактических технологий деятельности. 6.1. Выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний Одним из наиболее актуальных современных профилактических направлений деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений является «выявление основных и дополнительных факторов риска, информирование пациентов о выявленных отклонениях и возможности осуществления их коррекции с применением современных профилактических, оздоровительных и лечебных технологий и направление пациентов по результатам обследования на консультацию к специалистам по профилю выявленных отклонений». В предлагаемой модели эти функции возлагаются на доврачебный кабинет. Факторы риска - факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, способствующие увеличению вероятности развития заболеваний, их прогрессированию и неблагоприятному исходу. Модифицируемые факторы риска - поддающиеся изменению, воздействию. К ним относятся биологические факторы, такие как уровень в крови липидов, глюкозы, артериальное давление, поведенческие - особенности образа жизни и привычек (неправильное питание, курение, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем, повышенный уровень психоэмоционального напряжения и др.). Пол, возраст и некоторые генетические характеристики также относят к факторам риска, но они не поддаются изменениям и используются в основном при определении прогноза возникновения заболевания. Большинство факторов риска взаимосвязаны и при одновременном действии усиливают влияние друг друга, резко повышая риск развития заболевания. Чаще всего у пациента определяются два, три и более фактора риска. Поэтому, оценивая риск развития заболеваний, следует учитывать все имеющиеся у данного пациента факторы риска, т. е. определять суммарный риск. Основной целью выявления и коррекции факторов риска является улучшение здоровья, снижение заболеваемости основными ХНИЗ (сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными заболеваниями, сахарным диабетом и др.) и снижение смертности населения. Однако эффект на популяционном уровне можно ожидать лишь спустя 10-15 лет после начала активных действий по выявлению и коррекции факторов риска. |
Методические материалы для подготовки пользователей к работе в аис... Автоматизированной системы диагностики образовательных достижений и тестирования обучающихся общеобразовательных организаций московской... |
Методические материалы листов содержание общие положения 3 Методические материалы предназначены для ит-специалистов, осуществляющих разработку подсистем Единой государственной информационной... |
||
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части егэ москва Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации |
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с... Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации |
||
Сб.: Информационно-методические материалы в помощь организаторам... Поколение next. Сб.: Информационно-методические материалы в помощь организаторам досуга. – Екатеринбург: сгоднт, 2011 г., 55 с с... |
Методические материалы (Дополнительно ознакомиться с материалами... Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах,... |
||
Методические материалы по осуществлению общественного наблюдения при проведении Нормативные правовые и методические документы, регламентирующие порядок осуществления общественного наблюдения 6 |
Методические материалы по дисциплине «Основы делопроизводства» для... Методические материалы по дисциплине «Основы делопроизводства» для студентов заочной формы обучения |
||
44. 04. 01 «Педагогическое образование» Учебно-методические материалы лекционного курса |
Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине... Методическая разработка предназначена для студентов, преподавателей технических дисциплин по специальности 190631 «техническое обслуживание... |
||
Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта... Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность... |
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные... Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные методы социологического исследования» для магистрантов |
||
Учебно методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским... Учебно – методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по курсу вирусологии |
Методические указания «Аналитические запросы» по дисциплине «Постреляционные базы данных» Учебно-методические материалы «Аналитические запросы» представляют собой методические указания к лабораторным работам по дисциплине... |
||
Методические указания новосибирск, 2015 Кафедра механизации сельского... Топливо, смазочные материалы. Задания для контрольной работы. Методические указания /Новосиб гос аграр ун-т, Инженер ин-т; сост.:... |
Психолого-педагогического факультета Методические материалы к семинарским занятиям по дисциплине «социология» для студентов |
Поиск |