Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Москва 2015
Оглавление
Вводные замечания
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций призвана объединить основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее программно-целевых документах – государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг., государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 гг.
Достижению результатов выполнения одного из приоритетных направлений данной программы – внедрению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - должна способствовать разработка нормативной и методической документации, регламентирующей использование профстандарта педагога.
Таким образом, разработка пакета документов по обеспечению внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога) направлена на реализацию задач первой подпрограммы Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций1 на 2015 – 2020 гг. (далее – Комплексная программа).
Профессиональный стандарт педагога – это сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагогов, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда и т.д.
В соответствии с Комплексной программой внедрение профстандарта педагога должно не просто повысить эффективность работы педагога, но создать принципиально новые механизмы модернизации педагогического образования и организации профессиональной деятельности педагога с опорой на профессиональный стандарт.
В процессе применения профстандарта педагога должны быть предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих местах, решены задачи изменения оценки и оплаты труда педагогических работников, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации и сертификации квалификаций, базирующихся на содержании и требованиях профстандарта педагога, разработаны предложения модернизации форм трудовых отношений на основе эффективного контракта.
В 2015 году по результатам первого и второго этапов внедрения профстандарта педагога при активном участии субъектов Российской Федерации разработан следующий перечень нормативной и методической документации, регламентирующей использование профстандарта педагога в соответствии с вышеуказанными требованиями Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций к профстандарту педагога:
1. Предложения по введению дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций).
2. Требования к формированию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» на основе прфстандарта.3. Рекомендации по оценке и самооценке уровня профессиональных квалификаций педагога (учитель, воспитатель) с учетом нового законопроекта "Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
4. Модель квалификационного (профессионального) экзамена на определение квалификационного уровня педагога.
5. Предложения по организации нового порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.
6. Примерные документы для оформления трудовых отношений (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.
К данному перечню нормативных документов по решению подкомиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке и применению профессиональных стандартов работников сферы образования разработаны методические материалы (методические рекомендации, методические письма, инструктивные материалы, модели и концепции), обеспечивающие решение основных задач управления качеством образования.
Таким образом, разработанный пакет документов является минимальной необходимой нормативной, методической и аналитической базой, позволяющей руководителям образовательных организаций при применении профессионального стандарта педагога осуществлять основные функции управления образовательным процессом (в том числе по формированию кадровой политики), педагогическим работникам осуществлять профессиональное развитие, формировать индивидуальную карьеру, органам управления образованием обеспечивать качество работы образовательных организаций.
Данный пакет нормативных документов и методических материалов рекомендуется к использованию образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта
Документы Федерального уровня:
ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога «(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р)
Примерная форма трудового с работником государственного (муниципального) учреждения (эффективный контракт) утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Министерством образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Постановление Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя»
Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)»
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Документы регионального уровня:
Нормативные документы, определяющие регламент предоставления государственной услуги "Аттестация педагогических кадров"
Документы локального уровня (уровень организации):
Трудовой договор (или эффективный контракт) с педагогом
Положение об оплате труда
Порядок проведения аттестации
Должностная инструкция учителя
Номенклатура должностей
Штатное расписание
Устав образовательной организации /новая редакция/
Программа развития образовательной организации
Основная образовательная программа образовательной организации
Коллективный договор
Правила внутреннего трудового распорядка
Положение о конфликте интересов педагогического работника
Локальные акты, сопровождающие методическую работу, положения по органам местного самоуправления (совет педагогов, совет трудового коллектива)
Требования к дифференциации уровней профессионального стандарта и списку профессиональных компетенций педагогов, с точки зрения требований профессионального стандарта
Данный проект разработан во исполнение мероприятия №4 I Подпрограммы «Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Комплексной программы и является основой для определения четких принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта).
Целенаправленное развитие обучающихся, формирование у них заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) должно предполагать и профессиональный рост педагога.
Анализ нормативных документов показывает, что основными элементами системы профессиональной карьеры учителя выступают:
1. Квалификация как результат образования (с получением документа о профессиональной подготовке);
2. Уровни квалификации как ступени профессионального роста;
3. Квалификационная категория2, то есть определение уровня квалификации, достаточного для поощрения специалиста и для определения спектра доступных для специалиста профессиональных действий;
4. Требования к системе (иерархии) должностей.
5. Профессиональный стандарт, описывающий профессиональную деятельность педагога, и оценка работника на соответствие требованиям профессионального стандарта.
6. Соединение в профессиональном стандарте педагога уровней квалификации, преподаваемых предметов, уровня общего образования и категорий обучающихся, т.е. основных элементов педагогического труда.
Дифференцированные уровни квалификации (квалификационные категории) как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога. В соответствии с международной практикой применения профессиональных стандартов, требования к дифференцированным уровням квалификации, включающие требования к компетентному исполнению задач и обязанностей на рабочем месте(на разных рабочих местах),должны быть заданы в профессиональном стандарте педагога.
Дифференцированные уровни квалификации педагога (учителя, воспитателя) определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции и имеют иерархически упорядоченную структуру. Определение дескрипторов и векторов уровней квалификации объясняет, как меняются знания, умения и компетенции от одного уровня к другому: как меняется характер ответственности, автономности, глубина и типы знаний, характер умений и др.
О разработке требований к дифференциации уровней
профессионального стандарта педагога
В целях дифференциации уровней профессионального стандартапедагога в 2014 году была проведена экспертная работа по установлению соответствия содержания профессионального стандарта уровням квалификации.
По результатам экспертной работы определена возможность соотнесения трудовых действий к четырем уровням профессионального развития педагога (возможнымквалификационным категориям) и подготовлены предложения по формулированию трудовых действий, соответствующих каждому уровню.
Обобщение результатов проделанной работы позволило разработать предложения по построению «горизонтальной карьеры учителя»3 - системы профессионального роста педагога,состоящей из четырех уровней квалификации (без учета входного (нулевого) уровня)(таблица 1).
Входной (нулевой) уровень означает реализацию процессов по организации или обеспечению образовательной деятельности (специалист в качестве помощника учителя осуществляет деятельность со специалистом, который несет ответственность за реализацию программы).
Первый уровень предполагает выполнение задач, поставленных педагогическими работниками с более высоким уровнем квалификации, а также самостоятельное определение задач собственной работы (первый полностью ответственный уровень педагогической деятельности).
Второй уровень предполагает самостоятельное компетентное осуществление учебной программыпо предмету.
Третий уровень включает в себя нижележащие уровни и является показателем компетентности специалиста по проектированию образовательных программ. Достижение данного уровня предполагает наличие опыта педагогической деятельности.
Четвертый уровень связан с решением задач в области управления, то есть по реализации «содержательного» руководства деятельностью педагогов и заключается во владении навыками методической работы и наставничества.
Представленные в таблице №1 подуровни квалификации (квалификационные категории №6.1, 6.2, 7.1 и 7.2) соответствуют указанным выше первому, второму, третьему и четвертому дифференцированным уровням квалификации, которые рассматриваются также в разделах «Общий порядок организации аттестации на основе профессионального стандарта» и «Инструктивные материалы».
Наименование квалификационных категорий (подуровней квалификации) предлагается уточнить в процессе экспертного обсуждения.
Таблица 1 Характеристики подуровней квалификации (квалификационной категории)
Уровни
|
Подуровни
|
Категория
|
Полномочия
и ответственность
|
Характер умений
|
Характер
знаний
|
УРОВЕНЬ 5
|
5
|
Нет
|
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
|
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
|
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
|
УРОВЕНЬ 6
|
6.1
|
1
|
Самостоятельная деятельность, предполагающая выполнение задач, поставленных педагогическими работниками с более высоким уровнем квалификации и/или определение задач собственной работы
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения
|
Применение готовых технологических или методических решений при выполнении профессиональной деятельности
|
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
|
6.2
|
2
|
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
|
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
|
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
|
УРОВЕНЬ 7
|
7.1
|
3
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
|
Решение задач развития организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных
Разработка новых методов, технологий в составе коллектива под руководством педагогическими работниками с более высоким уровнем квалификации
|
Понимание методологических основ профессиональной деятельности
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
|
7.2
|
4
|
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
|
Решение задач развития области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных
Разработка новых методов, технологий
|
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области
|
|