Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессионального образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»
Методические указания
по практической работе
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Диагностика автомобилей
Для студентов специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Составитель Красильников Максим Валентинович
г. Перевоз
2015
Составитель: Красильников Максим Валентинович
Методические указания по практической работе ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Диагностика автомобилей. Для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - Перевоз, 2015. – 33 с.
Методические указания предназначены для выполнения практической работы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Диагностика автомобилей. В пособии кратко рассмотрены теоретические вопросы курса, представлены вопросы для самостоятельного рассмотрения и рекомендации по их выполнению.
Рецензент: Молотков Алексей Васильевич, преподаватель
ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Технического обслуживания автомобильного транспорта
Протокол № ____ «____» _______ 20___ г.
Заведующий кафедрой
_____________________ Красильников М.В
|
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20___ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
|
Оглавление
Введение 3
Цель и задачи освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Диагностика автомобилей
Компетенции обучающегося, формируемые в результате 4
освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Диагностика автомобилей
Алгоритм выполнения самостоятельной работы 5
Перечень тем и вопросов самостоятельной работы 6
Список литературы 100
Введение
Эксплуатация различных транспортных средств в отраслях народного хозяйства (подвижного состава железных дорог, автомобили, сельскохозяйственные машины и т.д.) сопровождается высокими затратами на поддержание их работоспособного состояния в течении всего срока эксплуатации. Сохранение работоспособности транспортных средств обеспечивается выполнением планово-предупредительных работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту, а также внеплановых ремонтов, проводимых для устранения возникающих в межпрофилактические периоды отказов и неисправностей.
Для повышения эффективности использования транспортного средства разработаны методы и средства диагностирования, которые применяют как при проведении технического обслуживания и ремонтов, так и в качестве самостоятельного технологического процесса. Диагностирование позволяет повысить коэффициент готовности и вероятность безотказной работы транспортных средств, снизить трудоемкость и стоимость эксплуатации, повысить ремонтопригодность и контролепригодность объектов транспорта.
В процессе диагностирования производится получение информации о техническом состоянии транспортного средства. Однако получение диагностической информации само по себе не может решить вопроса оптимизации управления техническим состоянием транспортного средства. Наиболее целесообразным является использование диагностической информации:
• при прогнозировании технического состояния транспортного средства на какой-то период с целью подготовки производства к проведению плановых технических обслуживаний и совмещения с ними некоторых, теперь уже известных, текущих ремонтов;
• при определении потребности в регулировочных работах при выполнении регламентных работ на постах обслуживания;
• при определении режимов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту с целью их типизации и тем самых качественной подготовки производства;
• при комплексном контроле технического состояния после выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта.
В связи с этим техническая диагностика как подсистема управления техническим состоянием транспортного средства должна присутствовать на всех этапах эксплуатации и подготовки к эксплуатации.Учебный процесс включает следующие формы обучения: практические занятия, выполнение практических работ, контроль знаний по темам курса, консультации, зачет, экзамен.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения контроля технического состояния автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов;
- выполнения профессиональной деятельности в области контроля и диагностики технического состояния транспортных средств;
- выполнения операций диагностики с соблюдением требований безопасности труда.
уметь:
- осуществлять проведение контроля технического состояния транспортных средств;
- определять показатели технического состояния автомобилей;
- организовывать проведение контроля транспортных средств.
знать:
- необходимое технологическое оборудование для проведения диагностики автомобилей, контроля рабочих параметров;
- методику и приёмы проведения контрольных замеров и диагностики;
- способы формирования требований к системам контроля технического состояния транспортных средств;
- основные термины и определения контроля технического состояния и диагностики транспортных средств;
- содержание и способы построения алгоритмов контроля технического состояния транспортных средств;
- методы и способы контроля технического состояния транспортных средств;
- принципы, виды и средства контроля технического состояния транспортных средств;
- методы по организации проведения контроля технического состояния транспортных средств.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины метрология, стандартизация и сертификация.
Процесс изучения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Диагностика автомобилей направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Код
|
Наименование компетенции
|
ПК 4.1
|
Организовывать и проводить работы по проведению технических измерений с использованием контрольно-измерительных, диагностических приборов и технологического оборудования.
|
ПК 4.2
|
Осуществлять технический контроль технического состояния автомобилей с помощью контрольно-измерительных, диагностических приборов и технологического оборудования.
|
ПК 4.3
|
Знать правила безопасного использования производственного оборудования.
|
ПК 4.4
|
Производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей.
|
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Код
|
Наименование компетенции
|
ОК1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК2
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
|
ОК3
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
|
ОК4
|
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК5
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
|
ОК6
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
|
ОК7
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий
|
ОК8
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
|
ОК9
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности
|
Алгоритм выполнения практических заданий
Алгоритм выполнения для каждого практического задания индивидуален и представлен в каждой практической работе.
Тема 1. Мотор-тестеры
Лабораторная работа №1 Изучение устройства и работы мотор-тестеров.
Цель работы: Разобрать устройство и работу мотор-тестеров.
Методические указания:
Назначение и область применения
Сканер-тестер ДСТ-2М с картриджем 1.5.4 используется для выявления устранения неисправностей в системе электронного управления впрыском топлива.
Он может применяться для проверки АТС на соответствие требованиям безопасности по техническому состоянию автомобилей в эксплуатации, производстве и после ремонта на автопредприятиях и на диагностических станциях.
Краткое описание и принцип действия
Тестер ДСТ-2М с картриджем Бош 1.5.4 предназначен для обслуживания автомобилей оснащенных электронным блоком управления (ЭБУ) BOSCH Motronic M1.5.4 производства компании Robert Bosch GmbH.
При помощи ДСТ-2М можно выбрать режим тестирования, позволяющий:
· Считывать системную информацию.
· Обрабатывать расшифрованные коды неисправностей.
· Управлять исполнительными механизмами автомобиля.
Для контроля работы двигателя фиксируются 38 различных параметров.
ДСТ-2М позволяет контролировать работу ЭБУ, получать и отслеживать различные данные посредством связи с блоком управления через K-Line соединитель (диагностический разъем), установленный на автомобиле.
ДСТ-2М состоит из микропроцессорного блока, который взаимодействует с ЭБУ и контролирует его работу.
Управление тестером осуществляет с помощью клавиатуры. На жидкокристаллическом графическом дисплее в удобном виде отображается вся необходимая информация. Flasch ROM картриджа содержит программу, под управлением которой выполняются все режимы тестирования.
Процедуру определения неисправностей в электронном оборудовании автомобиля можно разбить на три основных шага.
1. Подсоединение ДСТ-2М к диагностическому разъему.
2. Выбор необходимого режима.
3. Изучение отображаемых на экране дисплея данных.
ДСТ-2М имеет разветвленную контекстно-ориентированную справочную службу помощь. Она доступна из любого режима на клавише «0».
Режим тестирования выбирается путем нажатия на соответствующую клавишу, представленную, соответствующей цифрой в специальном меню.
Подготовка прибора к работе
сканер тестер впрыск топливо
Перед тем как начать работу с картриджем, обязательно выполните следующие действия:
1. Убедитесь, что зажигание на автомобиле выключено.
2. Вставьте картридж в разъем для программного картриджа в нижней части тестера ДСТ-2М. Убедитесь, что картридж вставлен правильно.
3. Подсоедините соединительный кабель к соответствующему разъему в верхней части ДСТ-2М и закрепите его винтами.
4. Вставьте диагностический разъем кабеля в гнездо диагностического разъема, расположенного на автомобиле. После подачи питания на экране дисплея будет отображена следующая информация - данные BIOS, данные картриджа и, затем - главное меню системы:
Если изображение на экране дисплея соответствует приведенному данному рисунку, переходите к пункту 5, если же на экране отображается что-либо иное, чем на рисунке или вообще ничего - следуйте рекомендациям пункта 6.
5. Если изображение на дисплее верное - запустите двигатель.
6. Если на экране тестера нет никакого изображения:
· убедитесь, что контакты диагностического разъема исправны, не загрязнены и не окислились;
· удостоверьтесь, что напряжение +12В присутствует на 2 контакте гнезда диагностического разъема и его 12 контакт заземлен.
Если на экран дисплея выводится такое сообщение:
То отсоедините диагностический разъем, отключив питание тестера, выньте и снова вставьте программный картридж, убедитесь, что входит на свое место правильно, без перекосов. Подсоедините диагностический разъем кабеля.
Если на экран выводится знак отсутствия связи с ЭБУ - Х.
То причинами этого могут быть:
· отсутствие напряжения ЭБУ (проверьте цепь питания ЭБУ, чистоту контактов питания в разъеме ЭБУ);
· неисправность соединительного кабеля (отсоедините и снова подсоедините диагностический разъем кабеля, затем проделайте такую же операцию с разъемом, расположенным на корпусе тестера).
Если проблемы остаются, обратитесь к паспорту на тестер для запуска процедур самотестирования ДСТ-2М
5. Выбор режима работы системы
Взаимодействие пользователя с тестером осуществляется при помощи специального системного меню. Главное меню имеет следующий вид:
Параметры. Это режим позволяет просмотреть все параметры, снимаемые с ЭБУ тестером ДСТ-2М.
Контроль ИМ. Контроль исполнительных механизмов и управления ими. Этот режим позволяет исполнительными механизмам, подключенными к ЭБУ и некоторыми параметрами работы двигателя. Перечень доступных устройств выводится после выбора этого режима.
Сбор данных. Этот режим позволяет собирать информацию, передаваемую с ЭБУ, а также настраивать опции сбора информации.
Ошибки. Этот режим дает возможность просматривать полученные от ЭБУ коды неисправностей (ошибок).
Доп испытания. Режим дополнительных испытаний позволяет измерять с помощью тестера среднее напряжение бортовой сети и частоту вращения коленчатого вала при запуске двигателя и продувке цилиндров. Позволяет сбрасывать ЭБУ и устанавливать коэффициент коррекции СО.
Обмен с ПЭВМ. Этот режим используется для обработки данных диагностики автомобиля на компьютере типа IBM PC введения баз данных. Обмен ведется через канал K-Line тестера с использованием специального адаптера.
Настройка. В этом режиме осуществляется установка опций работы тестера с ЭБУ. Выбранные опции настройки сохраняются и после выключения питания тестера.
Помощь. (Справка). Его можно вызвать из любого другого режима нажатием клавиши «0». При этом на экране появляется справка о том режиме, из которого был сделан запрос о помощи.
|