Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения


НазваниеМетодические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения
страница1/6
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»



Номинация: «методические рекомендации по освоению учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля»

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ДИСЦИПЛИНА

Краеведение и туристская инфраструктура региона

ОГСЭ.05

гуманитарный профиль
101101 «Гостиничный сервис»

101401 Туризм
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Составитель:

Зайцева Алла Валерьевна,

преподаватель

социально-экономических дисциплин

620144 г. Екатеринбург,

ул. Декабристов, д. 58.

Тел. (343) 234-76-85,

E-mail: eetk@r66.ru
Екатеринбург

2014

Составитель: Зайцева А.В., преподаватель ГБОУ СПО СО «ЕЭТК»
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» по специальностям СПО 101101 «Гостиничный сервис», 101401 «Туризм» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа по адресу: www.eetk.ru в разделах ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ и СТУДЕНТАМ / ДНЕВНОЕ (ЗАОЧНОЕ) ОТДЕЛЕНИЕ/МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


СОДЕРЖАНИЕ


Темы практических занятий

страницы

Тема 2.2. Рекреационное районирование и туризм

Практическая работа № 1. Анализ туристско-рекреационного потенциала Уральского региона

5

Тема 3.1 Города как туристические центры Практическая работа № 2. Диспут «Екатеринбург - центр культурно-познавательного, делового, событийного туризма: проблемы и перспективы»

11

Тема 3.2 Познавательный туризм Практическая работа № 3-4 Экскурсия по краеведческим объектам. Описание культурно-исторического или природно-экологического краеведческого объекта

15

Тема 3.3 Деловой туризм Практическая работа № 5 Круглый стол «Деловой туризм на Урале: проблемы и перспективы»

18

Тема 3.4 Экологический туризм Практическая работа № 6. Семинар «Заповедники Урала»

22

Тема 3.5 Рекреационный (оздоровительный) туризм

Практическая работа №7. Презентация «Санатории Урала» (по выбору обучающегося)

26

Тема 3.6 Спортивный и экстремальный туризм Практическая работа № 8 Презентация «Горнолыжные центры Урала» (по выбору обучающегося)

30

Тема 4.4 Краеведение и экскурсионное дело. Практическая работа № 9 – 10. Экскурсия по городу (краеведческие объекты). Оценка туристского маршрута и разработка предложений по его улучшению

32

Тема 4.5 Деятельность краеведческих музеев. Краеведческие музеи Урала. Практическая работа № 11 Экскурсия в краеведческий музей


38

Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Краеведение и туристская инфраструктура региона» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Задания практической работы выполняются в тетради для практических работ и сдаются преподавателю.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.


Желаем Вам успехов!!!
Раздел 2. Туризм как отрасль
Тема 2.2. Рекреационное районирование и туризм
Практическая работа № 1. Анализ туристско-рекреационного потенциала

Уральского региона

Учебная цель: Расширить и систематизировать знания о туристско-рекреационном потенциале уральского региона через анализ рекреационных ресурсов.
Учебные задачи:

1. Повторить и закрепить ключевые понятия и определения темы

2. Формировать умение использовать разнообразные формы поиска, обработки и анализа разнородной информации для самостоятельного приобретения знаний
Образовательные результаты

Студент должен

уметь:

  • анализировать туристско-рекреационный потенциал уральского региона

  • определять роль факторов, влияющих на рекреационное районирование

  • оперировать понятиями и терминами

знать:

  • районообразующие признаки в туризме

  • группы рекреационных ресурсов и их характеристику.


Задачи практической работы:


  1. Формировать умения работать с различными информационными источниками.

  2. Формировать аналитические умения

  3. Формировать умение определять роль туристско-рекреационного потенциала региона для формирования уральского туристического кластера


Средства обучения:


  1. Географический атлас России

  2. Технические средства обучения: проектор, компьютер

  3. Рабочая тетрадь в клетку

  4. Ручка, карандаш


Краткие теоретические и учебно-методические материалы
В России термин «туристско-рекреационный потенциал» был введен в оборот в 70-е гг. в работах ученых школы рекреационной географии и до настоящего времени остается дискуссионным. В табл.1 систематизировано понятие «туристско-рекреационный потенциал» в соответствии с некоторыми методологическими подходами.

Таблица 1 Методологические подходы к содержанию понятия «туристско-рекреационный потенциал региона»


Подход к определению

Авторы

Содержание определения

1. Подход, отождествляющий понятия

Литвиненко Т.В.

Совокупный потенциал туристских ресурсов региона.

2. Результативный подход

Козырев В.М. Туристская рента. — М.: Финансы и статистика, 2003. Забаева М.Н.

Способность имеющихся туристско-рекреационных ресурсов региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени.

Результат рыночной оценки потенциальных доходов факторов производства в туризме, возможных к получению.

3. Ресурсный подход

Скобкин С.С. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в ХХI веке. Труды Международной туристской академии. Вып. 5. — М., 2010. С.129
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. — М.: «Финансы и статистика», 2001.
Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник /Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2008.С.228.
Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. Геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. — СПб.: Д.А.Р.К., 2010. С.329


Совокупность приуроченных к территории природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических условий и ресурсов территории, определяющих возможности развития различных видов отдыха и туризма, осуществления разнообразных туристско-рекреационных занятий.

Совокупность качественных и количественных характеристик природных, историко-культурных и других ресурсов территории, а также ее туристской инфраструктуры, влияющих на развитие туризма и рекреации.

Способность имеющихся на территории региона туристских ресурсов привлекать внимание туристов и обеспечивать максимально полное удовлетворение их потребностей во время путешествия.

4. Системный подход

Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект. — СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2005. С. 81.
Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005. С. 102

Синтезированный региональный потенциал (в качестве центрального — выступает потенциал управления), характеризующийся изменяющимися пространственно-временными границами, зависящими от потребностей в потенциалах, имеющий субъективную природу формирования, использования и развития.
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом потенциалов региона, которые используются в туристской деятельности, а также новых, сформированных в процессе этой деятельности и использующих факторы производства региона.


Контент-анализ содержания и структуры туристско-рекреационного потенциала региона в рамках отмеченных подходов, позволяет сделать вывод о приоритетном значении специфических (природных, культурно-исторических и социально-экономических) ресурсов региона для реализации туристского потенциала, а также о высокой эластичности влияния изменения ресурсов на результаты туристской деятельности

Обобщая существующие подходы к классификации туристско-рекреационных ресурсов и, учитывая их специфичность, прежде всего предметную, можно выделить следующую структуру ресурсов, используемых в туристской деятельности:

– природные ресурсы, включающие лечебные и курортные объекты и территории, ресурсы экологического туризма, а также рыболовного, охотничьего и других видов активного туризма;

– культурно-исторические ресурсы, включающие ресурсы паломнического, познавательного и экскурсионного туризма, имеющие как материальную, так и нематериальную форму (обряды, традиции, нравы);

– социально-экономические ресурсы, включающие инвестиционные, образовательные, квалифицированные трудовые, а также производственные ресурсы, представленные широким спектром предприятий и организаций, прямо или косвенно занятых в производстве туристских услуг и формировании туристского предложения региона.

Выделенные структурные элементы туристско-рекреационных ресурсов обусловлены специфичностью туристско-рекреационной сферы, ее высокой зависимостью от природных, культурно-исторических ресурсов, которые составляют вневременной компонент. Наличие природных и культурно-исторических ресурсов создает устойчивый базовый туристско-рекреационный потенциал региона, в то время как вариативный, динамический — связан с социально-экономическими ресурсами территорий. Данная группа ресурсов отражает процесс вовлечения в региональные воспроизводственные процессы и их преобразование в конкурентные преимущества.

Таким образом, потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона может быть представлен следующими частными видами потенциала и ресурсными возможностями, которые могут быть вовлечены хозяйствующими субъектами в экономическую деятельность в собственных интересах и интересах региона в целом:

– природно-рекреационным потенциалом, включающим преимущества и выгоды экономико-географического положения, а также различные виды природных ресурсов, используемых в туристско-рекреационных целях, а также возможности и условия их хозяйственного использования;

– культурно-историческим потенциалом, включающим различные виды материальных и нематериальных ресурсов, а также возможности и условия их хозяйственного использования;

– производственным потенциалом, включающим наличие соответствующих мощностей и возможностей по производству конкретных видов туристских услуг, располагаемые основные производственные фонды, их состояние и эффективность их использования (фондоотдача), возможности кооперирования, комбинирования и концентрации туристского производства;

– трудовым потенциалом, включающим в себя уровень обеспеченности туристско-рекреационной сферы региональной экономики трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами, их количество и качественный состав, возможности увеличения трудового потенциала за счет естественного прироста населения и миграционных процессов (параметров расширенного воспроизводства кадрового потенциала);

– инвестиционным, финансовым и экономическим потенциалом, включающим в себя финансовые ресурсы и потоки, а именно: средства регионального и муниципальных бюджетов, относящиеся к туристско-рекреационной сфере; средства предприятий и организаций, занятых туристской деятельностью на территории региона; средства населения, занятого в туристской деятельности;

– научно-образовательным потенциалом, включающим в себя образовательные учреждения (особенно средние профессиональные и высшие учебные заведения, расположенные в пределах региона), занятые в подготовке туристских кадров, количество инновационных разработок и продуктов;

– общерегиональным инфраструктурным потенциалом, включающим системы жизнеобеспечения (предприятия и инфраструктура ЖКХ и городского хозяйства); объекты и элементы транспортной инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, транспортные терминалы, станции техобслуживания и др.); объекты общей производственной инфраструктуры (энергетические объекты, объекты водообеспечения и водоотведения и др.).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию


  1. Понятие туристско-рекреационный потенциал

  2. Районообразующие признаки в туризме.

  3. Группы рекреационных ресурсов и их характеристика.

  4. Степень развития инфраструктуры туристского региона.

  5. Перспективы развития туристского региона. Особенности развития уральского региона.


Задания для практического занятия:

Задание 1.

Из приведенного анализа подходов к определению понятия «туристско-рекреационный потенциал», попытайтесь сформулировать свое определение туристско-рекреационного потенциала региона.
Задание 2.

Заполните таблицу и оцените состояние туристско–рекреационного потенциала Свердловской области .


Группы рекреационных ресурсов

Наименование показателей

Первичные/абсолютные

Вторичные/ относительные (характеристика ресурсов)

Природные условия и ресурсы

Рельеф







Климат

Средняя температура зимы, ºС




Средняя температура лета, ºС




Среднегодовое количество осадков, мм




Продолжительность залегания устойчивого снежного покрова




Количество дней с устойчивым снежным покровом




Гидрография

Общая протяженность речной сети,




Суммарная площадь озерных систем,




Минеральные

источники

Количество минеральных источников




Объекты грязелечения

Количество источников для грязелечения




Флора

Площадь, занятая лесом,




Количество растений, занесенных в Красную книгу




Фауна

Видовое количество животных




Количество животных, занесенных в Красную книгу




Памятники природы

Количество памятников природы




Особо охраняемые

природные территории

Общая площадь особо охраняемых природных территорий, км2




Культурно-исторические факторы

Памятники истории

Количество памятников истории




Количество памятников археологии




Градостроительные

памятники

Количество памятников архитектуры




Объекты культурного

наследия

Количество объектов культурного наследия,

связанных с жизнью известных людей




Количество объектов традиционной культуры

(кухня, фольклор, народные ремесла и промыслы)




Количество объектов культурного досуга (музеи, театры, концертные залы, библиотеки, культурные центры, постоянные выставки и галереи, этнографические объекты)




Социально – экономические факторы

Объекты спортивного и развлекательного

досуга

Количество объектов спортивного и развлекательного досуга – дискотеки,

ночные клубы, казино, боулинг, ипподром, спортивные сооружения, развлекательные площадки




Объекты лечебно-оздоровительного туризма

Количество объектов лечебно – оздоровительного туризма – санаторно-курортные учреждения, отделения восстановительной медицины, специализированные медицинские центры




Объекты бизнес - туризма

Количество выставочных залов, конгресс-центров, деловых центров и др.




Торговые центры

Количество торговых центров




Объекты общественного питания

Количество предприятий общественного питания




Объекты спортивного туризма

Количество объектов спортивного и приключенческого туризма – бассейны, крупные спортзалы, горнолыжные трассы, яхт-клубы, спортивные базы.




Объекты маршрутной инфраструктуры, туризма, охоты и рыбной ловли

Оборудованные маршруты туристских походов




Оборудованные охотничьи и рыболовные хозяйства.




Транспортная инфраструктура

Общая протяженность транспортной сети по категориям: железная дорога, дорога федерального значения, дорога с твердым покрытием, грунтовая дорога, проселочная дорога, км




Объекты транспортной инфраструктуры

Количество аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов, пристаней




Объекты информации и связи

Количество информационных агентств, объектов международной и междугородней, интернет связи.




Коллективные объекты размещения туристов

Количество отелей, турбаз, кемпингов, домов охотника и рыбака и др.




Объекты сельского туризма

Количество объектов сельского туризма,

гостевые дома






Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Краеведение и туристская инфраструктура региона»
Список рекомендуемой литературы

  1. География туризма /Под ред. А.Ю. Александровой. – М.: КНОРУС, 2010

  2. География Свердловской области. Электронный учебник . Доступ: geografia-sverd.ucoz.ru

  3. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма.- М.: Советский спорт, 2002

  4. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие.

  5. Лукьянова Н.С. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум: учебное пособие. — М.: Кнорус, 2010.



Дополнительная литература

  1. Николаенко Д.В. Рекреационная география: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2010

  2. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА-М, 2009.

  3. Туристский терминологический словарь. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М. : Советский спорт, 1999. - 664 с.

  4. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. Учеб пособие.- М., 2009

  5. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2007.

  6. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КНОРУС, 2007.

  7. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие/ А.Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2008.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.2r.ru/about.asp, Интернет - издание «Рекреационные ресурсы»

  2. http://www.rstroy.info/faq142.html, энциклопедический словарь «Knowledge base»

  3. m-economy.ruart.php?nArtId=3743 – статья Кострюковой О.Н. Стратегический потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона: проблемы и направления изучения.// Проблемы современной экономики № 3 (39).- 2011

  4. rae.rusnt/… статья Искаковой В.С. Проблема понятия туристско-рекреационного потенциала в аспекте современного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 –

  5. biofile.ruГеография›15334.html – «Биофайл» научно-информационный журнал

  6. geogr.msu.ruКафедрыКартографии и геоинформатики…/docs/tulskaya.pdf - статья Н.И. Тульской, Н.В. Шабалиной Математико – картографическое моделирование для оценки туристско-рекреационного потенциала территории (на примере центрального федерального округа). Кафедра рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

  7. www.russiatourism.ru – Федеральное агентство по туризму Россий-ской Федерации.

  8. www.ratanews.ru – ежедневная электронная газета «RATA news», выпускаемая Российским союзом туриндустрии.

Раздел 3. География специальных видов туризма.

Особенности развития на Урале.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (по отраслям)

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
«Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальностям спо 210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210723...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения
...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 18. 02. 09 Переработка нефти и газа в соответствии с требованиями...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических работ...
Уп 05 Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 38. 02. 08 Банковское дело в соответствии с требованиями...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических работ...
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 22. 02. 06 Сварочное производство в соответствии с требованиями...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 09. 02. 03. Программирование в компьютерных системах в...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения
Составитель: Норматова Елена Викторовна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 21. 02. 03 Сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 18. 02. 01 Аналитический контроль качества химических...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы огбоу...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23. 00. 00 Техника и технологии наземного транспорта в соответствии с...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Мдк 01. 01 Основы художественного оформления швейного изделия специальности 29. 02. 04 «Конструирование, моделирование и технология...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания по выполнению практических работ ен. 02 Информатика
Методические указания разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине ен. 02 «Информатика» по специальности 270101...

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения iconМетодические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических заданий


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск