Категориально-системная методология в подготовке ученых


Скачать 3.29 Mb.
Название Категориально-системная методология в подготовке ученых
страница 1/24
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Министерство образования Российской Федерации Омский государственный университет

В.И. РАЗУМОВ

КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ

Учебное пособие

УДК 001.8

ББК 72.4(2)Я7 Р 178

Рекомендовано в качестве учебного пособия учебно-методическим советом ОмГУ

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н.К. Поздняков, доктор исторических наук, профессор О.Г. Дука, доктор технических наук, профессор А.Г. Теслинов

Разумов В.И.

Р 178 Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие / Вст. ст. А.Г. Теслинова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 277 с.

ISBN 5-777-9-0447-5

Автор совмещает теорию развития категориального аппарата с прикладными вопросами применения классов категориально­системных подходов к широкому спектру задач научно-практичес-кого характера.

Предложенные в пособии методы эффективно применяются в научной и преподавательской деятельности, в консультировании.

Для аспирантов, докторантов, соискателей различных специаль­ностей, а также для магистрантов и студентов старших курсов всех специальностей, ориентированных на научную работу.

УДК 001.8 ББК 72.4(2)Я7

ISBN 5-7779-0447-5 © Омский госуниверситет, 2004 © Разумов В.И., 2004 © Теслинов А.Г., вступительная статья, 2004

Издание ОмГУ Омск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ...............................................................15

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................17

1. О смене парадигмы в подготовке профессионального учено­го...................................................................................................................17

2. Аббревиатуры в тексте: когнитивный и дидактический ас­пекты ............................................................................................................18

3. МПНИ, КС и КСМ в интенсификации исследовательского процесса итехнологизации его подготовки ............................................ 19

4. Проблема соотношения активное/пассивное знание, ее про­явление в Internet ........................................................................................20

5. Триада категорий бытие, знание, понимание в решении за­дачи активизации информации .................................................................21

6. Схемы как когнитивные шаблоны ..................................................22

7. Когнитивные шаблоны и идея интеллектуальной схемотех­ники ..............................................................................................................22

8. Перечень условий, необходимых для адекватного и полно­ценного освоения работы ......................................................................... 23

9. Общаяструктура и логика организации содержания ....................26

10. Научно-практическая апробация материалов ..............................26

11. Вариантыдля прочтения работыввиде гипертекста ..................27

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИПРОЕКТОВ

Введение к разделу 1 ............................................................................30

1.1. Подготовка научного исследования как область когни­тивных интересов ...................................................................................... 31

1.2. Постановка проблемыи постулатыПНИ...............................31

1.3. Представление ПНИ как движения ксинтезу знаний ...........32

1.4. Триварианта гипертекстового прочтения раздела 1..............33

2. Идеи ПНИ и эволюция метафизических и онтологических оснований познания....................................................................................34

2.1. Понятие когнитивной триады ПНИ........................................ 36

3. Онтологические и Мф основания МПНИ и проблема уста­новления качественной определенности объектов познания .................37

3.1. Ключевые направления реализации ПНИ и ее связь с конкретныминауками ................................................................................38

3

3.2. ПНИ на уровне осмысления мировоззренческих про­блем с применением когнитивных схем пентаграммы и гомеостата и их конверсии ............................................................................................ 39

3.3. Развитие мировоззренческого уровня ПНИ до уровня схематизации взаимодействий комплексов человеческого знания в границах Природы и Духа ......................................................................... 40

3.4. Некоторые особенности когнитивнойидеологии ПНИ........ 42

3.5. Когнитивный подход к пониманию Мф................................. 43

3.6. Мф и интеллектуальные затруднения познавательной деятельности................................................................................................ 44

3.7. Предназначение и перспективы применения Мф в науке..... 44

3.8. Вненаучные ориентиры познания всфере ПНИ.................... 45

3.9. ПНИ как когнитивная программа, обеспечивающая субъект-объектный диалог......................................................................... 46

3.10. Представления об активном качестве, КС, КМ и ин­теллектуальных технологиях..................................................................... 47

4. Когнитивная схема подготовки и интеллектуально-техноло-гического сопровождения научных исследований................................... 48

4.1. МфП в блок-схеме ПНИ........................................................... 48

4.2. Значение МфП и ее потенциал для привлечения других методов ПНИ............................................................................................... 49

4.3. МфП и миф в современной науке............................................ 49

4.4. ФлМ: определение и роль в ПНИ............................................ 50

4.5. Примеры применения ФлМ в познании.................................. 51

4.6. ФлМ в древних и современных психотехниках..................... 52

4.7. ТИ............................................................................................... 53

4.8. КА............................................................................................... 54

4.9. СГЛ............................................................................................. 55

4.10. Подготовка исследовательского процесса как блок­схема............................................................................................................. 56

4.11. Понятие о суперблоках схемы ПНИ...................................... 57

4.12. Методика использования блок-схемы ПНИ......................... 57

4.13. Понятие о применении блок-схемы ПНИ в режимах решения прямой и обратной задачи .......................................................... 59

4.14. Опыт использования МПНИ в разработке теории ди­намических информационных систем....................................................... 59

5. Заключение к разделу 1..................................................................... 65 Вопросы длясамоконтроля................................................................... 71

РАЗДЕЛ 2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ АКТИВНОГО КАЧЕСТВА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТАХ

Введение к разделу 2 .............................................................................72

1.1. Краткий очерк историко-философских взглядов на ка­чество............................................................................................................73 1.2. Выражение качества и содержания объектов в модели­ровании.........................................................................................................74

1.3. Категория “качество” в когнитивном ракурсе........................74

1.4. КА, КМ, КМ и некоторые другие определения ...................76

2. Подготовкатеории качества на базе блок-схемы ПНИ..................77

3. Онтологические основания КС триадического представления качества .......................................................................................................78

3.1. Идеи триадичности качества в древней Фл............................78

3.2. Триадичностьв классической Фл, аюрведе, экологии..........79

3.3. Теософские и богословские взглядына триадичность..........79

3.4. ПСЦ какбазовая схема выражения качества..........................80

3.5. Определения элементов КС качества......................................81

3.6. Логико-эпистемологические и системные проекции на категории ОК, ИК, Пк.................................................................................82

3.7. Иерархизация познавательных процедур и типы проти­воречий вмодели ПСЦ...............................................................................83

3.8. Четыре направления описания ПО в методе ПСЦ.................85

3.9. Категории ОК, Пк, ИК и направления развития объекта в модели ПСЦ..............................................................................................86

3.10. Противоречия и конкуренция на уровне качеств объ­екта................................................................................................................87

3.11. Динамика ИК и обусловленность прогрессивного раз­вития.............................................................................................................89

3.12. Участие Пк в процессах регресса..........................................89

3.13. Четыре базовых состояния, присутствующие в про­грессе, регрессе, изогрессе .........................................................................90

3.14. Схематическое представление модели ПСЦ........................91

3.15. Схема модели ПСЦ и выбор управленческой стратегии организации .................................................................................................93

3.16. КС триадического представления качества и психоте­рапия.............................................................................................................94

3.17. Триада ИК, Пк, ОК и развитие социальных объектов.........95

5

3.18. Метод ПСЦ и проблема трансцендентальных субъекта и объекта...................................................................................................... 96

4. Тройственность качественной определенности объектов и РИК

4.1. Понятия КИП и ИК’.................................................................. 97

4.2. Определения ЛУ, ЛП и Т в структуреКИП............................ 97

4.3. Понятие о РИК, пример построения этого ряда..................... 98

4.4. Интерпретативные соответствия РИК в КИП и пред­ставление о размерности РИК.................................................................. 101

4.5. ЛУ, ЛП, Т и три направления в развитии объекта............... 101

4.6. Схема РИК для седьмого ИК’ – диапазон............................. 102

4.7. Нумерическая онтология РИК и его репрезентация в схемеПСЦ.................................................................................................. 103

5. Дополнительные теоретические результаты, полученные на онтолого-метафизической базе тройственности качества..................... 105

5.1. Теоретико-множественные соответствия, установлен­ные в модели ПСЦ..................................................................................... 105

5.2. Подход к построению КМ иерархии уровней управле­ния организацией как КИП и РИК........................................................... 106

5.3. Схема управления организацией как КИП и РИК ............... 106

5.4. Опыт построения теории диалектики А.Ф. Лосева как объекта КМ’............................................................................................... 107

5.5. Информационно-критериальная интерпретация полага­ний смысла................................................................................................. 109

5.6. Краткое резюме анализа критериально-информацион­ного представления категорий Фл........................................................... 109

5.7. Дополнительные соображения о критериально-инфор-мационной интерпретации онтолого-метафизической идеи тройст­венности качества...................................................................................... 110

5.8. Специфичность РИК анализа для философских катего­рий .............................................................................................................. 111

5.9. Соотношение качества и объекта-носителя в моделях ПСЦ, КИП, РИК........................................................................................ 112

5.10. Категориальные группы и понятие о проективном по­тенциале методов ПСЦ, КИП, РИК......................................................... 112

5.11. РИК вопределениях категорий ........................................... 113

5.12. Примеропределения категории “разум” в РИК................. 113

6. Информационно-критериальный подход к разработке про­грамм стратегического развития города................................................. 115

6.1. Роль категорий в составлении программ стратегическо­го развития................................................................................................. 115

6.2. Выделение тем стратегического развития............................ 115

6.3. Адаптация аппарата РИК к задачам стратегического развития...................................................................................................... 116

6.4. Подготовка материалов к представлению в формате РИК............................................................................................................. 117

6.5. Логика выполнения КМ РИК и решаемые с ее помощью задачи.......................................................................................................... 118

6.6. Два варианта РИК, сосредоточивающих тематики стра­тегического развития................................................................................. 119

6.7. Обсуждение полученных КМ РИК ....................................... 122

6.8. О перспективах применения КМ’ к задачам стратегиче­ского развития............................................................................................ 123

7. Заключение к разделу 2................................................................... 124 Вопросы для самоконтроля ................................................................ 131

РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИП И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: ВЫРАЖЕНИЯ ВКС ИПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к разделу 3 ........................................................................... 132

1.1. Цель, логика и задачираздела................................................ 132

1.2. Структура раздела 3................................................................ 132

1.3. Гипертекстовые траектории прочтения раздела................... 133

2. ФлМ противоречия в моделировании систем гомеостатиче­ского типа................................................................................................... 134

2.1. КСМ и гомеостатика визучении противоречия................... 134

2.2. Представления о противоречии в истории Фл, медицине и современной логике............................................................................... 135

2.2.1. Очерк античной и древнекитайской Фл противоре­чия............................................................................................................... 135

2.2.2. Идеи противоречия в медицине Гиппократа и Авиценны................................................................................................... 136

2.2.3. О понимании роли противоречия в физиологии и морфологии человека И.М. Сеченовым и П.А. Флоренским, в со­временной клинической медицине.......................................................... 136

2.2.4. Логико-математическое толкование противоречия..... 137

2.3. Принцип внутреннего противоречия..................................... 138

2.3.1. Симметрология противоречия и формулировка принципа противоречия............................................................................ 138

7

2.3.2. Представление принципа противоречия в КС............. 140

2.3.3. Принцип противоречия и целесообразность удвое­ния органов и функций в сложных системах.......................................... 141

2.3.4. Регулирование противоречия в аденин-гуаниновом и пурин-пиримидиновом КГ .................................................................... 142

2.4. Тернарное представление противоречия.............................. 144

2.4.1. Триада противоречия и компенсационное управ­ление .......................................................................................................... 145

2.4.2. Три функции противоречия в цикле у син и пента­грамме......................................................................................................... 145

2.4.3. Триада противоречия в понимании эволюции сис­тем............................................................................................................... 146

2.5. Тенденции (распределения/объединения) противоречия в системогенезе.......................................................................................... 147

2.5.1. Понятия макро-и микроуровней существования противоречий............................................................................................. 147

2.5.2. Тенденции распределения/объединения противо­речия в китайской Фл................................................................................ 147

2.5.3. Механизм распределения противоречия в системах... 148

2.5.4. Процесс объединения противоречия и системоге­нез............................................................................................................... 149

2.5.4.1. Противоречие иорганизация элементов систем....... 150

2.6. КФ в порождении и реструктуризации противоречий в системах..................................................................................................... 150

2.6.1. КФ вэволюции и адаптации систем............................. 151

2.7. Три аспекта в изучениипротиворечия.................................. 152

2.8. Конкуренция и конфликт в различении нормальных и патологических гомеостатов.................................................................... 153

2.9. Определение противоречия как частного случая взаи­модействия по обмену ресурсов в системе............................................. 154

2.10. Выводы по главе 2................................................................. 155

3. Обобщенное представление противоречия в КМ развития объекта в активной среде.......................................................................... 156

3.1. Понятие о направленных изменениях качества как про­цессе осуществления объектом свобод движения в неоднородной среде........................................................................................................... 156

3.2. Образы плоскости, объема, препятствия и их опре­деления..................................................................................................... 157

3.2.1. Противоречие во взаимодействии активности/ препятствия................................................................................................ 157

3.3. Базовые стратегии поведения объекта в пределах образа “плоскость”................................................................................. 158

3.4. Общие характеристики образа “объем” и его куль­туральные эквиваленты........................................................................ 159

3.5. Применение объемной стратегии поведения на примере боевых искусств..................................................................... 160

3.6. Включение в объемные стратегии поведения из­менений качеств объекта...................................................................... 162

3.7. О моделировании и управлении ходом внутренне­го времени................................................................................................ 163

3.8. О качествах бойца, семи типах ведения поединка и основе перемены активных/ пассивных движений ..................... 163

3.9. Применение плоскостной и объемной моделей к процессам мышления............................................................................ 164

4. Принцип противоречия в задачах моделирования качествен­ных и количественных изменений........................................................... 165

4.1. Двойственность изменения качества и способ ее отображения в КС и КМ......................................................................... 165

4.2. Определение видов изменений качества и количе­ства ............................................................................................................ 166

4.3. КС ДСК.................................................................................... 167

4.4. Базовые варианты поведения системы в модели ДСК............................................................................................................. 169

4.5. Способы осуществления 1-го скачка качества в КМ ДСК............................................................................................................. 170

4.6. Варианты протекания 2-го скачка качества в КМ ДСК............................................................................................................. 170

4.7. Некоторые подходы к выбору вариантов решения про-блемы........................................................................................................ 172

4.8. КМ ДСК в решении инженерной задачи......................... 172

4.9. Описание и анализ работы ГТД в терминах ДСК........ 174

4.10. Принцип регулирования работы ГТД на базе КМ...... 175

4.11. Обсуждение особенностей регуляции, преду­смотренных КМ ДСК............................................................................... 176

5. Категориально-символьные и категориально-схемные сред­ства моделирования внутренне противоречивых систем...................... 177

9

5.1. Принцип противоречия и категориально­системные ме-тоды представления качества............................................................. 177

5.2. Символ свастики как когнитивная метафора про­тиворечия ................................................................................................. 178

5.3. Представление характера применения метода ПСЦ в символе “свастика” ................................................................... 178

5.4. Свастика в установлении связи методов ПСЦ и ДСК............................................................................................................. 179

5.5. Некоторые метафизические источники свастики и четыре аспекта применения символов в познании ....................... 180

5.6. Принцип противоречия в некоторых категориаль­но-схемных и категориально-символьных методах КСМ ............. 181

5.6.1. Автоколебательный процесс в модели ДСК................ 182

5.6.1.1. Вероятностный элемент в понимании про­тиворечия................................................................................................... 183

5.6.2. Цикл “усин” и его передача пентаграммой................. 183

5.6.3. Теорема “у син” и перспективы ее применения в системных исследованиях........................................................................ 184

5.6.3.1. Нормальные и патологические отношения стихий в “у син” и пентаграмме............................................................... 185

5.6.3.2. Комментарий и примеры к понятиям нор­мы и патологии в пентаграмме ................................................................ 186

5.6.3.2.1. Образно-метафорическое толко­вание отношений в пентаграмме ............................................................. 186

5.6.4. Представление противоречия в пентаграмме.............. 187

5.6.4.1. Управление системой, построенной на за­кономерностях пентаграммы ................................................................... 188

5.6.4.2. Сопоставление представлений противоре­чия в методе ДСК и пентаграмме............................................................ 188

5.6.5. Использование пентаграммы в построении логиче­ской системы.............................................................................................. 189

5.7. Системная интерпретация символов “свастика” и “пентаграмма” в сочетанном использовании методов интел­лектики и гомеостатики......................................................................... 190

5.7.1. Гомеостаз и интеллект................................................... 190

5.7.2. КГ когнитивного процесса ............................................ 190

5.7.3. Принцип противоречия в моделях гомеостатов.......... 191

5.7.4. Комбинирование категориально-схемного и кате­гориально-символьного подходов в моделировании............................. 192

5.7.4.1. Представление ИСв символе “свастика”....... 193

5.7.4.2. Преобразование ИС, выраженной в форме свастики, в пентаграмму........................................................................... 194

5.7.4.3. Блок-схема КГ ИС............................................ 195

5.8. Опыт моделирования систем управления экономи­кой............................................................................................................... 197

5.8.1. Система управления территорией................................. 197

5.8.2. Система поддержкиразвития малого бизнеса............. 198

5.8.3. Комплексное определение управления в схемах пентаграммы и гомеостата........................................................................ 198

5.9. Пример приложения категориально-схемного и кате­гориально-символьного подходов к задачам стратегического развития города ......................................................................................... 200

5.9.1. Стратегическое развитие и понимание баланса: из­быток/недостаток ресурсов ......................................................................200

5.9.2. Программы развития города, выраженные с помо­щью фрагмента символа “Великий предел” ........................................... 201

5.9.3. Комментарий к расположению программ относи­тельно символа “Великий предел” и проведенных осей ....................... 203

5.9.4. Проявление идей, обусловленных значением Инь, в экономике................................................................................................ 204

5.9.5. Развитие представлений о стратегическом разви­тии в схемах пентаграммыи гомеостата................................................. 206

5.9.6. Дополнительные аспекты для расширения вариан­тов схематизации программ стратегического развития......................... 207

6. Заключение к разделу три...............................................................208

6.1. Несколько аспектов в дальнейшем осмыслении противоречия........................................................................................... 208

6.2. Резюме раздела 3 ............................................................... 208 Вопросы для самоконтроля................................................................. 215

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Первое информационное сообщение о подготовке к проведению VII международной...
Научный комитет школы-семинара «Энергосбережение – теория и практика» приглашает принять участие молодых ученых и специалистов в...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Методология научного творчества
...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon «Системная оценка корпоративной социальной деятельности компании...
Системная оценка корпоративной социальной деятельности компании «Мобильные ТелеСистемы» в России и странах СНГ
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Александр Черников Системная семейная терапия Интегративная модель...
Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Фгбоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»...
И 66 Инновации молодых ученых аграрных вузов Сибири: сб материалов X межрегиональной конференции молодых ученых аграрных вузов сфо...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Совет молодых ученых и специалистов
Кубанского государственного медицинского университета, а также молодых ученых – практикующих врачей из Германии (Frauenklinik der...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Конкурс мк-2011) и молодых российских ученых докторов наук (конкурс мд-2011)
Мд-2011) (далее – конкурсы). Предметом конкурсов является право на получение грантов Президента рфдля государственной поддержки молодых...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной...
Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной надежности
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Отчет о деятельности Санкт-Петербургского союза ученых
За отчетный год Приемная комиссия рассмотрела 28 заявлений желающих вступить в спбсу и по всем кандидатурам дала в кс рекомендательные...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии...
...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Р оссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии...
...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Сборник научных трудов студентов и молодых ученых
Наука и молодежь: сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Вып / Редколлегия: Роговая В. Г., Горин Н. И. – Курган: Курганский...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Vii международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных
В сборнике представлены статьи участников VII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Конкурсы проводятся
Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов наук (конкурс мк-2010) и молодых...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Л. В. Куликов история и методология зоотехнической науки москва 2000...
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, изданный в последние годы (1996, 1997, 2000), предусматривает...
Категориально-системная методология в подготовке ученых icon Ix всероссийская научная конференция молодых ученых «наука. Технологии. Инновации»
Новосибирский государственный технический университет приглашает принять участие в работе IX всероссийской научной конференции молодых...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск