Скачать 3.29 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Омский государственный университет В.И. РАЗУМОВ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ Учебное пособие УДК 001.8 ББК 72.4(2)Я7 Р 178 Рекомендовано в качестве учебного пособия учебно-методическим советом ОмГУ Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н.К. Поздняков, доктор исторических наук, профессор О.Г. Дука, доктор технических наук, профессор А.Г. Теслинов Разумов В.И. Р 178 Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие / Вст. ст. А.Г. Теслинова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 277 с. ISBN 5-777-9-0447-5 Автор совмещает теорию развития категориального аппарата с прикладными вопросами применения классов категориальносистемных подходов к широкому спектру задач научно-практичес-кого характера. Предложенные в пособии методы эффективно применяются в научной и преподавательской деятельности, в консультировании. Для аспирантов, докторантов, соискателей различных специальностей, а также для магистрантов и студентов старших курсов всех специальностей, ориентированных на научную работу. УДК 001.8 ББК 72.4(2)Я7 ISBN 5-7779-0447-5 © Омский госуниверситет, 2004 © Разумов В.И., 2004 © Теслинов А.Г., вступительная статья, 2004 Издание ОмГУ Омск 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ...............................................................15 ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................17 1. О смене парадигмы в подготовке профессионального ученого...................................................................................................................17 2. Аббревиатуры в тексте: когнитивный и дидактический аспекты ............................................................................................................18 3. МПНИ, КС и КСМ в интенсификации исследовательского процесса итехнологизации его подготовки ............................................ 19 4. Проблема соотношения активное/пассивное знание, ее проявление в Internet ........................................................................................20 5. Триада категорий бытие, знание, понимание в решении задачи активизации информации .................................................................21 6. Схемы как когнитивные шаблоны ..................................................22 7. Когнитивные шаблоны и идея интеллектуальной схемотехники ..............................................................................................................22 8. Перечень условий, необходимых для адекватного и полноценного освоения работы ......................................................................... 23 9. Общаяструктура и логика организации содержания ....................26 10. Научно-практическая апробация материалов ..............................26 11. Вариантыдля прочтения работыввиде гипертекста ..................27 РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИПРОЕКТОВ Введение к разделу 1 ............................................................................30 1.1. Подготовка научного исследования как область когнитивных интересов ...................................................................................... 31 1.2. Постановка проблемыи постулатыПНИ...............................31 1.3. Представление ПНИ как движения ксинтезу знаний ...........32 1.4. Триварианта гипертекстового прочтения раздела 1..............33 2. Идеи ПНИ и эволюция метафизических и онтологических оснований познания....................................................................................34 2.1. Понятие когнитивной триады ПНИ........................................ 36 3. Онтологические и Мф основания МПНИ и проблема установления качественной определенности объектов познания .................37 3.1. Ключевые направления реализации ПНИ и ее связь с конкретныминауками ................................................................................38 3 3.2. ПНИ на уровне осмысления мировоззренческих проблем с применением когнитивных схем пентаграммы и гомеостата и их конверсии ............................................................................................ 39 3.3. Развитие мировоззренческого уровня ПНИ до уровня схематизации взаимодействий комплексов человеческого знания в границах Природы и Духа ......................................................................... 40 3.4. Некоторые особенности когнитивнойидеологии ПНИ........ 42 3.5. Когнитивный подход к пониманию Мф................................. 43 3.6. Мф и интеллектуальные затруднения познавательной деятельности................................................................................................ 44 3.7. Предназначение и перспективы применения Мф в науке..... 44 3.8. Вненаучные ориентиры познания всфере ПНИ.................... 45 3.9. ПНИ как когнитивная программа, обеспечивающая субъект-объектный диалог......................................................................... 46 3.10. Представления об активном качестве, КС, КМ и интеллектуальных технологиях..................................................................... 47 4. Когнитивная схема подготовки и интеллектуально-техноло-гического сопровождения научных исследований................................... 48 4.1. МфП в блок-схеме ПНИ........................................................... 48 4.2. Значение МфП и ее потенциал для привлечения других методов ПНИ............................................................................................... 49 4.3. МфП и миф в современной науке............................................ 49 4.4. ФлМ: определение и роль в ПНИ............................................ 50 4.5. Примеры применения ФлМ в познании.................................. 51 4.6. ФлМ в древних и современных психотехниках..................... 52 4.7. ТИ............................................................................................... 53 4.8. КА............................................................................................... 54 4.9. СГЛ............................................................................................. 55 4.10. Подготовка исследовательского процесса как блоксхема............................................................................................................. 56 4.11. Понятие о суперблоках схемы ПНИ...................................... 57 4.12. Методика использования блок-схемы ПНИ......................... 57 4.13. Понятие о применении блок-схемы ПНИ в режимах решения прямой и обратной задачи .......................................................... 59 4.14. Опыт использования МПНИ в разработке теории динамических информационных систем....................................................... 59 5. Заключение к разделу 1..................................................................... 65 Вопросы длясамоконтроля................................................................... 71 РАЗДЕЛ 2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ АКТИВНОГО КАЧЕСТВА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТАХ Введение к разделу 2 .............................................................................72 1.1. Краткий очерк историко-философских взглядов на качество............................................................................................................73 1.2. Выражение качества и содержания объектов в моделировании.........................................................................................................74 1.3. Категория “качество” в когнитивном ракурсе........................74 1.4. КА, КМ’, КМ и некоторые другие определения ...................76 2. Подготовкатеории качества на базе блок-схемы ПНИ..................77 3. Онтологические основания КС триадического представления качества .......................................................................................................78 3.1. Идеи триадичности качества в древней Фл............................78 3.2. Триадичностьв классической Фл, аюрведе, экологии..........79 3.3. Теософские и богословские взглядына триадичность..........79 3.4. ПСЦ какбазовая схема выражения качества..........................80 3.5. Определения элементов КС качества......................................81 3.6. Логико-эпистемологические и системные проекции на категории ОК, ИК, Пк.................................................................................82 3.7. Иерархизация познавательных процедур и типы противоречий вмодели ПСЦ...............................................................................83 3.8. Четыре направления описания ПО в методе ПСЦ.................85 3.9. Категории ОК, Пк, ИК и направления развития объекта в модели ПСЦ..............................................................................................86 3.10. Противоречия и конкуренция на уровне качеств объекта................................................................................................................87 3.11. Динамика ИК и обусловленность прогрессивного развития.............................................................................................................89 3.12. Участие Пк в процессах регресса..........................................89 3.13. Четыре базовых состояния, присутствующие в прогрессе, регрессе, изогрессе .........................................................................90 3.14. Схематическое представление модели ПСЦ........................91 3.15. Схема модели ПСЦ и выбор управленческой стратегии организации .................................................................................................93 3.16. КС триадического представления качества и психотерапия.............................................................................................................94 3.17. Триада ИК, Пк, ОК и развитие социальных объектов.........95 5 3.18. Метод ПСЦ и проблема трансцендентальных субъекта и объекта...................................................................................................... 96 4. Тройственность качественной определенности объектов и РИК 4.1. Понятия КИП и ИК’.................................................................. 97 4.2. Определения ЛУ, ЛП и Т в структуреКИП............................ 97 4.3. Понятие о РИК, пример построения этого ряда..................... 98 4.4. Интерпретативные соответствия РИК в КИП и представление о размерности РИК.................................................................. 101 4.5. ЛУ, ЛП, Т и три направления в развитии объекта............... 101 4.6. Схема РИК для седьмого ИК’ – диапазон............................. 102 4.7. Нумерическая онтология РИК и его репрезентация в схемеПСЦ.................................................................................................. 103 5. Дополнительные теоретические результаты, полученные на онтолого-метафизической базе тройственности качества..................... 105 5.1. Теоретико-множественные соответствия, установленные в модели ПСЦ..................................................................................... 105 5.2. Подход к построению КМ иерархии уровней управления организацией как КИП и РИК........................................................... 106 5.3. Схема управления организацией как КИП и РИК ............... 106 5.4. Опыт построения теории диалектики А.Ф. Лосева как объекта КМ’............................................................................................... 107 5.5. Информационно-критериальная интерпретация полаганий смысла................................................................................................. 109 5.6. Краткое резюме анализа критериально-информационного представления категорий Фл........................................................... 109 5.7. Дополнительные соображения о критериально-инфор-мационной интерпретации онтолого-метафизической идеи тройственности качества...................................................................................... 110 5.8. Специфичность РИК анализа для философских категорий .............................................................................................................. 111 5.9. Соотношение качества и объекта-носителя в моделях ПСЦ, КИП, РИК........................................................................................ 112 5.10. Категориальные группы и понятие о проективном потенциале методов ПСЦ, КИП, РИК......................................................... 112 5.11. РИК вопределениях категорий ........................................... 113 5.12. Примеропределения категории “разум” в РИК................. 113 6. Информационно-критериальный подход к разработке программ стратегического развития города................................................. 115 6.1. Роль категорий в составлении программ стратегического развития................................................................................................. 115 6.2. Выделение тем стратегического развития............................ 115 6.3. Адаптация аппарата РИК к задачам стратегического развития...................................................................................................... 116 6.4. Подготовка материалов к представлению в формате РИК............................................................................................................. 117 6.5. Логика выполнения КМ РИК и решаемые с ее помощью задачи.......................................................................................................... 118 6.6. Два варианта РИК, сосредоточивающих тематики стратегического развития................................................................................. 119 6.7. Обсуждение полученных КМ РИК ....................................... 122 6.8. О перспективах применения КМ’ к задачам стратегического развития............................................................................................ 123 7. Заключение к разделу 2................................................................... 124 Вопросы для самоконтроля ................................................................ 131 РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИП И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: ВЫРАЖЕНИЯ ВКС ИПРИЛОЖЕНИЯ Введение к разделу 3 ........................................................................... 132 1.1. Цель, логика и задачираздела................................................ 132 1.2. Структура раздела 3................................................................ 132 1.3. Гипертекстовые траектории прочтения раздела................... 133 2. ФлМ противоречия в моделировании систем гомеостатического типа................................................................................................... 134 2.1. КСМ и гомеостатика визучении противоречия................... 134 2.2. Представления о противоречии в истории Фл, медицине и современной логике............................................................................... 135 2.2.1. Очерк античной и древнекитайской Фл противоречия............................................................................................................... 135 2.2.2. Идеи противоречия в медицине Гиппократа и Авиценны................................................................................................... 136 2.2.3. О понимании роли противоречия в физиологии и морфологии человека И.М. Сеченовым и П.А. Флоренским, в современной клинической медицине.......................................................... 136 2.2.4. Логико-математическое толкование противоречия..... 137 2.3. Принцип внутреннего противоречия..................................... 138 2.3.1. Симметрология противоречия и формулировка принципа противоречия............................................................................ 138 7 2.3.2. Представление принципа противоречия в КС............. 140 2.3.3. Принцип противоречия и целесообразность удвоения органов и функций в сложных системах.......................................... 141 2.3.4. Регулирование противоречия в аденин-гуаниновом и пурин-пиримидиновом КГ .................................................................... 142 2.4. Тернарное представление противоречия.............................. 144 2.4.1. Триада противоречия и компенсационное управление .......................................................................................................... 145 2.4.2. Три функции противоречия в цикле у син и пентаграмме......................................................................................................... 145 2.4.3. Триада противоречия в понимании эволюции систем............................................................................................................... 146 2.5. Тенденции (распределения/объединения) противоречия в системогенезе.......................................................................................... 147 2.5.1. Понятия макро-и микроуровней существования противоречий............................................................................................. 147 2.5.2. Тенденции распределения/объединения противоречия в китайской Фл................................................................................ 147 2.5.3. Механизм распределения противоречия в системах... 148 2.5.4. Процесс объединения противоречия и системогенез............................................................................................................... 149 2.5.4.1. Противоречие иорганизация элементов систем....... 150 2.6. КФ в порождении и реструктуризации противоречий в системах..................................................................................................... 150 2.6.1. КФ вэволюции и адаптации систем............................. 151 2.7. Три аспекта в изучениипротиворечия.................................. 152 2.8. Конкуренция и конфликт в различении нормальных и патологических гомеостатов.................................................................... 153 2.9. Определение противоречия как частного случая взаимодействия по обмену ресурсов в системе............................................. 154 2.10. Выводы по главе 2................................................................. 155 3. Обобщенное представление противоречия в КМ развития объекта в активной среде.......................................................................... 156 3.1. Понятие о направленных изменениях качества как процессе осуществления объектом свобод движения в неоднородной среде........................................................................................................... 156 3.2. Образы плоскости, объема, препятствия и их определения..................................................................................................... 157 3.2.1. Противоречие во взаимодействии активности/ препятствия................................................................................................ 157 3.3. Базовые стратегии поведения объекта в пределах образа “плоскость”................................................................................. 158 3.4. Общие характеристики образа “объем” и его культуральные эквиваленты........................................................................ 159 3.5. Применение объемной стратегии поведения на примере боевых искусств..................................................................... 160 3.6. Включение в объемные стратегии поведения изменений качеств объекта...................................................................... 162 3.7. О моделировании и управлении ходом внутреннего времени................................................................................................ 163 3.8. О качествах бойца, семи типах ведения поединка и основе перемены активных/ пассивных движений ..................... 163 3.9. Применение плоскостной и объемной моделей к процессам мышления............................................................................ 164 4. Принцип противоречия в задачах моделирования качественных и количественных изменений........................................................... 165 4.1. Двойственность изменения качества и способ ее отображения в КС и КМ......................................................................... 165 4.2. Определение видов изменений качества и количества ............................................................................................................ 166 4.3. КС ДСК.................................................................................... 167 4.4. Базовые варианты поведения системы в модели ДСК............................................................................................................. 169 4.5. Способы осуществления 1-го скачка качества в КМ ДСК............................................................................................................. 170 4.6. Варианты протекания 2-го скачка качества в КМ ДСК............................................................................................................. 170 4.7. Некоторые подходы к выбору вариантов решения про-блемы........................................................................................................ 172 4.8. КМ ДСК в решении инженерной задачи......................... 172 4.9. Описание и анализ работы ГТД в терминах ДСК........ 174 4.10. Принцип регулирования работы ГТД на базе КМ...... 175 4.11. Обсуждение особенностей регуляции, предусмотренных КМ ДСК............................................................................... 176 5. Категориально-символьные и категориально-схемные средства моделирования внутренне противоречивых систем...................... 177 9 5.1. Принцип противоречия и категориальносистемные ме-тоды представления качества............................................................. 177 5.2. Символ свастики как когнитивная метафора противоречия ................................................................................................. 178 5.3. Представление характера применения метода ПСЦ в символе “свастика” ................................................................... 178 5.4. Свастика в установлении связи методов ПСЦ и ДСК............................................................................................................. 179 5.5. Некоторые метафизические источники свастики и четыре аспекта применения символов в познании ....................... 180 5.6. Принцип противоречия в некоторых категориально-схемных и категориально-символьных методах КСМ ............. 181 5.6.1. Автоколебательный процесс в модели ДСК................ 182 5.6.1.1. Вероятностный элемент в понимании противоречия................................................................................................... 183 5.6.2. Цикл “усин” и его передача пентаграммой................. 183 5.6.3. Теорема “у син” и перспективы ее применения в системных исследованиях........................................................................ 184 5.6.3.1. Нормальные и патологические отношения стихий в “у син” и пентаграмме............................................................... 185 5.6.3.2. Комментарий и примеры к понятиям нормы и патологии в пентаграмме ................................................................ 186 5.6.3.2.1. Образно-метафорическое толкование отношений в пентаграмме ............................................................. 186 5.6.4. Представление противоречия в пентаграмме.............. 187 5.6.4.1. Управление системой, построенной на закономерностях пентаграммы ................................................................... 188 5.6.4.2. Сопоставление представлений противоречия в методе ДСК и пентаграмме............................................................ 188 5.6.5. Использование пентаграммы в построении логической системы.............................................................................................. 189 5.7. Системная интерпретация символов “свастика” и “пентаграмма” в сочетанном использовании методов интеллектики и гомеостатики......................................................................... 190 5.7.1. Гомеостаз и интеллект................................................... 190 5.7.2. КГ когнитивного процесса ............................................ 190 5.7.3. Принцип противоречия в моделях гомеостатов.......... 191 5.7.4. Комбинирование категориально-схемного и категориально-символьного подходов в моделировании............................. 192 5.7.4.1. Представление ИСв символе “свастика”....... 193 5.7.4.2. Преобразование ИС, выраженной в форме свастики, в пентаграмму........................................................................... 194 5.7.4.3. Блок-схема КГ ИС............................................ 195 5.8. Опыт моделирования систем управления экономикой............................................................................................................... 197 5.8.1. Система управления территорией................................. 197 5.8.2. Система поддержкиразвития малого бизнеса............. 198 5.8.3. Комплексное определение управления в схемах пентаграммы и гомеостата........................................................................ 198 5.9. Пример приложения категориально-схемного и категориально-символьного подходов к задачам стратегического развития города ......................................................................................... 200 5.9.1. Стратегическое развитие и понимание баланса: избыток/недостаток ресурсов ......................................................................200 5.9.2. Программы развития города, выраженные с помощью фрагмента символа “Великий предел” ........................................... 201 5.9.3. Комментарий к расположению программ относительно символа “Великий предел” и проведенных осей ....................... 203 5.9.4. Проявление идей, обусловленных значением Инь, в экономике................................................................................................ 204 5.9.5. Развитие представлений о стратегическом развитии в схемах пентаграммыи гомеостата................................................. 206 5.9.6. Дополнительные аспекты для расширения вариантов схематизации программ стратегического развития......................... 207 6. Заключение к разделу три...............................................................208 6.1. Несколько аспектов в дальнейшем осмыслении противоречия........................................................................................... 208 6.2. Резюме раздела 3 ............................................................... 208 Вопросы для самоконтроля................................................................. 215 |
Первое информационное сообщение о подготовке к проведению VII международной... Научный комитет школы-семинара «Энергосбережение – теория и практика» приглашает принять участие молодых ученых и специалистов в... |
Методология научного творчества ... |
||
«Системная оценка корпоративной социальной деятельности компании... Системная оценка корпоративной социальной деятельности компании «Мобильные ТелеСистемы» в России и странах СНГ |
Александр Черников Системная семейная терапия Интегративная модель... Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —... |
||
Фгбоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»... И 66 Инновации молодых ученых аграрных вузов Сибири: сб материалов X межрегиональной конференции молодых ученых аграрных вузов сфо... |
Совет молодых ученых и специалистов Кубанского государственного медицинского университета, а также молодых ученых – практикующих врачей из Германии (Frauenklinik der... |
||
Конкурс мк-2011) и молодых российских ученых докторов наук (конкурс мд-2011) Мд-2011) (далее – конкурсы). Предметом конкурсов является право на получение грантов Президента рфдля государственной поддержки молодых... |
Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной... Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной надежности |
||
Отчет о деятельности Санкт-Петербургского союза ученых За отчетный год Приемная комиссия рассмотрела 28 заявлений желающих вступить в спбсу и по всем кандидатурам дала в кс рекомендательные... |
Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии... ... |
||
Р оссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии... ... |
Сборник научных трудов студентов и молодых ученых Наука и молодежь: сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Вып / Редколлегия: Роговая В. Г., Горин Н. И. – Курган: Курганский... |
||
Vii международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных В сборнике представлены статьи участников VII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых... |
Конкурсы проводятся Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов наук (конкурс мк-2010) и молодых... |
||
Л. В. Куликов история и методология зоотехнической науки москва 2000... Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, изданный в последние годы (1996, 1997, 2000), предусматривает... |
Ix всероссийская научная конференция молодых ученых «наука. Технологии. Инновации» Новосибирский государственный технический университет приглашает принять участие в работе IX всероссийской научной конференции молодых... |
Поиск |