Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия


Скачать 329.8 Kb.
Название Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия
страница 1/3
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3
Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» МинистерствА здравоохранениЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра поликлинической терапии с курсом идпо

УТВЕРЖДАЮ

и.о.зав.каф.поликлинической

терапии с курсом ИДПО

д.м.н., профессор Волевач Л.В.

«23» сентября 2015 г.

Дисциплина: поликлиническая терапия

Специальность: лечебное дело

Факультет лечебного и сестринского дела

с отделением социальной работы,

очно-заочная (вечерняя) форма

Семестр: 12 Курс: 6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:


«ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ. ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ в АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Методические рекомендации для преподавателей



Уфа – 2015 г.

Тема практического занятия: «Гипертоническая болезнь. Врачебно-трудовая экспертиза. Ведение больных в амбулаторно-поликлинических условиях» на основании типовой (примерной) программы дисциплины поликлиническая терапия, утвержденной МЗ РФ от 1999г. и в соответствии с рабочей программой дисциплины поликлиническая терапия, утвержденной в 2011г. председателем КНМС, проректором Цыглиным А.А.

Авторы: проф. Крюкова А.Я., проф. Низамутдинова Р.С.,

проф. Сахаутдинова Г.М., доц. Тувалева Л.С.,

доц. Курамшина О.А., асс. Габбасова Л.В.

Рецензенты: д.м.н., профессор Мирсаева Г.Х.

Утверждено на заседании кафедры « 23» сентября 2015 г. протокол № 2

1. Актуальность темы.

Среди сердечнo - сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной смертности населения, гипертоническая болезнь (ГБ) занимает особое место. Заболеваемость занимает второе место после острых вирусных заболеваний. Значение борьбы с ГБ определяется не только её широким распространением, но и заканчивается смертностью и инвалидностью. По данным ВОЗ, продолжительность жизни людей старше 45 лет, с повышенным АД на 10 лет короче, чем лиц с нормальным уровнем АД. Любое повышение АД, даже до пограничного уровня ведет к увеличено летальности и частоты осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы: к инфаркту миокарда, инсульт, сердечной нeдocтaточности и др. Учитывая тот факт, что основной контингент лиц, страдающих ГБ, наблюдается в поликлинике - подготовка участкового врача-терапевта требует детального изучения фармакотерапии ГБ с учетом условий жизни, работы пациентов, а также обучения больных правильному методу гипотензивной терапии в амбyлaторных условиях. Большое значение имеют проведение профилактических мероприятий по предупреждение заболевания.

2.Цель занятия.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- факторы риска гипертонической болезни,

- этиологию, патогенез, современную классификацию заболевания,

- методику сбора жалоб, анамнеза заболевания, объективного обследования больного, интерпретацию результатов лабораторно-инструментальных методов исследования, принципы врачебно-трудовой экспертизы,

- средства этиотропной, патогенетической, симптоматической медикаментозной и не медикаментозной терапии, особенности клинических проявлений и лечения заболевания у больных разных возрастных групп и при сочетанной патологии,

- принципы реабилитации больных с заболеваниями внутренних органов, методы первичной, вторичной и третичной профилактики.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- владеть врачебными навыками ранней диагностики,

- провести врачебно-трудовую экспертизу,

-назначать индивидуализированное лечение гипертонической болезни в условиях поликлиники.

- проводить профилактические мероприятия по предупреждению заболевания.

- провести раннюю диагностику артериальной гипертензии,

- дифференцировать ее с симптоматическими гипертензиями,

- осуществить своевременную госпитализацию больного,

- назначить больному индивидуализированное лечение,

- провести экспертизу нетрудоспособности,

- назначить комплекс профилактических мероприятий;

- проводить мероприятия по первичной, вторичной и третичной профилактике гипертонической болезни.
3. Материалы для самоподготовки:

  1. Факторы риска ГБ

  2. Основные механизмы патогенеза

  3. Классификация

  4. Клинические проявления различных форм ГБ

  5. Современные методы диагностики

  6. Принципы лечения и реабилитации

  7. Профилактика.

4. Вид занятия - практические занятия

5. Продолжительность - 6 часов

6. Оснащение: таблицы (классификации, планы ведения, диагностика, лечение), плакаты, электрокардиограф, наборы электрокардиограмм, показатели центральной геодинамики, диапроектор, слайды и др.)

7 .Содержание занятия.

7.1. этап – организационный. Демонстрация преподавателем. Проверка готовности к занятию.

7.2.контроль исходного уровня знаний студентов с применением тестов.

7.3. ознакомление студентов с содержанием занятий. Изложение узловых методик практических приёмов по данной теме.

7.4. самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

7.5. разбор проведённой курации, выполнение лабораторных и исследований.

7.6. контроль усвоения студентами темы занятия с применением тестовых заданий, ситуационных задач и других видов контроля.

Тестовый контроль исходного уровня знаний

Вариант 1

1. Каковы физические основы реографии?

1) регистрация изменений импеданса тканей в процессе сердечной деятельности

2) спектральный анализ и регистрация шумов сердца

3) регистрация магнитного поля биотоков организма

4) измерение сопротивления тканей постоянному току

2. Для диагностических. целей ценную информацию дает метод ЯМР - номографии (магнитно-резонансная номография), основанный:

1) на регистрации излучения разных участков тела человека при помещении его в магнитное поле

2) на послойном сканировании участков тела рентгеновскими лучами малой интенсивности

3) на регистрации резонансного поглощения электромагнитного излучения при послойном сканировании участков тела, помещенного в постоянное магнитное поле

3. Для того, чтобы АКТИВИЗировать тормозные парасимпатические влияния на сердце, Вы назначите:

1) блокатор М-холинорецепторов

2) блокатор N-xoлинорецепторов

3) блокатор адpeнopeцeптоpoв

4) блокатор а - адренорецепторов

4. О каких показателях деятельности сердца можно судить по ЭКГ?

1) сила сокращений желудочков

2) сила сокращений предсердий

3) частота сердечных сокращений

4) локализация ведущего пейсмекера

5) скорость проведения в атриовентрикулярном узле

5. Какие из перечисленных выше препаратов относятся к ганглиоблокаторам?

1) бензогексоний

2) гигроний

3) метацин

4) эфедрин

5) пирилен

6. Какая группа веществ повышает АД, ЧСС, увеличивает АV-проводимость, усиливает гликогенолиз, снижает тонус бронхов?

1) М-холиноблокаторы

2) симпатолитики

3) а.- адреномиметики

4) б.-адреномиметики

5) ганглиоблокаторы

7. Отметьте побочные эффекты, которые ограничивают использование адреноблокаторов:

1) повышение внутриглазного давления адрeноблокаторами

2) атриовентрикулярная блокада а.-адреноблокаторами

3) сердечная недостаточность от б-адреноблокаторов

4) нарушение периферического кровообращения от а.-адреноблокатоpoв

5) бронхоспазм от б-адреноблокаторов

8. Какие особенности действия дихлотиазида?

1) продолжительность действия 4-8 часов

2) продолжительность действия 8-12 часов

3) понижает артериальное давление при артериальной гипертензии

4) ослабляет действие гипотензивных средств

5) эффект развивается через 10 минут после приема

9. Определите препарат, для которого характерны следующие пoбочныe реакции: угнетение сократимости миокарда, брадикардия, гипотензия, спазм бронхов, "синдром отмены":

1) нитроглицерин

2) дипиридамол

3) верапамил

4) анаприлин

5) оксифедрин.

10. Гипepтpoфиeй называется:

1) восстановление ткани взамен утраченной

2) увеличение объема ткани, клеток, органов

3) уменьшение объема клеток, тканей, органов

4) переход одного вида ткани в другой

5) замещение соединительной ткани
Вариант 2

1. Информацию об электрической активности сердца получают, анализируя изменения в отведения от времени. Отведения - это:

1) потенциалы, генерируемые сердцем при систоле

2) потенциалы, пропорциональны проекциям дипольногo момента сердца на стороны треугольника Эйнтховена

3) потенциалы, снимаемые со сторон треугольника Эйнтховена при диастоле

2. Для сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани характерны признаки:

1) состоит из волокон, представляющих собой cимплaсты

2) состоит из клеток

3) способ регенерации - внутриклеточная гипертрофия

4) развиваются из миоэпикардиальной пластинки

5) имеет обильное кровоснабжение

3. Для того, чтобы заблокировать симпатические влияния на сердце, Вы назначите:

1) блокатор М-холинорецепторов

2) блокатор N-xoлиноpeцeптоpoв

3) блокатор а-адрeноpeцeптоpов

4) блокатор b-адренорецептоpoв

4. Отметьте кардиоселективный б-адреноблокатор

1) окспренолол

2) лабеталол

3) метапролол

4) пентамин

5) изадрин

5. Какие из перечисленных препаратов вызывают обострение язвенной болезни?

1) атропин

2) бензогекcoний

3) галантамин

4) октадин

5) резерпин.

6. Отметьте препараты, применяемые при атриовентpикулярной блокаде:

1) прозерин

2) изадрин

3) пентамин

4) атропин

5) адреналин

7. Укажите побочные реакции, возникающие при приеме верапамила:

1) тахикардия

2) брадикардия

3) гипотензия

4) снижение сократимости миокарда

5) спазм бронхов

8. Какие из нижеперечисленных средств являются блокаторами кальциевых каналов?

1) аймалин

2) амиодарон

3) нифедипин

4) верапамил

5) этмозин

9. При использовании каких антигипертензивных средств возможно развитие ортостатической гипотонии?

1) дихлотиазид

2) октадин

3) анаприлин

4) дибазол

5) тропафен

10. Отметьте особенности действия фуросемида:

1) медленное развитие эффекта

2) быстрое pазвитие эффекта

3) непродолжительное действие (2-4 часа)

4) умеренная диуретическая активность

5) высокая диуретическая активность.
7.2 Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятий:

-методика исследования сердечно-cocyдистой системы, глазного дна, почек.

-возрастные особенности течения ГБ

-основы врачебно-трудовой экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности

-принципы реабилитации на поликлиническом этапе

-первичная и вторичная профилактика при ГБ

-оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе

-лабораторно - инструментальные методы исследования при ГБ

- Показания для направления на МСЭ


  1. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме: Оформление медицинской карты амбулаторного больного при обследовании пациента на приеме, вызове на дом, направление на лечение в дневной стационар, оформление листа временной нетрудоспособности, направления на медико-социальную экспертизу, необходимой учетно-отчетной документации.

  2. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

Прием больных в кабинете терапевта, работа на профилактическом медицинском осмотре, курация больных в дневном стационаре, участие в прививочной работе, обслуживание диспансерных больных на дому, оформление амбулаторной карты, выписки из дневного стационара, посещение с больными лаборатории, кабинета функциональной диагностики, физиотерапии
7.5 Контроль освоения темы занятия

Тестовый контроль конечного уровня знаний

Вариант I

1. Отек легких является характерным осложнением всех перечисленных состояний, кроме одного:

1) инфаркт миокарда левого желудочка

2) гипертонический криз

3) сочетанный митральный порок

4) тромбоэмболия легочной артерии

5) истинное уплотнение в пресной воде

2. Наиболее подходящим препаратом для снижения АД у больного с расслаивающей аневризмой аорты является:

1) обзидан

2) клофелин

3) арфонад

4) гидралазин

5) нифедипин

3. Из перечисленного к осложнениям гипертонического криза не относятся:

1) острая левожелудочковая недостаточность

2) геморрагический инсульт

3) острая коронарная недостаточность

4) кровоизлияние в сетчатку

5) легочное кровотечение

4. У больного симпатоадреналовый криз. Какова неотложная терапия выбора на догоспитальном этапе?

1) холинолитики

2) кардиотоники

3) симпатолитики

4) дегидратирующие

5) противосудорожные

5. Для чего характерно сочетание полиневрита, гипертензии и бронхобструкции?

1) для yзелкового периартериита

2) для дерматомиозита

3) для системной красной волчанки

4) для хронического гломерулонефрита

5) для xpoничecкого обструктивного бронхита

6. Oтeк легких может возникнуть:

1) при артериальной гипертензии

2) при фeoхромоцитоме

3) при инфаркте миокарда

4) при митральном стенозе

7. С каких препаратов следует начать лечение пациента 42 лет с артериальной гипертонией и ожирением ш степени?

1) гипотиазида

2) резерпина

3) b-блокаторов

4) клофелина

5) коpинфapa

8. В питании больного гипeртоничecкой болезнью следует ограничить употребление:

1) воды

2) поваренной соли

3) углеводов

4) жиров

5) всего перечисленного

9. Противопоказанием для применения анаприлина является:

1) острый инфаркт миокарда

2) язвенная болезнь желудка

3) бронхиальная астма

4) выраженная застойная сердечная недостаточность

10. Для постановки диагноза гипepтонической болезни основанием является:

1) наличие указаний на гипeртоническую болезнь у родителей, избыточной массы тела, низкой физической активности, избыточного употребления поваренной соли

2) отсутствие в процессе обследования вторичных причин повышения артериального давления
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методическая разработка практического занятия тема: «Устройство и...
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации для преподавателей по проведению практического...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет»...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации по проведению практического занятия (для...
...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема:...
План занятия стр. 11 13
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации практического обучения для студентов специальности...
З 381 Методические рекомендации практического обучения. Омск: ноу спо «Омский гуманитарный колледж», 2013. – 88 с
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации для студента по проведению практического...
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методическая разработка практического занятия для специальности 34. 02. 01 Сестринское дело
Тема занятия №2 : Планирование реализации фармакотерапии по назначению врача. Лекарственные средства, влияющие на сердечно – сосудистую...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «экологическое право»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методическая разработка практического занятия для преподавателя....
Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических...
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методическая разработка для проведения практического занятия с персоналом...
...
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия icon Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия...
Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с иммунодефицитными состояниями

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск