Скачать 0.9 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующий кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________20__ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИстудентам по проведению практического занятия VI курса специальности «Педиатрия» по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» Раздел III. ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА Занятие №28 «Иммунодефицитные состояния у детей в условиях поликлиники» Обсуждена на заседании кафедры «28» августа 2017 г. Протокол №1 Методическая разработка составлена к.м.н., ассистентом В.Н. Шайтановой г. Ставрополь, 2017 г. Занятие №28 «Иммунодефицитные состояния у детей в условиях поликлиники» Учебные вопросы занятия: 1. Дифференциальная диагностика иммунодефицитных состояний (ИДС) у детей. 2. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с иммунодефицитными состояниями. 3. СПИД – эпидемиологические и социальные аспекты, ранняя диагностика, лечение, диспансерное наблюдение. 4. Группа герпетических инфекций: диагностика, клиника, тактика ведения на педиатрическом участке. 5. Вакцинация детей с ИДС. Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ГДП №2, ул. М.Жукова, 50, ГДП №1, ул. Ленина, 470. Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база ГДП №1, №2, №3, ДККБ, центра практических навыков СтГМУ:
Учебные и воспитательные цели а) общая цель – овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача, изучить особенности работы врача по организации наблюдения за детьми с иммунодефицитными состояниями на дому. Изучить методы клинической и лабораторной диагностики иммунодефицитных состояний у детей, особенности ведения в амбулаторно-поликлинических условиях. б) частные цели В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны: ЗНАТЬ: 1. Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в детской поликлинике. 2. Особенности работы врача по организации наблюдения за детьми с иммунодефицитными состояниями на дому. 3. Дифференциальную диагностику иммунодефицитных состояний у детей. 4. Показания и порядок проведения плановой и экстренной госпитализации. 5. Современные методы клинической и лабораторной диагностики. 6. Принципы диспансерного наблюдения детей с иммунодефицитными состояниями (ф.30/у). 7. Правила иммунопрофилактики детей с иммунодефицитными состояниями. УМЕТЬ: 1. Вести медицинскую документацию в детской поликлинике. 2. Собрать и оценить биологический, генеалогический и социальный анамнез. 3.Провести физикальное обследование ребенка (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). 4. Интерпретировать результаты физикального обследования. 5. Поставить ребенку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз. 6. Направить ребенка на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам. 7. Интерпретировать результаты обследования (общий анализ крови, мочи, биохимическое исследование крови, серологическое исследование, метод ПЦР и др.). 8. Разработать больному ребенку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, провести реабилитационные мероприятия. 9. Провести экспертизу временной нетрудоспособности. 10. Оформить экстренное извещение. 11. Организовать госпитализацию по экстренным показаниям и оформить направление на госпитализацию. 12. Оказать ребенку неотложную помощь на догоспитальном этапе. 13. Организовать диспансерное наблюдение детей с иммунодефицитными состояниями (ф.30/у). ВЛАДЕТЬ: 1. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в детской поликлинике. 2. Методами общеклинического обследования ребенка. 3. Алгоритмом постановки предварительного диагноза детям с последующим направлением их на дополнительное обследование к врачам-специалистам; 4. Алгоритмом развернутого клинического диагноза с учетом дополнительных методов обследования. 5. Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий у детей с иммунодефицитными состояниями в амбулаторных условиях. 6. Алгоритмом проведения госпитализации по экстренным показаниям. 7. Алгоритмом оказания ребенку неотложной помощи на догоспитальном этапе. 8. Алгоритмом диспансерного наблюдения детей с иммунодефицитными состояниями (ф.30/у). 9. Алгоритмом выдачи больничного листа по уходу за больным ребенком. 10. Алгоритмом направления ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу. ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: 1. Готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6). 2. Способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями (ПК-2). 3. Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта отсутствия или наличия заболевания (ПК-5). 4. Способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – X пересмотр (ПК-6). 5. Готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы (ПК-7). 6. Готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9). 7. Готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10). ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: - о правильном ведении медицинской документации; - о дифференциальной диагностике иммунодефицитных состояний у детей различного возраста; - о тактике участкового педиатра при наблюдении детей с иммунодефицитными состояниями; - о правилах подачи экстренного извещения в СЭС; - о порядке проведения госпитализации по экстренным показаниям; - о стандартах оказания ребенку неотложной помощи на догоспитальном этапе. - о принципах диспансерного наблюдения детей с иммунодефицитными состояниями (ф.30/у). - о принципах диспансерного наблюдения детей с иммунодефицитными состояниями (ф.30/у). - о правилах иммунопрофилактики детей с иммунодефицитными состояниями. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная: 1.. СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В» 2. СП 3.1.3112-13 «ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА C» 3. Руководство участкового педиатра под ред. Проф. Т.Г. Авдеевой 2-е издание, исправленное и дополненное. Изд. «ГЭОТАР-Медиа»,2014 год. 4. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2 т. Т.1 А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. 2-е изд., перераб. и доп. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 768 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424216.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959 5. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2 т. Т.2 А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. 2-е изд., перераб. и доп. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 752 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424223.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959 6. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2-х т. Т. 1. под ред. И.Ю. Мельниковой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. 672 с. Режим доступа :http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122061.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959 7. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2-х т. Т. 2. под ред. И.Ю. Мельниковой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. 608 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122062.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959 8. Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс]: учеб. под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2012. 680 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421642.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959 9. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст]: учеб. для вузов: в 2-х т. Т. 1 Н.П. Шабалов.- 7-е изд.,перераб. и доп. СПб. Питер, 2012. 928 с. 10. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст] : учеб. для вузов: в 2-х т. Т. 2 Н.П. Шабалов.- 7-е изд., перераб. и доп. СПб. Питер, 2012. 880 с. 11. Учайкин В. Ф. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей : учеб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 688 с. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:
Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии, пропедевтики детских болезней, инфекционных болезней, клинической фармакологии. Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1). Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты тест-контроля. При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения. 3. При проведении заключительной части учебного занятия Решите тестовые задания выходного тест-контроля и ситуационные задачи. Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время: 1. Дифференциальная диагностика иммунодефицитных состояний (ИДС) у детей. Первичные, вторичные иммунодефициты. 2. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с иммунодефицитными состояниями. 3. СПИД – эпидемиологические и социальные аспекты, ранняя диагностика, лечение, диспансерное наблюдение. 4. Группа герпетических инфекций: диагностика, клиника, тактика ведения на педиатрическом участке. 5. Вакцинация детей с ИДС. Аннотация к анятию №28 «Иммунодефицитные состояния у детей в условиях поликлиники» Дифференциальная диагностика иммунодефицитных состояний (ИДС) у детей. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с иммунодефицитными состояниями. Иммунодефицитными состояниями называют постоянные (стойкие) или временные (транзиторные) состояния, характеризующиеся неадекватным иммунным ответом на антигены микробного или какого-либо иного происхождения. Иммунодефициты делятся на: - первичные (врожденные), - физиологические - вторичные (приобретенные). Первичные иммунодефицитные состояния являются генетически обусловленными и проявляются на уровне генотипа. Вторичные иммунодефицитные состояния формируются у контингентов с исходно нормальной иммунной системой под действием окружающей среды или других факторов. Они проявляются на уровне фенотипа. Причины развития иммунодефицитных состояний: 1) вирусные, бактериальные, паразитарные инфекции 2) аутоиммунные заболевания 3) прием лекарств (кортикостероиды, иммунодепрессанты, цитостатики), лучевая терапия 4) эндокринные заболевания (ожирение, сахарный диабет) 5) онкологические заболевания 6) стрессы 7) хирургические вмешательства (особенно спленэктомия) 8) потери белка (ожоговая болезнь, хроническая почечная недостаточность, энтеропатии) 9) дефицит питания 10) воздействие неблагоприятных экологических факторов |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Особенности работы врача по организации наблюдения за детьми, больными инфекционными заболеваниями, на дому |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с иммунодефицитными состояниями |
||
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... ... |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... ... |
||
Методические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических... |
Методические рекомендации для преподавателей по проведению практического... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет»... |
||
Методические рекомендации для студента по проведению практического... Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по... |
Методические рекомендации практического обучения для студентов специальности... З 381 Методические рекомендации практического обучения. Омск: ноу спо «Омский гуманитарный колледж», 2013. – 88 с |
||
Методические рекомендации по проведению практического занятия со студентами Состоит в формировании знаний об этиологии, клинической классификации, патогенезе развития, клинических проявлениях, диагностике,... |
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1... Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают... |
||
Методические рекомендации по проведению практического занятия со студентами Состоит в формировании знаний об основах иммунотропной терапии, видах иммуномодуляторов, а также о вакцинальном процессе, национальном... |
Методические рекомендации к лекционному материалу по учебной дисциплине... Пк способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами |
||
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для... ... |
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентам медицинского... Методические рекомендации для самостоятельной работы студентам медицинского факультета по специальностям Лечебное дело и |
Поиск |