Скачать 242.14 Kb.
|
Методические рекомендации для студента по проведению практического занятия ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента» МДК 01.1 «Лекарствоведение» Тема: «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования специальности 060301 Фармация (базовый уровень подготовки) Составила: преподаватель ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» Дремова Евгения Александровна Самара, 2014.
Дремова Е.А., преподаватель ГБОУ СПО «СМСК» Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060301 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 года № 572 Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060301 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Структура 1.Учебно - методическая карта занятия 2.Алгоритмы деятельности 3.Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов 4.Перечень основной и дополнительной литературы 5. Приложение Учебно-методическая карта практического занятия ПМ.01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» МДК 01.1 «Лекарствоведение» Тема: Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию Организационные формы: Практическое занятие 1(270 мин) Форма работы: индивидуально-групповая Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков Методы обучения: репродуктивный, метод критического мышления, выполнение практических заданий, решение профессиональных задач. Цели и задачи занятия Образовательная: научить студентов консультировать посетителей аптеки по лекарственным средствам, влияющим на афферентную иннервацию; углубить и актуализировать знания о классификации средств данной группы, об особенностях лекарственных средств, влияющих на афферентную иннервацию; выявить готовность студентов успешно применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Развивающая: развивать умение выделять главное, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, развивать логическое, креативное и фармацевтическое мышление, речь; развивать умение организовывать себя для выполнения поставленной задачи, осуществлять поиск альтернативных способов решения; преобразовывать ранее известные алгоритмы деятельности в новые; развивать умение работать с дополнительной литературой. Воспитательная: формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за всех и каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение, воспитывать трудолюбе и прилежание, любовь к избранной профессии. Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций:
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований. Место проведения: лаборатория лекарствоведения Оснащение 1. Учебники и справочная литература: Для преподавателей: - Денисова, И.Н. Клинические рекомендации + фармакологический справочник / под ред. И.Н. Денисова, Ю.Л. Ильченко – М: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 1184 с. (серия «Доказательная медицина»). - Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров / А.И. Венгеровский. – 3-е изд., перераб и доп.: учебное пособие. – М.: ИФ «Физико-математическая литература», 207. – 704 с.; ил. - Михайлов, И.Б, Клиническая фармакология: учебник [для студентов медицинских вузов] / И.Б. Михайлов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 518, [2] с. - Харкевич, Д. А. X20 Фармакология: учебник. - 10-е изд., испр., перераб., доп. и испр. / Д.А. Харкевич – М.: ГЭОТАР – МЕДИА, 2008. – 763с: ил. ISBN 978 -5 – 9704-0850-6. - Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: Учебное пособие / под ред. Д. А. Харкевича, 4-е изд., испр. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2006. – 452 с.: ил. Для студентов: - Виноградов, В. И. Фармакология с рецептурой: учебник для фармацевтических училищ и колледжей / под ред. В.М. Виноградова. – 6-е изд., испр. - С. Пб.: СпецЛит, 2011. – 864 с.: ил. - Государственная фармакопея РФ (I часть). – XII изд. – М.: «Медицина», 2007. - Государственная фармакопея СССР (II часть). – XI изд. – М.: «Медицина», 1990. - Машковский, М. Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский – 16-е изд., перераб., испр. И доп. – М.: Новая волна, 2011. – 1216 с. - Лекарственные препараты в России. Справочник ВИДАЛЬ, Москва, 2011. - Ряженов, В.В. Фармакология: Учебник. – 2-е издание, переработанное и дополненное. / В.В. Ряженов – М. Медицина, 2004 – 496 с.: ил. (Учебник для учащихся фарм. училищ и колледжей). ISBN 5–225-04768-8 - Лекции по фармакологии. 2. Технические средства обучения: - компьютер; -аптечная витрина; - образцы препаратов изучаемой группы лекарственных средств; - мультимедийная презентация на тему «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию». 3. Стол и стул для преподавателя; столы и стулья для студентов; классная доска; учебные витрины торгового зала. Средства контроля: задания в тестовой форме, решение профессиональных задач Выход: практическая работа фармацевта В процессе изучения МДК 01.1 «Лекарствоведение» с целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: уметь:
знать:
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ План проведения практического занятия
Алгоритм консультации потребителя (составление презентации препарата) Оснащение: - аптечная витрина; - справочник М.Д. Машковского «Лекарственные средства». Цель: сформировать практические умения консультативной помощи населению в целях обеспечения ответственного самолечения 1. Фармакологическое действие (краткое описание механизма действия и терапевтические эффекты препарата). 2. Лекарственная форма (формы) препарата. Если он представлен в разных лекарственных формах, объяснить это и рассказать критерии выбора той или иной лекарственной формы. 3. Фармакокинетические параметры: - время наступление эффекта; - длительность действия; - кратность приема; - правила приема препарата (особенности, если есть); 4. Побочные эффекты и противопоказания. 5. Завершение продажи: - показать препарат; - открыть препарат, показать лекарственную форму и аннотацию; - рассказать о способе приема, хранении в домашних условиях, сроке годности. Алгоритм работы с аннотацией: Оснащение: - образцы упаковок лекарственных препаратов; - справочник М.Д. Машковского «Лекарственные средства»; - Реестр лекарственных средств России, 2011 г. Цель: сформировать практические умения консультативной помощи населению в целях обеспечения ответственного самолечения
- пути введения - всасывание -биотрансформация - распределение -депонирование -способность к кумуляции - выведение 5. Фармакодинамика: - механизм действия - фармакологические эффекты 6. Показания к применению. 7. Противопоказания. 8. Дозировка. 9. Особенности хранения (если есть). Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов Тема «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию»
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов Задание №1 Оформить витрину аптеки: разложить имеющиеся лекарственные препараты, предложенные преподавателем, по следующим фармакологическим группам: - местные анестетики; - обволакивающие средства; - вяжущие средства; - адсорбирующие средства; - раздражающие средства. Задание №2 Выписать в рецептах: 1. Раствор новокаина для инфильтрационной анестезии. 2. Раствор новокаина для проводниковой анестезии. 3. Раствор лидокаина для проводниковой анестезии. 4. Раствор дикаина для анестезии слизистых верхних дыхательных путей. 5. Свечи ректальные «Анестезол». 6. Раствор танина для полоскания ротовой полости. 7. Масляный раствор ментола. 8. Мазь «Финалгон». 9. Препарат «Викаир». 10. Присыпка, содержащая по 10% окиси цинка и дерматола. Задание №3 Проанализировать результаты экспериментальных работ: Опыт 1: Кролику с нормальным роговичным рефлексом закапывают в левый глаз 2 капли 1% раствора дикаина, а в правый – 2 капли 1% раствора новокаина. Через 5 минут роговичный рефлекс в левом глазу отсутствует, в то время как в правом он сохраняется. Чем объяснить различие в действии одинаковых доз дикаина и новокаина. Ответы занести в таблицу:
Опыт 2: Человек прополоскал рот 2% раствором танина. После полоскания ощутил сухость во рту затруднение глотания. Какими эффектами обладают препараты, содержащие танин? Каков механизм действия подобных препаратов? С какой целью они применяются в медицинской практике? Ответы занести в таблицу:
Опыт 3: Один горчичник положили в воду при температуре 37 гр., второй – при 100 гр., третий при 10 гр. Затем все три горчичника наложили на кожу сгибательной поверхности обоих предплечий. Через 15 минут горчичники убрали и отметили покраснение только на месте первого горчичника. Чем вызвано покраснение? Объяснить механизм действия горчичников. Почему покраснение наблюдалось только в первом случае? Ответы занести в таблицу:
Задание №4 Решить ситуационную задачу: У больного К., 50 лет, панариций, сопровождающийся сильной пульсирующей болью. Выражены припухлость и гиперемия в области дистальной средней фаланги указательного пальца. Врач перед операцией произвел проводниковую анестезию 0,5% раствором новокаина, причем препарат был введен в область средней фаланги. Несмотря на анестезию, больной во время операции испытывал сильную боль. Ответить на вопросы: 1. Какие ошибки врача привели к неэффективности местной анестезии? 2. Какие препараты, кроме новокаина, могут быть использованы при проводниковой анестезии? Ответ подробно запишите в тетрадь. Задание №5 – составление презентации Проконсультировать пациента (посетителя аптеки) по лекарственному препарату, предложенному преподавателем Перечень использованных источников и литературы Основные источники: Для преподавателей:
Для студентов:
Дополнительные источники: Для преподавателей 1. Лекарственные препараты в России. Справочник ВИДАЛЬ, Москва, 2009. 2. Новая аптека. – М.: МЦФЭР, 2008-2012 - №1 - №12. 3. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2012 г. 1664 с. 4. Федюкович, Н.И., Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д.Рубан – Изд. 7-е, дополненное и переработанное – Ростов н\Д: Феникс, 2009. – 704 с. Для студентов: 1. Блинова, К.Ф. Ботанико-фармакогностический словарь. / К.Ф. Блинова, - М.: «Высшая школа», 1999г. 2. Вышковский, Г.Л. Регистр лекарственных средств России. – 19-й вып./ Г.Л. Вышковский. – М.: «РЛС-МЕДИА», 2010.- 1368 с. ISSN 1680-3140 3. Новая аптека. – М.: МЦФЭР, 2008-2012 - №1 - №12. 4. Самылина, Фармакогнозия: Лекарственные растения государственной фармакопеи / И.А. Самылина – М.: «Анми», 2003. 5. Яковлев, Г.П. Лекарственное растительное сырье. Фармакогнозия / Г.П. Яковлев – СПб.: «СпецЛит», 2004. Ресурсы интернета: Ресурсы удаленного доступа:
Приложение Образец выписывания рецепта Задание: выписать 25 мл 0,5% раствора Изадрина. Назначить для ингалаций. Эталон рецепта: Rp: Solutionis Isadrini 0,5%-25 ml Da. Signa. Для ингадяций. Образец решения фармакологической задачи Задание: Человек прополоскал рот отваром коры дуба. После полоскания ощутил сухость во рту затруднение глотания. Какими эффектами обладают препараты, содержащие танин? Каков механизм действия подобных препаратов? С какой целью они применяются в медицинской практике? Ответы занести в таблицу:
Эталон ответа:
Образец презентации препарата Задание: составить фармакологическую характеристику (презентацию для потребителя) препарата уголь активированный. Эталон выполнения задания: 1.Уголь активированный относится к группе адсорбентов. 2. Препарат действует в толстом кишечнике. 3. Лечебный эффект препарата заключается в том, что он адсорбирует (впитывает) токсины (яды) и газы. 4. Уголь активированный применяют при отравлениях и метеоризме. 5. Путь введения внутрь. 6. Лекарственная форма – таблетки по 0,5 или 0,25 г. 7. При отравлениях, интоксикации нужно принять за один прием 3-4 г препарата. Таблетки нужно прожевать и запить водой. Для усиления эффекта можно измельчить таблетки до состояния порошка, залить небольшим количеством воды и выпить полученную смесь. При отравлениях препарат используется для промывания желудка. Для этого, следует развести 1 ст. л. порошка в 1 л. кипяченой воды. После промывания, следует выпить водный раствор порошка из таблеток. В зависимости от тяжести состояния, нужно развести в 0,5 ст. воды от 20 до 30 г. препарата. При повышенном газообразовании, диспепсии, колите, диарее следует принимать измельченные таблетки по 1-3 г между приемами пищи, запивая водой. 7. Переносится препарат хорошо, побочные эффекты - запоры и индивидуальная непереносимость. 8. Особые указания – препарат нельзя применять длительно и непрерывно, так как он адсорбирует не только яды, но и питательные вещества, витамины и микроэлементы из пищи. Уголь активированный не применяют одновременно с другими лекарствами, интервал должен быть не менее 2-ух часов. |
Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических... ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», мдк. 01. 01. «Лекарствоведение» среди преподавателей... |
Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических... ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», мдк. 01. 01. «Лекарствоведение» среди преподавателей... |
||
Методическая разработка практического занятия для студентов для специальности... Тема Организация хранения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента |
Методическая разработка практического занятия для студентов пм 01... Тема «Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы» |
||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... «Фармация» и примерной программы профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»,... |
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» разработана... |
||
Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины... Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский... |
Вопросы к экзамену по мдк 01. 02 «Порядок отпуска лекарственных средств» ... |
||
Банк тестов для самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 02 Отпуск... По пм 01 мдк 01. 02 Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента |
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 33. 02. 01 Фармация |
||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных... Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |
Рабочая программа профессионального модуля пм 01 Реализация лекарственных... Федерального государственного образовательного стандарта спо утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... |
||
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Особенности работы врача по организации наблюдения за детьми, больными инфекционными заболеваниями, на дому |
Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия... Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с иммунодефицитными состояниями |
Поиск |