Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело


Скачать 350.45 Kb.
Название Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело
страница 1/3
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Методические рекомендации
  1   2   3
ГБОУ ВПО ВГМУ Минздравсоцразвития России

Кафедра психиатрии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(для студентов)

Для специальностей 040100 – Лечебное дело

040200 – Педиатрия

040300 – Медико-профилактическое дело

040400 – Стоматология
ТЕМА: «ОРГАНИЧЕСКИЕ ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (Нервно психические расстройства после черепно-мозговых травм)».
Утверждены

на методическом совещании кафедры
От________________________2009 г.

Протокол №
Составитель: асс. к.м.н. Очнева О.В.

Рецензент: д.м.н., проф. Генайло С.П.

Владивосток 2009

1. Тема занятия: “НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПОСЛЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ”

2. Продолжительность и место проведения занятия: 4 часа, кафедра психиатрии, наркологии.

3. Мотивация изучения темы: В последнее время во всех странах отмечено учащение черепно-мозговой травматизации. Это связано с развитием всевозможных видов транспорта и внедрением широкой машинизации во всех отраслях народного хозяйства. Особое значение для лечебной практики имеет дифференциально-диагностическая оценка и определяемая ею терапевтическая тактика при различных клинических формах и вариантах психических расстройств у людей, перенесших черепно-мозговую травму. Это значение определяется большой частотой травматических поражений у лиц разных возрастных групп. Без этого невозможна выработка обоснованной терапевтической тактики, базирующейся на четких диагностических и прогностических подходах. Необходимо это и для разработки реабилитационной тактики на всех этапах лечения черепно-мозговой травмы.

Цель обучения, воспитания и развития: изучить клинику, патогенез и лечение нервно-психических расстройств на всех этапах травматического поражения головного мозга и освоить профессиональные умения и навыки по диагностике и лечению типичных форм психопатологических проявлений у больных, перенесших черепно-мозговые травмы и характера их течения на основе личностно- и профессионально-ориентированного подхода и принципов гуманистической образовательной парадигмы в процессе управляемой СДС в учебное время в условиях психиатрического специализированного стационара и во внеучебное время.

Задачи обучения, воспитания и развития:

Задачи обучения


  1. Изучить клинику, патогенез, клинические формы и варианты течения психических расстройств у больных, перенесших черепно-мозговую травму.

  2. Освоить профессиональные умения и навыки по диагностике, дифференциально-диагностической оценке, определению терапевтической тактики и разработке реабилитационных мероприятий у больных с психическими расстройствами после перенесшей черепно-мозговой травмы в процессе СДС.

Задачи воспитания

  1. Формировать личностные качества будущего специалиста высокой культуры; мировоззрение гражданина демократического общества;

  2. формировать умения и навыки профессионального поведения на принципах биомедицинской этики и деонтологии;

  3. формировать коммуникативные умения и навыки в сфере профессионального общения; речевой регистр будущего специалиста;

  4. формировать познавательный потенциал; профессиональное сознание, саногенное мышление, память; формировать профессиональный имидж специалиста.

Задачи развития

1. Обеспечить формирование и развитие у студентов положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, целеполагания, интересов, творческой инициативы и активности (креативности), духовности и нравственности,

2. Обеспечить профессиональный рост (повышение уровня профессиональных знаний, умений, навыков, уровня профессионализма).
Основа ориентировочного действия (ООД)

  1. Курация больного в стационаре:

  • клиническое обследование больного (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), оценка полученных результатов;

  • оценка результатов клинических и параклинических (лабораторных, инструментальных, функциональных и др.) исследований;

  • диагностика: анализ и обобщение результатов исследования, выделение главного, определение диагностических критериев заболевания, выдвижение диагностической гипотезы и её обоснование;

  • дифференциальная диагностика: определение группы сходных заболеваний, нахождение общих и отличительных признаков, определение дифференциально-диагностических критериев, оценка их достоверности, анализ и синтез полученных результатов;

  • установление сроков и характера течения;

  • обоснование патогенетического лечения и назначение принципов лечения;

  • прогнозирование возможного исхода заболевания;

  • формулирование рекомендаций при выписке больного из стационара;

  • оформление учебной истории болезни.

2. Выполнение профессиональных умений и навыков согласно перечню и на основе технологии образовательных маршрутов «больной-куратор».


Выполнение тестовых заданий:

1. АМНЕЗИЯ АНТЕРОГРАДНАЯ:

А. Выпадение из памяти событий, непосредственно предшествовавших бессознательному состоянию или другим психическим расстройствам.

Б. Утрата способности запоминания и постепенное опустошение запасов памяти, вначале на время, затем на недавние события, позднее и на давно прошедшее. При этом вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек.

В. Потеря способности запоминать текущие события.

Г. Нарушение памяти в виде утраты воспоминаний о событиях, непосредственно следовавших за окончанием бессознательного состояния или другого расстройства психики.

Д. Нарушение памяти в виде утраты воспоминаний о событиях, как непосредственно предшествовавших бессознательному состоянию (или другому расстройству психики), так и после него.

2. АФФЕКТ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ:

А. Кратковременное состояние, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, помрачением сознания и искаженным восприятием окружающего, за чем следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; сопровождается частичной или полной ретроградной амнезией.

Б. Кратковременное состояние, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом на фоне аффектогенного сужения сознания, за чем следует общая расслабленность, безразличие; не сопровождается амнезией.

В. Внезапно возникающее, обычно кратковременное состояние, характеризующееся глубокой дезориентировкой в окружающем, часто сопровождающееся галлюцинозом, острым образным бредом, аффектом тоски, злобы и страха, неправильным поведением.

Г. Ощущение облегчения, иногда опустошенности, наступающее в результате вызванных аффектом действий.

Д. Необоснованное, чрезмерное преувеличение своих духовных и физических сил, социального положения и связанных с этим возможностей.

3. БРЕД:

А. Идеи, суждения, не соответствующие действительности и полностью овладевающие сознанием больного и не корригируемые при разубеждении, разъяснении.

Б. Утрата эмоциональных реакций на все окружающее, с мучительным переживанием полной душевной опустошенности.

В. Упорный отказ от пищи, обусловленный психическим заболеванием.

Г. Безразличие к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствие желаний, побуждений.

Д. Расстройство движений, проявляющееся невозможностью стоять и ходить без поддержки.

4. БРЕД ПАРАНОИДНЫЙ:

А. Высшая степень бессвязанности мышления, когда речь представляет собой беспорядочный, бесссмысленный набор слов.

Б. Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития. С сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

В. Ощущение спазма, подкатывание к горлу клубка, шара, возникающее в невротическом симптомокомплексе.

Г. Возникающее при глубоком нарушении сознания, ограничивающееся пределами постели двигательное беспокойство, проявляющееся небольшими по амплитуде движениями преимущественно пальцев рук (больной теребит простыню, одежду, "обирается").

Д. Различные бредовые идеи неблагоприятного воздействия на больного извне, содержащие идеи преследования, отношения, воздействия, отравления, обвинения, ущерба.

5. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ГИПНАГОГИЧЕСКИЕ:

А. Видения, возникающие непосредственно перед засыпанием, при закрытых глазах, на темном фоне зрения.

Б. Ощущение явного присутствия в полости тела, обычно в животе, инородных предметов, живых существ.

В. Зрительные или слуховые галлюцинации, возникающие при пробуждении.

Г. Слуховые галлюцинации в виде голосов, приказывающих (или наоборот запрещающих)совершать те или иные поступки, действия.

Д. Галлюцинации, возникающие в сфере одного анализатора (зрительного, слухового, тактильного) при действии реального раздражителя на тот же анализатор.

6. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ИМПЕРАТИВНЫЕ:

А. Слуховые галлюцинации в виде голосов, приказывающих (или наоборот запрещающих) совершать те или иные поступки, действия.

Б. Зрительные галлюцинации в виде образов людей, животных, неодушевленных предметов, отличающихся необычайно большими иногда гигантскими размерами.

В. Зрительные галлюцинации в виде образов живых существ и неодушевленных предметов, отличающихся необычно малыми размерами.

Г. Галлюцинации, возникающие в сфере одного анализатора (зрительного, слухового, тактильного) при действии реального раздражителя на тот же анализатор.

Д. Галлюцинации, возникающие в сфере одного анализатора (зрительного, слухового, тактильного) при действии реального раздражителя на тот же анализатор.

7. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ:

А. Зрительные или слуховые галлюцинации, возникающие при засыпании или пробуждении.

Б. Ощущение явного присутствия в полости тела, обычно в животе, инородных предметов, живых существ.

В. Галлюцинации, возникающие в сфере одного анализатора (зрительного, слухового, тактильного) при действии реального раздражителя на другой анализатор.

Г. Ощущение ползания по телу насекомых, появления на поверхности тела или под кожей посторонних предметов.

Д. Галлюцинации, возникающие в сфере одного анализатора (зрительного, слухового, тактильного) при действии реального раздражителя на тот же анализатор.

8. ДЕЗОРИЕНТИРОВКА АЛЛОПСИХИЧЕСКАЯ:

А. Нарушение ориентировки в окружающем.

Б. Закономерность развития амнезии, "закон обратного хода памяти". Развитие амнезии, начинающееся с утраты памяти на время, затем на недавние события, позднее и на давно прошедшее. Вначале забываются факты, затем чувства, последней нарушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке.

В. Неожиданная, непроизвольная остановка, перерыв мыслей, сопровождающаяся чувством психического дискомфорта.

Г. Замедление возникновения ассоциаций, уменьшение их количества.

Д. Нарушение способности соотносить возможности собственной личности с реальностью.

9. ДЕМЕНЦИЯ:

А. Возникающее в результате болезни ослабление интеллектуальной деятельности.

Б. Неспособность к правильной артикуляции, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.

В. Нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта. Повторение отдельных слогов.

Г. Закономерность развития амнезии, "закон обратного хода памяти". Развитие амнезии, начинающееся с утраты памяти на время, затем на недавние события, позднее и на давно прошедшее. Вначале забываются факты, затем чувства, последней нарушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке.

Д. Неожиданная, непроизвольная остановка, перерыв мыслей, сопровождающаяся чувством психического дискомфорта.

10. ЗАКОН РИБО:

А. Застойность, малая подвижность, замедленность смены психических процессов.

Б. Искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного его исчезновения) между действительно происходившими событиями и событиями, увиденными во сне, прочитанными, услышанными.

В. Закономерность развития амнезии, "закон обратного хода памяти". Утрата материала памяти происходит в последовательности, обратной ее накоплению.

Г. Принцип наследования эндогенных психозов, которые являются полигенно детерминируемыми наследственными болезнями и не подчиняются основным законам Менделя.

Д. Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

11. ИЛЛЮЗИИ:

А. Застойность, малая подвижность, замедленность смены психических процессов.

Б. Повышенная восприимчивость к обычным внешним раздражителям, сопровождающаяся неприятным субъективным чувством.

В. Понижение восприимчивости к внешним раздражениям.

Г. Лишенные смыслового значения непроизвольные насильственные движения.

Д. Ложное, ошибочное восприятие реальных вещей или явлений, при котором отражение реального объекта сливается с болезненным представлением.

12. КРИПТОМНЕЗИИ:

А. Искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного его исчезновения) между действительно происходившими событиями и событиями, увиденными во сне, прочитанными, услышанными.

Б. Вымышленные психически больным события, принимающие форму воспоминаний.

В. Нарушение памяти в виде утраты способности фиксации, сохранения и воспроизведения различной информации (событий, знаний и т.д.).

Г. Невозможность выполнять счетные операции при сохранности речи.

Д. Нарушение памяти в виде утраты воспоминаний о событиях, как непосредственно предшествовавших бессознательному состоянию (или другому психическому расстройству), так и после него.

13. КОНФАБУЛЯЦИИ:

А. Искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного его исчезновения) между действительно происходившими событиями и событиями, увиденными во сне, прочитанными, услышанными.

Б. Вымышленные психически больным события, принимающие форму воспоминаний.

В. Расстройство поведения, выражающееся борьбой против мелких, иногда мнимых обид, но не достигающее бредового поведения.

Г. Периодически возникающая страсть к воровству.

Д. Транзиторно возникающий непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, образов, представлений.

14. ОБНУБИЛЯЦИЯ:

А. Нарушение сознания легкой степени, характеризующееся колебанием уровня сознания, с периодами его прояснения.

Б. Ослабление, вплоть до полного исчезновения различий между "я" и "не я", между миром внутренним и внешним, между реальностью и образом, созданным аутистическим миром больного.

В. Исчезновение ощущения течения времени, его непрерывности и последовательности. Время для больного может идти необычно медленно или быстро.

Г. Нарушение осознавания себя как единого целого, сопровождающееся переживанием внутреннего распада, раздвоения, паническим страхом.

Д. Сновидное помрачение сознания с наплывом непроизвольно возникающих фантастических представлений.

15. ПАРЭЙДОЛИИ:

А. Зрительные иллюзии фантастического содержания.

Б. Нарушение сознания легкой степени, характеризующееся колебанием уровня сознания, с периодами его прояснения.

В. Расстройство мышления сопровождающееся отчетливо неприятным субъективным переживанием внезапного исчезновения нужной мысли.

Г. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.

Д. Крайнее обеднение запаса слов.

16. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ:

А. Застревание в сознании какой-либо мысли или представления с монотонным их повторением в ответ на вновь задаваемые вопросы, не имеющие отношения к первоначальному.

Б. Мимоговорение, во время которого больной на заданный вопрос отвечает неправильно, хотя по содержанию ответа можно заключить, что вопрос был понят верно.

В. Убежденность больного, что окружающие, родные и знакомые являются совершенно посторонними, неизвестными ему людьми, но загримированными под близких и знакомых.

Г. Расстройство мышления сопровождающееся отчетливо неприятным субъективным переживанием внезапного исчезновения нужной мысли.

Д. Неспособность разделения главного и второстепенного, застревание на несущественных деталях.

17. СТЕРЕОТИПИЯ:

А. Постоянное повторение какого-либо действия, слова, фразы.

Б. Опознавание психически больным неизвестных лиц как своих знакомых, родных. Или наоборот - знакомых как чужих людей, но принявших их облик.

В. Складывается из симптома иллюзии двойников, симптома положительного или отрицательного двойника.

Г. Проявление повышенной внушаемости и галлюцинаторной готовности у больного в предделириозном состоянии: надавливание на глазные яблоки, при соответствующем внушении вызывает зрительные галлюцинации.

Д. Спонтанная речь больного, сопровождающаяся разорванностью мышления.

18. СТУПОР:

А. Убежденность больного в том, что окружающие его посторонние, незнакомые лица являются его родными и близкими, но загримированны под незнакомых.

Б. Состояние психической и двигательной заторможенности.

В. Опознавание психически больным неизвестных лиц как своих знакомых, родных. Или наоборот - знакомых как чужих людей, но принявших их облик.

Г. Повторение увиденных действий.

Д. Неузнавание своего отражения в зеркале.
19. ЭЙФОРИЯ:

А. Незначительный подьем настроения, сочетающийся с расторможенностью примитивных влечений, беспечностью, дурашливым поведением.

Б. Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения.

В. Переживание восторга, блаженства, необычного счастья.

Г. Повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, в сочетании с замедленным мышлением вплоть до персеверации.

Д. Недостаточность или утрата аффективной откликаемости, бедность эмоциональных проявлений, душевная холодность, равнодушие.

20. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕДНЕНИЕ (АФФЕКТИВНАЯ ТУПОСТЬ):

А. Повторение увиденных действий.

Б. Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения.

В. Разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, облеченных в грамматически правильные предложения.

Г. Повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, в сочетании с замедленным мышлением (вплоть до персеверации).

Д. Недостаточность или утрата аффективной откликаемости, бедность эмоциональных проявлений, душевная холодность, равнодушие.

21. ЭХОЛАЛИЯ:

А. Повторение услышанных слов и предложений.

Б. Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения.

В. Разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, облеченных в грамматически правильные предложения.

Г. Повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, в сочетании с замедленным мышлением вплоть до персеверации.

Д. Повторение увиденных действий.

22. ЭХОПРАКСИЯ:

А. Повторение увиденных действий.

Б. Повторение услышанных слов и предложений.

В. Нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов.

Г. Ритмическое монотонное повторение какого-либо слова или словосочетания, иногда проявляющееся бессмысленным нанизыванием сходных по звучанию фраз, слов и слогов.

Д. Неодолимо повторяемое, бессмысленное, ненужное движение или действие.

Ответы на тестовые задания:

1. Г

7. Д

13. В

19. Г

2. А

8. А

14. А

20.Д

3. А

9. А

15. А

21. А

4. Д

10. В

16. А

22. А

5.А

11. Д

17. А




6. А

12. А

18. Б



  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Примерная программа по дисциплине «История медицины»: Для специальностей:...
Впо по направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», Сестринское дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Медицинская...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Учебное пособие предназначено для студентов 3 6-го курсов специальностей «Лечебное дело»
Учебное пособие предназначено для студентов 3 6-го курсов специальностей «Лечебное дело» 31. 05. 01, «Педиатрия» 31. 05. 03, «Стоматология»...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной...
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38. 02. 02 «Страховое дело (по отраслям)», 38. 02. 01 «Экономика...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для студентов для самостоятельной работы....
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики башкортостан
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для студента по проведению практического...
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики башкортостан
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации практического обучения для студентов специальности...
З 381 Методические рекомендации практического обучения. Омск: ноу спо «Омский гуманитарный колледж», 2013. – 88 с
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентам медицинского...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентам медицинского факультета по специальностям Лечебное дело и
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для студентов 6 курса по организации и...
Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия
Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Курс для специальностей Сестринское дело, Акушерское дело, Фармация,...
Инструкция по выполнению заданий №1 – 109: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1...
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации по проведению практического занятия (для студентов) Для специальностей 040100 Лечебное дело icon Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск