«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений


Скачать 0.8 Mb.
Название «Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений
страница 1/7
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание»
Краевых педагогических чтений

«Воспитание. Обучение. Развитие»,

посвященных памяти Л.В. Яблоковой

«Комплексное обеспечение перехода детей с ОВЗ

в общее образовательное пространство»

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

КРАСНОЯРСК

2011
Организация переходного периода для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста при интеграции в массовое образовательное учреждение в условиях МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
Герасимова Ольга Павловна,

учитель-дефектолог

МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
Одним из важных направлений современного образования является создание необходимых психолого-педагогических условий для полноценного развития дошкольников. Особого внимания специалистов требует подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследования различных авторов представляют картину значительного отставания шестилетних детей с ОВЗ от их нормативно развивающихся сверстников, раскрывающую недостаточную готовность этой категории детей к обучению в школе. У этих детей замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, тяготение к «бездумному» стилю работы, низкая самокритичность в оценке своих действий и результатов работы. Для них характерно неумение планомерно анализировать объект, планировать предстоящую работу, аккуратно и последовательно ее выполнять, регулировать речью свою деятельность. Их отличает недостаточная по сравнению со сверстниками ориентировка в речевой действительности.

Такие проявления можно встретить и у детей с нормативным развитием психики, однако у детей с ограниченными возможностями здоровья они выражены более резко и без специальной работы преодолеваются с большим трудом, ведут впоследствии к стойкой неуспеваемости в школе.

Вместе с тем целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.

Некоторые из них достигают такого уровня, при котором в семилетнем возрасте могут приступать к обучению в массовой школе наравне с нормативно развивающимися сверстниками.

Другие, и их большинство, на основе приобретенных в ходе коррекционной работы необходимых знаний и умений становятся готовыми к продолжению занятий в условиях специальных школ и классов выравнивания для детей с особыми возможностями здоровья, а возможно и в условиях массового образовательного учреждения, но с обязательным сопровождением специалистов – дефектолога, логопеда, психолога, невролога.

При работе, необходимо учитывать ресурс ребенка (сохранные функции, социально-экономические условия семьи, благоприятная семейная обстановка и т.д.)

На базе нашего Центра уже на протяжении многих лет работает группа по подготовке к школе детей с нарушением развития познавательной сферы. Цель программы занятий – это комплексная подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей является повышение психического, интеллектуального, эмоционального, социального уровней развития ребенка. С учетом особенностей структуры нарушенийорганизуется комплексное сопровождение детей: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогом по логоритмике, педагогом по ручному труду, врачем-неврологом.

Целевая группа – дети 6-7 лет, имеющие нарушения в познавательном развитии, и их родители. Программа может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей участников группы. Кроме общей программы, на основании диагностических данных, для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план комплексного сопровождения.

Реализация программы рассчитана на 7 месяцев (с октября по апрель включительно) и проходит в три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий, диагностико-катамнестический.

В работе по данной программе используются индивидуальная и групповая формы работы с детьми.

Основными методами работы являются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, продуктивные, творческие виды деятельности. Особенностью проведения занятий является:

- создание ситуации успеха для каждого ребенка, что способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной мотивации к познанию окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

- создание развивающей среды, проведение занятий с учетом ведущего вида деятельности детей, подача материала в игровой, наглядной форме (посредником выступают различные сказочные персонажи — это перчаточные куклы, шапочки-маски);

- использование принципа от простого к сложному, последовательное предъявление материала и его закрепление на всех занятиях в разных видах деятельности;

- уточнение полученных знаний на основе предметно-практических действий, практических упражнений с разнообразным дидактическим материалом, сопровождаемое словесным отчетом;

- предъявление информации таким образом, что для её восприятия используются сразу несколько модальностей: зрительной, тактильной, слуховой.

Диагностический этап является итоговым в работе группы: на этом этапе проводится итоговая комплексная диагностика детей, посетивших коррекционно-развивающие занятия, осуществляемая в режиме индивидуальных диагностических обследований. Обследование проводят те же специалисты, что и на первом этапе. По результатам проведенных обследований, в рамках работы межведомственного консилиума для каждого ребенка рекомендуется образовательный маршрут, выдаются рекомендации родителям по дальнейшему развитию и взаимодействию с ребенком.

По итогам обучения в первом классе проводится сбор катамнестических данных по адаптации в новых социально-педагогических условиях и усвоению образовательной программы ОУ.

Результаты показывают, что дети с ОВЗ, прошедшие подготовительный период в группе МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание», в большинстве случаев хорошо адаптируются в школе и способны обучаться наравне со сверстниками. При неблагоприятном прогнозе обучения в ОУ ведущий специалист разрабатывает рекомендации для учителя по организации взаимодействия и психолого-педагогических подходах к обучению каждого ребенка с ОВЗ, организует индивидуальную коррекционно-развивающую или консультативную помощь. При необходимости направляют ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения и определения образовательного маршрута.

Таким образом, в условиях МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» организован переходный период для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с целью успешной интеграции в учреждение общего массового или специльного (коррекционного) образования.

Использование методов совместной работы с родителями как ресурс инклюзии /интеграции детей с ОВЗ в общее образовательное пространство
Кротова Елена Юрьевна,

учитель-дефектолог

МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
В МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» организованы коррекционно-развивающая группа «Росточек», работающая по дополнительной образовательной программе социально-педагогической направленности для детей 3-5 лет с особыми возможностями здоровья. Сопровождение детей осуществляют учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, врач-невролог, координирует работу всех специалистов руководитель группы – учитель-дефектолог.

В группу входят дети с ЗПР и с нарушениями речевой сферы (вторичный дефект). Но при моторной и сенсорной алалии нарушение речи или понимания обращенной речи существенно ограничивает развитие когнитивных процессов. В этих случаях интеллектуальная недостаточность возникает как вторичный дефект в силу ограничения поступления и обмена информацией об окружающем. В обоих случаях без преемственности в работе специалистов и родителей достичь положительной динамики в развитии ребенка невозможно.

Поэтому учитель-дефектолог ставит перед всеми специалистами задачу, как можно раньше обращать внимание родителей на нарушения в развитии ребенка и обеспечение ему условий для интенсивного развития не только на специализированных занятиях со специалистами, но и дома.

Работа с семьей является главным моментом в процессе социализации, обучения и воспитания детей с ОВЗ, так как, в отличие от нормативно развивающихся сверстников, детям с множественными нарушениями необходимо многократное повторение и закрепление тех знаний и умений, которые он получил на занятиях.

Возраст 3-5 лет с одной стороны самый сенситивный возраст для развития интеллектуальной и личностной сферы (становления «Я»), с другой стороны это возраст, когда мама самый значимый и авторитетный человек. Значит знания, подкрепленные словами мамы, запечатлеваются ребенком значительно сильнее и длительнее сохраняются.

Одним из пропедевтических направлений являются рекомендации или домашние задания по подготовке к занятию. Это могут быть конкретные наблюдения за изменениями в живой или неживой природе (собрать осенние листья, поймать и рассмотреть снежинку, раскопать снег и посмотреть, как изменилась земля, посчитать лапы у домашнего животного и т. д.). Задания, связанные с приготовлением наглядного материала (принести свой шарф и мамин, разрезать открытку и т. д.). Все задания несложные и выполняются совместно родителями и детьми.

При этом многие родители, по разным причинам, не могут самостоятельно оказать ребенку необходимую помощь. В том, чтобы научить их этому, и состоит главная задача специалистов.

Работа с семьей ведется в двух направлениях:

1. Оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений:

- консультирование семьи для повышения уверенности в родительской компетентности;

- снижения тревожности по отношению к собственному ребенку и своей воспитательской позиции;

- проведение детско-родительских тренингов, где родители видят не только себя и своего ребенка, но и взаимоотношения между родителями и ребенком в других семьях, и могут использовать другие способы коммуникации в своих с ребенком отношениях.

2. Реализация программы образовательных мероприятий с целью расширения репертуара сотрудничества с ребенком и раскрытия его потенциальных возможностей.

Формы работы:

1. Информационно-диспетчерская работа: куда и к кому обращаться за помощью, какие нужны документы, обеспечение литературой по проблематике развития, обсуждение принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребенка, направление на консультацию к смежным специалистам.

2. Непосредственно практическая деятельность, где через совместное на равных выполнение с родителями всех заданий, игр, продуктивных видов деятельности, происходит обучение приемам и методам всестороннего развития ребенка. Ребенок делится своими успехами, чувствует поддержку и помощь близкого человека.

На первом этапе необходимо договориться с родителями о некоторых правилах:

- говорить тихо;

- не критиковать ребенка, даже если у него на первых порах не получается, лучше отойти и дать возможность педагогу помочь ребенку;

- не делать за ребенка, а делать его руками;

- поддерживать его мимикой, тактильно.

Постепенно помощь родителей сводится к совместным играм и дистанционной поддержке.

На завершающем этапе, в целях дальнейшей адаптации ребенка к детскому саду, родители не присутствуют на занятии (для них проводятся групповые консультации психолога, логопеда, невролога по проблемам возрастных особенностей детей, возможностях их развития на данном возрастном этапе, о роли коррекционных, лечебных мероприятий в развитии и воспитании детей).

Особое место уделяется обсуждению организации развивающей среды дома (режим дня, игрушки, книги, просмотр и обсуждение мультфильмов).

Традиционной формой работы с родителями является их участие в подготовке и проведении праздников и выставок.

Родители учатся не только опекать ребенка, а начинают взаимодействовать с ним, постепенно предоставляя ему свободу. Замечают и отмечают достижения ребенка, появляется уверенность в собственных силах и возможностях ребенка.

Наряду с преодолением основных трудностей в развитии, родители замечают и решают не менее важные задачи, на которые раньше не обращали внимания, находить в ребенке его успешные стороны развития – творческие задатки и т.д. Устанавливают взаимоотношения с другими родителями, сверстниками своего ребенка, способствуя благоприятной адаптации в новой социальной ситуации. Многие родители и дети начинают дружить, встречаться вне занятий, делиться опытом. Их проблема перестает быть для них неразрешимой, в свою очередь они сами стараются оказать посильную помощь другим родителям. Становятся настоящими сотрудниками педагогов: задают волнующие их вопросы, обсуждают их, находят пути решения.

В процессе посещения занятий родители видят динамику развития ребенка, обсуждают ее на индивидуальных консультациях и отмечают в листах достижений ребенка.
Литература:


  1. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 205 с.: ил. – (Школа развития).

  2. Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для воспитателей и педагогов / Сост. А. Н. Брызгалова, О. И. Дрозд, М. А. Калиновская, Е. И. Смолер, Р. А. Туфкрео, Е. А. Устиненко / Под ред. И. В. Житко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 32. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 101).

  3. Делай и играй / Рей Гибсон. – Москва: «Росмэн», 1996.

  4. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.

Организация индивидуального комплексного сопровождения

ребенка с ОВЗ в МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» (описание случая)
Понкратова Лариса Петровна,

учитель-логопед

МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
Концепция комплексного сопровождения детей с ОВЗ как новая образовательная технология в нашей стране разработана доктором педагогических наук, профессором Е.И. Казаковой.

Комплексное сопровождение организуется по трём направлениям:

  1. Социально-педагогическое, которое включает: социальную адаптацию; социальную интеграцию; педагогическую интеграцию; социальную защиту.

  2. Медико-психологическое — это психологическое, медико-оздоровительное и логопедическое сопровождение.

  3. Развивающая: культурная интеграция; культурное воспитание; организация досуга.

На базе МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» организована структура комплексного сопровождения детей данной категории по всем трем направлениям.

Специалистами Центра на первичных приемах выявляются дети, нуждающиеся в специальной помощи. Это могут быть дети группы социального или биологического риска, включающая детей с установленным медицинским диагнозом, и детей, с риском возникновения вторичных и третичных нарушений развития. Практика показывает, что 60% детей с ОВЗ имеют речевые недостатки, которые затрудняют развитие коммуникации, а, следовательно, и социальной адаптации ребенка с особенностями развития в социальном окружении. Известно, что человек мыслит при помощи внутренней речи. Значит, уровень развития речи ребенка будет влиять на усвоение ребенком знаний об окружающей действительности и культурном наследии общества.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028...
Учреждение-разработчик: Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Центр психолого-медико-социального сопровождения
На IV всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Московский государственный психолого-педагогический университет
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Пояснительная записка с целью реализации Федерального закона от 24...
Ступинском районе создан Центр психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Брошюра разработана в рамках грантового проекта по профилактике преступности,...
Стебенева Наталия Викторовна – заместитель директора, педагог-психолог государственного (областного) бюджетного образовательного...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» гбоу со «цпмсс «Эхо» положение о V iii
«Не буду молчать!» среди обучающихся выпускных классов ООО образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
Целью Олимпиады является активизация развития у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи, умений вступать в устную коммуникацию...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Кгбоу «Краевой центр психолого медико социального сопровождения «Семья плюс»
Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Смоленское образовательное, государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon «методический центр развития социального обслуживания» предупреждение...
Составители: Л. А. Бездольная, психолог отдела социально-психологического сопровождения работников учреждений социального обслуживания...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Программа мониторинга уровня сформированности ууд краткая аннотация:...
Серякина А. В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на фгос ооо»....
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта старших дошкольников
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon С несовершеннолетними
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon О психолого медико педагогическом консилиуме муниципального бюджетного...
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), Типовым -сложением об общеобразовательном...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Методические рекомендации 2013 год Рецензент: Авторы составители...
Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации...
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений icon Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Первый шаг»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск