муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание»
Краевых педагогических чтений
«Воспитание. Обучение. Развитие»,
посвященных памяти Л.В. Яблоковой
«Комплексное обеспечение перехода детей с ОВЗ
в общее образовательное пространство»
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
КРАСНОЯРСК
2011
Организация переходного периода для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста при интеграции в массовое образовательное учреждение в условиях МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
Герасимова Ольга Павловна,
учитель-дефектолог
МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
Одним из важных направлений современного образования является создание необходимых психолого-педагогических условий для полноценного развития дошкольников. Особого внимания специалистов требует подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследования различных авторов представляют картину значительного отставания шестилетних детей с ОВЗ от их нормативно развивающихся сверстников, раскрывающую недостаточную готовность этой категории детей к обучению в школе. У этих детей замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, тяготение к «бездумному» стилю работы, низкая самокритичность в оценке своих действий и результатов работы. Для них характерно неумение планомерно анализировать объект, планировать предстоящую работу, аккуратно и последовательно ее выполнять, регулировать речью свою деятельность. Их отличает недостаточная по сравнению со сверстниками ориентировка в речевой действительности.
Такие проявления можно встретить и у детей с нормативным развитием психики, однако у детей с ограниченными возможностями здоровья они выражены более резко и без специальной работы преодолеваются с большим трудом, ведут впоследствии к стойкой неуспеваемости в школе.
Вместе с тем целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.
Некоторые из них достигают такого уровня, при котором в семилетнем возрасте могут приступать к обучению в массовой школе наравне с нормативно развивающимися сверстниками.
Другие, и их большинство, на основе приобретенных в ходе коррекционной работы необходимых знаний и умений становятся готовыми к продолжению занятий в условиях специальных школ и классов выравнивания для детей с особыми возможностями здоровья, а возможно и в условиях массового образовательного учреждения, но с обязательным сопровождением специалистов – дефектолога, логопеда, психолога, невролога.
При работе, необходимо учитывать ресурс ребенка (сохранные функции, социально-экономические условия семьи, благоприятная семейная обстановка и т.д.)
На базе нашего Центра уже на протяжении многих лет работает группа по подготовке к школе детей с нарушением развития познавательной сферы. Цель программы занятий – это комплексная подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей является повышение психического, интеллектуального, эмоционального, социального уровней развития ребенка. С учетом особенностей структуры нарушенийорганизуется комплексное сопровождение детей: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогом по логоритмике, педагогом по ручному труду, врачем-неврологом.
Целевая группа – дети 6-7 лет, имеющие нарушения в познавательном развитии, и их родители. Программа может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей участников группы. Кроме общей программы, на основании диагностических данных, для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план комплексного сопровождения.
Реализация программы рассчитана на 7 месяцев (с октября по апрель включительно) и проходит в три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий, диагностико-катамнестический.
В работе по данной программе используются индивидуальная и групповая формы работы с детьми.
Основными методами работы являются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, продуктивные, творческие виды деятельности. Особенностью проведения занятий является:
- создание ситуации успеха для каждого ребенка, что способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной мотивации к познанию окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
- создание развивающей среды, проведение занятий с учетом ведущего вида деятельности детей, подача материала в игровой, наглядной форме (посредником выступают различные сказочные персонажи — это перчаточные куклы, шапочки-маски);
- использование принципа от простого к сложному, последовательное предъявление материала и его закрепление на всех занятиях в разных видах деятельности;
- уточнение полученных знаний на основе предметно-практических действий, практических упражнений с разнообразным дидактическим материалом, сопровождаемое словесным отчетом;
- предъявление информации таким образом, что для её восприятия используются сразу несколько модальностей: зрительной, тактильной, слуховой.
Диагностический этап является итоговым в работе группы: на этом этапе проводится итоговая комплексная диагностика детей, посетивших коррекционно-развивающие занятия, осуществляемая в режиме индивидуальных диагностических обследований. Обследование проводят те же специалисты, что и на первом этапе. По результатам проведенных обследований, в рамках работы межведомственного консилиума для каждого ребенка рекомендуется образовательный маршрут, выдаются рекомендации родителям по дальнейшему развитию и взаимодействию с ребенком.
По итогам обучения в первом классе проводится сбор катамнестических данных по адаптации в новых социально-педагогических условиях и усвоению образовательной программы ОУ.
Результаты показывают, что дети с ОВЗ, прошедшие подготовительный период в группе МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание», в большинстве случаев хорошо адаптируются в школе и способны обучаться наравне со сверстниками. При неблагоприятном прогнозе обучения в ОУ ведущий специалист разрабатывает рекомендации для учителя по организации взаимодействия и психолого-педагогических подходах к обучению каждого ребенка с ОВЗ, организует индивидуальную коррекционно-развивающую или консультативную помощь. При необходимости направляют ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения и определения образовательного маршрута.
Таким образом, в условиях МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» организован переходный период для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с целью успешной интеграции в учреждение общего массового или специльного (коррекционного) образования.
Использование методов совместной работы с родителями как ресурс инклюзии /интеграции детей с ОВЗ в общее образовательное пространство
Кротова Елена Юрьевна,
учитель-дефектолог
МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
В МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» организованы коррекционно-развивающая группа «Росточек», работающая по дополнительной образовательной программе социально-педагогической направленности для детей 3-5 лет с особыми возможностями здоровья. Сопровождение детей осуществляют учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, врач-невролог, координирует работу всех специалистов руководитель группы – учитель-дефектолог.
В группу входят дети с ЗПР и с нарушениями речевой сферы (вторичный дефект). Но при моторной и сенсорной алалии нарушение речи или понимания обращенной речи существенно ограничивает развитие когнитивных процессов. В этих случаях интеллектуальная недостаточность возникает как вторичный дефект в силу ограничения поступления и обмена информацией об окружающем. В обоих случаях без преемственности в работе специалистов и родителей достичь положительной динамики в развитии ребенка невозможно.
Поэтому учитель-дефектолог ставит перед всеми специалистами задачу, как можно раньше обращать внимание родителей на нарушения в развитии ребенка и обеспечение ему условий для интенсивного развития не только на специализированных занятиях со специалистами, но и дома.
Работа с семьей является главным моментом в процессе социализации, обучения и воспитания детей с ОВЗ, так как, в отличие от нормативно развивающихся сверстников, детям с множественными нарушениями необходимо многократное повторение и закрепление тех знаний и умений, которые он получил на занятиях.
Возраст 3-5 лет с одной стороны самый сенситивный возраст для развития интеллектуальной и личностной сферы (становления «Я»), с другой стороны это возраст, когда мама самый значимый и авторитетный человек. Значит знания, подкрепленные словами мамы, запечатлеваются ребенком значительно сильнее и длительнее сохраняются.
Одним из пропедевтических направлений являются рекомендации или домашние задания по подготовке к занятию. Это могут быть конкретные наблюдения за изменениями в живой или неживой природе (собрать осенние листья, поймать и рассмотреть снежинку, раскопать снег и посмотреть, как изменилась земля, посчитать лапы у домашнего животного и т. д.). Задания, связанные с приготовлением наглядного материала (принести свой шарф и мамин, разрезать открытку и т. д.). Все задания несложные и выполняются совместно родителями и детьми.
При этом многие родители, по разным причинам, не могут самостоятельно оказать ребенку необходимую помощь. В том, чтобы научить их этому, и состоит главная задача специалистов.
Работа с семьей ведется в двух направлениях:
1. Оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений:
- консультирование семьи для повышения уверенности в родительской компетентности;
- снижения тревожности по отношению к собственному ребенку и своей воспитательской позиции;
- проведение детско-родительских тренингов, где родители видят не только себя и своего ребенка, но и взаимоотношения между родителями и ребенком в других семьях, и могут использовать другие способы коммуникации в своих с ребенком отношениях.
2. Реализация программы образовательных мероприятий с целью расширения репертуара сотрудничества с ребенком и раскрытия его потенциальных возможностей.
Формы работы:
1. Информационно-диспетчерская работа: куда и к кому обращаться за помощью, какие нужны документы, обеспечение литературой по проблематике развития, обсуждение принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребенка, направление на консультацию к смежным специалистам.
2. Непосредственно практическая деятельность, где через совместное на равных выполнение с родителями всех заданий, игр, продуктивных видов деятельности, происходит обучение приемам и методам всестороннего развития ребенка. Ребенок делится своими успехами, чувствует поддержку и помощь близкого человека.
На первом этапе необходимо договориться с родителями о некоторых правилах:
- говорить тихо;
- не критиковать ребенка, даже если у него на первых порах не получается, лучше отойти и дать возможность педагогу помочь ребенку;
- не делать за ребенка, а делать его руками;
- поддерживать его мимикой, тактильно.
Постепенно помощь родителей сводится к совместным играм и дистанционной поддержке.
На завершающем этапе, в целях дальнейшей адаптации ребенка к детскому саду, родители не присутствуют на занятии (для них проводятся групповые консультации психолога, логопеда, невролога по проблемам возрастных особенностей детей, возможностях их развития на данном возрастном этапе, о роли коррекционных, лечебных мероприятий в развитии и воспитании детей).
Особое место уделяется обсуждению организации развивающей среды дома (режим дня, игрушки, книги, просмотр и обсуждение мультфильмов).
Традиционной формой работы с родителями является их участие в подготовке и проведении праздников и выставок.
Родители учатся не только опекать ребенка, а начинают взаимодействовать с ним, постепенно предоставляя ему свободу. Замечают и отмечают достижения ребенка, появляется уверенность в собственных силах и возможностях ребенка.
Наряду с преодолением основных трудностей в развитии, родители замечают и решают не менее важные задачи, на которые раньше не обращали внимания, находить в ребенке его успешные стороны развития – творческие задатки и т.д. Устанавливают взаимоотношения с другими родителями, сверстниками своего ребенка, способствуя благоприятной адаптации в новой социальной ситуации. Многие родители и дети начинают дружить, встречаться вне занятий, делиться опытом. Их проблема перестает быть для них неразрешимой, в свою очередь они сами стараются оказать посильную помощь другим родителям. Становятся настоящими сотрудниками педагогов: задают волнующие их вопросы, обсуждают их, находят пути решения.
В процессе посещения занятий родители видят динамику развития ребенка, обсуждают ее на индивидуальных консультациях и отмечают в листах достижений ребенка.
Литература:
Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 205 с.: ил. – (Школа развития).
Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для воспитателей и педагогов / Сост. А. Н. Брызгалова, О. И. Дрозд, М. А. Калиновская, Е. И. Смолер, Р. А. Туфкрео, Е. А. Устиненко / Под ред. И. В. Житко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 32. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 101).
Делай и играй / Рей Гибсон. – Москва: «Росмэн», 1996.
Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. проф. У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.
Организация индивидуального комплексного сопровождения
ребенка с ОВЗ в МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» (описание случая)
Понкратова Лариса Петровна,
учитель-логопед
МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание»
Концепция комплексного сопровождения детей с ОВЗ как новая образовательная технология в нашей стране разработана доктором педагогических наук, профессором Е.И. Казаковой.
Комплексное сопровождение организуется по трём направлениям:
Социально-педагогическое, которое включает: социальную адаптацию; социальную интеграцию; педагогическую интеграцию; социальную защиту.
Медико-психологическое — это психологическое, медико-оздоровительное и логопедическое сопровождение.
Развивающая: культурная интеграция; культурное воспитание; организация досуга.
На базе МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» организована структура комплексного сопровождения детей данной категории по всем трем направлениям.
Специалистами Центра на первичных приемах выявляются дети, нуждающиеся в специальной помощи. Это могут быть дети группы социального или биологического риска, включающая детей с установленным медицинским диагнозом, и детей, с риском возникновения вторичных и третичных нарушений развития. Практика показывает, что 60% детей с ОВЗ имеют речевые недостатки, которые затрудняют развитие коммуникации, а, следовательно, и социальной адаптации ребенка с особенностями развития в социальном окружении. Известно, что человек мыслит при помощи внутренней речи. Значит, уровень развития речи ребенка будет влиять на усвоение ребенком знаний об окружающей действительности и культурном наследии общества.
|