Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика


Скачать 1.61 Mb.
Название Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика
страница 1/12
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Управление образования администрации города

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а

тел. 26-67-38






ПРОФИЛАКТИКА

НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ

В СЕМЬЕ

(методические рекомендации)

Г. Тула

2011г.
Учреждение-разработчик: Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи -Центр психолого-медико-социального сопровождения «Преображение».

Составители: директор ЦПМСС «Преображение» Перов С.Б., заведующий информационно-методическим отделом Пестина Л.А., методисты: Трефилова И.Л., Голиченко Е.В.

Предназначение: для руководителей и специалистов органов и учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, внутренних дел, правоохранительных органов и других, а также психологов, медицинских психологов, социальных работников и педагогов.

СОДЕРЖАНИЕ


1.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

4

2.

ПОНЯТИЕ «НАСИЛИЕ» И «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ»

6

3.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

10

4.

ФАКТОРЫ РИСКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ

11

5.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ

17

6.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НАСИЛЬНИКА

22

7.

БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ

26

8.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ

29

9.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

37

10.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

40

11.

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

45

12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49

13.

ПРИЛОЖЕНИЯ

50

14.

ГЛОССАРИЙ

134

15.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

136



1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье.

По данным статистики ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.

По данным Минздравсоцразвития России количество несовершеннолетних, подвергшихся преступным посягательствам и обратившихся в центры социальной помощи семье и детям, увеличилось с 2005 в 1,2 раза; число обращений несовершеннолетних в центры экстренной психологической помощи по телефону увеличилось в 2,7 раза.

По данным МВД России более чем у 74 тысяч детей родители лишены родительских прав (с 1995 года это число увеличилось в 2,3 раза). Более 126 тысяч несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств (в 2000 году – 104 тысячи детей).

По исследованиям центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят, в основном, дети 6-7 лет; 60-70 % таких детей постоянно избиваются своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца). Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 до 50% погибших детей убиты родителями или лицами, их заменяющими.

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в нашем обществе. Реакция государства на насилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой – государство, допускающее насилие, которое воспринимается как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью. Терпимость общества ко всякому роду насилия – это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества.

Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. Домашние тираны и деспоты – это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.

Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат. Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и в их отношении к детям.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать неадекватные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

Длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка приводит к формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.

Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для современного общества, так как насилие над ребенком создает ситуацию, «непригодную для его жизни», и формирует особую личностную структуру, характеризующуюся как диффузная самоидентичность, привязанность самооценок к оценкам других людей, способствует формированию чувства страха, неуверенности, отчужденности, деструктивных действий, направленных против себя и других, и в конечном итоге, приостанавливает психическое развитие ребенка, наносит непоправимый вред его личности и обществу в целом.
2. ПОНЯТИЯ «НАСИЛИЕ» И «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ»

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

В нормативно-правовых документах насилием называется «воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)». Следовательно, насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а также использование физического, психологического и экономического насилия.

Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы и др.

Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. Вместе с тем исследователи этой проблемы отмечают, что четкого, однозначного определения жестокости отечественные психологи так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто используют этот термин. В психологии же чаще применяются такие синонимы «жестокости», как «деспотизм» и «агрессия», и в этом контексте «жестокость» трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.

В целях устранения возникающих противоречий по данному вопросу ниже приводятся различные подходы к определению видов насилия и жестокого обращения.

С юридической точки зрения выделяют:

1. Физическое насилие. Физическое насилие в ст. 156 УК заключается в воздействии на телесную неприкосновенность несовершеннолетнего (лишение свободы, связывание, сильные шлепки, удары и другие способы причинения физической боли), то есть это насилие, которое не повлекло за собой расстройство здоровья. Очень часто физическое насилие применительно к ст. 156 УК по социальной сущности является физическим наказанием (порка ремнем и иными предметами, таскание за уши и т. п.). Максимальным объемом физического насилия в ст. 156 УК являются побои.

2. Психическое насилие – заключается в угрозе причинения вреда потерпевшему. Психическое насилие подразделяется на угрозу применения насилия и на иные угрозы. Угроза применения насилия в ст. 156 УК РФ означает запугивание потерпевшего применением физической силы (словами, жестами, демонстрацией оружия и предметов, используемых в качестве оружия и т. д.). То есть, это любая реальная угроза причинения физической боли, нанесения побоев, лишения свободы, запугивание совершением действий, существенно нарушающих права несовершеннолетних на заботу и воспитание (например, угроза выгнать ребенка из дома).

3. Грубое и пренебрежительное обращение с несовершеннолетним. Грубое обращение – это мучение несовершеннолетнего потерпевшего. Пренебрежительное обращение заключается в воспрепятствовании реализации ребенком интересов на социальную заботу и воспитание (например, воспрепятствование в обучении, оказании медицинской помощи и т. п.).

Вместе с тем, необходимо отметить, что наряду с физическим и психическим насилием, жестокое обращение очень часто сопровождается унижением человеческого достоинства несовершеннолетнего.

В отечественной психологии отсутствует единое мнение по выделению видов насилия и жестокого обращения. До последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, определяемое некоторыми авторами как моральное насилие.

Доктор психологических наук, профессор А. Б.Орлов выделяет следующие виды насилия:

  • физическое насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;

  • сексуальное насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.;

  • психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.

А.Б.Орлов утверждает, что психологическое насилие является “ядром” насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие.

Доктор психологических наук Н.Ю. Синягина дает свое определение вышеперечисленным видам насилия (физическое, сексуальное) и добавляет к ним определение морального и эмоционального насилия:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

  • Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или для достижения корыстных целей.

  • Моральное насилие или жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

  • Эмоциональное (психическое) насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Приведенный выше перечень видов насилия над ребенком в последнее время пополнился еще одним видом - экономическое насилие.

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;

  • взрослыми растрачиваются семейные деньги;

  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Кроме того, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять:

а) доведение до самоубийства (хотя, это является следствием насилия),

б) торговлю детьми.

Итак, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, различные подходы к определению видов насилия.

И тем не менее, все специалисты сходятся в одном: ребенок в семье не должен подвергаться никаким видам насилия и жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Центр психолого-медико-социального сопровождения
На IV всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Пояснительная записка с целью реализации Федерального закона от 24...
Ступинском районе создан Центр психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Московский государственный психолого-педагогический университет
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Брошюра разработана в рамках грантового проекта по профилактике преступности,...
Стебенева Наталия Викторовна – заместитель директора, педагог-психолог государственного (областного) бюджетного образовательного...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» гбоу со «цпмсс «Эхо» положение о V iii
«Не буду молчать!» среди обучающихся выпускных классов ООО образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений
Организация переходного периода для детей с овз старшего дошкольного возраста при интеграции в массовое образовательное учреждение...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
Целью Олимпиады является активизация развития у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи, умений вступать в устную коммуникацию...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Кгбоу «Краевой центр психолого медико социального сопровождения «Семья плюс»
Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon «методический центр развития социального обслуживания» предупреждение...
Составители: Л. А. Бездольная, психолог отдела социально-психологического сопровождения работников учреждений социального обслуживания...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Программа мониторинга уровня сформированности ууд краткая аннотация:...
Серякина А. В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на фгос ооо»....
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Смоленское образовательное, государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon С несовершеннолетними
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon С несовершеннолетними
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon О психолого медико педагогическом консилиуме муниципального бюджетного...
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), Типовым -сложением об общеобразовательном...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Методические рекомендации 2013 год Рецензент: Авторы составители...
Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028 г. Тула, ул. Оружейная,34-а тел. 26-67-38 профилактика icon Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина,...
Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск