Санкт-Петербургский государственный университет
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
Кафедра телерадиожурналистики
На правах рукописи
ГРУШКЕ Любовь Николаевна
Интернет-радиостанции и подкастинг в России: этапы развития
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
(научно-исследовательская работа)
Научный руководитель –
старший преподаватель,
В. В. Гусаров;
Вх. №______от________________
Секретарь ГАК________________
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Радиовещание пережило свой расцвет еще в 40-х годах XX века. Тогда радио являлось очень весомым источником информации и было неотъемлемой частью жизни каждого советского человека. От пробуждения до завершения рабочего дня, радио всегда сопровождало простого гражданина. С появлением телевидения и распространением его в массы радио начало постепенно сдавать свои позиции. В начале 90-х годов появляются первые коммерческие радиостанции, а вместе с ними и новые формы проведения эфира, новые способы общения со слушателями, что, безусловно, повлияло и на популярность радио в целом, и на его развитие как отдельного способа передачи не только информации, но и настроения.
С зарождением Интернета и популяризацией его в массы возникает новая площадка информационного распространения, абсолютно отличающаяся от ранее известных. Интернет позволяет на невиданных скоростях получать и распространять информацию. Отличительной особенностью также стала возможность трансляции её на бесчисленную аудиторию, что по сути явилось новой возможностью работы как для СМИ, так и для обывателя. С 90-х годов, а уже более активно с 2000-х зарождаются интернет-радиостанции и подкастинг. Как и блоги, этот феномен уникален тем, что любой человек, имея компьютер и доступ в Интернет, может распространять любую, в пределах закона, информацию, в том числе делиться своими мыслями и идеями.
Всё вышеперечисленное указывает на актуальность этой дипломной работы, так как особенность получения и распространения информации по средствам этих двух каналов достаточно нова и ещё не была глубоко исследована. Более того, именно в России этот феномен находится совсем на начальном уровне развития, поэтому следует проследить все тенденции, а также сравнить их с западными аналогами.
Тему диплома можно назвать достаточно редкой, поэтому информационно-исследовательская база, на которой основана данная работа, очень неоднородна и разрознена. Небольшое число исследователей пишут о развитии интернет-радиостанций и подкастинга. Возможно, причина заключается в том, что этот феномен не так давно зародился в нашей стране, и пока находится немного людей, готовых исследовать данный вопрос.
Целью дипломной работы является выявление и раскрытие проблем современного вещания в Интернете с помощью интернет-радиостанций и подкастинга.
В связи с этим можно выделить ряд поставленных задач:
описать историю развития подкастинга и интернет-радиостанций;
определить понятия «подкастинг», «подкаст», «интернет-радиостанция»;
сравнить подачу информации на интернет-ресурсах с подачей информации на федеральных радиостанциях;
провести социологический опрос для выявления эффективности аудио-контента в интернете;
выделить общие тенденции и перспективы развития интернет-радиостанций и подкастинга.
Объектом исследования является работа интернет-радиостанций и подкастинга в России, а предметом — особенности и тенденции работы этих интернет ресурсов.
Научная новизна данной работы заключается в предметном исследовании особенностей деятельности интернет-радиостанций и подкастинга и их отличительных черт, которое, если и проводилось ранее, заключало в себе недостаточно полную информацию в связи с недолгим временным промежутком функционирования этих ресурсов в России.
Исследование проведено на примере сайтов с подкастами podfm.ru и podster.ru, интернет-радиостанций, и эфиров федеральных радиостанций FM-формата, которые вещают в Интернете. Это позволяет взглянуть изнутри на проблему развития интернет-технологий в радиовещании в России, а также сравнить работу на федеральной радиостанции с работой в сети Интернет.
ГЛАВА I. ИНТЕРНЕТ-РАДИОСТАНЦИИ И ПОДКАСТИНГ В РОССИИ: ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
1.1. История радиовещания и развития интернет-технологий
Бесспорным является тот факт, что радио – одно из самых величайших изобретений человечества. Как и любое изобретение, оно прошло несколько этапов разработки: от самой идеи существования радиоволн до первой передачи сигнала на дальние расстояния. Первыми шагами на пути создания радиосообщения стали открытия физика М. Фарадея, почетного иностранного члена Санкт-Петербургской Академии Наук, описанные им в 1831 году в труде «Экспериментальные исследования по электричеству»1. В своей работе он изложил первые представления о работе токов, которые приводят находящуюся по близости материю в состояние, которое ранее было «безразличным». Именно благодаря М. Фарадею мы знаем такие понятия как: «электричество», «магнитное поле» и термин, обозначающий взаимодействие этих понятий, — «электромагнитные волны».
Позже другой автор, один из основоположников научного прогресса в естествознании, Д. К. Максвелл в своём труде 1873 года пришёл к выводу о единстве природы и электрических колебаний, математически обосновав свои выводы в известном «Трактате об электричестве и магнетизме»2. И уже 1888 году учёный Г. Герц с помощью своих классических опытов подтвердил теоретические изыскания М. Фарадея и Д. Максвелла. Именно Генриха Герца в Германии считают создателем радио.
Это изобретение по праву можно назвать самым противоречивым по принципу присвоения авторства. В США создателем считают Дэвида Хьюза, а также Томаса Эдисона, указывая на его патент 1885 года. В ряде балканских стран это первенство отдают Николе Тесла, во Франции — Эдуарду Бранли, в Индии — Джагадишу Чандра Боше, в Великобритании — Оливеру Джозефу Лоджу, в Бразилии — Ланделю де Муру. Создателем же первой системы обмена информации — радиотелеграфии в ряде стран считают итальянского инженера Гульельмо Маркони. В России этот же титул без сомнений присваивается Александру Степановичу Попову. До сих пор нельзя определенно утверждать, кто был первым в создании системы радиотелеграфии – Маркони или Попов, но известно доподлинно, что 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге А. С. Попов продемонстрировал «прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве»3. Этот день (7 мая) с 1945 года в СССР стал отмечаться как День радио.
Весомую конкуренцию радиовещанию составило телевидение, начавшее регулярное вещание в СССР с 1934 года. «С 1953 по 1955 год жители нашего города приобрели более 350 тыс. телевизоров. Тенденция роста числа покупок сохранилась и в дальнейшем. К середине 1963 года в городе и области было уже 700 тыс. телевизионных приёмников (При этом в Ленинграде и Ленинградской области проживало около четырех с половиной миллионов человек)»4, — что указывает на невероятную скорость распространения технологического прогресса. Уже в январе 1960 года состоялась первая передача цветного телевидения, после чего ветвь развития телевещания продолжала расти и множиться. И если радио по общему принципу работы от создания и начала повсеместного вещания до нынешней ситуации на рынке претерпело совсем небольшие изменения в формате, стилистике и темах, то телевидение изменилось очень сильно, начиная от программ и подбора тематики и заканчивая способами передачи сигнала и качества изображения.
Как известно, параллельно с развитием радиовещания и телевидения начал свой путь не менее важный транслятор информации, более масштабный, — всемирная глобальная сеть. История развития интернет-технологий берет своё начало в 1960-х годах. В учебном пособии под названием «История связи и перспективы развития телекоммуникаций» зарождение интернет-технологий описано следующим образом: «Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети» («Galactic Network»). Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернета. <...> В 1969 американское агентство ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) занялось исследованиями по созданию экспериментальной сети «с коммутацией пакетов». Эта сеть была создана и получила наименование ARPANET, т.е. сеть агентства передовых исследовательских проектов»5. И уже в 1972 году появилась первая электронная почта, а за ней в 1990-х «Тим Бернерс-Ли разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющую пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру»6. Это и можно считать современными технологиями, которыми мы пользуемся в настоящее время. В 1974 году знаменитый академик А. Д. Сахаров в своей статье «Мир через полвека» с невероятной точностью предугадывает развитие интернет-технологий: «В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая и сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки»7. Произошло это даже раньше, чем предполагал ученый. Всемирная сеть уже с начала XXI века начала активно использоваться. Принимая во внимание данные интернет-ресурса internetworldstats.com8, который собирает статистические данные по использованию Интернета в мире, 2015 год определялся следующими показателями:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В МИРЕ И СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ
на 2015 год
|
Мировые регионы
|
Население
|
Пользователи интернета
|
Пользователи в процентном соотношении
|
Динамика роста с 2000 по 2015 гг.
|
Африка
|
1,158,355,663
|
330,965,359
|
28.6 %
|
7,231.3%
|
Азия
|
4,032,466,882
|
1,622,084,293
|
40.2 %
|
1,319.1%
|
Европа
|
821,555,904
|
604,147,280
|
73.5 %
|
474.9%
|
Ближний Восток
|
236,137,235
|
123,172,132
|
52.2 %
|
3,649.8%
|
Северная Америка
|
357,178,284
|
313,867,363
|
87.9 %
|
190.4%
|
Латинская Америка/Карибский бассейн
|
617,049,712
|
344,824,199
|
55.9 %
|
1,808.4%
|
Океания/Австралия
|
37,158,563
|
27,200,530
|
73.2 %
|
256.9%
|
Всего в мире
|
7,259,902,243
|
3,366,261,156
|
46.4 %
|
832.5%
|
Исходя из этих данных, можно сказать, что на данный момент практически половина населения Земли пользуется интернетом, а именно 3,3 млрд человек. С 2000 по 2015 год количество пользователей увеличилось на 832,5%, что является невероятным перевыполнением плана развития интернет-технологий, предсказанного когда-то А. Д. Сахаровым. Другой ученый - социолог социолога Мануэль Кастельс считает, что интернет сейчас «переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле»9.
Благодаря Интернету в конце XX века зарождаются первые альтернативные способы вещания, отличные от способа передачи информации с помощью радиоволн, — подкастинг и интернет-радиостанции. Как когда-то появление телевидения, так и теперь интернет-вещание поставило радио в условия некоторой конкуренции, которая продолжает расти до сих пор.
Годом начала вещания радио в интернете принято считать 1993. Именно тогда было создано американское Internet Talk Radio (Разговорное Интернет Радио) Карлом Малмудом, а первой программой на нем стала еженедельная передача Geek Of The Week (Гик недели), в которой он брал интервью у программистов. «Станция прибегла к использованию специальной технологии дубляжа через сеть радиоэфира. Спустя два года начала свою работу радиостанция, рассчитанная только на пользователей Internet: Radio HK. Трансляция интернет-радио базировалась на передаче аудио-сигнала через программу, специально созданную для проведения различных конференций»10. Если говорить о начале работы радиостанций в Интернете, то, безусловно, первыми шагами нужно считать создание первых сайтов радиостанций, на которых размещались сведения о частоте вещания, программах, ведущих и другая справочная информация, что по сути являлось очень хорошим шагом на пути развития радио в Интернете, так как впервые радиовещание получило свою некую визуальную форму. В последствии же появились первые расшифровки программ и первые онлайн-трансляции прямых эфиров.
В Россию интернет-радиовещание пришло чуть позже, где-то в середине 90-х годов. Нельзя доподлинно констатировать, кто первым начал своё вещание в Интернете, но одними из первых радиостанций такого типа были: «Радио 101», «Серебряный дождь» и «Европа плюс», которые начали своё вещание в 1996 году. Такое вещание не было полноценным, потому что многие радиостанции просто выкладывали на свой сайт аудио-файлы, которые можно было прослушать. Например, в своей статье «Радио в Интернете» от 2004 года В. А. Колодкин, кандидат филологических наук, указывает на разрозненное мнение специалистов по работе интернет-вещания: «Одни убеждены, что в скором времени других форм радио вообще не будет. <...> Другие и вовсе пока его серьёзно не воспринимают»11. Говоря о «несерьёзном восприятии», он приводит следующий комментарий Антона Носика: «То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через Интернет дополнительно 25 слушателей – то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание»12. В действительности же сейчас мы имеем полноценные форматы вещания и не просто выгруженные на сайт файлы, а полноценную онлайн-трансляцию. И если раньше, чтобы послушать радио нам нужно было включать радиоприемник, то сейчас достаточно зайти в Интернет на сайт радиостанции, или слушать радио с помощью специальных приложений.
Нельзя обойти стороной и создание первых подкастов. Как описано в работе13 И. В. Литвиненко, это течение выросло из простых блогов и ЖЖ, когда люди, вместо того чтобы писать свои идеи и мысли, стали их записывать в аудио. Таким образом, любой человек, заходивший на страницу блога автора, мог прослушать эти аудио-заметки. Такие записи имели очень низкое качество звука из-за низкой технологичности устройств того времени, но, даже несмотря на это, такой способ передачи информации становился с каждым днем популярнее и распространялся в массы. Благодаря такой популярности и появились первые подкаст-терминалы, распространяющие аудио-блоги.
Удивительная волна популярности подкастинга на Западе в российское общество пришла с меньшим успехом. Тем не менее, в 2005 году был открыт первый подкаст-терминал — rpod.ru. Просуществовал он ровно 10 лет, после чего, к сожалению, закрылся. Сейчас же до сих пор работают несколько знаменитых подксат-площадок: podfm.ru, podster.fm и другие.
Подводя итог, нужно сказать, что XX век стал действительно переломным в истории технологического прогресса и человечества в целом. Даже за последние 10 лет произошли невероятные изменения в области передачи и распространения информации. Мобильные устройства от плееров до планшетов стали повсеместно использоваться людьми для чтения новостей, прослушивания музыки, создания своего собственного аудио-, видео- и фото-контента, на который регулярно ссылаются традиционные СМИ, что по сути также является определенным переворотом в области работы с информацией. В статье «Информационные революции и их роль в развитии общества» Т. Н. Лукиных и Г. В. Можаевой говорится следующее: «Сегодня кривая технологического прогресса круто пошла вверх, и это говорит о том, что мы переживаем третью по счету всемирную технологическую революцию. Пройдя стадию изобретательства и новаторства, мы вступили в самую важную эпоху — период массового распространения и внедрения новых технологий. Их темпы в разных странах будут зависеть от экономического положения и политической стабильности, но этот процесс уже не обратить вспять, а по своим последствиям он может превзойти даже две предыдущие технологические революции, которые преобразили в свое время Запад, а ныне, с расширением масштабов цивилизации, меняют жизнь и в других частях света»14.
Действительно нельзя сказать, к чему такие темпы роста технологий приведут и сохранятся ли они такими же, но можно проанализировать уже имеющиеся результаты преобразования ранее созданных технологий распространения аудио-контента с помощью радиоволн, в новую форму — интернет-радиостанций и подкастинга.
1.2. Определение понятий и основные интернет-площадки для аудио-контента в интернете
Для корректного исследования проблемы эффективности аудио-контента интернет-радиостанций и подкаст-площадок необходимо в первую очередь определиться с основными понятиями, которыми мы будет оперировать.
Для начала обратимся к понятию «контент». Само слово было заимствовано из английского языка в начале 1990-х годов. В словаре «Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов» Л. М. Земляновой от 2004 года, даётся следующее определение: «content — контент. Русским эквивалентом этого слова могут выступать содержание и содержимое, суть, сущность, объем, ёмкость, вместимость. В информатике content – мера информации, характеризующая степень её вероятности, определенности или условности. В коммуникативистике этот термин, обобщая различные смысловые оттенки, входит в состав выражения «контент-анализ» как названия метода исследования сущности передаваемой информации с помощью количественных показателей объема и типа имеющихся в ней тех или иных сюжетов, их композиции, повторяемости восприятия их аудиторией»15. Для более глубокого восприятия, ещё одно и более точное определение можно найти в учебном пособии А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой: «Контент — это все содержание конкретного сайта, которое воспринимается рядовым посетителем в качестве такового. Контент — это не только тексты, но и все информативное наполнение сайта: картинки, фотографии, программы, скрипты, музыка, визуализированная структура сайта. Воспользовавшись метафорой, заимствованной из гештальтпсихологии, можно сказать, что контентом является все то, что должно восприниматься посетителем как фигура, а оформлением является все то, что воспринимается посетителем как фон»16. Исходя из этих двух определений, можно сделать вывод, что аудио-контент, о котором пойдет речь, ни что иное, как аудио-наполнение или содержание интернет-площадок таких, как интернет-радиостанции и подкасты.
Понятие «подкастинг», которое мы будем использовать часто и которое нельзя путать с «подкастом», — явление достаточно новое, но уже, можно сказать, пережившее свой расцвет в России. В русских словарях оно пока не закреплено, но Оксфордский словарь (New Oxford American Dictionary) уже включил это слово в свой список и дает следующее определение: «Podcasting – the practice of using the Internet to make digital recordings of broadcasts available fordownloading to a computer or mobile device: for many, podcasting is a logical next step from blogging»17, что в переводе означает: «Подкастинг — практика использования Интернета для создания цифровых записей передач, доступных для загрузки на компьютер или мобильное устройство: для многих подкастинг является следующим логическим шагом после блога». Чтобы не путать значения двух похожих слов, нужно сказать, что подкастинг — это скорее обобщенное понятие, обозначающее такое явление, как аудио-блог. Слово «подкаст» словарь определяет как «а digital audio file made available on the Internet for downloading to a computer or mobile device»18, – в переводе означающее, – «цифровой звуковой файл, доступный в Интернете для загрузки на компьютер или мобильное устройство». В России «подкастом» принято называть отдельный аудио-блог автора или один из выпусков этого аудио-блога.
С точки зрения своих возможностей подкастинг является синтезом Интернета и радио, но имеет свою отличительную черту. Подкастинг, в первую очередь, представляет собой аудиоблог, в котором его создатель транслирует свою идею и мысль. Отличается подкастинг от интернет-радио тем, что там нет музыки, а основная цель говорящего — передать интересующую его информацию своему слушателю. Так же особенностью является размещение этого аудио-блога. Это не только специализированные сайты такие, как podfm.ru или podster.ru, которые мы подробнее разберем ниже, но и выгрузка этих записей в RSS-канал, который в настоящее время также активно используется интернет-радиостанциями и радиостанциями, работающими в FM диапозоне.
Разные источники дают примерно одну и ту же информацию, но одно из самых полных и понятных описаний RSS в Интернете находится на сайте русской версии Википедии (ru.wikipedia.org) и звучит следующим образом: «RSS (англ. Rich Site Summary — обогащённая сводка сайта) — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами или онлайн-сервисами. В разных версиях аббревиатура RSS имела разные расшифровки:
Rich Site Summary (RSS 0.9x) — обогащённая сводка сайта;
RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) — сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов;
Really Simple Syndication (RSS 2.x) — очень простое распространение»19.
По сути своей RSS – это технология, которая позволяет публиковать и транслировать любой материал с любого сайта. При помощи программ-агрегаторов можно собирать и отслеживать множество публикаций сразу. Во многих современных мобильных устройствах такие программы уже установлены и их можно свободно использовать.
Если говорить об интернет-радиостанциях, то тут нужно разделить их на два основных типа: независимые интернет-радиостанции, которых нет в FM-диапазоне, и те, которые присутствую в FM и транслируют свой эфир в Интернет. И тот, и другой вид радиостанций использует стриминг. Интернет-ресурс qriosity.ru даёт следующее определение этого понятия: «Стриминг (от англ. streaming — потоковый) — это способ передачи данных от провайдера к конечному пользователю, при котором контент находится на удаленном сервере, и для его воспроизведения на устройстве ни загрузка, ни установка не требуются. Получается что-то вроде старого-доброго теле- и радиовещания, только с более широкими возможностями: пользователь теперь не зависит от времени трансляции, он сам выбирает наиболее удобный момент для потребления того или иного вида медиа-информации. При этом охват контента в сотни, если не в тысячи раз шире»20.
Данное определение подчеркивает очень важную составляющую интернет-площадок, а именно — возможность охвата большего числа аудитории, нежели с помощью традиционных каналов связи. И в этом ключе, конечно, особую роль играет понятие «целевая аудитория». Финансовый словарь «Финам» дает следующее определение: «Целевая аудитория — часть аудитории, объединенная общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг»21. Применяя это определение к нашему вопросу, под словами «товары и услуги» мы, безусловно, подразумеваем аудио-контент.
Помимо целевой аудитории для любой радиостанции, будь то FM-диапазон или интернет-вещание, для определения работы необходимо понятие «формат». Самым точным можно считать определение, данное в учебном пособии «Радиожурналистика» под редакцией А. А. Шереля, где сказано: «Формат — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат — это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция»22. В другой работе, а именно в учебнике Я.Н. Засурского, сказано, что формат – это «определенный тип составления и верстки программ по жанрам, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию».23 В работе В. В. Смирнова понятие формат описано, как «набор <�…> ограничений в подходах к направлению вещания) в его темах, программировании <�…> и представления о них и самой аудитории через её ожидания и реакцию на передачи».24 Говоря о формате, нужно вспомнить об основных форматах на радиостанциях. Все форматы можно разделить на две главные составляющие: информационную часть и музыкальную. В зависимости от процентного соотношения этих частей радиостанции можно распределить также на две категории: информационные и музыкальные, но здесь нужно отметить, что не бывает только информационных или только музыкальных радиостанций – на радио всегда будет музыка и всегда хотя бы небольшие блоки новостей. Поэтому мы можем говорить лишь о степени музыкальности или информационности.
Естественно, что выбранный музыкальный формат влияет на информационную составляющую. Так, например, на радиостанции формата Classical вряд ли можно встретить постоянные прямые включения с матчей и оглашение спортивных побед в разных видах спорта, как и не встретишь джазовой и lounge музыки на радиостанции, основной упор которой идет на ток-шоу, интервью и т.п. Если говорить о понятии «формат» в контексте этой исследовательской работы, нужно отметить, что его в традиционном понимании можно применить только к интернет-радиостанциям и интернет-аналогам FM-радиостанций, так как система подкастов не имеет четкого музыкального оформления и о большом разнообразии программных элементов говорить не приходится.
Особое место во всей системе интернет-радиостанций занимает ресурс last.fm, который обладает еще одним новым достижением интернет-вещания — аудио-скробблингом. Это слово ещё совсем не обосновалось в русском языке, в словарях это понятие найти невозможно, поэтому пользуясь ресурсом «Словарь молодежного сленга» можно найти следующее определение: «Скробблинг музыки означает, что, когда ты слушаешь композицию, ее название отправляется на Last.fm и добавляется в твой музыкальный профиль. В общем случае скробблинг позволяет передавать на сервер данные о каких-либо происходящих процессах на вашем компьютере, где они будут считаться и систематизироваться. Это понятие к нам пришло вместе с сервисом last.fm, который позволяет вести подсчет прослушанных музыкальных композиций и находить людей со сходными предпочтениями»25. Этот способ интернет-вещания мы не будем рассматривать в данной работе по причине того, что этот сервис служит только для прослушивания музыки и не является по своему содержанию средством массовой информации.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно классифицировать основные виды вещания в Интернете. В учебном пособии «Интернет-СМИ теория и практика» под редакцией М. М. Лукиной представлена следующие виды аудио-трансляции в Интернете: «...выделились четыре формы трансляции аудио в Интернете.
Первая форма — простая трансляция эфира аналоговых офлайн-радиостанций в Интернет. То есть всего лишь перенос контента традиционного радиовещания на новое технологическое поле — в Интернет. Примером дублированного эфира может служить онлайн-вещание обычных офлайн-радиостанций FM, УКВ и других частот, таких как «Эхо Москвы», «Русское радио», «Маяк», «Монте-Карло» и др.
Вторая форма — вещание радиостанций только в сети и только для интернет-аудитории. Подобный тип вещания можно назвать «онлайн-радиовещанием» (от англ. online — неавтономный, находящийся в подключенном к Сети состоянии). Соответственно станции, вещающие исключительно в Интернете, также можно называть онлайн-станциями, или web станциями (от англ. web — сеть, паутина). Ярким представителем такой формы вещания является уже упомянутый продукт «Проф-Медиа» «Радио 101».
Третья форма — это сервис Last.fm (от англ. last — последний и FM — частота вещания, ассоциирующаяся с коммерческим радиовещанием в целом), использующий технологию аудиоскробблинга. Last.fm способен анализировать музыкальные пристрастия пользователя и, опираясь на них, предлагать клиенту его личный поток аудиотреков. Эту систему активно продвигают такие ресурсы, как Afisha.ru и Imho.net, предлагая пользователю к прослушиванию, прочтению или просмотру информацию на основе указанных им предпочтений.
Четвертая форма трансляции аудиофайлов в Интернете — это подкастинг. Так называется технология, которая позволяет практически любому интернет-пользователю выкладывать в сеть собственные любые аудиофайлы, а остальным — оперативно скачивать эти файлы посредством технологии RSS»26.
Из этой классификации мы будем рассматривать и анализировать в следующих главах все виды интернет-вещания, кроме сервиса last.fm по уже указанным ранее причинам. Разнообразие интернет-вещания огромно, и в дальнейшем мы разберем проблему эффективности работы разных отраслей, вопрос свободы слова и стиля работы в интернете, а также рентабельность и перспективы развития интернет-радиостанций.
|