САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
На правах рукописи
Скорых Наталья Владимировна
Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
(научно-исследовательская работа)
Научный руководитель:
доцент, кандидат политических наук
Байчик Анна Витальевна
Кафедра международной журналистики
Очная форма обучения
Вх. № ______ от_________________
Секретарь ГАК__________________
Санкт-Петербург
2017
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Социальное положение мусульманской женщины в современной Европе ……………………………………………………………9
Проблема самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе …………………………………………………..9
«Параллельные сообщества» как фактор дезинтеграции мусульман в Европе………………………………………………..21
Тендерная идентичность европейских мусульманок в условиях глобализации ……………………………….................................31
Социально-психологические аспекты жизни мусульманок в немусульманской стране ………………………………………….41
Глава II. Роль и место СМИ в формировании общественного мнения относительно образа мусульманской женщины …………………………51
Анализ отражения в СМИ стереотипного образа мусульманки.51
Хиджаб как символ информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности ……………….........62
СМИ как катализатор появления восточной фэшн-концепции в западной индустрии моды……………………………………….71
Репрезентация исламского терроризма как фактор информационно-психологического воздействия ……………..84
Заключение……………………………………………………………..96
Список использованной литературы……………………………….102
Приложения …………………………………………………………….108
Введение
Работа посвящена исследованию социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время в мире появилась тенденция возрастающего роста интереса к исламу не только как к религии, но и как к общественно-политическому феномену. Это обуславливается, прежде всего, тем, что глобализационное развитие привело к многосторонности этноконфессионального вопроса, к формированию "мультиконфессиональных обществ" в большинстве стран.
Распространение в Европе такого религиозного феномена, как Ислам, позволило европейцам вплотную столкнуться с абсолютно другой культурой, другими обычаями, традициями и устоями. Полноценное участие женщин в социальной, экономической, политической и культурной жизни государства- итог борьбы за равные права и возможности феминистских движений на Западе за долгий период времени, которые в свою очередь и на сегодняшний день не всегда соблюдается. Мусульманские женщины находятся совершенно в ином положении, нежели европейские женщины, ставя в приоритет исламское религиозное мировоззрение. Обращаясь к священному исламскому писанию Корану, мы можем найти такое высказывание: «Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества». Но это вовсе не обозначает, что у исламских женщин нет прав. Они могут участвовать во всех социальных, экономических и политических сферах. Известно множество феминистских исламских течений и множество мусульманок-активисток, которые борются за равные права и возможности мужчин и женщин, не выходя за рамки религии. Но об этом мы можем судить лишь в конкретно известных нам случаях. В остальном же мусульманки ставят в приоритет семью и религию, покорно слушаясь мужа или отца.
Особая роль в обсуждении гендерных проблем отводится исламской женщине. Восточная женщина остается непонятной для западных людей. Когда речь заходит о мусульманках, у западных людей возникает в воображении образ закутанной и угнетенной женщины, полностью зависящей от своего мужа. Создается впечатление, что такую женщину нужно срочно освобождать из-под гнета мужа-тирана. В СМИ довольно часто встречаются материалы, касающиеся проблемы эмансипации мусульманской женщины. Но, возможно, многим мусульманкам нравится их социальное и правовое положение, и вовсе не стоит вмешиваться в чужие традиции и нормы. Другой вопрос, когда мусульманская женщина недовольна истинным положением дел, касающихся ее прав. Феминистские мусульманские движения имеют место быть и в восточных странах и в западных. Именно поэтому этот вопрос остается на сегодняшний день таким щепетильным и неоднозначным. Для светских государств очень сложно принять позицию нейтралитета. Ведь, если ущемляются права граждан, независимо от их вероисповедания, правительство должно принимать меры.
Однако в последнее время наблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам, так называемого женского вопроса в западных странах, где проживают мусульмане: по правам и свободам женщины, ее участию в политике и выборных органах, социальному аспекту гендерного равноправия, феминизации экономической активности. Это связано как с активизацией ислама во всем мире, так и с ростом феминизма и усилением «женского фактора» в мировой политике. Большинство этих публикаций несет экстравертный характер- они связаны с изучением правового статуса женщины, ее социальных функций, экономических возможностей, семейного положения
Вопрос о проблеме социального положения мусульманок не является ни новым, ни окончательно решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос мусульманской женщине. СМИ- основной источник, который информирует западных людей о культуре исламского мира. Зачастую, от них и зависит бесконфликтное сосуществование мусульман и коренного населения на Западе. Это не единственный фактор, но очень значимый. В прессе часто освещается стереотипный образ мусульманки, что ставит барьеры в культурном диалоге.
Именно поэтому этот вопрос актуален как никогда. Анализ западноевропейской прессы позволить выявить тенденцию в формировании общественного мнения относительно образа мусульманской женщины.
Несмотря на большое количество работ на заданную тему, новизна
данного научного исследования заключается в детальном изучении феномена отображения образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. Как подобная репрезентация отражается на жизни мусульманок и адаптации их в западном обществе.
При написании работы используются следующие ключевые понятия:
Ислам - одна из крупнейших мировых религий, в переводе с арабского языка означает покорность, смирение.
Шариат- в исламе- комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Коран- священная книга мусульман, переданная пророку Мухаммаду в форме откровений в Мекке и Медине между 610 и 632 г.
Мусульманка- женщина, исповедующая Ислам.
Су́ра- это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.
Хиджаб- в исламском сообществе под ним понимается традиционный платок на голову.
Стереотип- устоявшийся шаблон мышления, предрассудок, нередко имеющий не много общего с реальностью.
Параллельные сообщества- термин, применяемый в большей степени в западной социологии, политологии и культурологии, под которым понимается феномен существования внутри национальных государств сообществ, которые плохо контактируют, сохраняют собственные национальные обычаи и традиции, культуру, веру.
Глобализация- процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Объектом темы исследования выступает современная западноевропейская пресса.
Предметом исследования являются особенности отражения социального портрета мусульманской женщины в современной прессе.
Целью данного исследования является анализ социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе.
В связи с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
Проанализировать социальное положение мусульманки в современной Европе;
Выявить проблему самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе;
Рассмотреть «Параллельные сообщества» как фактор дезинтеграции мусульман в Европе;
Ознакомиться с тендерной идентичностью европейских мусульманок в условиях глобализации
Изучить социально- психологические аспекты жизни мусульманок в немусульманской стране;
Проанализировать информационный образ женщины-мусульманки в европейских СМИ;
Исследовать хиджаб как символ информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности;
Разобрать СМИ как катализатор появления восточной фэшн-концепции в западной индустрии моды
Распознать репрезентацию исламского терроризма как фактора информационно-психологического воздействия
Рабочие гипотезы данного исследования можно сформулировать так:
В современной западноевропейской прессе чаще всего используется стереотипное отражение социального образа мусульманской женщины;
Материалы европейской прессы относительно ислама, мусульман и мусульманских женщин носят негативный оттенок;
Европейцы, формируя отношение к исламу и мусульманкам, опираются на информационный образ, который освещается в прессе.
Методологическая база исследования основана на системном подходе к роли социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. В рамках системного подхода был использован структурно-функциональный метод, метод сравнительного анализа, контент-анализ, опрос, мониторинг. Проблемно-понятийный анализ предмета проводился в конкретно заданном контексте. В исследовании также применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, описание и объяснение. Эти методы выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода. Применение метода системного анализа, являющегося наиболее комплексным из общенаучных, обусловлено использованием логического метода. Системный анализ раскрывает законы функционирования и развития общественных систем, главной из которых в настоящем исследовании является мусульманское сообщество западной Европы, в частности мусульманские женщины. Методы, используемые в данном исследовании, были определены в соответствии с задачами и целью научной работы.
Стоит отметить синтетический характер привлеченных для этого научного исследования трудов, статей и работ, исследующих категорию «мусульманская женщина», которые и образуют теоретическую базу работы. Тема является широко исследованной в научном дискурсе. С концептуальной и теоретической позиции тема социального образа мусульманской женщины исследуется в трудах Айвазова С.А., Арбатова М., Бабаева Л.В., Ильина Е.П., Силласте Г.Г. и др. Практическому применению и влиянию социума на статус мусульманской женщины посвящены работы следующих авторов: Шарипова Г., Раджабов Дж., Тёмкина А., Кифах ал-Хаддад, Ищенко М. В.
Эмпирической базой для практического исследования выступают материалы, представленные несколькими европейскими изданиями, которые неоднократно затрагивают в новостях тематику вопроса мусульманской женщины: «The Guardian», «The Daily Telegraph», «The Independent», «The Times», «Evening Standard».
Структура работы подчинена логике развертывания темы работы и состоит из: введения, двух глав, каждая из которых состоит из четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Социальное положение мусульманской женщины в современной Европе
Проблема самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе
Проникший в европейское сообщество феномен западного ислама взбудоражил коренное население Европы. Столкнувшись с непонятной для них культурой, европейцы за последнее десятилетие по-разному реагировали на новых, отличающихся от них соседей. Провозгласив себя толерантной, Европа, не может контролировать и регулировать внутренние процессы в странах ЕС лишь диалогом культур.
Заполоняющая весь мир глобализация распространяет и усиливает протяженность и интенсивность финансовых, культурных и экономических взаимосвязей во всем мире. Мы живем в неком пространстве миграционных потоков людей, мир делается все более единым. Население земли вступило в очень трудную эру своего существования, когда мир сразу интегрируется и дезинтегрируется, глобализируется и локализуется, объединяется и делится.
Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого века поистине массовые масштабы, обхватив все континенты планеты, общественные слои и категории общества, оказывая воздействие на разные сферы общественной жизнедеятельности. Вполне резонно, что прошлый век окрестили «эпохой миграции». На данный период времени никто не станет спорить с тем, что миграция стала одним из основных причин общественного преображения и становления во всех регионах мира.
Европа привлекала к себе высоким уровнем жизни, множеством рабочих мест, экономической стабильностью, свободой и возможностью заработать. Так же как Европа нуждалась в рабочих руках, мигранты нуждались в более высоком уровне жизни.
Конфликт культур был очевиден сразу, однако у европейских государств были целые программы по налаживанию отношений между ними. Задумки не были воплощены в полной мере, хотя и рассчитывались на длительный период времени.
Современные мигранты в Западной Европе живут собственной закрытой группой, даже, не скрывая ненависти и неуважения к европейцам, их культуре и не желая блюсти ни неписаные, ни писаные законы, принятые в данных государствах. Впрочем, это не препятствует им пользоваться благами, которые дают им законы: получать финансовую помощь, оберегать собственные гражданские права и т.д. Когда их призывают к ответственности за какое-либо правонарушение, они с легкостью уклоняются от ответственности, обосновывая это притеснением по расовому признаку, организовать нужное публичное мнение при поддержке левых организаций, осуществить давление на суд. Они владеют очень высокой организованностью и мобильностью. Европа с собственными принципами демократии нередко не имеет возможности конфронтировать проблемам, связанным с волной иммиграции. Дилемма защищать демократические свободы, или ввести лимитирования для иноземцев, очень актуальна во многих государствах Запада.
В данный момент идут интеграционные процессы, а миграция считается одним из символов глобализации. Мусульманская диаспора имеет собственные индивидуальности: для многих ислам - образ жизни, а не просто религия.1
Мусульмане в Европе, отнюдь не единый пласт сирийцев или пакистанцев. В Европу мигрируют из разных стран. Процентное соотношение можно посмотреть на рисунке 1.
Рисунок 1. Число беженцев в ЕС по странам
Мусульманская диаспора в Европейском Союзе обладает значительным влиянием, там обитают более 20 млн. мусульман. Статистический учет сложен: к примеру, во Франции конфессиональная принадлежность- личное дело людей. Он- гражданин страны, а конфессия- его собственное дело. Однако по разным данным, на территории ЕС живет около 20 млн. мусульман, а общая их численность в мире от 1 до 2 миллиардов человек, динамику можно рассмотреть на следующем графике:
Рисунок 2. Численность мусульман в мире с 1980 по 2015 гг..
Неправильно будет, если сказать, что есть отдельный исламский мир, который активно противостоит всему европейскому сообществу. Исламский мир – это конгломерат исламских стран, в котором есть собственные противоречия. Есть довольно мощное противостояние между суннитами и шиитами, имеется некоторое противостояние внутри суннизма. Имеется межгосударственные противоречия, наиболее печальный феномен – война между Ираном и Ираком. Однако при этом любой мусульманин, приезжающий в Европу, ощущает себя частью мусульманской общности.2
Мусульманский мир, в общем, в настоящее время находится в состоянии отсталости от западного мира (за исключением ОАЭ, Саудовской Аравии), прежде всего в технологическом, но и идеологическом, время от времени- политическом плане. Мусульманский мир идет в русле политики западного мира, за исключением Ирана.3
Поиск оптимальной модели интеграции мусульман в современное европейское государство является в настоящее время одной из более острых политических и политологических проблем. В течение второй половины XX века важными для европейских правительств были вопросы иммиграционной политики, главной задачей которой считалось регулировка миграционных потоков с целью стимулирования экономического развития принимающих государств.4
В свою очередь, выходцы устремлялись быстрее приспособиться, нежели демонстративно выражать этноконфессиональную тождественность в социально-политической сфере, и довольствовались возможностями свободы вероисповедания и культурными правами, существующими в западных демократиях. Но в последние 10-15 лет в отношениях между европейским государством и переселенцами из мусульманских государств возник значимый остроконфликтный потенциал, сформированный противоречиями не только социально-экономического, но и ценностно-политического характера. Эти противоречия не были сняты в рамках проводимой политики мультикультурализма, основанной на либеральных теоретических построениях, что принудило политических деятелей и экспертов находить другие решения, способные конструктивно преодолеть разделение сообщества на «немусульман» и «мусульман», крайними проявлениями которого становятся исламофобия с одной стороны и исламизм – с иной.5
Иной предпосылкой роста мусульманского населения считается приток мигрантов из Южной Азии, Северной Африки, Турции и развивающихся государств. В Таблице приведены данные о чистой иммиграции мусульман за 2010 год. Наиболее высочайшие показатели у Испании (70 тыс.), Франции (66 тыс.), Англии (64 тыс.) и Италии (60 тыс.). Ожидается, что к 2030 году Европа по- прежнему останется привлекательным ареалом с точки зрения иммиграции, однако в некоторых государствах (Испания, Франция, Германия, Англия) характеристики существенно упадут.6
|
|
Примерный чистый приток мусульманских эмигрантов
|
Доля мусульман среди новых имигрантов
|
Доля мусульманот общего населения
|
Франция
|
66000
|
68,5%
|
7,5%
|
Нидерланды
|
3000
|
42,6
|
5,5
|
Бельгия
|
14000
|
30,8
|
6,0
|
Великобритания
|
64000
|
28,1
|
4,6
|
Германия
|
22000
|
14,7
|
5,0
|
Рисунок 2. Показатели чистой иммиграции мусульман за 2012 год.
Кроме единой интеграционной стратегии, на уровне ЕС есть еще локальные стратегии, затрагивающие такие области как воспитание, рынок труда, соц снабжение, межкультурный диалог и др.
Рынком труда и проблемами общественной вовлеченности занимается Генеральный директорат по занятости, соц вопросами и равным возможностям (EMPL). Мусульманские женщины не рассматриваются здесь как отдельная целевая категория; требования мусульманок решаются в рамках работы с этническими меньшинствами и мигрантами. Последние признаются потенциально уязвимой категорией, требующей особенной поддержки. Официальная стратегия подключает последующие положения: «Нужно существенно уменьшить разрывы в уровнях занятости между людьми из различных соц групп, включая отличия между мигрантами и гражданами ЕС. Борьба с дискриминацией и интеграция мигрантов и меньшинств имеют особую значимость». Обновленная соц программа подразумевает выделение 1,2 миллиардов евро для помощи мигрантов на рынке труда. В рамках некоторых остальных программ также затрагивается проблема занятости и общественной сопричастности. Таким образом, по данному направлению проводится активная работа.7
Степень безработицы среди мусульман и мусульманских женщин обычно значительно больше среднего по стране. В некоторых районах Германии общий уровень безработицы среди молодых мусульман достигает 30 %, а безработица в таких «турецких» районах Берлина, как Фридрихсхайн и Кройцберг, достигает 41 %. Еще есть свидетельства о том, что этнические меньшинства более чувствительны к экономическим кризисам. В период кризиса 2008–2009 годов нидерландские мигранты в 2 раза чаще коренных голландцев заключали «гибкие контракты» с работодателями, которые не обеспечивают наличия рабочих часов и оплаты. В Бельгии в этот же период рост безработицы среди турок и марокканцев был в 3 раза больше, нежели среди коренных бельгийцев.8
Невзирая на столь сложную обстановку, в ОФС замечены некоторые позитивные сдвиги в данной области. К примеру, в Нидерландах средний уровень безработицы посреди мигрантов упал за 10 лет в 2 раза: в 1997 году он составлял 20 %, а в 2007–10 % (что, тем не менее, в 2,5 раза больше, нежели обычный показатель по стране). В Бельгии замечен некий фуррор в преодолении долговременной безработицы среди марокканцев и турок: в 2003 году она составляла 61 %, а в 2007 году — уже 46 %.
Иной проблемой является низкая плата труда мигрантов. Почасовая оплата труда выходцев ниже, нежели у основной массы населения. Следствием невысокой оплаты считается то, что бедность распространена среди мусульман существенно больше. В Бельгии доля населения, живущего за чертой бедности, составляет среди этнических бельгийцев 10 %, в то время как среди марокканцев — 56 %, а среди турок — 59 %. В Амстердаме 32 % турецких семей и 37 % марокканских семей имели в 2006 году заработок, не превышающий прожиточный минимум, в то время как среди голландцев этот показатель составил 13 %. Согласно английским отчетам, степень бедности высока среди пакистанцев (67 %) и бенгальцев (55 %). Стоит отметить, что из данных докладов также следует, что даже среди работающих семей приблизительно 60 % пакистанцев и 40 % бенгальцев живут в бедности, в то время как для англичан данные числа составляют 10–15 %. Таким образом, безработица не выступает основной предпосылкой бедности среди этнических меньшинств; такой предпосылкой считается невысокая плата труда.9
Степень активности на рынке труда среди мусульманских меньшинств ниже среднего. Безработица в их среде в несколько раз больше, нежели средняя по стране. Также есть свидетельства, что меньшинства наиболее чувствительны к экономическим кризисам. Еще одной проблемой считается невысокая плата труда мигрантов, именно невысокая оплата труда выступает основной предпосылкой бедности этнорелигиозных меньшинств. Мусульмане в целом отличаются невысоким уровнем квалификации, а мусульманские женщины еще более низким, что вынуждает их задействовать на неквалифицированных работах. Они сталкиваются с множественными видами дискриминации на рынке труда: прежде всего, это дискриминация на гендерной, на этнической почве, однако сама по себе принадлежность к исламу еще существенно снижает шансы на получение работы.
Мусульманские женщины страдают от популярных дресс-кодов, что способствует понижению их экономической активности, которая и без того считается низкой. Невзирая на трудную обстановку, на всех уровнях работают инициативы по активизации этнорелигиозных меньшинств на рынке труда и по борьбе с дискриминацией. При сопоставлении современного состояния с обстановкой 10 летней давности можно заявить, что данные инициативы уже дают первые плоды.
Есть многочисленные свидетельства того, что некую роль в плохом положении этнических и религиозных меньшинств на рынке труда играет дискриминация по этническому, религиозному и гендерному показателю. Если в случае с выходцами, имеющими невысокую квалификацию, данный парадокс обнаружить труднее, то в случае с детьми мигрантов (второе и третье поколение), которые получили хорошее образование и квалификацию, сделать это легче.
Сфера воспитания находится в большей степени в компетенции отдельных государств ЕС. На уровне ЕС неувязками образования занимается Генеральный директорат по образованию и культуре (EAC), однако его функции считаются ограниченными. Общеевропейская стратегия по вопросу образования была выработана в 2009 году, и ее основная цель заключается в «продвижении равноправия, общественного единства и активной гражданской позиции». Для реализации данной цели «система образования обязана гарантировать, что все воспитанники- включая мигрантов из уязвимых групп, особенно нуждающихся и мигрантов- сумеют закончить свое обучение, и при этом получить доступ к наиболее продвинутому уровню и, там где это необходимо, к индивидуальной работе.10
Образование должно продвигать межкультурные компетенции, демократические ценности и почтение к базовым правам и окружению; оно еще обязано бороться со всеми формами дискриминации, предоставляя всем молодым людям знания о том, как удачно взаимодействовать с их одноклассниками из разных этнических групп». Для реализации данных целей, в частности для стимулирования значения образованности среди молодых и взрослых выходцев, употребляются ресурсы Европейского социального фонда (ESF).11
Генеральный директорат по образованию и культуре занимается еще вопросами межкультурного диалога. Данная новая область активности ЕС сформировалась в 2008 году, которая была названа «Годом межкультурного диалога». В этом же году была намечена стратегия по межкультурному диалогу, цель которой содержится в «поддержании почтения к культурному многообразию и работе со сложной действительностью наших сообществ, допускющих сосуществование разных культурных идентичностей и верований»; при этом «нужно выделить вклад разных культур в наследие и образ жизни стран участников и осмыслить, что цивилизация и межкультурный диалог предполагают решающее значение для понимания того, как существовать вместе в согласии». Подобные расположения были интегрированы в культурную программу Евросоюза на 2007–2013 годы, озаглавленную как «Пересекая границы- объединяя культуры». Целью программы является «внесение вклада в становление европейского гражданства через продвижение культурной кооперации в Европе и выдвижение общеевропейской культурной арены, где заметно наследие и богатое культурное обилие».12
Во всех школах стран ЕС ведутся профилактические беседы с учащимися по поводу уважения, принятия и почтения этноконфессиональных меньшинств. Уважние к религиозным ценностям других является одной из превалирующих тем на классных часах. Объясняя детям про дискриминацию, преподаватели стараются привить детям уважение по всем признакам к своим ближним.
Школы во всех городах принимают активное участие по защите от дискриминации по религиозному признаку. Дети мусульман не должны чувствовать себя неполноценно только потому что они из другой культуры.
В Дании был снят молодежный сериал про школьниц под названием «Скам». Одной из главных героинь этого сериала является мусульманка, носящая хиджаб и пропагандирующая свою веру. Ее образ не просто сильный, но и самый понимающий и умный среди остальных героев. Она дает советы, помогает, защищает своих друзей. При этом она не чувствует себя чуждо. Она общается, спокойно функционирует в обществе и даже совершает такие же глупости как ее подруги. Подобный проект нацелен на пропаганду недискриминации и правильного отношения к девочкам-мусульманкам. Сериал стал популярен не только среди европейской молодежи, но и в России. Каждый сезон посвящен одному герою. И четвертый полностью рассказывает про судьбу и жизнь юной мусульманки.
В Берлине уполномоченный по интеграции потребовал широкого признания того вклада, который был внесен мигрантами и мусульманскими сообществами в немецкую и европейскую культуру. В Лестере городской комитет принял активное участие в подготовке Агентством по развитию и помощи школ (SDSA) особого образовательного материала, касающегося ислама и образа жизни мусульман. Подобные инициативы замечены в Амстердаме и Антверпене. Стоит сказать, что средние учебные заведения по-прежнему принимают самостоятельные решения, касающиеся удовлетворения религиозных потребностей учащихся.13
Во всех городах по-прежнему дискуссионным считается вопрос о ношении хиджаба ученицами и преподавателями. В ОФС замечены некоторые позитивные сдвиги. Так, половина немусульманских участников фокус-группы в Берлине раскритиковали запрет на ношение хиджаба преподавателями, увидев в данном проявление ксенофобии и неполиткорректности. Однако в целом в обществе имеет место неодобрительное отношение к ношению платков. Большая часть мусульманских респондентов Берлина заявляли, что традиции мусульман не уважают. В Роттердаме мама одной из школьниц рассказала следующую ситуацию: «Моей дочери довелось поменять 4 школы из-за того, что она носит платок. Куда бы она ни приходила, ей говорили, что это в принципе возможно, однако директор против этого». Подобные истории в изобилии представлены в отчетах по отдельным городам.14
Образовательные успехи этнических меньшинств неоднозначны. В целом у них более низкий уровень образования, нежели у представителей преобладающего этноса. Предпосылки сформировавшейся ситуации многочисленны, однако главным, по-видимому, считается социально-экономический фактор. Есть свидетельства того, что для мусульман вероисповедание играет стимулирующую роль в процессе образования. Все города ЕС активно создают программы по улучшению дошкольного образования. В планах создавать смешанные группы с детьми мигрантов и остальных жителей, чтобы искоренять дискриминацию на самом раннем этапе. Образовательные учреждения получают множество заявок на совместное обучение с мигрантами, но пока это не может быть воплощено в жизнь, поскольку у мигрантов наблюдается более низкий уровень образования. К тому же многим девочкам запрещают посещать школу в хиджабе. Матери девочек жалуются, но ничего с этим поделать не могут, поскольку почти во всех школах в уставе прописана школьная форма, которая взаимоисключает ношение платка.
К представленным стратегиям и программам можно еще прибавить такие направленности работы ЕС, как борьба с дискриминацией, усовершенствование критерий жилья, борьба с терроризмом. В данных направленностях еще преобладают стратегии, направленные на содействие мигрантам и этническим меньшинствам и на их функциональную интеграцию. Все это сформировывает единую парадигму, в которой действуют институты ЕС. Для осмысливания реалий и возможностей интеграции нужно учесть идеологическую специфику данной парадигмы.
В целом ситуация с проблемой самоидентификации и интеграции мусульманских женщин, да и мусульман в целом довольно неоднозначна. Страны ЕС всячески пытаются устранять возникающие проблемы с этническими группами по мере их поступления. Но эта сфера настолько огромна, что решить все проблемы фактически невозможно. Долгосрочные планы по реализации этих вопросов рушатся в связи с непредвиденными событиями и обстоятельствами, на которые необходимо своевременно реагировать. Мусульманские женщины пытаются занять свою социальную нишу в европейских странах. Но это получается у достаточно маленького процента женщин. Чтобы разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, правительства европейских стран должны, в общем, ориентироваться не только на этническое меньшинство, но и делать акцент на гендерный вопрос.
|