Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вторая Новосибирская гимназия»
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры х название
28.08. 2014 г.
Зав. кафедрой
Пирогова Т.С._______
|
ПРИНЯТО
педагогическим советом М ОУ «ВНГ»
№1 от 29 августа 2014 года
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «ВНГ»
_____________ И.М. Михно
«01» сентября 2014 г.
|
РАБОЧАЯ Программа
по предмету «МУЗЫКА»
для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Молчанова Людмила Ивановна ,
учитель Музыки
первой квалификационной категории
Новосибирск – 2014
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс, М.: Просвещение, 2011
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: М.: Просвещение, 2004;
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2009 г.
В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Нормативная база преподавания предмета
Программа по музыке составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Согласование на заседаниях предметных кафедр
Утверждение на педагогическом совете. Протокол от 29 августа 2014 г., протокол №1
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом .10.2009 № 373»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»;
Обучающиеся и их родители (и законные представители) ознакомлены с условиями обучения в рамках стандартов второго поколения (протокол общегимназического родительского собрания № 4 от 11.06.2014г.), с условиями обучения в рамках федерального государственного образовательного стандарта (протокол № 3 от 30.05.2014г.)
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; цели и задачи предмета; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся по окончанию курса.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;
Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в музыкальной деятельности;
Овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, музицирование, музыкально-пластическое интонирование);
Накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, знаний о музыке.
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся.
Личностное развитие учащихся: готовность выражать свое отношение к искусству; реализация творческого потенциала; позитивная самооценка и самоуважение; становление эстетических идеалов.
Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному развитию учащихся.
Познавательное развитие учащихся: формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления, воображения, уважение к духовному наследию.
Социальное развитие учащихся: развитие способности выстраивать отношения с другими людьми; воспитание любви к своему Отечеству, малой родине и семье, воспитание толерантности.
Эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие. Коммуникативное развитие учащихся: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение слушать, вести диалог, формирование способности встать на позицию другого человека.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
формирование личностного смысла постижения искусства;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
развитие эмоциональной отзывчивости, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире.
Метапредметные результаты:
наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;
контроль, планирование и оценка собственных учебных действий.
Предметные результаты:
устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах деятельности;
знание основных закономерностей музыкального искусства;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности в организации культурного досуга.
Технологии преподавания предмета «Музыка»
Технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений).
Технология развития певческой культуры
(тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников).
Технологии детского музицирования
(включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, использование свободного дирижирования, имитации игры на музыкальных инструментах).
Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки
(интеграция с другими видами искусств).
Технологии преподавания музыки по УМК
(глубокое освоение содержания материала комплектов, методов и приемов обучения).
Информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий).
Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения
(создание комфортной обстановки для обучения, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, нормализация биологических показателей при восприятии музыки).
Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников
(дневник наблюдений, тесты, оценивание работ в творческой тетради, участие в концертах, фестивалях).
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников
Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению определенных задач, проблем. Развивает самостоятельность, активность, умение учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Активное включение всех в обсуждение новой темы, анализа музыкального произведения, что означает принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов. Обучение контролю и оцениванию собственных действий и результатов, приобретение опыта жизни в учебном коллективе.
Формирование УУД в содержании предметных программ и внеурочной деятельности.
Интеграция урочной , внеурочной, внешкольной, семейной деятельности детей и родителей.
Создание безопасной образовательной среды. Охрана здоровья.
Внеурочная деятельность: вокальная студия «Фа-соль-ки».
1 класс (2 класса) – 33часа; 2 класс (6 классов) – 34часа; 3 класс (2 класса) – 34часа.
Хор младший 2-4 класс -1 час; хор 5-6 классов -1час.
Использование ИКТ и ЭОР
Мультимедийные программы: «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»; «Энциклопедия классической музыки» - «Коминфо»; «История музыкальных инструментов». Мультимедийные презентации. Видеофрагменты из оперных, балетных спектаклей; выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых, оркестровых коллективов; фрагментов из мюзиклов; фильмы о зарубежных и русских композиторах. Иллюстрации и репродукции картин; эскизы декораций к музыкальным спектаклям, тексты песен; изображения музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
Содержание программного материала 4 класс
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. «Я пойду по полю белому…» На великий бой собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)
Урок 10. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
|