Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ СОШ №16 МО г -к Анапа
Содержание:
Нормативно-правовая и документальная основа.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Принципы программы.
-
Направления реализации программы.
Модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности начальных классов МОУ СОШ № 9 в 2010 - 2014 году
Формы внеурочной деятельности по направлениям.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
-
Материально-техническое обеспечение.
Предполагаемые результаты.
Условия для самореализации учащихся.
-
Внеурочная деятельностысогласно ФГОС, 1 класс ни 2011-2012 учебный год.
Содержание воспитательной деятельности.
Виды внеучебной деятельности.
Методы и средства внеурочной деятельности.
-
Тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Цели внеурочного планирсвг ни я.
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ СОШ №16 МО г-к Анапа 1
17.10.2. Пояснительная записка 2
17.45.Социальное 10
Природа, 10
Человечество Направленность: 10
17.51.6. Условия реализации программы: 10
17.53.6.1. Кадровое обеспечение: 10
17.58.Совершенствование уровня кадрового обеспечения: 11
17.68.6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во 12
17.69.внеурочное время.! 12
17.86.Взаимодействие 14
17.186.9.2. Для реализации в школе доступны следующие виды виеучебной 16
17.187.деятельности: 16
17.202.10, Тематическое планирование внеурочной деятельности. 17
17.205.10.1. Пояснительная записка. 17
10.2.Цели внеурочного планирования: 18
17.277.время: 36
17.280.образования. 36
Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Ожидаемые результаты реализации программы.
-
Используемая литература^
i
1. Нормативно-правовая и документальная основа:
Ш Закон Российской Федерации с Об образовании».
в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
• Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации. '< ,
И Методические рекомендации пэ развитию дополнительного образования детей в ОУ.
11 Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Ш Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16). Ш Должностная инструкция ?ам. директора по воспитательной работе, в Должностная инструкция старшей вожатой. ^ ^ • Должностная инструкция классного руководителя. © Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Ш Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
-
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательно г* процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческойгсамореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид;' внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой :ц обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являю гея: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.; Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочйую деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в'среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителяда общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования."1 - Ь
Часы, отведенные на внеурочную деятельнбсть, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за св^ поступки. Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;
й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
• приобретение учащимися социального опыта;
® формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям ; ® приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
3. Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание • воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью, и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
воспитывать силу воли, терпение.при достижении поставленной цели;
способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; >
оказание помощи в поисках «себя»; ,
создание условий для индивидуального развития ребйж! в избранной сфере внеурочной деятельности;
-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом
Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
Принцип научной организации
Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
Принцип целостности
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
Принцип личностно-деятедьностного подхода
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
Цринцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации ^
Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
Принцип межведомственностя, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов- - и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей
-
На
-
содержание программы оказали влияние следующие факторы:
Традиции школы. >
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
5. Направления реализации программы
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения,
Совершенствование материально-технической без организации досуга учащихся.
* >
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развит ия школы, сЪстбит из подпрограмм, в рамках которых
реализуются 5 направлений деятельности.
Спортивно - оздоровительное.
Духовно - нравственное.
Общеинтеллектуальное.
Общёкулыурное.
-
Социальное.
Распределение часов внеурочной деятельности в 1 - 4 классах
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кружок «Путешествие по стране
Добронравии» • •
|
|
|
|
|
|
Кружок «Этика: азбука добра»
|
|
|
|
|
|
Кружок «Занимательная математика»
|
|
|
|
|
|
Кружок «Удивительный мир слов»
|
|
|
|
|
|
Проектная деятельность в рамках кур"а «Окружающий мир» , Кружок «Я - исследователь»
|
|
|
|
|
|
Кружок «Декоративное и прикладное
искусство»
|
|
|
|
|
|
Школьный театр «Петрушка»
|
|
|
|
|
|
Кружок «Все цвета, кроме чёрного»
|
|
|
|
|
|
|