Рабочая учебная программа по искусству «музыка»

Рабочая учебная программа по искусству «музыка»


Скачать 166.49 Kb.
Название Рабочая учебная программа по искусству «музыка»
Тип Рабочая учебная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая учебная программа



Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по искусству «музыка» для 1-4х класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1-4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2013

  • Рабочая тетрадь для 1-4 класс, М.: Просвещение, 2013

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4 кл.:

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1-4класс. (СD)


Главная цель школьного музыкального образования и воспитания - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры

Основные цели изучения музыки в начальной школе:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.



  1. Общая характеристика учебного предмета


Искусство «Музыка» в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, овладение различными видами музыкально-творческой деятельности - обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Особенности преподавания предмета Искусство «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников. Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Основные положения концепции развивающего обучения направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, существенное значение придаётся эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным настроем. Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.


  1. Место предмета в федеральном базисном учебном плане.


В соответствии с Базисным учебным планом в 2-4 классе на учебный предмет Музыка отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю) и 28 часов в 1 классе

IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Предмет искусство «музыка» в начальной школе имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
V. Универсальные учебные действия.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

• положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

• эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• выполнять упражнения арт - терапии;

• выполнять творческие музыкально - композиционные задания;

• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

• вносить коррективы в свою работу;

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий;

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческую задачу, используя известные средства;

• использовать приёмы игры на ударных, духовых и

струнных народных музыкальных инструментах;

• включаться в самостоятельную музыкально - творческую

деятельность;

• участвовать в подготовке и реализации коллективных

Музыкально - творческих проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся .


  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.


VI Учебно-тематический план предмета «Музыка»

1 класс

28 часов.



п/п

Тема урока




Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»11ч




1 четверть

1

«И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)




Хоровод муз. (Урок – экскурсия)Внеурочная деятельность

2

Повсюду музыка слышна. ( Урок – игра)




Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие) Внеурочная деятельность

3

Музыка осени.




Сочини мелодию. Внеурочная деятельность

4

«Азбука, азбука каждому нужна…».




Музыкальная азбука. Внеурочная деятельность




2 четверть

5

Музыкальные инструменты.

6

«Садко». Из русского былинного сказа.

7

Музыкальные инструменты.

8

Звучащие картины.

9

Разыграй песню.

10

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

11

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.




Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».17ч




3 четверть

12

Край, в котором ты живешь.

13

Художник, поэт, композитор.

14

Музыка утра.

15

Музыка вечера.

16

Музыкальные портреты.

17

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

18

Музы не молчали.

19

Мамин праздник.

20

Обобщающий урок 3 четверти.




4 четверть

21

Музыкальные инструменты.У каждого свой музыкальный инструмент.

22

Музыкальные инструменты.

23

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

24

Музыка в цирке.

25

Дом, который звучит.

26

Опера-сказка.

27

«Ничего на свете лучше нету»

28

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)


2 класс



Разделы и темы




Россия-Родина моя.3ч

1

Мелодия.

2

Здравствуй, Родина моя!

3

Гимн России.




День, полный событий.6ч

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

5

Природа и музыка. Прогулка.

6

Танцы, танцы, танцы…

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

9

Обобщающий урок 1 четверти.




«О России петь – что стремиться в храм».7ч

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

11

Русские народные инструменты.

12

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

13

Молитва.

14

С Рождеством Христовым!

15

Музыка на Новогоднем празднике.

16

Обобщающий урок 2 четверти.




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»3ч

17

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

18

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

19

Проводы зимы. Встреча весны

В музыкальном театре.5ч

20

Детский музыкальный театр. Опера

21

Балет.

22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

23

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.

24

Увертюра. Финал.




В концертном зале.5ч

25

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Обобщающий урок 3 четверти.

26

27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

28

«Звучит нестареющий Моцарт».

29

Симфония № 40. Увертюра




Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.2ч

30

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган).

И все это – Бах.

31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

Учебно-тематический план 3 класс



Разделы и темы




Россия-Родина моя. 5ч

1

Мелодия – душа музыки.

2

Природа и музыка.

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

4

Кантата «Александр Невский».

5

Опера «Иван Сусанин».




День, полный событий.4ч

6

Утро.

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

9

Обобщающий урок 1 четверти.




«О России петь – что стремиться в храм».4ч

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

11

Древнейшая песнь материнства.

12

Вербное Воскресение

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»3ч

14

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

15

Певцы русской старины. Лель.

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.




В музыкальном театре.6ч

17

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

18

Опера «Орфей и Эвридика».

19

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

20

«Океан – море синее».

21

Балет «Спящая красавица».

22

В современных ритмах (мюзикл).




В концертном зале.7ч

23

Музыкальное состязание (концерт).

24

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

25

Музыкальные инструменты (скрипка).

26

Обобщающий урок 3 четверти.

27

Сюита «Пер Гюнт».

28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

29

Мир Бетховена.




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»5ч

30

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

31

Мир Прокофьева.

32

Певцы родной природы

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

34

Обобщающий урок.



Учебно-тематический план 4 класс


п/п

Тема раздела

Тема урока

1

Россия-Родина моя (4 ч.)

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

2




Как сложили песню. Звучащие картины.

3




«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

4




«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

5

День, полный

событий. (5 ч.)

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

6




Зимнее утро, зимний вечер.

7




«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

8




Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

9




«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

10

В музыкальном

театре. (4 ч.)

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

11




Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки

12




Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

13




Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

14

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

15




Оркестр русских народных инструментов.

16




«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

17

В концертном зале. (6ч.)

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

18




Старый замок.

19




Счастье в сирени живет…

20




Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

21




Патетическая соната. Годы странствий.

22




Царит гармония оркестра.

23

В музыкальном театре. (1ч.)

Театр музыкальной комедии.

24




Балет «Петрушка»

25

«О России петь – что стремиться в храм». (4ч.)

Святые земли Русской. Илья Муромец

26




Кирилл и Мефодий.

27




Праздников праздник, торжество из торжеств. 

28




Родной обычай старины. Светлый праздник.

29

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народные праздники. Троица.

30

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

(5 ч)

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

31




Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

32




В каждой интонации спрятан человек.

33




Музыкальный сказочник.

34




Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.



Список литературы


  • Программа «Музыка 1-4классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 1-4 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 1- 4класс», М., Просвеще ние, 2015г.

  • фонохрестоматия для1- 4 класса .

  • Г.П. Сергеева «Музыка.1- 4 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2010г.

  • учебник «Музыка.1.2,3, 4 класс», М., Просвещение, 2015г.

«Творческая тетрадь «Музыка. 1,2,3,4 класс» М., Просвещение, 2016 г.

Похожие:

Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая программа по музыке разработана на основе преемственности...
Программа «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение»,...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии правовыми и нормативными документами
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на...

Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая программа по искусству (музыка) для 3 класса умк «Планета знаний»
Белебеевский район рб разработана в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и на основе примерной программы...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая программа по искусству (музыка) для 1 класса умк «Планета знаний»
Белебеевский район рб разработана в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и на основе примерной программы...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая программа по предмету «Музыка»
«Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. 1- 7 кл., Искусство. 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т....
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа «Гинекология детей и подростков» Специальность...
Программу составили: д м н., профессор С. П. Синчихин (зав кафедрой), д м н., профессор О. Б. Мамиев, к м н., доцент Л. В. Удодова,...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Пояснительная записка Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка»
Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка» для кадет 10-го класса составлена на основе программы специальной...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности лечебное дело, Федерального...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Настоящая рабочая учебная программа по английскому языку в 10-м классе составлена на основе
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа дисциплины «Геоинформационные системы»
...
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Таможенное право»
Марзак Г. А. Рабочая учебная программа по дисциплине «Таможенное право» / Г. А. Марзак; мрсэи. – Видное, 2014. – 47 с
Рабочая учебная программа по искусству «музыка» icon Рабочая учебная программа послевузовского профессионального образования...
Рабочая учебная программа послевузовского профессионального образования по специальности

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск