МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОУ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 25
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании
Директор школы Зам.директора по УВР Методического объединения
______________ __________________ Протокол №____________
Брюхова С.В. Новожилова С.А. «____»________20____г.
«___»_______20___г. «____»________20____г. Председатель МО
Протокол №_____ _____________________
Образовательная область: искусство
Предмет: музыка
Название программы: Рабочая программа основного
общего образования по музыке
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__________
от «____»______20___г.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5-7 классы» и Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е.Д. Критская «Искусство 8 класс»
(наименование программы, автор программы)
Составитель программы: учитель музыки Новожилова С.А.
Количество часов по программе: 102 часа
Срок реализации программы: 4 года
Год составления программы: 2016
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
9. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сбор- ник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учебное пособие для обще- образоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2016.
10 .Устава МБОУ «ОШ№25»
11. Образовательной программы основного общего образования
МБОУ «ОШ№25».
12. Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и
корректировки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) рабочей программе педагога МБОУ «ОШ№25».
Место предмета «Музыка»
Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом общего образования школьников. Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Учебный план МБОУ «ОШ№25» на уровне основного общего образования включает 136 ( из расчёта 1 ч. в неделю)
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен- но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационной; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величай- шее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к па- мятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально- творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправлен- ной организацией и планомерным формированием музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия всех участников в художественно-педагогическом процессе.
Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект по « Музыке» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. так как данная линия учебников более полно отражает особенности реализации ФГОС ООО. Данный УМК позволяет учителю творчески построить учебный процесс в зависимости от материальной базы школы, местных традиций.
Учебник:
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со- переживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
— осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни от- дельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение и др.);
— уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Выпускник научится:
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
• различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
• понимать основной принцип построения и развития музыки;
• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
• распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
• различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
• узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
• определять тембры музыкальных инструментов;
• называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
• анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
• определять характерные признаки современной популярной музыки;
• называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
• анализировать творчество исполнителей авторской песни;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
• находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
• приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
• применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
• распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
По окончании 8 класса школьники научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
— разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, использовать специальную терминологию, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народ- ной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве Интернета.
|