Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты


НазваниеПояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты
страница1/5
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 27»

Россия,630068,г. Новосибирск, ул.Ученическая,21 т/факс 338-93-25,338-70-40

Рассмотрена и одобрена

на заседании Педагогического совета

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД ДШИ № 27

Протокол № от 31.08.2015г

_________________Е.А. Кожедубова


ОП «ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

ШКОЛА АНИМАТОРОВ»

Срок обучения 5 лет

Дети возраста 7 - 14 лет
Составитель:

Меньшикова Т.В.-преподаватель театрального искусства

2015

СОДЕРЖАНИЕ


1.   Общая пояснительная записка………………………………………….3
2.    Учебные дисциплины (общая характеристика ,распределение объема учебных часов в зависимости от года обучения)…………………………14
3.    Учебная дисциплина «Беседы о театральном искусстве» (пояснительная записка, календарно-учебный план ,содержание программы, ожидаемые результаты)…………………………………………………… 14

4.Учебная дисциплина «Сценическая речь» (пояснительная записка ,календарно-учебный план ,содержание программы, ожидаемые результаты)…………………………………………………………………..23

5.Учебная дисциплина «Режиссура праздников» (пояснительная записка, календарно-учебный план ,содержание программы, ожидаемые результаты)…………………………………………………………………..30

6.Методическое обеспечение программы…………………………………43

7.Педагогический мониторинг……………………………………………..45

8.Материально-техническое обеспечение программы……………………46

9. Литература…………………………………………………………………47

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дополнительная образовательная программа «Основы театрального искусства. Школа аниматоров» направлена на удовлетворение эстетических потребностей учащегося, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.


Направленность дополнительной образовательной программы
Данная дополнительная образовательная программа имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.
     Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.    
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения.

Новизна программы

Данная образовательная программа имеет свои корни и причины для внедрения ее в образовательный процесс ДШИ № 27. Постепенно, в ходе учебного процесса и общения с родителями учащихся, а так же с разными категориями людей, посещающих массовые праздничные школьные программы, выяснялось, что в современное сложное время высоких технологий в развитии и воспитании детей и подростков существуют ряд проблем. Эти проблемы мешают ребенку быть коммуникабельным, контактным, общительным и организованным. В тоже время, каждый из учащихся мечтает ощутить себя лидером, но на пути к лидерству и успеху встаёт непроходимая стена cобственных комплексов неуверенности, невостребованности и даже отвергнутости со стороны сверстников. Основными причинами комплексов, на первый взгляд, являются банальные ситуации:

-дефицит общения ребенка в семье, во дворе, в компании сверстников (происходит замыкание в собственный мир с телевизором или компьютером);

-отсутствие культуры общения, игровой культуры (дети не знают ни комнатных, ни уличных игр);

-неумение ребенка творчески мыслить, самому сочинять истории и сказки

В связи с этими проблемами у ребенка занижается самооценка, возникает состояние равнодушия, а затем и вообще нежелания чем либо заниматься.

  • В нашей школе искусств представлен большой спектр возможностей для выбора какого- либо жанра искусства с целью развития талантов и способностей, но, возможно, ни у каждого ребёнка есть талант к музицированию, пению, ИЗО и ДПИ. Особенность жанра театрального искусства заключается в том, что если ребенок даже не преуспевает в актерских способностях, то обучаясь на театральном отделении, он развивает творческое воображение, учится общаться со сверстниками и бороться с личными комплексами.

Учитывая современные технологии, специфические особенности нового поколения и родителей и детей, появилась необходимость внести в образовательный процесс на базе театрализованной деятельности более новые методы и способы развития и образования ребенка. Очень важно учесть, чтобы эти методы не усугубили без того перегруженность ребенка в общеобразовательных школах. Поэтому, придя на занятия в ДШИ, необходимо, чтобы учащийся был включен в более активный эмоциональный обучающий процесс с наибольшим количеством практических занятий, предполагающих элементы состязательности между группами. Таким образом, осуществляется возможность раскрытия способности учащегося через игровую деятельность.

В начале 1990-х годов в культурной жизни страны, города Новосибирска, появилось такое направление, как праздничная анимация.

Первые аниматоры развлекательных программ - это были взрослые люди с образованием, полученным в колледжах и институтах культуры, затем молодые люди и подростки, отличавшиеся большим даром творческого лидерства, организацией интерактивных способов работы с различными аудиториями людей и в различных пространствах (летние площадки, парки ,уличные детские городки.).Аниматор развлекательных программ удивительно органично соединяет в себе актерские, сценарные и режиссерские способности и навыки, плюс высокий уровень качественной творческой импровизации. Можно посчитать такие организаторские способности врожденным даром, а можно и развивать их у детей, начиная с 7-9 лет. Для полного обучения искусству анимации необходимо ознакомиться с основами - базовыми знаниями театрального искусства (беседы о театре, актерское мастерство, сценической речь, постановка и режиссура), ввести предмет «Режиссура праздников или основы режиссуры праздничной анимации» для наиболее успешного получения результатов обучения. Также необходимо включить в программу обучения практические занятия с целью научить применять полученные навыки и знания, чтобы в последствии, по завершению обучения, учащийся мог самостоятельно заявить о себе, как начинающий аниматор. Следовательно, в процессе обучения, ребенок получает знания основ театрального искусства через современные методики, в частности через обучение искусству организации игры и праздника.

Данная программа обучения реализуется в образовательном процессе общеэстетического отделения ДШИ № 27, поэтому ее ориентированность на художественно-эстетическое развитие детей вполне обоснована. В настоящее время эстетическое воспитание учащихся направлено на обучение способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и в произведениях искусства, а так же самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и творчески проявлять себя в искусстве. Из различных направлений художественно-эстетической деятельности на первое место можно вывести театрализованную деятельность, так как:

-театральное искусство является синтетическим (объединяет в себе художественное слово, музыку, пластику, танец, декорационно-художественное оформление);

- театрализованная деятельность близка к игровой (наиболее доступной в развитии ребенка). В игре формируются все стороны личности ребенка, а так же приобретается способность представлять себя на месте другого, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре;

-театрализованная деятельность положительно и успешно воздействует на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных ,организаторских ,оформительских, двигательных);

-обучение искусству театра поможет ребенку хоть на некоторое время оторваться от пагубного воздействия виртуальных компьютерных игр;

-обучение основам театрального искусства, позволяет ребенку выйти на современные креативные результаты самовыражения (навыки и умения быть лидером, организатором, постановщиком и режиссером, а так же актером- аниматором досуговых программ).

При написании рабочей программы «Режиссура праздников» раздела «Праздничная анимация» было уместно и целесообразно изучить учебное пособие И.И.Шульга «Педагогическая анимация»(2010 г.). Не смотря на то, что это учебное пособие предназначено для обучения студентов с целью профессионального обучения педагогов-аниматоров, в нём содержится много ценной методической информации для организации допрофессионального обучения искусству анимации, то есть в системе дополнительного образования. В данной исследовательской работе была возможность изучить и применить знания об исторических и социальные предпосылках возникновения анимации, как креативной формы организации досуговой деятельности школьников, а так же определение понятий «социальная анимация», «праздничная анимация», «педагогическая анимация». В данном пособии освещены теоритические основы анимации, методики проведения игровых практикумов, которые были использованы при написании программы.

В образовательной программе нашли применения вопросы организации различных досуговых мероприятий и исторические аспекты возникновения и развития таких понятий, как свободное время, досуг, досуговая деятельность, изложенные в учебном пособии Исаевой И.Ю. «Досуговая педагогика»(2010 г.)


Цель программы:

Создать условия для развития  творчески   активной личности учащегося средствами театральной деятельности, содействия его жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

- обучение   основам театральной деятельности;
- формирование навыков актёрского мастерства;
- развитие творческих артистических способностей детей;
- развитие коммуникативных и организаторских способности учащихся;
- формирование художественно- эстетического вкуса;
- воспитание социальной активной личности учащегося;

-формирование из учащегося с помощью различных методик театральной деятельности – ребенка, творческого лидера (актера-аниматора, аниматора-организатора, аниматора-режиссёра, аниматора-сценариста и т.д.)

Условия реализации программы
Набор учащихся на ОП «Общеэстетическое образование – основы театрального искусства» (Школа аниматоров) осуществляется с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к театральному виду деятельности. Обучение по данной программе проходит по учебному плану, утвержденному администрацией ДШИ №27 и включает в себя следующие дисциплины:

-«Беседы о театральном искусстве»

-«Сценическая речь»

-«Режиссура праздников»


Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм разностороннего развития личности и достичь комфортных условий для ее творческой самореализации.
Программа в контексте заданной цели -комплексная, профессионально-ориентированная, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Образовательная программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение детей и подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.

Личностно-ориентированный,  интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:

-  дифференцированный подбор  основных средств  обучения и воспитания;
-  демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров-аниматоров, юных режиссеров массового театрального действия.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;  интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,  развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

 2. Настоящая программа является модифицированной, адаптирована для условий ДШИ №27, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных ,педагогических) учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого учащегося  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля, театрализованного представления, массовой театрализованной программы).

5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья учащегося.       
Занятия театральным искусством и искусством праздничной анимации очень органичны для детей и подростков, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми и подростками (7-15 лет), в объёме 160 часов в один учебный год и рассчитана на 5-годичный срок реализации. Кроме того, в соответствии с учебным планом на каждого учащегося, по усмотрению преподавателя, определено 0,5 часа на индивидуальные занятия с целью подготовки и репетиций к сценическим выступлениям.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации учебных занятий: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления, индивидуальные занятия с целью подготовки к сценическим выступлениям.

Обучение по программе состоит из трёх этапов.

Первый этап – ознакомительный (1 год обучения ).

Основная цель работы с учащимися на первом этапе – активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
Основные задачи:
-    ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства, приобщить к театральной культуре в системе искусств;
-    оказать помощь в овладении навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе;
-    выявить индивидуальные особенности, творческие возможности учащихся.

Второй этап – основной (2 и 3 год обучения).

Основная цель – оказание содействия учащимся в процессе самопознания и саморазвития.
Соответственно, основными задачами деятельности на втором этапе являются:
-    сформировать внутреннюю мотивацию учащихся к развитию собственного творческого потенциала;
-    ориентировать на профессиональное самоопределение.

Третий этап – заключительный (4-й и 5-й годы обучения).

Основная цель – совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности учащегося
Задачи:
- формировать социально-адаптированную, творчески активную личность;
- ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка 3 Цель и задачи программы 6 Содержание программы....
Содержание учебного плана модуля «Развитие предметных способностей и компетенций»

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconМуниципальное казенное специальное(коррекционное)образовательное...
Учебный план разработан на основании базисного учебного плана Нижегородской области в соответствии с приказом Министерства образования...

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка 3 Учебный план 7 Содержание программы 7 Учебно-тематический план 9
Новые фгос требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью...

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка стр. 2-3 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты усвоения учебных программ на ступени среднего общего образования

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка. 3-5 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 6-54

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7
Программа «Гончарное дело» имеет художественную направленность, модифицированная, составлена на основе первого года обучения авторской...

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconЦель и задачи программы 10 стр. Содержание программы 10 стр. (учебный...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной...

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка учебный план и программа предназначены для...
Учебный план и программа разработаны, ноу цдпо «Тушинский учебный комбинат» на: основании

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
Настоящий календарно-тематический план разработан на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений,...

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconОглавление № п/п Содержание Стр. I целевой раздел (Пояснительная записка)
Планируемые результаты освоения Программы, в том числе система оценки индивидуального развития детей

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconСодержание. Пояснительная записка к образовательной программе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе

Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты iconПояснительная записка к разделу программы «Познаю мир»
Календарно- тематическое планирование по разделу программы «Подготовка к обучению математике» (сенсорика)


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск