Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7


Скачать 168.88 Kb.
Название Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка


Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

6

3.

Содержание учебного плана

7

4.

Методическое обеспечение программы

10

5.

Условия реализации программы

13

6.

Список информационных ресурсов

14



Пояснительная записка

Программа «Гончарное дело» имеет художественную направленность, модифицированная, составлена на основе первого года обучения авторской программы Романькова Е.И. «Гончарное дело».

Творческие способности и практические умения у обучающихся не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным искусством - это путь приобщения учащихся к истокам культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.

Гончарное дело относится к наиболее древним видам деятельности человека, в котором накоплен опыт многих тысячелетий. Многообразие методов формования и декорирования изделий из глины, многостадийность керамической технологии, делают изготовление изделий сложным, но интересным и увлекательным занятием. За гончарным кругом можно отдохнуть от проблем и забыть о времени. Это занятие чудесным образом снимает стрессы и понастоящему раскрывает творческий потенциал. Гончарное дело очень полезно и для детей, потому, что развивает мелкую моторику, дает уверенность в себе и делает их более самодостаточными.

Программа «Гончарное дело» направлена на развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся.

Основное внимание уделяется практическим занятиям.

Актуальность программы в потребности к возрождению и дальнейшему развитию народных промыслов, способствующих пониманию ценности искусства через воспитание нравственности, ответственности перед будущим, уважения к старшим и достоинству каждого человека.

Новизна программы: программы подобного содержательного компонента реализовались в основном в сфере профессионального образования или дополнительного образования взрослых, программ, обучающих гончарному делу в сфере дополнительного образования детей практически нет, эта программа на момент введения в реализацию является единственной в своем роде в городе и районе.

Цель: сохранение и развитие народных культурных традиций, адаптация ремесла современному образу жизни через формирование практических умений и навыков учащихся, формирование эстетической потребности на занятиях гончарным мастерством.

Задачи:

обучающие: овладеть навыками практической работы на гончарном круге, научить комплексно подходить к решению конкретного задания, учитывая совокупность художественных, функционально-технических и экономических задач;

развивающие: содействовать развитию и формированию эмоционально-эстетической отзывчивости на явления природы и умения видеть в ней прообразы своих будущих произведений;

воспитывающие: воспитывать любовь к народным промыслам и традициям.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 11 - 14 лет.

Режим работы: 2раза в неделю по 2часа.

Принцип набора детей в объединение – свободный.

Состав групп – постоянный или переменный, количество – 10-12 детей в группах.

Формы проведения занятий: традиционные: беседы, консультации, показ, просмотр видеоматериалов, экскурсии в музей, на выставки, встречи с мастерами и детьми объединений данного профиля совместная деятельность педагога и детей по разработке творческих проектов и изготовлению изделий, самостоятельная работа.

Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.

После окончания образовательной программы, обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности;

- историю возникновения гончарного искусства и искусства лепки и обработки глины;

-технологию приготовления глиняной массы, материалы, инструменты, приспособления для работы;

- правила сушки и обжига готовых гончарных изделий;

-керамические изделия таких промыслов как: Дымково, Каргополь, Филимоново;

-правила «центрации» рук при работе на гончарном круге;

-особенности изготовления сферических и цилиндрических форм, технические приемы при работе на гончарном круге;

-эстетические требования к качеству изделия.

После окончания образовательной программы, обучающиеся будут уметь:

-выполнять правила техники безопасности, организовывать рабочее место.

- пользоваться материалами и приспособлениями;

- различать виды керамики, такие, как: майолика, фаянс, фарфор;

-выполнять из глины поделки пластическим, комбинированным, конструктивным способами;

-лепить, расписывать игрушки, учитывая все особенности народных промыслов;

-замешивать глину, выжимать влагу, центровать глину на круге, вытягивать, сужать, расширять глиняные формы;

-выполнять не большие цилиндрические формы с наращиванием объема глины, сохраняя симметричность изделия;

- выполнять сферические и цилиндрические формы, декоративные элементы для готовых изделий;

-декорировать гончарные изделия в технике тиснения, гравировки, налепными узорами;

-творчески подходить к выполнению своих работ, лепить предметы простой и сложной формы;

-планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность, и безопасность в размещении и применении необходимых принадлежностей и материалов;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-выделять основные этапы и приемы изготовления изделия;

-знать о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

-производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение);

-отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли;

-участвовать в коллективных обсуждениях.

Формы проведения итогов реализации программы:

-коллективные и персональные выставки изделий детей;

-защита творческих проектов;

-промежуточная и итоговая диагностика;

-участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня.

Учебный план.



Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всег.

прак.

теор.

1.

Вводное занятие.


2




2

Беседа

2.

Знакомство с историей керамики.


8

5

3

Беседа

3.

Освоение основных способов лепки.


20

16

4


Зачет

4.

Освоение приемов работы на гончарном круге.


48

42

6


Зачет

5.

Способы и особенности изготовления различных деталей для готового изделия(ручек, носиков, крышек, и других декоративных элементов).


26

22

4

Беседа, зачет

6.

Способы декорирования керамических изделий.


38

31

7

Контроль

-ные упражне

-ния

7.

Итоговое занятие.

2

2










Итого:


144

116

28





Содержание учебного плана.

Тема № 1. Вводное занятие (2 ч.).

Основные вопросы: Цели и задачи обучения. Техника безопасности. Личная гигиена. Организация рабочего места. Основное оборудование, инструменты и приспособления. Правила поведения в мастерской, правила сушки и обжига изделий.

Будут знать: технику безопасности при работе с глиной, красками, муфельной печью, гончарным кругом, правила личной гигиены, названия инструментов и материалов.

Будут уметь: выполнять правила техники безопасности, организовывать рабочее место.

Тема № 2. Знакомство с историей керамики (8ч.).

Основные вопросы: Керамика – как один из видов декоративно-прикладного искусства, его особенности. Возникновение и развитие декоративно-прикладного искусства в быту крестьян. Выверенная на протяжении веков система образцов и совершенство технических приемов. Выявление красоты фактурных свойств глины, выраженное в произведениях народного ДПИ. Знакомство с народным керамическим промыслами России.

Практическая работа.

Приготовление глиняной массы. Выявление красоты фактурных свойств глины, используя различные материалы и инструменты.

Будут знать: историю появления, становления, развития керамики, гончарного дела, основных керамических промыслов России. Технические приемы при работе с глиной.

Будут уметь: различать виды керамики, такие, как: майолика, фаянс, фарфор. Применять в работе с глинной различные технические приемы.

Тема № 3. Освоение основных способов лепки (20ч.).

Основные вопросы: Основные способы лепки( пластический, конструктивный, комбинированный), приемы лепки: разрезание, надрезание стекой, вытягивание, сгибание, прижимание, примазывание, оттягивание с моделированием. Знакомство с промыслами глиняной, народной игрушки (Дымково, Филимоново, Каргополь).

Практическая работа.

Пластический способ.

Филимоновская глиняная игрушка, лепка особенности росписи, роспись работ.

Конструктивный, комбинированный способ.

Дымковская, каргопольская игрушки. Лепка, особенности росписи, роспись работ.

Будут знать: историю и развитие таких народных промыслов, как, Дымково, Филимоново, Каргополь; способы лепки, отличительные особенности; основные элементы, цветовая гамма, особенности росписи игрушек.

Будут уметь: лепить, расписывать игрушки, учитывая все особенности данных народных промыслов.

Тема № 4. Освоение приемов работы на гончарном круге (48ч.). Основные вопросы: Знакомство с гончарным кругом. Техника безопасности. Понятие «центрация рук» при работе на гончарном круге.

Освоение технологических способов, приемов: центрование глины на круге, поднятия глиняного цилиндра, поднятия глиняного конуса, вытягивания изделий из глины, расширение, вытягивания изделий из глины, сужение, обтачивание глиняного изделия, придание изделию нужной формы.

Способы изготовления изделий сферических и цилиндрических форм, особенность изготовления и изучение технических приемов. Симметричность, статичность, пропорции.

Практическая работа. Приготовление глиняной массы. Замес глины, выжимка влаги. Упражнения на «Центрацию рук».

Упражнения на гончарном круге: освоение приемов вытягивания изделий из глины, поднятия глиняного цилиндра, конуса; сужение, расширение; обтачивание глиняного изделия; освоение техники выполнения цилиндрических и сферических форм; применение таких технологических способов, как лощение, обвар, молочение.

Будут знать: технику безопасности при работе на гончарном круге правила «центрации рук» при работе на гончарном круге. Особенности изготовления сферических и цилиндрических форм, технические приемы при работе на гончарном круге.

Будут уметь: замешивать глину, выжимать влагу, центровать глину на круге, вытягивать, сужать, расширять глиняные формы; обтачивать глиняное изделие; выполнять не большие цилиндрические формы с наращиванием объема глины, сохраняя симметричность изделия. Выполнять сферические и цилиндрические формы.

Тема № 5. Способы и особенности изготовления различных деталей для готового изделия (ручек, носиков, крышек, и других декоративных элементов), (26ч.).

Основные вопросы: Особенности приготовления глиняного теста, инструменты и приспособления. Способы соединения декоративных элементов.

Практическая работа. Выполнение деталей для готового изделия (ручек, носиков, крышек, и других декоративных элементов), соединение с основным изделием.

Будут знать: названия инструментов используемых при изготовлении дополнительных деталей, способы их соединения.

Будут уметь: выполнять ручки для кувшинов, носики для чайников, крышечки, и другие декоративные элементы для готовых изделий.

Тема № 6. Способы декорирования керамических изделий(38ч.).

Основные вопросы. Понятия: тиснение, гравировка, налепные узоры, лощение, обварка, молочение. Основные инструменты и приспособления. Декорирование изделия орнаментом. Виды орнамента. Научить разным способам орнаментации(геометрический, растительный, животный и т.д.).

Практическая работа. Декорирование гончарных изделий в технике тиснения, гравировки, лощения, обварки, молочения, налепными узорами используя разные способы орнаментации.

Будут знать: правила декорирования изделий используя различные техники, Виды орнамента (геометрический, растительный, животный и т.д.), способы их составления.

Будут уметь: декорировать гончарные изделия в технике тиснения, гравировки, налепными узорами используя разные способы орнаментации (геометрический, растительный, животный), и по собственному замыслу; применять такие технологии, как: обварка, лощение, молочение.

Тема № 7. Итоговое занятие(2ч.).

Основные вопросы. Подведение итогов, анализ работы за год.

Методическое обеспечение программы.

Для выполнения поставленных задач используются различные формы организации образовательного процесса: теоретическая подготовка; практическая работа; игровые занятия; экскурсии; беседы. С использованием таких методов обучения как:

словесные: объяснение, беседа, разъяснение, экскурсия.

наглядные: видеоматериалы, наглядные пособия, иллюстрации, инструкции, фотографии.

практические: самостоятельная работа, практические задания.

Для проверки уровня освоения программы применяются несколько методов:

тестирование по пройденному материалу;

текущий контроль в форме опроса по изученному ранее материалу (проводится на каждом занятии).

проведение игр, конкурсов, где необходимо продемонстрировать свои знания, умения, навыки;

наблюдение;

практическая работа, контрольные и итоговые работы.

Обучающиеся должны начать свой творческий путь естественно и не принужденно. Развитие воображения, фантазии можно и нужно начинать с освоения художественных настроений эмоций, сформирования уважения к народным традициям, национальному богатству, сформирования способности получать удовольствия от общения с природой. С этой целью в программе предусмотрены часы на посещение музеев и выставок, с последующим обсуждением увиденного, экскурсии на природу.

Основные формы проведения занятий, методы и принципы обучения, формы подведения итогов.

Разделы программы

Формы проведения занятий

Методы обучения

Формы проведения итогов

1.Вводное занятие.

Беседа, экскурсия

Эмоциональное стимулирование, предъявление диагностических целей

Собеседование, внутренняя выставка, анкетирование, тестирование

2. Знакомство с историей керамики.


Беседы, экскурсии, встречи с мастерами и детьми объединений данного профиля, просмотр видеоматериалов

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога, дозированная помощь, дифференцированный подход, самостоятельная работа

Собеседование, внутренняя выставка

3. Освоение основных способов лепки.

Беседы, экскурсии, встречи с мастерами, просмотр видеоматериалов

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога

Собеседование, внутренняя выставка

4. Освоение приемов работы на гончарном круге

Беседы, совместная деятельность педагога и детей по изготовлению изделий

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога, дозированная помощь, дифференцированный подход, самостоятельная работа

Собеседование, внутренняя выставка

5. Способы и особенности изготовления различных деталей для готового изделия(ручек, носиков, крышек, и других декоративных элементов).


Беседы, совместная деятельность педагога и детей по изготовлению изделий, разработке творческих проектов

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога, дозированная помощь, дифференцированный подход, самостоятельная работа

Собеседование, внутренняя выставка, внешняя выставка, тестирование, промежуточная конкурс проектов

6.Способы декорирования керамических изделий.

Беседы, совместная деятельность педагога и детей по изготовлению изделий, экскурсии

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога, дозированная помощь, дифференцирован

ный подход, самостоятельная работа

Собеседование, внутренняя выставка работ детей защита и конкурс проектов


Условия реализации программы.

Для проведения занятий по разделам, указанным в учебном плане необходимы:

а) кабинет оборудованный рабочими столами, стульями, стеллажами для хранения, сушки и демонстрации детских работ, шкаф для хранения рабочих материалов;

б) инструменты и приспособления: муфельная печь, гончарный круг, стеки, резаки, карандаши, кисти;

в) материалы: глина, краски (акварель, гуашь, акрил), клей (ПВА, Момент);

г) методическая литература и дидактические материалы:

- разработки для обеспечения образовательного процесса ( планы, конспекты, сценарии);

- разработки для проведения занятий (схемы, таблицы, раздаточный материал);

- разработки для организации контроля и определения результативности обучения (тесты, анкеты);

- сборники с описанием различных технологий обработки глины;

-д) возможность использования теле – и видеооборудования, обеспечивающее просмотр телевизионных и видеоматериалов.

Список информационных ресурсов

Основная литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2012.

2. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 г.г. Постановление Правительства РБ от 21.02.13 № 54

3. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

4. Ильин И.П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012.(электронная версия)

5. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.

6. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242).

8. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации. Составитель Л.Н. Буйлова. – М. Издательство Перо, 2014. – 324 с. (электронная версия)

9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008.

11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, N 33660,зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г.

12. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998(ред. От 28.11.2015)

Дополнительная литература:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1998.

2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль, «Академия развития», 1998.

3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль, «Академия развития», 1999.

4. Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду, Москва, «Творческий центр», 2010.

5. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. Санкт – Петербург, «Кристалл», 1998.

6. Кудрявцев А.В. Руководство по работе с глиной, Великий Новгород, «Golden Hands», 2005-20010.

7. Лобанова В.А. Волгоград, Керамическая скульптура и пластика, «Учитель», 2011.

8. Морган Стейси. Научись лепить подарки, Минск, «Попури», 2003.

9. Поверин А.И. Гончарное дело. Москва. Издательство «Культура и традиции», 2002.

10.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.(электронная версия).

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва, «Академия», 1999.

12. Федотов Г.Я. Послушная глина, М., «АСТ-ПРЕСС». 1997.

Интеренет- ресурсы:

http://dopedu.ru- Информационно-методический портал «Добразование»

http://dop-obrazovanie.com- сайт о дополнительном образовании «Внешкольник»

Программа по предмету Гончарное дело ДООП - Гончарное дело-


http://dshipriv.ru/students/khudozhestvennoe-otdelenie.php?ELEMENT_ID=284

Гончарное дело. Энциклопедия. Техника. Приемы.


http://www.kodges.ru/hobbi/sdelaisam/120489-goncharnoe-delo.-yenciklopediya.-texnika.-priemy..html

Педагогам дополнительного образования.

http://www.kdcsozvezdie.ru/wiki-lavka/pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya.php

Методичка: Художественная обработка керамики--PAGE_BREAK--                 

http://www.ronl.ru/metodichki/proizvodstvo/274337/

Керамика -.это доступно каждому.

http://biend.ucoz.ru/publ/12-1-0-10

Что такое глина? Свойства и виды глины. Применение глины.


https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-glina-svojstva-i-vidy-gliny-primenenie-gliny/

Основные способы работы с глиной. Техники лепки.

http://leonardo-master.com/?page=23

Электронные ресурсы:

1.Диск: Копылов А.А. «Основы работы на гончарном круге», Великий Новгород, «Golden Hands», 2005-20014

2.Диск: ФГОС Внеурочная деятельность. Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше, Волгоград, «Учитель», 2013.

Похожие:

Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Муниципальное казенное специальное(коррекционное)образовательное...
Учебный план разработан на основании базисного учебного плана Нижегородской области в соответствии с приказом Министерства образования...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка 3 Цель и задачи программы 6 Содержание программы....
Содержание учебного плана модуля «Развитие предметных способностей и компетенций»
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Учебно-тематический план Содержание учебного предмета Требования...
Рецензент: Преподаватель первой категории мкудод "Светловская детская школа искусств" Салова О. М
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка учебный план и программа предназначены для...
Модели учебного плана профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям утвержденной приказом Министерства образования...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка Учебный план общеобразовательного лицея Тюменского...
Учебный план общеобразовательного лицея Тюменского индустриального университета (далее Лицей) разработан на основе нормативно-правовых...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Содержание программы 7 Учебно-тематический план 9
Новые фгос требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка учебный план и программа предназначены для...
Учебный план и программа разработаны, ноу цдпо «Тушинский учебный комбинат» на: основании
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка, календарно-учебный план,содержание программы, ожидаемые результаты
Учебные дисциплины (общая характеристика,распределение объема учебных часов в зависимости от года обучения)
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2015 году Москва, 2015
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Генеральный план том 1 Пояснительная записка (материалы по обоснованию...
Том Генеральный план деревниМалышево Сосновского муниципального района Челябинской области. Пояснительная записка (материалы по обоснованию...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка Структура документа
Примерная программа включает пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание тем учебного курса,...
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка 2 > Требования к уровню подготовки выпускников...
Учебный план основного общего образования на 2016-2017 учебный год (8-9 классы) 113
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Инструкция по заполнению и утверждению индивидуального учебного плана...
Не позднее 25 сентября 2007 г. Вам должен быть утвержден индивидуальный учебный план (иуп)
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка формы аттестации обучающихся на уровне основного общего образования
Критерии оценивания по отдельным предметам учебного плана
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Пояснительная записка Данный комплект учебного плана по курса 13456 «Маникюрша»
Минимальный уровень образования принимаемых на обучение: Разноуровневая подготовка
Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 icon Учебный план 5-7х классов на 2017/2018 учебный год пояснительная записка
Институтом стратегических исследований в образовании; с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск