Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ


Скачать 1.03 Mb.
Название Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ
страница 1/10
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Л.Н. Скрягин


Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ


Москва •Транспорт. 1988



ОТ АВТОРА

«Не велик узелок, да крепко затянут» Русская народная пословица

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день:

мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы — на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках. Без узлов немыслима ни одна рыбалка.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средст­вом в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое про­странство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетений, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

На земле есть немало профессий, работа которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них — операция исключительной важности, и они выполняют ее велико­лепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза, строителя, монтаж­ника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку...

Но как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: полузла и еще полузла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надеж­ность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку, если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь...

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, ко­торый в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они во-' склицают: «О! Завязано морским узлом!»

В коллекции автора собрано более 500 изображений узлов. Большая часть из них была срисована с печатных изданий (старинных учебников по мор­ской практике, руководств по такелажному делу и морских энциклопедий), с некоторыми узлами удалось познакомиться практически во время пребыва­ния в иностранных портах

В самом полном из современных отечественных пособий по такелажному делу—в атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелажные работы» (М., Транспорт, 1975) число узлов не превышает 50. Это вполне понятно: в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму по­требность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос сов­ременного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком, может быть другим, узлов.

Но почему моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхт­сменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится муд­рость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы вопло­щают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуа­тации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисун­ки уже более столетия «кочуют» из книги в книгу. Многие эти схемы и ри­сунки даны в современных учебниках с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле узлов. Около ста из них ни .разу не были опубликованы в нашей отечественной пе­чати. Очевидно, они заинтересуют не только профессиональных моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей дру­гих специальностей, чья деятельность связана с применением веревок и тро­сов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям. Несколько слов о названиях узлов, рассматриваемых в этой книге. Многие названия морских узлов попали в наш морской язык из англий­ского и французского языков еще в середине XVIII века. Во времена парус­ного флота русские моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. В наше время число названий мор­ских узлов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. Назва­ния морских узлов, применяемые в различных странах, как правило, англий­ские, причем многие узлы имеют одновременно два-три, а некоторые пять— семь названий.

В английском языке термин «узел» издавна обозначался, в отличие от' русского языка, тремя разными существительными: «knot», «bend» и «hitch». Первое обозначает переплетение или связывание ходового конца с коренным, а также и утолщение на конце троса; второе — переплетение ходовых концов двух разных тросов для связывания их в один; третье — прикрепление ходо­вого конца троса к какому-либо предмету, например к мачте, рею, скобе, рыму или к другому тросу.

Однако за последние полтора века в английском языке значения этих трех существительных смешались и они стали взаимозаменяемыми. Например, русское название узла «рыбацкий штык» в современном английском языке будет соответствовать равнозначно «fisherman's bend», «bucket hitch» и «anchor knot».

Перевод названий некоторых узлов с английского на русский язык не­редко вызывает затруднения, и иногда они становятся невыразительными, длинными и трудно запоминающимися. Нескольким узлам, названия которых на английском языке не выражают какого-либо конкретного смысла в их характеристике, автор придумал свои названия, такие, как «дубовый», «водя­ной», «тещин», «кинжальный», «змеиный», «лиановый», «щучий», «олимпий­ский», «акулий», «лососевый», «тунцовый» и «роликовый». На английском

языке эти узлы имеют такие описательные наименования, как «узел для при-вязывания рыболовного крючка для ловли лосося» (поэтому в кциге он полу­чил название «лососевый узел») и т. п. *

В своих рассуждениях об узлах автор, по возможности, старался не от­ступать от норм отечественной морской лексики и терминологии. Правда, в отдельных случаях он употреблял вместо термина «трос» («канат») сущест­вительное «веревка», что, конечно, режет слух моряков. Это можно объяснить тем, что в тех местах текста, где действительно фигурирует веревка, а не трос, при использовании последнего термина смысл бы исказился.

Знать узел и уметь быстро его вязать — две разные вещи. Вязка узлов — дело сугубо индивидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по-раз­ному. Например, прямой узел можно завязать тремя способами и двумя спо­собами развязать. Не имеет никакого значения, как вязали тот или иной узел, главное — результат: узел завязан быстро и абсолютно правильно.

Способы вязки узлов в этой книге показаны в виде схем, состоящих из двух-трех позиций (если узел простой, то из одной, а сложный — из четы­рех) и стрелок, указывающих движение троса при вязке. Половина узлов представлена, помимо схем, изометрическими рисунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять. Текстовое объяс­нение процесса вязки узлов в большинстве из описаний в книге отсутствует. Это сделано умышленно по двум причинам: во-первых, движение концов троса указано стрелками и ясно без слов, а главное, по мнению автора, чтение тек­ста и одновременная вязка узла с рассмотрением схемы требует от читателя большого напряжения. Практика показывает, что такие наставления, как, например, «берут в левую руку ходовой конец троса, правой накладывают сверху коренной конец на ходовой, делают вокруг ходового конца шлаг про­тив часовой стрелки, этот шлаг заводят влево внутрь петли и т. п.» (Ф. Г. Алексеевский. Такелажные работы. М., Речной транспорт, 1962), очень сковывают действия читателя в процессе самообучения вязки узла.

Чтобы самому научиться по этой книге вязать узел, сначала следует по­нять его схему и принцип. После этого нужно повторить эту схему на верев­ке, завязывая узел «в лоб» (т. е. руководствуясь стрелками на схеме), чтобы добиться полного соответствия с последней позицией схемы. Проделав это несколько раз подряд, запомнив схему и поняв принцип узла, читатель сам найдет для себя наиболее рациональный способ его вязки.

Любой из представленных в книге узлов только тогда станет полезным средством в руках читателя, когда последний будет уметь завязывать его по памяти буквально с закрытыми глазами, быстро и четко, с полным соответст­вием схеме. Если человек точно не помнит, как нужно правильно завязать тот или иной узел, и представляет его лишь в общих чертах, то лучше такой узел не вязать совсем.

Чтобы самому с помощью этой книги научиться вязать узлы, нужно не­много терпения и полтора метра мягкой (но не рыхлой) веревки. Лучше всего для этой цели использовать кусок бельевой веревки или эластичный резино­вый жгут от детской скакалки. Учиться вязать узлы удобнее всего, положив веревку на какую-нибудь горизонтальную поверхность — стол, стоящий рядом стул или на пол.

В первую очередь следует обратить внимание на узлы, помеченные тре­угольным значком (Д). В этой книге таких семнадцать. Это самые универ­сальные и самые надежные из всех когда-либо придуманных людьми узлов. И самый лучший из них — булинь (беседочный узел) — «король узлов».

Чтобы читателю было легче ориентироваться в описании узлов с их кон­цами, многочисленными переплетениями, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, его вниманию предлагается схема (см. 2-ю и 3-ю страницы обложки) и толкование восьми основных понятий и терминов, которыми оперирует автор:

^коренной конец — конец троса, закрепленный неподвижно или используе­мый при вязке узла; противоположен ходовому концу;

ходовой конец — незакрепленный свободный конец троса, которым начи­нают движение при вязке узла;

петля (открытая) — ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой;

колышка (закрытая петля) — петля, сделанная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой;

полуузел — одинарный перехлест двух разных концов одного и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла;

обнос — обхват тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный таким образом, что оба конца троса не перекрещиваются;

шлаг—полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг какого-либо •предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону;

полуштык.—обнос тросом какого-либо предмета (бревна, столба, друго­го троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовав­шуюся закрытую петлю (не путать с названием узла «простой полуштык»).

Для облегчения пользования книгой в конце ее помещен краткий словарь некоторых морских выражений и терминов, а также алфавитный указатель названий узлов.

Автор считает своим прямым долгом выразить искреннюю благодарность Б. О. Кузьмину за помощь в подготовке эскизов иллюстраций к этой книге. Все критические замечания и предложения читателей будут приняты авто­ром с должным вниманием и благодарностью.

Введение

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Завязывание узлов 'на веревке для ее практического исполь­зования в различных профессиональных целях и в быту относит­ся к числу древнейших изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатя­гивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой.

Можно предполагать, что первобытный человек придумал де­сяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Оче­видно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лемех, колесо и иглу.

Быт, да и вообще существование первобытного человека, не­возможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыбной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, прикреплял каменный молоток и топор к деревянной рукоятке, привязывал к дереву домашних живот­ных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, оснащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечислить все случаи использования нашими далекими пред­ками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось ис­кусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охра­нялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опасностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно-общинном :и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связа­но немало примет, поверий и суеверий. Использование шамана­ми, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных ;узлов на тетиве лука первобытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свой­ство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие ..дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают '|о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одис-jceio кожаный мешок с противными ветрами и этот мешок ¥

завязан волшебным узлом. Плиний Старший в своей «Естествен­ной истории» серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким обра­зом вызывали на море ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зулусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно 'на его хвосте завязы­вают узел. По их поверью, это предотвращает боли в животе после еды мяса убитого животного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854—1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубо­кое предубеждение против завязывания узлов на своей одежде в. определенные критические периоды, особенно при родах, брако­сочетании и погребении».

И далее: «У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдов­ства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный 'наряд 'невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от 'напастей... Амулет в России 'нередко представляет собой просто узловатую веревку».

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткаче­стве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют яам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком «тленном материале», как веревка из растительных волокон, ко­жи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, — редкая находка. Но тем не менее время сохранило нам несколько обрывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узлами. Так, 'например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и по­плавками из коры сосны. По мнению ученых, эта находка отно­сится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети от­четливо 'видны выбленочный и прямой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже о том, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как выбленоч­ный, прямой и беседочный, с успехом служили жителям Древне­го Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых^древ-них моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вме­сте с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в

его гробницу. На этих кораблях ушедший владыка якобы от­правлялся в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели эти сделаны весьма искусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, реи, блоки, снасти и узлы на них. Несколько моделей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Еги­пет» Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне при­меняли упомянутые нами узлы, подтверждает археологическая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки парусного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли бесе­дочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свиде­тельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была привязана веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изобра­жение часто встречается яа осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл Меркурия — древнеримского бога-по­кровителя торговли и назывался Nodus Hercules — геркулесо­вым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Амери­ке дают нам возможность считать, что люди племени инков — древних обитателей Перу широко применяли прямой и шкотовый узлы не только при строительстве висячих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узлами, имевшими от одной до девяти затянутых пе­тель. С помощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказа­лись моряки. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши с веревками приходилось иметь дело гораздо чаще.

Появившийся более пяти тысячелетий 'назад парусный ко­рабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четы­рехмачтового барка «Крузенштерн», то это — десятки тысяч мет­ров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали узлы, а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос обязан был

уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на мно­гометровой высоте над палубой судна. Да, искусство вязания уз­лов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и прочих видов работ.

Многие морские узлы получили свое название от снастей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбле-ночяый, гинцевый, или по .названию предметов, к которым они вязались,—сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые морские узлы в своем названии содержат на­циональный признак, например: испанский (беседочный), фран­цузский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Од­нако узлов, носящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интерна­циональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех узлов, так называемый «король узлов» — беседочный узел, известный еще 5000 лет яазад в Древнем Египте, был придуман финикий­цами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столетие вы­теснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства умение вязать узлы расцени­валось всего-навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Трофимова Е. И., инж. Кириллов Ю. И. Сильвестров Б. Н. С 36 Справочник...
Справочник рекомендован к изданию Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon П. П. Серебреницкии
Справочник предназначен для молодых рабочих-станочников. Он будет полезен учащимся профессионально-технических училищ, а также средних...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Учебного заведения, детского дошкольного учреждения
Справка заполняется врачом лечебно-профилактического учреждения в случае временной нетрудоспособности студентов, учащихся техникумов,...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon В. Д. Шадриков А. Г. Здравомыслов
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для высших учебных заведений
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Учебное пособие Допущено Ученым советом института в качестве учебного...
Допущено Ученым советом института в качестве учебного пособия для обучения курсантов по специальности 220200 – «Автоматизированные...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon «Моделирование и мониторинг изнашивания детали при эксплуатации машины»...
Утверждено Ученым советом лмз-втуз в качестве учебного пособия для специальности 150302 «Триботехника»
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Н. Н. Богдан м. Г. Масилова
Допущено Советом учебно-методичес­кого объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Учебное пособие 2-е издание Рекомендовано умо рае по классическому...
Рекомендовано умо рае по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Учебное пособие Под редакцией д-ра мед наук, профессора И. Д. Евтушенко...
...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию...
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Учебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Сергеевна Издательство «Высшая школа»
Практическое пособие «Малярные и штукатурные работы» предназначено для изучения курса технологии отделочных работ, предусмотренного...
Л. Н. Скрягин Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ icon Несущие и ограждающие конструкции
Госстроя ссср; Горьковского инженерно-строительного института им. Чкалова Государственного комитета СССР по народному образованию;...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск