Скачать 2.16 Mb.
|
М. В. Назарова, В. Ю. Романов ВВЕДЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИЕ Часть I ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. В. Назарова, В. Ю. Романов ВВЕДЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИЕ Часть I Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по направлению 260700 «Технология и пректирование текстильных изделий» Волгоград 2010 УДК 677.024.1(075.8) Н 19 Рецензенты: генеральный директор ООО «Текстильная компания «Камышинский хлопчатобумажный комбинат» И. В. Скрипкин; коллектив кафедры «Ткачество» Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина (декан факультета технологии и производственного менеджмента, проф., д. т. н. С. С. Юхин) Назарова, М. В. Введение в направление: учеб. пособие. Часть I / М. В. Назарова, В. Ю. Романов; ВолгГТУ, Волгоград, 2010. – 152 с. ISBN 978-5-9948-0512-1 Представлена информация о структуре и содержании учебного процесса, структуре текстильной промышленности и её основных процессах. Приводятся сведения из истории развития текстильной отрасли, а также о возникновении и развитии высшего образования в России. Предназначено для студентов высшего образования по направлению подготовки 260700 «Технология и проектирование текстильных изделий». Ил. 24. Табл. 2. Библиогр.: 14 назв. Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета Маргарита Владимировна Назарова, Владимир Юрьевич Романов Введение в направление. Часть I Учебное пособие Редактор Пчелинцева М. А. Компьютерная верстка Сарафановой Н. М. Темплан 2010 г., поз. № 3К. Подписано в печать 07. 09. 2010 г. Формат 60×84 1/16. Бумага листовая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,5. Усл. авт. л. 9,38. Тираж 100 экз. Заказ № Волгоградский государственный технический университет 400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1. Отпечатано в КТИ 403874, г. Камышин, ул. Ленина, 5, каб. 4.5
ВВЕДЕНИЕ В первой главе учебного пособия содержится краткая информация об учебном заведении, организации учебного процесса, а также информация о видах научно-исследовательской работы студентов и т. д. Во второй главе систематизирована информация о организации работы библиотеки института и о правилах пользования библиотечными ресурсами. В третьей главе содержится информация об ассортименте изделий, выпускаемых текстильной промышленностью. Для ознакомления студентов с основными технологическими процессами первичной переработки натуральных волокон, в четвёртой главе содержится информация о первичной обработке льна, шерсти, шелка и хлопка. В пятой главе проводится краткий обзор основных технологических процессов ткацкого производства. В настоящее время интерес у молодёжи к профессии текстильщика значительно снизился в связи с последними тенденциями развития текстильной промышленности в перестроечный период. Добиться повышения интереса к этой профессии можно не только за счёт укрепления экономики, но и через знания прошлого и настоящего текстильной промышленности. Поэтому шестая, седьмая и восьмая главы посвящены вопросам развития техники и технологии ткачества, начиная с зарождения ткачества и заканчивая развитием техники узорного ткачества, выполняемого на современном ткацком оборудовании. Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили развитие высшего профессионального образования не только в Европе, но и в России. Поэтому в последних главах данного учебного пособия систематизирована информация об истоках высшего образовании, его развитии на протяжении последнего тысячелетия, а также приведена краткая информация о высших учебных заведениях, готовящих инженеров-технологов для текстильной промышленности России. 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ 1.1. История и структура института Первым шагом на пути создания Камышинского технологического института была организация Учебно-консультационного пункта Волгоградского политехнического института. Развитие производства на крупнейшем в Европе Камышинском хлопчатобумажном комбинате, выход на проектную мощность кузнечно-литейного завода и завода слесарно-монтажного инструмента, расширение и реконструкция других промышленных предприятий города постоянно требовали дополнительного притока специалистов с высшим образованием, поэтому руководство города поставило вопрос о создании в Камышине своего высшего учебного заведения. Поэтому 29 июня 1992 года был создан Камышинский политехнический колледж, который получил лицензию на право подготовки бакалавров по четырем направлениям высшего профессионального образования. Учредителями его стали администрация города и ведущие промышленные предприятия, которые полностью взяли на себя финансирование вуза, предоставили ему необходимые помещения и учебно-лабораторное оборудование. В апреле 1993 года колледж был переименован в Камышинский муниципальный политехнический институт. С целью создания условий для более динамичного развития института главой администрации г. Камышина Л. А. Алферовым и ректором Волгоградского государственного технического университета д. х. н., профессором И. А. Новаковым был подписан договор о сотрудничестве. В соответствии с этим договором приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 апреля 1994 года № 340 в г. Камышине был создан Камышинский технологический институт Волгоградского государственного технического университета. При этом Камышинский политехнический институт был закрыт, а все его студенты и работники были переведены во вновь созданное учебное заведение. В 1995 году Камышинский вечерний текстильный техникум был реорганизован в среднетехнический факультет Камышинского технологического института. В 2001 году институт переименован в «Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета». КТИ (филиал) ВолгГТУ сегодня готовит высококвалифицированные кадры в условиях многоуровневой структуры высшего образования и среднего профессионального образования, при этом в институте создана система непрерывного профессионального образования. Сейчас в состав института входят 4 факультета («Промышленные технологии», «Информационные технологии», «Экономика и менеджмент», среднетехнический), на которых осуществляется подготовка бакалавров и дипломированных специалистов по шести направлениям и шести специальностям высшего профессионального образования и семи специальностям среднего профессионального образования по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. В институте создано 13 кафедр: «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Информатика», «Высшая математика», «Физика», «Иностранные языки», «Менеджмент и бизнес», «Экономика и бухгалтерский учет», «Гуманитарные науки», «Физическое воспитание», «Общетехнические дисциплины», «Технология текстильного производства», «Электроснабжение промышленных предприятий», «Технология машиностроения». Подготовка студентов в КТИ ВолгГТУ осуществляется по следующим направлениям базового высшего образования (бакалавриат): «Технология и проектирование текстильных изделий», «Электроэнергетика», «Информатика и вычислительная техника», «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», «Экономика», «Менеджмент». На базе бакалавриата осуществляется подготовка дипломированных специалистов высшего профессионального образованиям по специальностям: «Электроснабжение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Технология машиностроения», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Технология текстильных изделий». По программам среднего профессионального образования подготовка осуществляется по семи специальностям: «Правоведение», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Менеджмент (по отраслям)», «Технология машиностроения», «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)», «Технология текстильных изделий», «Электроснабжение (по отраслям)». Ежегодный выпуск бакалавров и специалистов с высшим и средним специальным образованием составляет более 800 человек. Высокое качество подготовки специалистов в институте, в первую очередь, обеспечивается профессорско-преподавательским составом. Подготовка кадров высшей квалификации в институте осуществляется через докторантуру, аспирантуру и соискательство на базе аспирантуры ВолгГТУ, а также других вузов России. Институт имеет разветвленную информационно-вычислительную сеть, охватывающую все подразделения. Используется 11 компьютерных классов. Большинство из них имеет выход в мировую глобальную информационную сеть – Интернет. КТИ имеет свой информационный веб-сайт – www.kti.ru. Институт располагает современной материально-технической базой, включающей в себя 3 учебно-лабораторных корпуса с необходимыми аудиториями, лабораториями, компьютерными классами, спортивным комплексом, актовым залом, медпунктом и столовой. Научно-техническая библиотека института содержит многоотраслевой фонд, насчитывающий свыше 250 тыс. единиц научной, учебной и методической литературы. Выпускников института отличают высокий уровень профессиональной подготовки и хорошее владение современными информационными технологиями. Несмотря на свою «молодость», Камышинский технологический институт завоевал большой авторитет в нашем регионе. Первый выпуск дипломированных специалистов с высшим образованием был сделан в 1997 году, но уже сегодня выпускники института работают ведущими специалистами (главными инженерами, техническими директорами, начальниками управлений и т. д.) на самых крупных предприятиях нашего города. Студенты КТИ не только хорошо учатся, большинство из них занимается наукой, спортом, культурно-массовой работой, и для этого в институте есть все необходимые условия. Камышинский технологический институт постепенно становится научным и интеллектуальным центром г. Камышина и прилегающих районов. Перспективы развития института обусловлены ростом потребности города и района в специалистах с высшим образованием. Расширяются учебные площади, совершенствуется учебно-материальная база, растет квалификация профессорско-преподавательского состава. Востребованность предприятиями г. Камышина специалистов – выпускников института – свидетельствует о высоком качестве работы коллектива института. 1.2. Права и обязанности студентов Цель, к которой студент непрерывно должен стремиться, – стать знающим специалистом, инициативным и умелым воспитателем трудового коллектива, организатором производственного процесса. Главной задачей, которую студент обязан решать в течение своего обучения в институте, является изучение и усвоение материала по всем курсам учебного плана, развитие в себе творческой и социальной инициативы, приобретение навыков организаторской и воспитательной работы с людьми. Для достижения поставленной цели и качественного решения главной задачи студент обязан:
• приобретать навыки организаторской и воспитательной работы;
1.3. Этика поведения студентов в институте Правила поведения в нашем институте являются общими для всех студентов, преподавателей и сотрудников и ничем не отличаются от норм, принятых в цивилизованном обществе. Их выполнение гарантирует твою безопасность, спокойствие, уважительное к тебе отношение и возможность успешного завершения образования. Вход в институт возможен только после предъявления студенческого билета. Передача студенческого билета другим лицам категорически запрещается. В помещениях и на территории института запрещается: – сквернословие, азартные игры; – курение в не отведенных для этих целей местах; – употребление спиртных и даже слабоалкогольных напитков; – употребление и распространение наркотиков; – нанесение урона материально-технической базе института (порча инвентаря, оборудования и мебели, стен, пола, настенной и настольной живописи, замусоривание помещения и территории); – шум, крики в коридорах во время занятий; – неуважительное отношение к сотрудникам и товарищам по учебе. Внешний вид студента, прибывшего на занятия, должен быть опрятен. В стенах института не допускается ношение спортивных костюмов (за исключением времени занятия спортом), пляжной одежды, откровенно вызывающих и оскорбляющих человеческое достоинство нарядов. Если ты окажешься замеченным в нарушении правил внутреннего распорядка, не обижайся на взыскание, наказание и даже отчисление. 1.4. Организация учебного процесса Организация учебного процесса предполагает планирование процесса обучения на основе профессиональных образовательных программ, разработку технологии обучения путем создания рабочих программ учебных дисциплин и соответствующего методического обеспечения, решения организационных вопросов (применительно к различным формам обучения – очной, очно-заочной и заочной) по проведению учебных занятий, текущей и промежуточной аттестации студентов. Качество учебного процесса в значительной мере зависит от его организации. Главным организующим элементом учебного процесса является расписание занятий: лекций, практических занятий и лабораторных работ. Составлению расписания занятий, особенно при стесненном аудиторном фонде, всегда уделялось особое внимание. Ведь надо учесть не только необходимость выполнения учебного плана, сочетание лекционных и практических занятий для студентов, но и удобство расписания для преподавателей. Переход к многоуровневой структуре образования усложнил процедуру составления расписания. В соответствии с ГОС ВПО в расписании необходимо иметь дисциплины по выбору студентов. Поскольку студенты самостоятельно выбирают элективные учебные дисциплины, это приводит к тому, что при изучении различных учебных дисциплин студент оказывается в разных учебных группах. Один предмет он слушает в одной группе, а второй – в другой группе. В связи с этим, учитывая аудиторные возможности института, введено ограничение: в одном цикле должно быть не более трех дисциплин по выбору, что отражается в учебных планах. Для обеспечения рациональности расписания, как показывает опыт, целесообразно планировать занятия по дисциплинам по выбору в один из дней недели, сосредоточивая все циклы таких дисциплин на этот день. Другой особенностью реализации многоуровневой структуры образования является увеличение значимости самостоятельной работы студентов (СРС). Однако СРС необходимо организовать: предусмотреть возможность проведения консультаций по каждому предмету. Поскольку в учебных планах на СРС стало отводиться больше времени, то для консультаций по выполнению заданий требуется большее количество аудиторий. Это накладывает дополнительные требования к составлению расписания занятий (и консультаций) для студентов. Возросшее значение СРС при введении многоступенчатой структуры высшего образования требует соответствующего методического обеспечения. Студент должен иметь возможности для самостоятельной работы с книгами, методическими указаниями, вычислительной техникой. 1.4.1. Рабочие учебные планы и графики учебного процесса В рабочих учебных планах указываются дисциплины, изучаемые студентами в течение каждого учебного года, общее число часов с разделением на аудиторные занятия и самостоятельную работу, а также число часов в неделю, отводимых на их изучение в каждом семестре (осеннем и весеннем), с разбивкой по видам учебных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия, формы организуемой самостоятельной работы студентов – семестровые задания, курсовые проекты и работы, формы контроля по дисциплинам, виды практик). Изменять соотношение числа часов между различными видами учебных занятий (лекциями, практическими и лабораторными работами) в пределах одной дисциплины допускается только с разрешения первого проректора. При этом данное изменение должно быть предварительно обсуждено и одобрено на заседании выпускающей кафедры и кафедры, обеспечивающей данную дисциплину, а также научно-методическим советом направления. По каждой дисциплине в рабочем учебном плане указывается название кафедры, обеспечивающей учебный процесс. Ежегодно деканом факультета представляется в учебный отдел выписка из рабочего учебного плана (деканская раскладка), которая конкретизирует рабочий учебный план применительно к конкретным студенческим группам. Деканская раскладка используется учебным отделом для составления расписания. Учебным отделом составляется график учебного процесса, конкретизирующий выполнение учебного плана на каждый учебный год. Графики для каждого направления и специальности определяют сроки учебных занятий по семестрам, сроки контрольных недель, экзаменационных сессий, практик и каникул. 1.4.2. Расписание учебных занятий Главными условиями составления расписания являются следующие:
Для рационального использования учебных площадей в институте занятия для дневных факультетов проводятся в две смены с примерно равным числом студентов в них. Занятия в первую смену начинаются с 8.30 утра, во вторую смену – с 13.30. Сменность занятий чередуется один раз в год. Расписание составляется учебным отделом на семестр на основе учебных планов и представляемого кафедрами распределения учебных дисциплин по конкретным преподавателям. При этом составление расписания должно быть завершено в конце предшествующего семестра. 1.4.3. Порядок аттестации по рейтинговой системе Аттестация по дисциплинам курса проводится в каждом семестре и включает текущую и промежуточную составляющие. Во время текущей аттестации оцениваются: работа на лабораторных и практических занятиях, семинарах; результаты сдачи семестровых и курсовых работ, рубежных проверок по разделу курса, контрольных работ, заданий по организуемой самостоятельной работе (Орг СРС) и т. д. Положительная оценка по текущей аттестации соответствует сумме баллов в пределах от 40 до 60. Промежуточная аттестация по дисциплине включает экзамен или зачет. Экзамены проводятся в сроки, определяемые учебным отделом, а зачеты – в пределах семестра. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие по дисциплине 40–60 баллов. В исключительных случаях, с разрешения заведующего кафедрой, возможен допуск к аттестации студентов, набравших по итогам семестра менее 40 баллов (при условии выполнения всех установленных видов учебных заданий), с обязательным включением при аттестации дополнительных вопросов. За экзамен (зачёт) студент может получить от 21 до 40 баллов. Следовательно, положительная оценка соответствует сумме баллов в пределах от 61 до 100 баллов: «отлично» – от 90 до 100 баллов; «хорошо» – от 76 до 89 баллов; «удовлетворительно» – от 61 до 75 баллов; «неудовлетворительно» – 60 баллов и менее. 1.4.4. Сессия Зачеты и экзамены проводятся по окончании учебного года или семестра по заранее составляемому расписанию в сроки, соответствующие графику учебного процесса. К сдаче экзаменационной сессии студент может быть допущен только в том случае, если на день сдачи первого экзамена нет задолженностей по текущим (семестровым) заданиям и зачетам. Если студент не смог сдать зачет или получил неудовлетворительную оценку на экзамене, то он имеет право сделать вторую попытку. Для этого следует получить в деканате факультета индивидуальную экзаменационную ведомость (допуск), которая возвращается преподавателем в деканат. Правилами высшей школы допускаются две попытки. Сдача зачета или экзамена в третий раз проводится на комиссии, возглавляемой заведующим соответствующей кафедрой. На зачеты и экзамены студент должен приходить строго в указанное в расписании время. При себе нужно обязательно иметь зачетную книжку. В противном случае придется обратиться в деканат за разрешением. После сдачи всех зачетов и экзаменов следует сдать зачетную книжку в деканат для проверки и оформления перевода на следующий курс или семестр. Если студент получил на экзамене неудовлетворительную оценку или сдал экзамен после установленных сроков (кроме случаев официального продления сессии распоряжением декана по уважительным причинам), то он автоматически лишаешься права на получение стипендии в следующем семестре. Если к концу экзаменационной сессии студент имеет одну или две неудовлетворительные оценки (включая и пропуски экзаменов без уважительных причин), то ему могут быть предоставлены дополнительные сроки для ликвидации задолженностей. Получение трех неудовлетворительных оценок (включая и пропуски экзаменов без уважительных причин) во время экзаменационной сессии влечет за собой отчисление из института. 1.4.5. Отчисление Институт работает в соответствии с правилами внутреннего распорядка, и нарушение этих правил преподавателями, сотрудниками или студентами ведет в особо серьезных случаях к отчислению из стен института. Студент может быть отчислен по следующим причинам:
Если неудачи в учебе связаны с состоянием здоровья студента, то он может рассчитывать на академический отпуск продолжительностью до года, для его получения ты должен написать заявление на имя директора и представить заключение врачебной комиссии. В исключительных случаях, связанных с тяжелыми семейными обстоятельствами, может быть предоставлен академический отпуск по семенным обстоятельствам. Следует помнить, что повторное обучение и академический отпуск могут быть предоставлены только один раз в течение срока твоей учебы в институте. Студент имеет право на восстановление в институте в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой ты обучался до отчисления. Восстановление студента, отчисленного по неуважительной причине (за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка), производится директором института по решению совета факультета при наличии вакансий. |
Учебное пособие М.: Ооо «Медицинское информационное агентство» Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы... |
Учебное пособие Под редакцией д-ра мед наук, профессора И. Д. Евтушенко... ... |
||
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по... Шевченко Н. Ю. Электронная техника. Руководство к лабораторным работам: Учеб пособие / Волггту, Волгоград, 2006. – 52 с |
Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объедине-нием по образованию... Учебное пособие предназначено для освоения студентами основ работы с различными операционными системами с использованием всех возможностей,... |
||
Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Допущено... Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов |
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия... |
||
Комплектные трансформаторные подстанции напряжением Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве... |
Сборник тестов и упражнений по биохимии Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия... |
||
Федеральное государственное образовательное учреждение впо ставропольский... Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов российской федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия... |
Рекомендации по рациональной фармакотерапии больных сердечно-сосудистыми заболеваниями Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия... |
||
Н. Н. Богдан м. Г. Масилова Допущено Советом учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности... |
Л. Н. Аськова, А. Н. Братийчук, Н. В. Волов, В. А. Петров неотложная... Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия... |
||
Методические основы управления ит-проектами Учебник Допущено Учебно-методическим... Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений направления... |
Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации... Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1 |
||
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического... Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ |
Учебное пособие "системный анализ в сфере сервиса" Сервис, выполнено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и рекомендовано Учебно-методическим объединением... |
Поиск |