Скачать 290.73 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 56 «Утверждено» Заведующим МАДОУ №56 ___________ О.А. Горленко на педсовете № от « ____» ____________ 2014 г. протокол № Старший воспитатель МАДОУ № 56 _____________ Н. В. Безрукова Образовательная программа познавательно – речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» (дополнительные образовательные услуги) Срок реализации: 2 учебных года Составитель: Каукянова Елена Викторовна, учитель – логопед Томск 2014 Содержание:
- 3- I . Целевой раздел 1.Пояснительная записка. Актуальность программы. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Эта проблема одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение и письмо являются средством дальнейшего получения знаний обучающимися. По данным И.Н. Садовниковой, в результате обследования речи у учеников начальных классов общеобразовательной школы было обнаружено, что большее количество детей (45, 7%) страдает нарушениями письма при нормальном интеллекте, слухе , без выраженных аффективных расстройств. Также получен высокий процент школьников, имеющих нарушения устной речи и процесса чтения (42, 5 %). Статистические данные свидетельствуют о том, что существует потребность начала обучения чтению и элементарным навыкам письма ещё на этапе дошкольного обучения. Это обеспечило бы возможность более длительного и тщательного усвоения детьми сложного процесса осознания звуковой стороны речи, а также перевода графического изображения – буквы в обозначаемый ей звук и наоборот. Немаловажным является и тот факт, что с поступлением ребёнка в школу к нему предъявляются новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребовано умение читать, особенно при поступлении в гимназии. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. Именно востребованность данного умения и явилась поводом к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками. МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 56 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с требованиями примерной программы дошкольного образования «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.). Проанализировав задачи и содержание деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие», касающиеся подготовки детей к обучению грамоте, а также примерную сетку непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах, можно сделать вывод, что времени, выделенного на освоение такого сложного для дошкольника процесса, определено явно недостаточно ( одна образовательная ситуация в две недели). - 4 – Также хочется отметить, что программа «Детство» предполагает подготовку к обучению грамоте и само обучение грамоте выстраивать, основываясь на звукобуквенном аналитико – синтетическом методе обучения, разработанным Д.Б.Элькониным и доработанным Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста (методическое пособие «Обучение грамоте в детском саду»). Этот метод является традиционным и давно зарекомендовавшим себя как надёжный и успешный способ обучения грамоте. Но следует помнить, что обучение по данной методике предполагает наличие достаточно высокого уровня психофизиологических и речевых возможностей детей, а также наличие осознанного, высокопроизвольного уровня деятельности. Прежде, чем осваивать значения букв, ребёнок должен осознать звуковую сторону речи, не смешивать звучащее слово с тем, что оно обозначает. Нередко для ребенка такие требования оказываются чрезмерными и познание, изначально способное приносить удовольствие, становится тяжким и утомляющим. К тому же по мере того, как ребенок осваивает буквы и слоги, которыми он пока не умеет пользоваться так, чтобы узнавать в них какой-то смысл, пройдет немало времени. Следовательно, данный метод обучения подходит не для всех детей в полной мере и существует необходимость комбинирования его с приёмами других методик. Так, методика полуглобального чтения, предлагаемая одним из корифеев отечественной логопедии А.Н. Корневым в программе «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» основана на усвоении и познании слогов как целостных единиц. А.Н.Гвоздев считал, что слог должен быть исходной единицей не только для чтения, но и письма. Он также указывал, что сочетание «согласный плюс гласный» как при письме так и при чтении представляет целый элемент, в котором согласный и гласный звуки неотделимы друг от друга, их можно произносить и писать только слитно Крайне важно, что при обучении послоговым методом исчезает необходимость в осознании правил слогослияния, что представляет собой наибольшую трудность для любого ребенка. Итак, можно сделать вывод, что для одних детей наилучшим является слуховой аналитико-синтетический метод, но труден метод зрительного запоминания. Для других, наоборот, полуглобальный метод с опорой на зрительный анализатор предпочтительнее, а аналитико-синтетический – нежелателен. Для того, чтобы дети с разными образовательными потребностями успешно осваивали грамоту была разработана данная модифицированная программа, основанная на сочетании признаков как аналитического, так и полуглобального методов, благодаря чему становится возможной опора одновременно на сукцессивное и на симультанное восприятие дошкольников. - 5 - Новизна Модификация программы состоит в комбинировании приёмов двух разных методов:
В соответствии с этим возникают изменения в содержании работы, отличающие данную программу от аналогичных:
(не хором) повторяют, «читают» вслед за воспитателем каждый показанный и озвученный слог.
(закрепление образа буквы). Чтобы запомнить букву, детям нужно как можно больше действовать с ней, а не просто видеть изображение. - 6 - Понятийный аппарат программы: Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека. Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематический анализ - расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности Фонематический синтез - сочетания звуковых элементов в единое целое. Фонематические представления - способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений (устойчивые представления о звуках речи или фонемах). Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Полуглобальное чтение (механизм):
Аналитико – синтетическое чтение (механизм): зрительный центр воспринимает буквы; анализатор распознает графемы и соотносит их с фонемами; инициатор объединяет фонемы в слияния и слоги и инициирует их проговаривание двигательным центром; двигательный центр отвечает за артикулирование – происходит озвучивание слова; определитель распознает зрительный и звуковой образы слова, отсылает его в правое полушарие; происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти. - 7 - Комбинирование- равноценное взаимопроникающее применение модифицированных и логично увязанных методов обучения чтению. При этом приоритетным мы считали слоговой метод, поскольку в его принципах отчетливо проявляется возможность комбинирования, сочетания элементов аналитического (присутствует слоговой анализ) и глобального методов (опора в большей степени на симультанное восприятие). Сукцессивные функции-это операции различения, запоминания, воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, звуковых ритмов, изображений, предъявляемых в определенной последовательности. Симультанные функции — это единомоментное восприятие информации , всего образа целиком. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Зрительно – моторная координация - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Графические умения – сложный комплекс, включающий формирование зрительно – моторной координации, восприятия, фигуро – фоновых отношений, положения в пространстве. В соответствии с ФГОС дошкольного образования приоритетной в реализации программы «Профилактика нарушений чтения у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста» является образовательная область «Речевое развитие». Цель программы: развитие способностей и интереса к чтению с помощью комбинирования методик слухового аналитико – синтетического и зрительного полуглобального обучения. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1. Развивать восприятие звуков родной речи и произношения. 2.Способствовать освоению операций звуко – буквенного, слогового анализа и синтеза, а также анализа предложения. 3.Создавать условия для глобального запоминания слогов. 4.Осуществлять профилактику дисграфии и дислексии. 5.Способствовать развитию графических умений и зрительно – моторной координации. 6.Работать над пониманием прочитанного. Интеграция приоритетной образовательной области с другими образовательными областями позволяет решить ещё ряд важных задач. Так, в интеграция образовательных областей «Речевое развитие» / «Познавательное развитие» находят решение следующие задачи: - 8 - 1.Построить работу по освоению процесса чтения, опираясь как на сукцессивное, так и на симультанное восприятие дошкольников. 2. Развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание. 3. Реализовать полисенсорную основу при формировании процесса чтения, то есть учитывать необходимость взаимодействия различных анализаторов. 4. Формировать мотивацию и познавательный интерес к процессу чтения. 5. Развивать ориентировку на плоскости. 6. Познакомить с моделированием (условные цветовые обозначения звуков, графическое изображение слова, условные обозначения для записи предложения, схемы, символы). Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» / «Физическое развитие». Задачи: 1.Сохранять и укреплять физическое здоровье детей. 2. Развивать умение координировать речь и движение. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» / «Социально – коммуникативное развитие». Задачи: 1.Способствовать становлению становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственной деятельности (умение следовать полученной инструкции, , вступать в обсуждения, обращаться за помощью). 2. Формировать готовность к совместной деятельности с коллективом сверстников. Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения - старшая группа (дети 5 – 6 лет). Второй год обучения – подготовительная группа (дети 6 – 7 лет). Объём учебной нагрузки: Основной формой работы является фронтальное обучающее занятие (состав группы в среднем 8 - 10 человек). Занятия по обучению чтению и элементарным навыкам письма проводятся 2 раза в неделю с 15 сентября по апрель(включительно). Продолжительность одного занятия 25 – 30 минут. 2. Ожидаемые результаты. Итогом освоения данной программы станет сформированность у детей следующих умений: - 9 - 1.Умеет ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка; 2. Владеет процессом слитного послогового чтения; 3. Понимает прочитанное; 4. Умеет ориентироваться в тетради в клетку и в линейку. 5. Умеет писать (печатать) буквы русского алфавита и различные графические элементы. 6. Проявляет любознательность, интереса к чтению. Механизм отслеживания результативности: проведение диагностического обследования (второй год обучения, начало и конец учебного года) , педагогическое наблюдение , беседы с родителями, педагогами ДОУ. Система мониторинга. Показатели результативности. С целью выявления детей 6-7 лет (2 год обучения) с несформированными предпосылками к овладению чтением и письмом для оптимизации работы (формирования подгрупп для занятий) изучается состояние речевых и неречевых психических функций и процессов, лежащих в основе письма и чтения. В соответствии с возрастом детей специально подобранные задания предъявляются в игровой форме и группируются по следующим показателям:
«Заучивание десяти слов»). Описание диагностических заданий представлено в приложении 1. В соответствии с результатами обследования дети были отнесены к одной из четырёх групп: 1 группа - с отсутствием риска возникновения дисграфий. Дети этой группы контактны, активны, самостоятельны в выполнении заданий, имеют стойкий интерес к игровой деятельности, положительную мотивацию. Владеют различными формами общения со сверстниками и взрослыми. У них сформировано элементарное осознание явлений языка и речи (различение понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», « буква»), достаточно легко ориентируются звуко – буквенной системе родного языка. 2 группа - с минимальной степенью риска возникновения дисграфий. - 10 - В эту группу входят менее активные дети с недостаточно устойчивым интересом и вниманием. В большинстве случаев основные трудности касаются показателей, отражающих состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза. 3 группа - с выраженной степенью риска возникновения дисграфий. Дети этой группы могут быть контактными, но недостаточно активными, со сниженными интересом и вниманием, отвлекаемостью. Они часто осознают свой дефект, активно стараются его преодолеть, но иногда у них отмечается выраженная степень фиксации внимания на речевой недостаточности. В большинстве случаев их трудности проявляются в состоянии языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукопроизношения, словесного мышления. Затруднения при ориентировке в пространстве, на листе бумаги, недостаточное развитие графических навыков. 4 группа - с абсолютной степенью риска возникновения дисграфий. Для этой категории детей, несформированность фонематического восприятия, анализа и синтеза. При выделении начального звука дети способны определить лишь первый ударный гласный слова. Также нарушено выделение звука на фоне слова, определение количества звуков в слове, затруднён фонематический синтез. В некоторых случаях сформирован анализ беспредложно-падежных конструкций, состоящих из 2-3-х слов. Анализ более сложных предложений вызывает затруднения. У большинства детей этой группы нарушена слоговая структура четырехсложных слов со стечением согласных. Дети этой группы не читающие. Многие дети испытывают трудности при выполнении заданий на ориентировку на листе бумаги, в пространстве, в выполнении проб Хэда. У некоторых из них наблюдается недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Это проявляется в затруднении узнавании контуров наложенных друг на друга предметов, недорисованных частей предмета. Отличительной особенностью этих детей является низкий уровень слухового внимания, долгосрочной и краткосрочной памяти. В эту группу входят дети с общим недоразвитием речи 3-го уровня, фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, лексико-грамматическим недоразвитием речи. II.содержательный раздел. Учебно – тематический первого года обучения (2 часа в неделю)
Итого: 58 часов - 11 – Учебно – тематический второго года обучения (2 часа в неделю)
Итого: 58 часов Содержание программы состоит из 5 разделов: 1.Развитие фонематического слуха, представлений. 2.Развитие звуко – буквенного анализа. Чтение. 3. Формирование умения осуществлять операции слогового и лексико – синтаксического анализа и синтеза 4.Развитие графических умений. 5. Профилактика дисграфии.
Подробное календарно – тематическое планирование занятий представлено в приложении 2 (1 год обучения) и приложении 3 ( 2 год обучения). и Работа с родителями в рамках данной программы осуществляется через беседы, индивидуальные консультации (по мере необходимости), открытые мероприятия. План мероприятий с родителями
- 14 - Методическое обеспечение программы Основными методами и технологиями, применяемыми на занятиях являются:
Программа разработана с учётом ведущих видов деятельности дошкольников – общения , игровой и познавательно - исследовательской. Чтобы занятия не превращались в монотонные уроки чтения, ребёнка включают в интересную игру. Детям предлагаются весёлые стихи, загадки, игровые упражнения со звуками и буквами, что делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами обучения. Работа по программе проводится достаточно интенсивно: на каждом занятии дети знакомятся с новым материалом, узнают новые понятия. При этом информация не преподносится им в готовом виде, а добывается путём использования педагогом проблемно – поискового метода (ответы на вопросы, самостоятельные рассуждения детей, совместный поиск решения проблемы). Следовательно, усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и фактор умственного развития, овладения мыслительными операциями. При работе по знакомству со звуком реализуются такие разделы программы, как «Развитие фонематического слуха, представлений», «Развитие звуко – буквенного анализа. Чтение», «Работа по формированию слогового и лексико– синтаксического анализа и синтеза». При работе по знакомству с буквой реализуются такие разделы программы «Развитие звуко – буквенного анализа. Чтение», «Работа по формированию слогового и лексико – синтаксического анализа и синтеза», «Развитие графических умений», «Профилактика дисграфии». (см. приложение2,3). На первом году обучения работа с детьми проводится с цикличностью: «Знакомство со звуком» - 1 занятие, «Знакомство с буквой» - 2 занятия (№1, №2). - 15 - 1 год обучения (старшая группа). |
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана... Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении... |
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у... Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса... Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи... |
Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,... «Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков... |
||
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана... Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,... |
||
Лор-заболевания у детей. Заболевания носо-и ротоглотки у детей Профилактика... Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста |
Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию... Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная... |
||
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться... |
Приложение 1 Мониторинг знаний и умений детей старшего и подготовительного... Имеет представление о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада |
||
Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями... Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста |
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией |
||
Рабочая программа «открой себя» /для детей старшего дошкольного возраста... Разработала: воспитатель группы компенсирующей направленности Кулагина Светлана Владимировна |
Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для... «Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский... |
||
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы... Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности... |
Поиск |