Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста»


Скачать 290.73 Kb.
Название Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста»
страница 1/2
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2
Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 56
«Утверждено»

Заведующим МАДОУ №56

___________ О.А. Горленко

на педсовете №

от « ____» ____________ 2014 г.

протокол №
Старший воспитатель МАДОУ № 56

_____________ Н. В. Безрукова

Образовательная программа

познавательно – речевой направленности:

«Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста»

(дополнительные образовательные услуги)
Срок реализации: 2 учебных года

Составитель:

Каукянова Елена Викторовна,

учитель – логопед

Томск 2014

Содержание:


  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

3 стр.

  • актуальность

3 стр.

  • новизна

5 стр.

  • понятийный аппарат программы

6 стр.

  • цель и задачи

8 стр.

  1. Ожидаемые результаты

8 стр.

  • Система мониторинга. Показатели результативности

9 стр.

  • Критерии оценки

9 стр.

  1. Содержательный раздел 10 стр.

1.Учебно – тематический план

  1. стр.

2.Содержание программы

  1. стр.

3.Работа с родителями

13 стр.

4.Методическое обеспечение

14 стр.

  1. Организационный раздел 17 стр.

  1. Условия реализации программы

17 стр.

  1. Список литературы

20 стр.

  1. Приложения:

22 стр.

  • Приложение 1 (описание диагностических заданий)

22 – 24 стр.

  • Приложение 2 (календарно – тематический план, 1 год обучения)

25 - 44 стр.

  • Приложение 3 (календарно – тематический план, 2 год обучения)

45 – 65 стр.


- 3-

I . Целевой раздел
1.Пояснительная записка.
Актуальность программы.
С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Эта проблема одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение и письмо являются средством дальнейшего получения знаний обучающимися.

По данным И.Н. Садовниковой, в результате обследования речи у учеников начальных классов общеобразовательной школы было обнаружено, что большее количество детей (45, 7%) страдает нарушениями письма при нормальном интеллекте, слухе , без выраженных аффективных расстройств. Также получен высокий процент школьников, имеющих нарушения устной речи и процесса чтения (42, 5 %). Статистические данные свидетельствуют о том, что существует потребность начала обучения чтению и элементарным навыкам письма ещё на этапе дошкольного обучения. Это обеспечило бы возможность более длительного и тщательного усвоения детьми сложного процесса осознания звуковой стороны речи, а также перевода графического изображения – буквы в обозначаемый ей звук и наоборот.

Немаловажным является и тот факт, что с поступлением ребёнка в школу к нему предъявляются новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребовано умение читать, особенно при поступлении в гимназии. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Именно востребованность данного умения и явилась поводом к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками.
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 56 осуществляет

образовательную деятельность в соответствии с требованиями примерной программы дошкольного образования «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.). Проанализировав задачи и содержание деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие»,

касающиеся подготовки детей к обучению грамоте, а также примерную сетку непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах, можно сделать вывод, что времени, выделенного на освоение такого сложного для дошкольника процесса, определено явно недостаточно ( одна образовательная ситуация в две недели).
- 4 –
Также хочется отметить, что программа «Детство» предполагает подготовку к обучению грамоте и само обучение грамоте выстраивать, основываясь на звукобуквенном аналитико – синтетическом методе обучения, разработанным Д.Б.Элькониным и доработанным Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста (методическое пособие «Обучение грамоте в детском саду»). Этот метод является традиционным и давно зарекомендовавшим себя как надёжный и успешный способ обучения грамоте. Но следует помнить, что обучение по данной методике предполагает наличие достаточно высокого уровня психофизиологических и речевых возможностей детей, а также наличие осознанного, высокопроизвольного уровня деятельности. Прежде, чем осваивать значения букв, ребёнок должен осознать звуковую сторону речи, не смешивать звучащее слово с тем, что оно обозначает. Нередко для ребенка такие требования оказываются чрезмерными и познание, изначально способное приносить удовольствие, становится тяжким и утомляющим. К тому же по мере того, как ребенок осваивает буквы и слоги, которыми он пока не умеет пользоваться так, чтобы узнавать в них какой-то смысл, пройдет немало времени. Следовательно, данный метод обучения подходит не для всех детей в полной мере и существует необходимость комбинирования его с приёмами других методик.
Так, методика полуглобального чтения, предлагаемая одним из корифеев отечественной логопедии А.Н. Корневым в программе «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» основана на усвоении и познании слогов как целостных единиц. А.Н.Гвоздев считал, что слог должен быть исходной единицей не только для чтения, но и письма. Он также указывал, что сочетание «согласный плюс гласный» как при письме так и при чтении представляет целый элемент, в котором согласный и гласный звуки неотделимы друг от друга, их можно произносить и писать только слитно Крайне важно, что при обучении послоговым методом исчезает необходимость в осознании правил слогослияния, что представляет собой наибольшую трудность для любого ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что для одних детей наилучшим является слуховой аналитико-синтетический метод, но труден метод зрительного запоминания. Для других, наоборот, полуглобальный метод с опорой на зрительный анализатор предпочтительнее, а аналитико-синтетический – нежелателен. Для того, чтобы дети с разными образовательными потребностями успешно осваивали грамоту была разработана данная модифицированная программа, основанная на сочетании признаков как

аналитического, так и полуглобального методов, благодаря чему становится возможной опора одновременно на сукцессивное и на симультанное восприятие дошкольников.


- 5 -
Новизна
Модификация программы состоит в комбинировании приёмов двух разных методов:

  1. Фонемно-графический аналитико-синтетический метод (содержание работы, предложенное Т.Б.Филичевой, Л.Е. Журовой и др.);

  2. Полуглобальный метод (приёмы, предложенные А.Н. Корневым).


В соответствии с этим возникают изменения в содержании работы, отличающие данную программу от аналогичных:

  1. Использование слоговых таблиц, составленных из слоговых карточек. Такая таблица легко трансформируется: меняется взаиморасположение, количество слогов в ней, что даёт возможность запомнить не конкретную таблицу, а слоги. В одну и ту же таблицу должны входить как прямые, так и обратные с данным согласным. Исключение составляют парные звонкие согласные. Обратные слоги с ними в таблицу не включаются, так как в конечной позиции они оглушаются. При работе с таблицей детям предлагается по очереди отыскивать в таблице слоги, названные педагогом. Они отыскивают их, показывают и называют. Обязательно детям даётся следующая установка «Отыщи как можно быстрее!» При попытке отыскать быстро дети стараются схватить общий графический облик слова. При повторных упражнениях с таблицей связь графических и фонетических слогов прочно усваивается и постепенно автоматизируется.




  1. Знакомясь с первой согласной буквой, дети сразу знакомятся со всеми двубуквенными графическими слогами, которые могут быть образованы с этой буквой и уже пройденными гласными и их фонетическими эквивалентами. При этом традиционные приёмы формирования слияния слога из букв при этом не используются. Иначе говоря, познакомив с новой буквой, педагог демонстрирует детям чтение всего списка слогов с новой буквой. Дети по очереди

(не хором) повторяют, «читают» вслед за воспитателем каждый показанный и озвученный слог.


  1. Предложение заданий, направленных на профилактику дисграфии

(закрепление образа буквы). Чтобы запомнить букву, детям нужно

как можно больше действовать с ней, а не просто видеть

изображение.

- 6 -
Понятийный аппарат программы:

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь

частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. 

Фонематический анализ - расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности

Фонематический синтез - сочетания звуковых элементов в единое целое.

Фонематические представления - способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений (устойчивые представления о звуках речи или фонемах).

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Полуглобальное чтение (механизм):

  • зрительный центр воспринимает не отдельные буквы, а целые слоги;

  • инициатор обрабатывает их и передает двигательному центру;

  • двигательный центр отвечает за последовательное артикулирование – происходит озвучивание слова по слогам;

  • определитель распознает звуковой образ слова, отсылает его в правое полушарие;

  • происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.

Аналитико – синтетическое чтение (механизм):

 зрительный центр воспринимает буквы;

 анализатор распознает графемы и соотносит их с фонемами;

 инициатор объединяет фонемы в слияния и слоги и инициирует их проговаривание двигательным центром;

 двигательный центр отвечает за артикулирование – происходит озвучивание слова;

 определитель распознает зрительный и звуковой образы слова, отсылает его в правое полушарие; происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.

- 7 -

Комбинирование- равноценное взаимопроникающее применение модифицированных и логично увязанных методов обучения чтению. При этом приоритетным мы считали слоговой метод, поскольку в его принципах отчетливо проявляется возможность комбинирования, сочетания элементов
аналитического (присутствует слоговой анализ) и глобального методов (опора в большей степени на симультанное восприятие).
Сукцессивные функции-это операции различения, запоминания, воспроизведения временных и пространственных последовательностей,

вербальных стимулов, действий, звуковых ритмов, изображений, предъявляемых в определенной последовательности.

Симультанные функции — это единомоментное восприятие информации , всего образа целиком. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии.

Зрительно – моторная координация - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза.

Графические умения – сложный комплекс, включающий формирование зрительно – моторной координации, восприятия, фигуро – фоновых отношений, положения в пространстве.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования приоритетной в реализации программы «Профилактика нарушений чтения у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста» является образовательная область «Речевое развитие».
Цель программы: развитие способностей и интереса к чтению с помощью комбинирования методик слухового аналитико – синтетического и зрительного полуглобального обучения.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Развивать восприятие звуков родной речи и произношения.

2.Способствовать освоению операций звуко – буквенного, слогового анализа и синтеза, а также анализа предложения.

3.Создавать условия для глобального запоминания слогов.

4.Осуществлять профилактику дисграфии и дислексии.

5.Способствовать развитию графических умений и зрительно – моторной координации.

6.Работать над пониманием прочитанного.
Интеграция приоритетной образовательной области с другими образовательными областями позволяет решить ещё ряд важных задач.

Так, в интеграция образовательных областей «Речевое развитие» /

«Познавательное развитие» находят решение следующие задачи:

- 8 -

1.Построить работу по освоению процесса чтения, опираясь как на сукцессивное, так и на симультанное восприятие дошкольников.

2. Развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

3. Реализовать полисенсорную основу при формировании процесса чтения, то есть учитывать необходимость взаимодействия различных анализаторов.

4. Формировать мотивацию и познавательный интерес к процессу чтения.

5. Развивать ориентировку на плоскости.

6. Познакомить с моделированием (условные цветовые обозначения звуков, графическое изображение слова, условные обозначения для записи предложения, схемы, символы).
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» /

«Физическое развитие». Задачи:
1.Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

2. Развивать умение координировать речь и движение.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» /

«Социально – коммуникативное развитие». Задачи:
1.Способствовать становлению становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственной деятельности (умение следовать полученной инструкции, , вступать в обсуждения, обращаться за

помощью).

2. Формировать готовность к совместной деятельности с коллективом сверстников.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения - старшая группа (дети 5 – 6 лет). Второй год обучения – подготовительная группа (дети 6 – 7 лет).

Объём учебной нагрузки:

Основной формой работы является фронтальное обучающее занятие

(состав группы в среднем 8 - 10 человек).

Занятия по обучению чтению и элементарным навыкам письма проводятся 2 раза в неделю с 15 сентября по апрель(включительно). Продолжительность одного занятия 25 – 30 минут.
2. Ожидаемые результаты.

Итогом освоения данной программы станет сформированность у детей следующих умений:
- 9 -

1.Умеет ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка;

2. Владеет процессом слитного послогового чтения;

3. Понимает прочитанное;

4. Умеет ориентироваться в тетради в клетку и в линейку.

5. Умеет писать (печатать) буквы русского алфавита и различные графические элементы.

6. Проявляет любознательность, интереса к чтению.
Механизм отслеживания результативности: проведение диагностического обследования (второй год обучения, начало и конец учебного года) , педагогическое наблюдение , беседы с родителями, педагогами ДОУ.
Система мониторинга. Показатели результативности.

С целью выявления детей 6-7 лет (2 год обучения) с несформированными предпосылками к овладению чтением и письмом для оптимизации работы (формирования подгрупп для занятий) изучается состояние речевых и неречевых психических функций и процессов, лежащих в основе письма и чтения. В соответствии с возрастом детей специально подобранные задания предъявляются в игровой форме и группируются по следующим показателям:

  1. Звукослоговая структура слов (методика Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А., Чиркиной Г. В);

  2. фонематические процессы (методика Н. И.Дьяковой);

  3. лексико – синтаксический анализ (методика Р.И. Лалаевой);

  4. зрительный гнозис, пространственные представления (методика А.Н. Корнева, проба Хэда);

  5. графические умения (методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»);

  6. речеслуховая память и внимание (методика А.Р. Лурия

«Заучивание десяти слов»).
Описание диагностических заданий представлено в приложении 1.

В соответствии с результатами обследования дети были отнесены к одной из четырёх групп:

1 группа - с отсутствием риска возникновения дисграфий.

Дети этой группы контактны, активны, самостоятельны в выполнении заданий, имеют стойкий интерес к игровой деятельности, положительную мотивацию. Владеют различными формами общения со сверстниками и взрослыми. У них сформировано элементарное осознание явлений языка и речи (различение понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», « буква»), достаточно легко ориентируются звуко – буквенной системе родного языка.

2 группа - с минимальной степенью риска возникновения дисграфий.
- 10 -

В эту группу входят менее активные дети с недостаточно устойчивым интересом и вниманием. В большинстве случаев основные трудности

касаются показателей, отражающих состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза.

3 группа - с выраженной степенью риска возникновения дисграфий.

Дети этой группы могут быть контактными, но недостаточно активными, со сниженными интересом и вниманием, отвлекаемостью. Они часто осознают свой дефект, активно стараются его преодолеть, но иногда у них отмечается выраженная степень фиксации внимания на речевой недостаточности. В большинстве случаев их трудности проявляются в состоянии языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукопроизношения, словесного мышления. Затруднения при ориентировке в пространстве, на листе бумаги, недостаточное развитие графических навыков.

4 группа - с абсолютной степенью риска возникновения дисграфий.

Для этой категории детей, несформированность фонематического восприятия, анализа и синтеза. При выделении начального звука дети способны определить лишь первый ударный гласный слова. Также нарушено выделение звука на фоне слова, определение количества звуков в слове, затруднён фонематический синтез. В некоторых случаях сформирован анализ беспредложно-падежных конструкций, состоящих из 2-3-х слов. Анализ более сложных предложений вызывает затруднения. У большинства детей этой группы нарушена слоговая структура четырехсложных слов со стечением согласных. Дети этой группы не читающие. Многие дети испытывают трудности при выполнении заданий на ориентировку на листе бумаги, в пространстве, в выполнении проб Хэда. У некоторых из них наблюдается недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Это проявляется в затруднении узнавании контуров наложенных друг на друга предметов, недорисованных частей предмета. Отличительной особенностью этих детей является низкий уровень слухового внимания, долгосрочной и краткосрочной памяти.

В эту группу входят дети с общим недоразвитием речи 3-го уровня, фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, лексико-грамматическим недоразвитием речи.

II.содержательный раздел.

Учебно – тематический первого года обучения (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Общее количество часов

1.

Неречевые звуки

2

2.

Звучащее слово

2

3.

Знакомство со звуком

17

4.

Знакомство с буквой, дифференциация букв

33

5.

Дифференциация звуков

1

6.

Дифференциация букв

3

Итого: 58 часов
- 11 –
Учебно – тематический второго года обучения (2 часа в неделю)


№ п/п

Тема

Общее количество часов

1.

Неречевые звуки

1

2.

Речевые звуки

1

3.

Звучащее слово

2

4.

Предложение

2

5.

Знакомство со звуком

20

6.

Знакомство с буквой, дифференциация букв

26

7.

Дифференциация звуков

6


Итого: 58 часов
Содержание программы состоит из 5 разделов:
1.Развитие фонематического слуха, представлений.

2.Развитие звуко – буквенного анализа. Чтение.

3. Формирование умения осуществлять операции слогового и лексико – синтаксического анализа и синтеза

4.Развитие графических умений.

5. Профилактика дисграфии.


№ п/п

Наименование разделов

Содержание работы


1


Развитие фонематического слуха, представлений.

-Выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

-Определение твёрдости – мягкости, глухости – звонкости звуков;

- Выделение на слух слов с заданным звуком из предложений, коротких текстов;

-Подбор слов, начинающихся на заданный гласный звук;

- Подбор слов с заданным согласным звуком с указанием места этого звука в слове

(начало или конец слова);

- Подбор слов с заданным звуком и определённым количеством слогов;

- Подбор слов с заданным звуком, соответствующих определённой звуковой схеме.

2

Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза. Чтение.


-Уточнение артикуляции и произношения звука;

- Определение характеристик звука;

- Определение места заданного звука в слове с опорой на картинки;

- Осуществление операций звуко-буквенного анализа и синтеза;

- Чтение слогов с изучаемой буквой по слоговым таблицам;

-Нахождение в слоговой таблице слогов с изучаемой буквой;

- Составление слов из изученных слогов и их чтение;

Чтение небольших (2 – 3 слова) предложений.

3

Формирование умения осуществлять операции слогового и лексико – синтаксического анализа и синтеза


- Определение количества и последовательности слогов в словах;

- Обозначение последовательности и количества слогов на схеме;

- Составление предложений из 3 – 5 слов (по картинке, с заданным словом ) без предлогов и с предлогами;

- Анализ и запись предложений условными обозначениями.

4

Развитие графических умений

- Штриховка или обведение рисунков по пунктирным линиям и раскрашивание;

- Обведение и дорисовывание контуров предметов, расположенных в рабочей строке;

- Обведение буквы по контуру в пределах рабочей строки;

- Печатание буквы, слогов, слов по опорным точкам и самостоятельно в пределах рабочей строки;

- Раскрашивание, штриховка изучаемой буквы;

- Печатание её в клетках.

- Работа над различными графическими элементами.


5

Профилактика дисграфии

- Рассматривание буквы, сравнение её с предметами окружающей действительности.

- Выделение элементов, из которых состоит буква.

-Моделирование изучаемой буквы из различного материала

(выкладывание из счётных палочек, фасоли, гороха, лепка из пластилина).

- Нахождение изучаемой буквы таблице других букв и знаков, не являющихся буквами.

- Нахождение изучаемой буквы, написанной разными шрифтами среди других букв.

- Нахождение изучаемой буквы среди сходных букв.

- Нахождение изучаемой буквы среди букв, перечёркнутых различными способами.

- Нахождение изучаемой буквы, написанной неправильно (зеркально) среди других букв и зачёркивание её.

- Дописывание недостающих элементов буквы.



Подробное календарно – тематическое планирование занятий представлено в приложении 2 (1 год обучения) и приложении 3

( 2 год обучения).

и

Работа с родителями в рамках данной программы осуществляется через беседы, индивидуальные консультации (по мере необходимости), открытые мероприятия.

План мероприятий с родителями


Мероприятия

Сроки проведения


(1 год обучения)


- Обучающая игра с родителями: «Эти загадочные звуки и буквы».

- Выставка дидактических игр со звуками и дидактических пособий с буквами.

- Создание родителями красочных ребусов, шарад для детей.

Декабрь

Открытое занятие для родителей «Наши успехи»

Апрель


(2 год обучения)

Тема: «Я – маленький читатель!»

- Консультация для родителей: «Что сделать для того, чтобы ребенок хотел читать. Советы родителям.».

- Практическое занятие: «Мы читаем».

- Составление кроссворда родителями детям «Угадай-ка».

Декабрь

Итоговое занятие – развлечение с участием родителей

Апрель

- 14 -
Методическое обеспечение программы
Основными методами и технологиями, применяемыми на занятиях являются:

  1. Проблемно – поисковый метод.

  2. Игровой метод.

  3. Метод графического моделирования;

  4. Словесный метод;

  5. Практический метод;

  6. Наглядный метод;

  7. Здоровьесберегающие технологии;

  8. Информационно – компьютерные технологии.


Программа разработана с учётом ведущих видов деятельности дошкольников – общения , игровой и познавательно - исследовательской. Чтобы занятия не превращались в монотонные уроки чтения, ребёнка включают в интересную игру. Детям предлагаются весёлые стихи,

загадки, игровые упражнения со звуками и буквами, что делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами обучения.

Работа по программе проводится достаточно интенсивно: на каждом занятии дети знакомятся с новым материалом, узнают новые понятия. При этом информация не преподносится им в готовом виде, а добывается путём использования педагогом проблемно – поискового метода (ответы на вопросы, самостоятельные рассуждения детей, совместный поиск решения проблемы). Следовательно, усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и фактор умственного развития, овладения мыслительными операциями.

При работе по знакомству со звуком реализуются такие разделы программы, как «Развитие фонематического слуха, представлений», «Развитие

звуко – буквенного анализа. Чтение», «Работа по формированию

слогового и лексико– синтаксического анализа и синтеза».

При работе по знакомству с буквой реализуются такие разделы программы «Развитие звуко – буквенного анализа. Чтение», «Работа по формированию слогового и лексико – синтаксического анализа и синтеза», «Развитие графических умений», «Профилактика дисграфии».

(см. приложение2,3).
На первом году обучения работа с детьми проводится с цикличностью:

«Знакомство со звуком» - 1 занятие, «Знакомство с буквой» - 2 занятия (№1, №2).

- 15 -

1 год обучения (старшая группа).

  1   2

Похожие:

Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у...
Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса...
Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,...
«Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана...
Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Лор-заболевания у детей. Заболевания носо-и ротоглотки у детей Профилактика...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию...
Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи
Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Приложение 1 Мониторинг знаний и умений детей старшего и подготовительного...
Имеет представление о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Рабочая программа «открой себя» /для детей старшего дошкольного возраста...
Разработала: воспитатель группы компенсирующей направленности Кулагина Светлана Владимировна
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для...
«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский...
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск