Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени»


Скачать 0.92 Mb.
Название Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени»
страница 1/4
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (I полугодие)

Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), №1599 от 19.12.2014г.

  3. Положение об организации логопедической работы в КОУ ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2».

  4. Программы обучения письму и развитию речи во 2-х классах (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013).

Цель, задачи

Цель программы: восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, обеспечение речевой базы для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка, развития коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия (формирование слухо-произносительных дифференцировок звонких - глухих, мягких - твердых согласных).

  2. Коррекция дефектов звукопроизношения с учетом характера и степени выраженности нарушений. Развитие активного произвольного внимания к звукам речи.

  3. Автоматизация навыков элементарного звукового анализа слов. Формирование сложных форм фонематического анализа слов из 3-5 звуков.

  4. Формирование языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения.

  5. Уточнение, обогащение и активизация словаря (номинативного и предикативного). Формирование семантических полей.

  6. Развитие грамматического строя речи (структуры простого предложения из 2-4 слов, навыков словоизменения и словообразования, диалогической речи).

  7. Развитие навыков правильного и осознанного слогового чтения.

При проведении занятий осуществляется комплексная работа по решению коррекционно – воспитательных задач:

  1. Повышение речевой мотивации.

  2. Развитие коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия в соответствии с инструкцией;

  • умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • умения осуществлять элементарный самоконтроль (работа с образцами),

  • умения адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных учебной деятельности:

  • отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • обращаться к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  • отвечать 1-2 фразами по итогам учебной работы.

  1. Развитие зрительного гнозиса (предметного и буквенного), зрительно - пространственного анализа и синтеза, пространственного восприятия и представлений, пространственной ориентировки, дифференциации правых и левых частей тела. Закрепление речевых обозначений зрительно – пространственных отношений.

  2. Развитие артикуляторной моторики, правильного речевого дыхания и голоса.

  3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

  4. Развитие психологической базы речи:

  • слухового и зрительного восприятия;

  • устойчивого произвольного слухового и зрительного внимания;

  • расширение объёма зрительной и слуховой памяти;

  • развитие мыслительных операций (элементарного анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

  1. Воспитание критического отношения к нарушениям собственной речи.

  2. Развитие коммуникативных навыков.

  3. Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Общая характеристика и содержание программы

Основной целью школы для обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Правильная речь школьника – средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности речи (произношения, словарного запаса, грамматического строя). Системное недоразвитие речи средней степени приводит к нарушениям чтения и письма, препятствует формированию полноценной учебной деятельности школьников.

С учетом характера нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью программа предусматривает логопедическое воздействие над речевой системой в целом, т.е. коррекцию нарушений фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны.

Для разработки программы использовались методики Р. И. Лалаевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Е.В. Мазановой, В.К. Воробьевой.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами (практическими, наглядными, словесными) и приемами. На всех этапах коррекционной работы широко используются практические методы: упражнения (подражательно-исполнительские и конструктивные), игры, моделирование.

Подражательно – исполнительские упражнения выполняются в соответствии с образцом. При выполнении упражнения практического характера (дыхательных, голосовых, артикуляторных) на начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторении наглядный показ заменяется словесным обозначением. Для закрепления навыков используются конструктивные упражнения, предполагающие дополнения или изменения, которые необходимо внести в готовый речевой материал. Предусмотрено выполнение фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических и синтаксических упражнений.

На всех этапах применяются приемы моделирования (структуры предложения, слогового и звукового состава слова), при формировании словообразовательных навыков - приемы моделирования на основе материализованных опор. Программа предусматривает использование игр (дидактических, подвижных, творческих, драматизаций), а также компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами.

Работа по развитию каждого из речевых навыков основывается на принципе поэтапного формирования умственных действий:

1) материализация действий с опорой на вспомогательные средства, 2) выполнение в речевом плане, 3) выполнение в умственном плане.

Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков, предусматривает применение: физминуток, упражнений для профилактики нарушений зрения (элементы методик Э.С. Аветисова, Г.А. Шичко, Бейтца), осанки, кинезиологических упражнений (Л.В. Сиротюк), упражнений по развитию правильного физиологического и речевого дыхания и голоса, артикуляторной и ручной гимнастики, логоритмических упражнений, упражнений биоэнергопластики (А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко), релаксационных упражнений.

Межпредметные связи. Программа разработана с учетом адаптированной образовательной программы обучения письму и развитию речи во 2 классе. Усвоенные грамматические конструкции обеспечивают обучающимся базу для организации связного высказывания на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Правильные речевые навыки младших школьников, формируемые на логопедических занятиях, автоматизируются в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Логопедическая работа с обучающимися осуществляется по этапам. Задачи логопедических занятий каждого этапа определяют содержание и приёмы коррекционно – развивающего обучения.

I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Задачи:

  • Коррекция дефектов произношения (постановка и автоматизация звуков путём использования специальных логопедических приёмов в индивидуальной и фронтальной работе) и просодики.

  • Воспитание активного произвольного внимания к звукам речи.

  • Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем).

  • Формирование сложных форм фонематического анализа слов простой структуры, слогового анализа и синтеза слов.

Фонетико-фонематические нарушения у школьников приводят к затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. На первом этапе целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие слуховых и кинестетических дифференцировок, на формирование первоначальных фонетических обобщений. Работа по дифференциации смешиваемых звуков осуществляется с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения. Для использования кинестезий необходима предварительная работа по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения органов артикуляции (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в тесной связи с развитием навыков звукового анализа и синтеза слов, способствующих совершенствованию звукопроизносительной дифференциации. В планировании работы с обучающимися отражено основное содержание и сроки I этапа.

Изучение тем на логопедических занятиях предваряет их изучение на уроках русского языка в данном классе. Таким образом, устранение пробелов в формировании практического уровня усвоения языка способствует подготовке школьников к овладению знаниями о языковых явлениях в рамках программы по русскому языку.

В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся носят системный характер, логопедическое воздействие направляется на речевую систему в целом. При коррекции звуковой стороны речи на I этапе, автоматизация и дифференциация звуков проводится на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования.

Определение последовательности отработки структурных моделей словоформ и слов осуществлено с учётом закономерностей их формирования в онтогенезе. Формирование навыков словоизменения - при определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывался комплекс таких факторов как: продуктивность флексий, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные), ударное или безударное положение флексии. В процессе формирования навыков словообразования сначала изучаются модели образования слов без изменения звуковой структуры корня производного слова, а затем с изменениями. Слова с более продуктивными суффиксами отрабатываются ранее слов с менее продуктивными.

Несмотря на то, что для коррекции связной речи отведён отдельный, III этап обучения, работа по её развитию проводится, начиная с первых занятий. Цель данной работы – подготовка учащихся к свободному учебному высказыванию. Необходимо учить детей пользоваться средствами языка в условиях учебной работы (формирование умений отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, составлять высказывание с использованием усвоенной терминологии, комментировать последовательность выполнения задания). Таким образом, все этапы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на I этапе подготавливает учащихся к изучению более сложного материала на II – III этапах.

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей учащихся с нарушением интеллекта. Новые, более сложные задания даются на простом речевом материале, а по мере автоматизации умственного действия обучающимся предлагается его выполнение на более сложном речевом материале.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку и автоматизацию, раз­витие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Для коррекции нарушений звукопроизношения, обусловленных дизартрией, применяется традиционный логопедический массаж, зондовый массаж Е.В.Новиковой, гимнастика артикуляционно - резонаторного аппарата, осуществляется работа по развитию просодических компонентов речи, правильного физиологического и речевого дыхания, голоса. Внимание обучающихся обращается на основные элементы арти­куляции звуков в период первоначальной постановки. Частные приемы коррекции определяются и детализируют­ся в зависимости от состояния строения и моторики артику­ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос­ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально (в соответствии с речевыми особенностями каждого обучающегося), осуществляется по индивидуальным перспективным планам.

Материал для автоматизации правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он способствовал расширению и уточнению словаря, формированию формообразовательных, словообразовательных навыков и умения правильно строить предло­жения, развитию связной речи.

На индивидуальных занятиях проводится работа:

  • активизация и выработка дифференцированных дви­жений органов артикуляционного аппарата;

  • подготовка артикуляционной базы для постановки звуков;

  • коррекция просодической стороны речи;

  • постановка звуков и их автоматизации (на материале упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия, развитию лексико – грамматического строя речи).

Формы работы: групповые занятия и индивидуальные занятия
Характеристика обучающихся с СНР средней степени

(стартовые возможности)

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Речевые навыки находятся в стадии автоматизации. Обучающиеся умеют работать по поэтапной инструкции. При затруднениях способны самостоятельно выполнять задания по образцу, продуктивно использовать помощь педагога.

Темп формирования и автоматизации речевых навыков замедлен. При выполнении упражнений необходимы: повторение инструкции, повторный показ образца действий, опора на вспомогательные средства, пооперационный контроль, направляющая помощь педагога.

Понимание речи

Обращенную речь понимают. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Обращенную речь понимают на уровне обиходно – бытовой тематики.

фонетико-фонематический строй речи

Полиморфное (реже – мономорфное) нарушение звукопроизношения, поставленные звуки в стадии автоматизации. Отмечаются искажения звукослоговой структуры многосложных слов (в основном, упрощение слогов).

Фонематическое восприятие развито недостаточно, затрудняются в дифференциации оппозиционных звуков на уровне слова (или предложения).

Действия элементарного звукового анализа (определение первого и последнего звука, места звука в слове: начало, середина, конец) слов осуществляют с опорой на собственное проговаривание. Допускают ошибки в определении последовательности и количества звуков в словах из 3-5 букв (выполняют действия с опорой на вспомогательные средства).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, затруднена автоматизация звуков в словах (недостаточен контроль собственной речи). Отмечаются искажения звукослоговой структуры многосложных слов, наблюдаются сокращение количества, упрощение, уподобления слогов).

Отмечается недоразвитие фонематического восприятия, затруднено формирование дифференциации оппозиционных звуков (необходима помощь педагога в осуществлении зрительного, кинестетического, тактильно-вибрационного контроля).

Выделяют первый гласный и согласный звук в слове. Допускают ошибки при определении последнего звука, в определении места звука в слове (при его положении в середине и конце), необходима опора на вспомогательные средства или интонированное произнесение слова учителем-логопедом.

лексико-грамматический строй речи

Отмечается бедность словарного запаса, трудность актуализации словаря.

В активном словаре (в основном) существительные с конкретным значением, небольшое количество приставочных глаголов, прилагательных (обозначающих основные цвета, величину, вкус). Знают 6-8 обобщающих слов. Наблюдаются замены слов (на основе замещения названия предмета внешне сходным, сходного назначения, ситуационной связи друг с другом).

В спонтанной речи употребляют недостаточно распространенные фразы наблюдаются нарушения структуры (фрагментарность), стереотипность.

Затрудняются в построении предложно-падежных конструкций существительных, допускают небольшое количество ошибок в употреблении беспредложных падежных форм.

Словообразовательные навыки развиты недостаточно. Наряду с правильным образованием слов (уменьшительно-ласкательной формы существительных, названий детенышей животных) допускают ошибки.

Умеет участвовать в диалоге, ответы недостаточно распространенные. Затрудняются самостоятельно задавать вопросы. Пересказ затруднен. При составлении рассказа по серии сюжетных картин развертывание сюжета заменяет перечислением отдельных элементов ситуации.

Словарный запас ограничен обиходно – бытовой тематикой. Употребляют в речи существительные с конкретным значением, бесприставочные глаголы, прилагательные, обозначающие основные цвета. Наблюдаются многочисленные замены слов (на основе замещения названия предмета внешне сходным, сходного назначения, Наблюдаются многочисленные замены слов (на основе замещения названия предмета внешне сходным, сходного назначения, ситуационной связи друг с другом, перифраз).

В спонтанной речи употребляют фразы из 2-3 слов, наблюдаются многочисленные искажения структуры предложений (нарушения порядка слов, пропуски главных членов предложения).

Допускают искажения окончаний в употреблении беспредложных падежных форм существительных в единственном числе, при согласовании прилагательных и глаголов с существительными в роде.

Словообразовательные возможности ограничены. Образуют слова только по образцу с направляющей помощью педагога.


На вопросы отвечают чаще односложно.

Умение задавать вопросы не сформировано.
Пересказ отсутствует. При составлении рассказа по серии сюжетных картин развертывание сюжета заменяют перечислением изображенных предметов.

чтение, письмо

Чтение слоговое. Смысл прочитанных предложений понимают, правильно соотносят с сюжетными картинками. При чтении допускают замены слов сходными по буквенному составу словами, перестановки букв, пропуски согласных при их стечении.

Зрительный образ рукописных букв сформирован, умеют списывать с печатного текста.

Пишут под диктовку слова из 3-5 звуков. Отмечаются пропуски и замены букв, слияния слогов, слов.

Формирование навыков слогового чтения затруднено.

Чтение слоговое + побуквенное, у некоторых обучающихся – побуквенное. Понимание смысла прочитанных слов затруднено.

Наблюдаются грубые искажения звуко-слоговой структуры слов: перестановки и замены звуков, добавление гласного между двумя согласными при их стечении, замены слова асемантическим звукосочетанием, замены слова сходным по буквенному составу словом, замены графически сходных букв.

Зрительный образ рукописных букв сформирован недостаточно, при списывании с печатного текста допускают замены рукописных букв печатными. Навыки письма под диктовку не сформированы. Составляют слова из 3 -4 звуков с помощью многократного интонированного проговаривания слов педагогом.


Планируемые результаты (первое полугодие):

Личностные

Реализация программы позволяет обучающимся:

  • сформировать положительное отношение к логопедическим занятиям, понимание их необходимости для успешности в учебной деятельности;

  • корректировать нарушения речи, препятствующие развитию коммуникабельности, успешности в обучении;

  • сформировать способность к ретроспективной самооценке своей работы на основе одного-двух предлагаемых критериев;

  • овладевать навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • научиться соблюдать речевой этикет при общении на занятиях;

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни;




  • повысить уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий.

Предметные

В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать звонкие и глухие согласные;

  • различать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных буквами и, я;

  • осуществлять фонематический анализ слов простой структуры, слоговой анализ слов (односложных, двухсложных, трехсложных);

  • употреблять в речи существительные с конкретным и обобщающим значением по изученным лексическим темам, наиболее употребительные глаголы;

  • образовывать форму множественного числа существительных;

  • правильно употреблять в речи падежные формы существительных в единственном числе (без изменения звуковой структуры основы);

  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу и самостоятельно;

  • составлять простые предложения из 2-3 слов (по вопросу, картинке, на заданную тему);

  • читать плавно по слогам короткие тексты (с сокращением количества ошибок).

  • писать под диктовку слова простой структуры с глухими и звонкими согласными.

Уровни овладения предметными результатами:


Достаточный уровень

Минимальный уровень

фонетико-фонематический строй речи

  • различать гласные и согласные звуки.

  • различать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные;

  • осуществлять звуковой анализ слов из 3-4 звуков без стечения согласных – в умственном плане, слов из 5-6 звуков со стечением согласных – с опорой на проговаривание;

  • определять количество слогов в 1,2,3

сложных словах со стечением согласных;

  • автоматизировать поставленные звуки на уровне фразы, в речи;




  • различать гласные и согласные звуки с опорой на проговаривание;

  • различать звонкие и глухие согласные (изолированные, в начале слова);

  • различать твердые и мягкие звуки с опорой на утрированную артикуляцию;

  • выполнять элементарный звуковой анализ слов с опорой на проговаривание; осуществлять звуковой анализ слов из 3-4 звуков с опорой на вспомогательные средства;

  • определять количество слогов в словах с опорой на вспомогательные средства;

  • автоматизировать поставленные звуки на уровне слова;

лексико-грамматический строй речи

  • образовывать форму множественного числа существительных с окончаниями

-ы, -и, -а;

  • правильно употреблять в речи падежные формы существительных в единственном числе (без изменения звуковой структуры основы);

  • правильно согласовывать в речи прилагательные с существительными женского, мужского и среднего рода;

  • самостоятельно образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных с суффиксами -к-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ок;

  • составлять простые предложения из 2-3 слов (по вопросу, картинке);

Связная речь:

  • участвовать в беседе и театрализации;

  • правильно и точно, в соответствии с содержанием вопросов выражать свои мысли в ответах на них;

  • самостоятельно задавать вопросы;

  • образовывать форму множественного числа существительных с окончаниями -ы, -и (без изменения звукослоговой структуры основы слова);

  • правильно употреблять по образцу беспредложные падежные формы существительных в единственном числе (без изменения звуковой структуры основы);

  • правильно согласовывать в речи прилагательные с существительными женского, мужского рода (среднего рода – по образцу);

  • образовывать по образцу уменьшительно – ласкательную форму существительных;

  • составлять предложения из 2-3 слов по сюжетной картинке;

Связная речь:

  • участвовать в беседе (самостоятельно) и театрализации (с направляющей помощью педагога), давать полные ответы на вопросы;

чтение, письмо

  • читать плавно по слогам короткие тексты;

  • понимать смысл прочитанного текста;

  • писать под диктовку слова простой структуры с глухими и звонкими согласными (в сильной позиции);

  • обозначать мягкость согласных гласными и, я.




  • читать по слогам слова простой структуры, соотносить их с предметными картинками;

  • писать слоги и слова из 3-4 звуков с глухими и звонкими согласными (в сильной позиции) с опорой на тактильно – вибрационный контроль и интонированное произношение педагога;

  • обозначать мягкость согласных гласными буквами и, я при письме слогов и слов из 3-4 звуков (с предварительным анализом).


Следует отметить, что один и тот же обучающийся может овладеть минимальным уровнем сформированности фонетико-фонематического строя и достаточным уровнем развития лексико-грамматической стороны речи (или наоборот, иметь негрубое недоразвитие фонематического восприятия и значительно ограниченный словарный запас). Осуществляется учет результатов коррекционной работы по каждому из речевых параметров.

Мониторинг развития устной и письменной речи обучающихся

Программа предусматривает диагностику нарушений речи, запись образцов речи школьников в речевых картах, осуществление количественного и качественного анализа ошибок. Результаты фиксируются в индивидуальных картах «Мониторинг развития устной и письменной речи». В конце полугодия, учебного года оценивается общий уровень сформированности (сохранности) устной и письменной речи, учитывается динамика ее развития.

Уровень сформированности (%) устной речи = количество набранных баллов х k,

где k=100:максимальное количество баллов (количество параметров х 4)

Уровень сформированности письменной речи =100% - количество набранных баллов х k,

где k = 100: максимальное количество баллов (количество параметров х 4)

Путем сравнения результатов, полученных при обследовании в сентябре, декабре и мае, определяется динамика развития устной и письменной речи обучающихся в первом и втором полугодии: 0% - положительная динамика отсутствует, менее 10% - незначительная положительная динамика, 10%-20% - положительная динамика, более 20% - значительная положительная динамика.

Материально-технические условия

1) Материально-техническая база реализации коррекционного курса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к логопедическому кабинету.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет условно разделен на следующие рабочие зоны:

  • учебная зона для коррекции нарушений письменной и устной речи (доска, «Лента букв», стенд «Город звуков и букв» с игровыми наборами букв, схемы, комплекты игр на магнитах, подвижный стенд «Времена года», проектор, компьютер с ЭОР к групповым занятиям, музыкальным материалом к здоровьесберегающим комплексам);

  • зона индивидуальной работы (компьютерный стол с креслом, столик для детей с ДЦП «Лилия», компьютер с ЭОР к индивидуальным занятиям, мультимедийная продукция, тренажер БОС);

  • зона коррекции звукопроизношения (зеркало, стол, стенд «Наш веселый Язычок», говорящие игрушки, зонды для постановки звуков, альбомы и тетради по формированию и автоматизации звукопроизношения);

  • игровая зона (атрибуты для подвижных игровых упражнений, диски с песенками, мячи, лото, игрушки), стенд «Игры с буквами»;

  • методическая зона (учебно-методический и дидактический материал: альбомы и методический материал для обследования речи, наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры, опорные таблицы, перфокарты, комплексы упражнений по коррекции нарушений устной и письменной речи, словесный и наглядный материал по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, раздаточный материал для коллективной и индивидуальной работы, рабочие тетради).

  • зона релаксации, развития моторики, дыхания (диван, записи с релаксирующей музыкой и звуками природы, многофункциональный комплекс для развития двигательных функций «ДОН», зонды Е.Новиковой массажеры, пальчиковый «театр», куклы-«варежки», игры по развитию дыхания).

2) Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №26 от 10.07.2015г.

Групповые занятия – 40 минут, индивидуальные занятия – 15-20 минут.

3) Технические средства обучения.

ТСО: компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы.

В связи с инертностью образования сложных условно-рефлекторных связей для формирования речевых навыков обучающимся коррекционной школы требуется многократное повторение материала. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых упражнений, интенсифицировать работу учащихся по автоматизации сформированных речевых навыков. Программа предусматривает применение мультимедийной продукции (компьютерных игр, программно - методического комплекса по русскому языку), электронных иллюстративных приложений к занятиям, разработанных в среде программ Microsoft PowerPoint (упражнения, игры, моделирование, тесты, онлайн-альбомы), игры и упражнения на базе интерактивных модулей LearningApps.org, видеофайлы, веб-страницы.

Интернет-ресурсы:

Сайт онлайн - игр, тренажеров http://learningapps.org

Логозаврия: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Детские презентации http:// viki. rdf.ru

Мультимедийные средства дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с нарушением интеллекта.

4) Специальный дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Дидактический материал для обучающихся 2-х классов (основной):

  1. Тетради по автоматизации звуков. С.В. Бурдина, Киров, 2013.

  2. Е.В. Мазанова. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Альбом №1. М.: изд. «ГНОМ и Д», 2008

  3. З.Е. Агранович. Дидактический материал по развитию зрительного гнозиса. С-Пб., 2003

  4. Е.В. Мазанова «Упражнения по коррекции акустической дисграфии» (Альбом №1) М.: изд. «ГНОМ и Д», 2008

  5. С.В. Бурдина. Делим слова на слоги (рабочие тетради). - Киров, 2013.

  6. С.В. Бурдина. Тетради по автоматизации звуков. - Киров, 2013.

  7. С.В. Бурдина. Читаем предложения. - Киров, 2012

  8. О. А. Новиковская. Дидактический материал по развитию лексико – грамматического строя речи.- С-Пб., 2011

  9. Сборник упражнений по дифференциации согласных (сост. Е.Л. Азарина, Н-В, 2008).

  10. Предметные и сюжетные картинки, лото, дидактические игры (по всем фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим темам)

  11. Схемы и символы для языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста.

  12. Игровой материал по развитию мелкой и артикуляторной моторики, физиологического и речевого дыхания.

Компьютерные игры: «Алфавит», «Как мышонок учился читать», «Баба Яга учится читать», «Читай-ка», «Гарфилд – первоклассникам. Основы лексики».

Электронные упражнения, игры, ребусы, тренажеры по всем изучаемым темам.

Онлайн-альбомы: «Мягкие и твердые согласные» http://tverdimyagki.blogspot.ru,

«Звонкие и глухие согласные» http://zvonkigluh.blogspot.ru,

«Формирование слоговой структуры слова» http://slogovajastruktura.blogspot.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (II полугодие)

Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), №1599 от 19.12.2014г.

  3. Положение об организации логопедической работы в КОУ ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2».

  4. Программы обучения письму и развитию речи во 2-х классах (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013).

Цель, задачи

Цель программы: восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, обеспечение речевой базы для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка, развития коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия (формирование слухо-произносительных дифференцировок мягких - твердых согласных и звуков с-ш, з-ж, р-л, автоматизация умения различать звонкие – глухие согласные).

  2. Коррекция дефектов звукопроизношения с учетом характера и степени выраженности нарушений. Развитие активного произвольного внимания к звукам речи.

  3. Автоматизация навыков элементарного звукового анализа слов. Формирование сложных форм фонематического анализа слов из 3-5 звуков.

  4. Формирование языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения.

  5. Обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Формирование семантических полей.

  6. Развитие грамматического строя речи (структуры простого предложения из 2-3 слов, навыков словоизменения и словообразования, связной речи).

  7. Формирование навыков правильного слогового сознательного чтения.

При проведении занятий во втором полугодии продолжается комплексная работа по решению коррекционно – воспитательных задач:

  1. Повышение речевой мотивации.

  2. Развитие коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия в соответствии с инструкцией;

  • умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • умения осуществлять элементарный самоконтроль (работа с образцами),

  • умения адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных учебной деятельности:

  • отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • обращаться к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  • отвечать 1-2 фразами по итогам учебной работы.

  1. Развитие зрительного гнозиса (предметного и буквенного), зрительно - пространственного анализа и синтеза, пространственного восприятия и представлений, пространственной ориентировки, дифференциации правых и левых частей тела. Закрепление речевых обозначений зрительно – пространственных отношений.

  2. Развитие артикуляторной моторики, правильного речевого дыхания и голоса.

  3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

  4. Развитие психологической базы речи:

  • слухового и зрительного восприятия;

  • устойчивого произвольного слухового и зрительного внимания;

  • расширение объёма зрительной и слуховой памяти;

  • развитие мыслительных операций (элементарного анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

  1. Воспитание критического отношения к нарушениям собственной речи.

  2. Развитие коммуникативных навыков.

  3. Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Межпредметные связи. Программа разработана с учетом адаптированной образовательной программы обучения письму и развитию речи во 2 классе. Усвоенные грамматические конструкции обеспечивают обучающимся базу для организации связного высказывания на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Правильные речевые навыки младших школьников, формируемые на логопедических занятиях, автоматизируются в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Содержание программы

Логопедическая работа с обучающимися осуществляется по этапам.

I этап (продолжение) - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Во втором полугодии продолжается работа, направленная на коррекцию и развитие слуховых и кинестетических дифференцировок мягких - твердых согласных и звуков с-ш, з-ж, р-л, автоматизацию умения различать звонкие – глухие согласные. Работа по дифференциации звуков осуществляется с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения. Для использования кинестезий проводится предварительная работа по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения органов артикуляции (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков. Формирование фонематического восприятия проводится в тесной связи с развитием навыков звукового анализа и синтеза слов, способствующих совершенствованию звукопроизносительной дифференциации.

При коррекции звуковой стороны речи на I этапе, автоматизация и дифференциация звуков проводится на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования. Несмотря на то, что для коррекции связной речи отведён отдельный, III этап обучения, работа по её развитию проводится уже на первом этапе. Цель данной работы – подготовка обучающихся к свободному учебному высказыванию, формирование умения пользоваться средствами языка в условиях учебной работы.

Таким образом, все этапы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на I этапе подготавливает учащихся к изучению более сложного материала на II – III этапах.

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей школьников с нарушением интеллекта. Новые, более сложные задания даются на простом речевом материале, а по мере автоматизации умственного действия обучающимся предлагается его выполнение на более сложном речевом материале.

II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Направления работы по развитию лексики: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

Обогащение словарного запаса: существительные с конкретным и обобщающим значением, наиболее употребительные глаголы, прилагательные (обозначающие цвет, величину, вкус, а также некоторые оценочные прилагательные, обозначающие внутренние качества человека). Работа по уточнению значения слов тесно связано с формированием представлений обучающихся об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов (как в неречевом плане, так и с использованием речи).

Определение последовательности отработки структурных моделей словоформ и слов осуществляется с учётом закономерностей их формирования в онтогенезе. Формирование навыков словоизменения - при определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс факторов: продуктивность флексий, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные), ударное или безударное положение флексии. Во втором классе обучающимся предлагаются модели образования слов без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Обучающиеся практически овладевают: способами словообразования по аналогии (образование уменьшительно – ласкательной формы существительных с наиболее продуктивными суффиксами, названий детенышей животных), умением правильно употреблять в речи различные словоформы (форму множественного числа существительных, беспредложные падежные формы существительных в единственном числе, согласование глаголов прошедшего времени и прилагательных с существительными в роде и числе).

Центральное место во всей системе формирования лексико – грамматических средств языка занимает работа над предложением. Изучение данной темы имеет особое значение для подготовки к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью.

Осуществляется работа по развитию умения грамматически правильно оформлять и осознанно употреблять простые предложения различной конструкции из 2-4 слов. В процессе упражнений формируются и закрепляются навыки в сочетании слов в предложении. Типы предложений:

1. Двусоставные предложения (подлежащее – сказуемое), включающие существительное + глагол 3 лица настоящего времени.

2. Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение.

3. Подлежащее – сказуемое – косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия).

4. Подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (предложно – падежная конструкция);

5. Подлежащее – сказуемое – определение – прямое дополнение.
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика...
«Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста»
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Рекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи
Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития...
Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по химии для...
Фгос второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О. С. Габриеляна...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Программа рассмотрена Утверждаю: и одобрена на заседании Заведующий...
Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка рабочая программа ориентирована на работу для...
Стили речи – своеобразные регистры языка. Роль, признаки, нормы и формы функциональных стилей речи
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку...
Иностранный язык. 5-9 классы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2011. 144 с. (Стандарты второго поколения) и авторской программы Биболетовой...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Пояснительная записка рабочая программа по живому миру
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,...
«Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Муниципального образования городской округ ялта республика крым
Тематическое планирование. Характеристика логопедической программы коррекции устной и письменной речи обучающихся с общим недоразвитием...
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» icon Рабочая программа спецкурса Олимпиадное программирование 8 и класс...
Рабочая программа элективного курса «Олимпиадное программирование» для 8 специализированного класса инженерно-технологической направленности...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск