Скачать 0.92 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (I полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
Цель, задачи Цель программы: восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, обеспечение речевой базы для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка, развития коммуникативных умений и навыков. Задачи:
При проведении занятий осуществляется комплексная работа по решению коррекционно – воспитательных задач:
Общая характеристика и содержание программы Основной целью школы для обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Правильная речь школьника – средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности речи (произношения, словарного запаса, грамматического строя). Системное недоразвитие речи средней степени приводит к нарушениям чтения и письма, препятствует формированию полноценной учебной деятельности школьников. С учетом характера нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью программа предусматривает логопедическое воздействие над речевой системой в целом, т.е. коррекцию нарушений фонетико - фонематической и лексико - грамматической стороны. Для разработки программы использовались методики Р. И. Лалаевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Е.В. Мазановой, В.К. Воробьевой. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами (практическими, наглядными, словесными) и приемами. На всех этапах коррекционной работы широко используются практические методы: упражнения (подражательно-исполнительские и конструктивные), игры, моделирование. Подражательно – исполнительские упражнения выполняются в соответствии с образцом. При выполнении упражнения практического характера (дыхательных, голосовых, артикуляторных) на начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторении наглядный показ заменяется словесным обозначением. Для закрепления навыков используются конструктивные упражнения, предполагающие дополнения или изменения, которые необходимо внести в готовый речевой материал. Предусмотрено выполнение фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических и синтаксических упражнений. На всех этапах применяются приемы моделирования (структуры предложения, слогового и звукового состава слова), при формировании словообразовательных навыков - приемы моделирования на основе материализованных опор. Программа предусматривает использование игр (дидактических, подвижных, творческих, драматизаций), а также компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. Работа по развитию каждого из речевых навыков основывается на принципе поэтапного формирования умственных действий: 1) материализация действий с опорой на вспомогательные средства, 2) выполнение в речевом плане, 3) выполнение в умственном плане. Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков, предусматривает применение: физминуток, упражнений для профилактики нарушений зрения (элементы методик Э.С. Аветисова, Г.А. Шичко, Бейтца), осанки, кинезиологических упражнений (Л.В. Сиротюк), упражнений по развитию правильного физиологического и речевого дыхания и голоса, артикуляторной и ручной гимнастики, логоритмических упражнений, упражнений биоэнергопластики (А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко), релаксационных упражнений. Межпредметные связи. Программа разработана с учетом адаптированной образовательной программы обучения письму и развитию речи во 2 классе. Усвоенные грамматические конструкции обеспечивают обучающимся базу для организации связного высказывания на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Правильные речевые навыки младших школьников, формируемые на логопедических занятиях, автоматизируются в процессе учебной и внеурочной деятельности. Логопедическая работа с обучающимися осуществляется по этапам. Задачи логопедических занятий каждого этапа определяют содержание и приёмы коррекционно – развивающего обучения. I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Задачи:
Фонетико-фонематические нарушения у школьников приводят к затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. На первом этапе целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие слуховых и кинестетических дифференцировок, на формирование первоначальных фонетических обобщений. Работа по дифференциации смешиваемых звуков осуществляется с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения. Для использования кинестезий необходима предварительная работа по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения органов артикуляции (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков. Работа по формированию фонематического восприятия проводится в тесной связи с развитием навыков звукового анализа и синтеза слов, способствующих совершенствованию звукопроизносительной дифференциации. В планировании работы с обучающимися отражено основное содержание и сроки I этапа. Изучение тем на логопедических занятиях предваряет их изучение на уроках русского языка в данном классе. Таким образом, устранение пробелов в формировании практического уровня усвоения языка способствует подготовке школьников к овладению знаниями о языковых явлениях в рамках программы по русскому языку. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся носят системный характер, логопедическое воздействие направляется на речевую систему в целом. При коррекции звуковой стороны речи на I этапе, автоматизация и дифференциация звуков проводится на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования. Определение последовательности отработки структурных моделей словоформ и слов осуществлено с учётом закономерностей их формирования в онтогенезе. Формирование навыков словоизменения - при определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывался комплекс таких факторов как: продуктивность флексий, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные), ударное или безударное положение флексии. В процессе формирования навыков словообразования сначала изучаются модели образования слов без изменения звуковой структуры корня производного слова, а затем с изменениями. Слова с более продуктивными суффиксами отрабатываются ранее слов с менее продуктивными. Несмотря на то, что для коррекции связной речи отведён отдельный, III этап обучения, работа по её развитию проводится, начиная с первых занятий. Цель данной работы – подготовка учащихся к свободному учебному высказыванию. Необходимо учить детей пользоваться средствами языка в условиях учебной работы (формирование умений отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, составлять высказывание с использованием усвоенной терминологии, комментировать последовательность выполнения задания). Таким образом, все этапы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на I этапе подготавливает учащихся к изучению более сложного материала на II – III этапах. Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей учащихся с нарушением интеллекта. Новые, более сложные задания даются на простом речевом материале, а по мере автоматизации умственного действия обучающимся предлагается его выполнение на более сложном речевом материале. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку и автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Для коррекции нарушений звукопроизношения, обусловленных дизартрией, применяется традиционный логопедический массаж, зондовый массаж Е.В.Новиковой, гимнастика артикуляционно - резонаторного аппарата, осуществляется работа по развитию просодических компонентов речи, правильного физиологического и речевого дыхания, голоса. Внимание обучающихся обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и моторики артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально (в соответствии с речевыми особенностями каждого обучающегося), осуществляется по индивидуальным перспективным планам. Материал для автоматизации правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он способствовал расширению и уточнению словаря, формированию формообразовательных, словообразовательных навыков и умения правильно строить предложения, развитию связной речи. На индивидуальных занятиях проводится работа:
Формы работы: групповые занятия и индивидуальные занятия Характеристика обучающихся с СНР средней степени (стартовые возможности)
Планируемые результаты (первое полугодие): Личностные Реализация программы позволяет обучающимся:
Предметные В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность научиться:
Уровни овладения предметными результатами:
Следует отметить, что один и тот же обучающийся может овладеть минимальным уровнем сформированности фонетико-фонематического строя и достаточным уровнем развития лексико-грамматической стороны речи (или наоборот, иметь негрубое недоразвитие фонематического восприятия и значительно ограниченный словарный запас). Осуществляется учет результатов коррекционной работы по каждому из речевых параметров. Мониторинг развития устной и письменной речи обучающихся Программа предусматривает диагностику нарушений речи, запись образцов речи школьников в речевых картах, осуществление количественного и качественного анализа ошибок. Результаты фиксируются в индивидуальных картах «Мониторинг развития устной и письменной речи». В конце полугодия, учебного года оценивается общий уровень сформированности (сохранности) устной и письменной речи, учитывается динамика ее развития. Уровень сформированности (%) устной речи = количество набранных баллов х k, где k=100:максимальное количество баллов (количество параметров х 4) Уровень сформированности письменной речи =100% - количество набранных баллов х k, где k = 100: максимальное количество баллов (количество параметров х 4) Путем сравнения результатов, полученных при обследовании в сентябре, декабре и мае, определяется динамика развития устной и письменной речи обучающихся в первом и втором полугодии: 0% - положительная динамика отсутствует, менее 10% - незначительная положительная динамика, 10%-20% - положительная динамика, более 20% - значительная положительная динамика. Материально-технические условия 1) Материально-техническая база реализации коррекционного курса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к логопедическому кабинету. По целенаправленному оснащению и применению кабинет условно разделен на следующие рабочие зоны:
2) Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №26 от 10.07.2015г. Групповые занятия – 40 минут, индивидуальные занятия – 15-20 минут. 3) Технические средства обучения. ТСО: компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы. В связи с инертностью образования сложных условно-рефлекторных связей для формирования речевых навыков обучающимся коррекционной школы требуется многократное повторение материала. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых упражнений, интенсифицировать работу учащихся по автоматизации сформированных речевых навыков. Программа предусматривает применение мультимедийной продукции (компьютерных игр, программно - методического комплекса по русскому языку), электронных иллюстративных приложений к занятиям, разработанных в среде программ Microsoft PowerPoint (упражнения, игры, моделирование, тесты, онлайн-альбомы), игры и упражнения на базе интерактивных модулей LearningApps.org, видеофайлы, веб-страницы. Интернет-ресурсы: Сайт онлайн - игр, тренажеров http://learningapps.org Логозаврия: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Детские презентации http:// viki. rdf.ru Мультимедийные средства дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с нарушением интеллекта. 4) Специальный дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Дидактический материал для обучающихся 2-х классов (основной):
Компьютерные игры: «Алфавит», «Как мышонок учился читать», «Баба Яга учится читать», «Читай-ка», «Гарфилд – первоклассникам. Основы лексики». Электронные упражнения, игры, ребусы, тренажеры по всем изучаемым темам. Онлайн-альбомы: «Мягкие и твердые согласные» http://tverdimyagki.blogspot.ru, «Звонкие и глухие согласные» http://zvonkigluh.blogspot.ru, «Формирование слоговой структуры слова» http://slogovajastruktura.blogspot.ru ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (II полугодие) Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи средней степени» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
Цель, задачи Цель программы: восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, обеспечение речевой базы для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка, развития коммуникативных умений и навыков. Задачи:
При проведении занятий во втором полугодии продолжается комплексная работа по решению коррекционно – воспитательных задач:
Межпредметные связи. Программа разработана с учетом адаптированной образовательной программы обучения письму и развитию речи во 2 классе. Усвоенные грамматические конструкции обеспечивают обучающимся базу для организации связного высказывания на уроках чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Правильные речевые навыки младших школьников, формируемые на логопедических занятиях, автоматизируются в процессе учебной и внеурочной деятельности. Содержание программы Логопедическая работа с обучающимися осуществляется по этапам. I этап (продолжение) - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Во втором полугодии продолжается работа, направленная на коррекцию и развитие слуховых и кинестетических дифференцировок мягких - твердых согласных и звуков с-ш, з-ж, р-л, автоматизацию умения различать звонкие – глухие согласные. Работа по дифференциации звуков осуществляется с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения. Для использования кинестезий проводится предварительная работа по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения органов артикуляции (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков. Формирование фонематического восприятия проводится в тесной связи с развитием навыков звукового анализа и синтеза слов, способствующих совершенствованию звукопроизносительной дифференциации. При коррекции звуковой стороны речи на I этапе, автоматизация и дифференциация звуков проводится на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования. Несмотря на то, что для коррекции связной речи отведён отдельный, III этап обучения, работа по её развитию проводится уже на первом этапе. Цель данной работы – подготовка обучающихся к свободному учебному высказыванию, формирование умения пользоваться средствами языка в условиях учебной работы. Таким образом, все этапы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на I этапе подготавливает учащихся к изучению более сложного материала на II – III этапах. Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей школьников с нарушением интеллекта. Новые, более сложные задания даются на простом речевом материале, а по мере автоматизации умственного действия обучающимся предлагается его выполнение на более сложном речевом материале. II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Направления работы по развитию лексики: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Обогащение словарного запаса: существительные с конкретным и обобщающим значением, наиболее употребительные глаголы, прилагательные (обозначающие цвет, величину, вкус, а также некоторые оценочные прилагательные, обозначающие внутренние качества человека). Работа по уточнению значения слов тесно связано с формированием представлений обучающихся об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов (как в неречевом плане, так и с использованием речи). Определение последовательности отработки структурных моделей словоформ и слов осуществляется с учётом закономерностей их формирования в онтогенезе. Формирование навыков словоизменения - при определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс факторов: продуктивность флексий, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные), ударное или безударное положение флексии. Во втором классе обучающимся предлагаются модели образования слов без изменения звуковой структуры корня производного слова. Обучающиеся практически овладевают: способами словообразования по аналогии (образование уменьшительно – ласкательной формы существительных с наиболее продуктивными суффиксами, названий детенышей животных), умением правильно употреблять в речи различные словоформы (форму множественного числа существительных, беспредложные падежные формы существительных в единственном числе, согласование глаголов прошедшего времени и прилагательных с существительными в роде и числе). Центральное место во всей системе формирования лексико – грамматических средств языка занимает работа над предложением. Изучение данной темы имеет особое значение для подготовки к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью. Осуществляется работа по развитию умения грамматически правильно оформлять и осознанно употреблять простые предложения различной конструкции из 2-4 слов. В процессе упражнений формируются и закрепляются навыки в сочетании слов в предложении. Типы предложений: 1. Двусоставные предложения (подлежащее – сказуемое), включающие существительное + глагол 3 лица настоящего времени. 2. Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение. 3. Подлежащее – сказуемое – косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия). 4. Подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (предложно – падежная конструкция); 5. Подлежащее – сказуемое – определение – прямое дополнение. |
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика... «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» |
Пояснительная записка Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим... |
||
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться... |
||
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана... Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении... |
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития... Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных... |
||
Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями... |
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по химии для... Фгос второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О. С. Габриеляна... |
||
Программа рассмотрена Утверждаю: и одобрена на заседании Заведующий... Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием... |
Пояснительная записка рабочая программа ориентирована на работу для... Стили речи – своеобразные регистры языка. Роль, признаки, нормы и формы функциональных стилей речи |
||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы |
Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку... Иностранный язык. 5-9 классы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2011. 144 с. (Стандарты второго поколения) и авторской программы Биболетовой... |
||
Пояснительная записка рабочая программа по живому миру Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального... |
Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,... «Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков... |
||
Муниципального образования городской округ ялта республика крым Тематическое планирование. Характеристика логопедической программы коррекции устной и письменной речи обучающихся с общим недоразвитием... |
Рабочая программа спецкурса Олимпиадное программирование 8 и класс... Рабочая программа элективного курса «Олимпиадное программирование» для 8 специализированного класса инженерно-технологической направленности... |
Поиск |