Скачать 1.1 Mb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №6 » г. Ленинск-Кузнецкий Согласована Рассмотрена и утверждена МО учителей коррекционного обучения педагогическим советом протокол № ___от __________2015г. протокол №__от_______2015г. Руководитель МО: Директор школы: __________________Шацкая Л.И. ________________Данилов Д.И. Адаптированные образовательные рабочие программы начального общего образования на 2015-2016 учебный год для 9 «И» класса Составила: Шульц И.В. учитель высшей квалификационной категории. Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР, Москва-1983 Утвержденная заместителем министра Просвещения РСФСР И.М. Косоножкиным, 30.05.1983г. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2013г. Под редакцией В.В.Воронковой Сборник адаптированных образовательных программ для обучения детей 9 класса «И» Рабочая программа для детей 9 класса «И» с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью составлена на основе « Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» Состовитель-НИИ дефектологии АПН заместителем министра просвещения РСФСР И.М. Косоножкиным, 30.05.1983; Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Этика» 7-9 классы Н.Б. Матвеева, научный руководитель И.М. Бгажнокова. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Просвещение, 2013г.; Программа для 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Москва, «Просвещение» 2013г. под редакцией В.В. Воронковой ; программа специальных (коррекционных) учреждений 8 вида 5-9 классы, сборник №1, 2013г. «Социально бытовая ориентировка» (В.И. Романина, Н.И. Павлова); «Природоведение» (В.В.Воронкова, Л.К. Кмытюк); «Изобразительное искусство» (А.А.Грошенков) Составитель: Шульц И.В. учитель высшей квалификационной категории. 01.08.2015год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана для обучения детей с умеренной (IQ 35-49) и тяжелой (IQ 20-34) умственной отсталостью (в соответствии с Международной классификацией болезней и катастроф 10-го пересмотра). Интеграция детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в среду детей, обучающихся по программе МКОУ «СКОШ №6», предполагает более успешную социальную адаптацию и привитие необходимых навыков для самостоятельной деятельности. В настоящем сборнике представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач. Программы определяют содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлены общеобразовательными дисциплинами:
- хозяйственно-бытовой труд (ХБТ). Специальными коррекционными курсами :
Все учебные предметы для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя. Учитывая важность социальной адаптации, считаю необходимым использовать элементы интегрированного обучения. Содержание некоторых тем рассматривается при прохождении нескольких предметов (СБО, ХБТ, ОБЖ). Проведение предметных уроков и экскурсий требует большей затраты учебных часов, но одновременно с этим решается и большее количество педагогических задач. С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование ИКТ практически на всех предметах. Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи. Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися счетными операциями сложения и вычитания в пределах 100, решение простых арифметических задач, имеющих практическую значимость. При знакомстве с миром растений и животных развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся. Большое значение для обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью, развития их эмоционально-волевой сферы, имеет такой учебный предмет как рисование. На уроках ИЗО развиваются общая, мелкая моторики. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, видеть красивое, эмоционально воспринимать его. Предмет ОБЖ носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество. Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Краткая характеристика детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью. Обучающиеся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетикофонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Дети с тяжелой степенью умственной отсталостью часто не владеют речью, и они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества оказываемой коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Обучение детей с умеренно и тяжелой степенью умственной отсталости осуществляется максимально индивидуализировано, направлено на привитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию грубых нарушений психофизического развития. Все учебные предметы, общеобразовательные, коррекционные и трудовые направлены прежде всего на решение вопроса развития речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №6» г. Ленинск-Кузнецкий Согласована Рассмотрена и утверждена МО учителей коррекционного обучения педагогическим советом протокол № ___от __________2015г. протокол №__от_______2015г. Руководитель МО: Директор школы: __________________Шацкая Л.И. ___________________Данилов Д.И. Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования по чтению и развитию речи на 2015-2016 учебный год 9 «И» класс (2 часа в неделю) Составила: Шульц И.В. учитель высшей квалификационной категории Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР, Москва-1983 Утвержденная заместителем министра Просвещения РСФСР И.М. Косоножкиным, 30.05.1983г. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2013г. Под редакцией В.В.Воронковой ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение грамоте детей с умеренно и тяжелой степенью умственно отсталостью ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, проводится большая системная работа по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, проводятся на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. В младших классах учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на протяжении всех лет обучения). В средних классах дети читают короткие тексты из учебника специальной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста. Детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда. Кроме этого, учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками бытовой ориентации), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков безопасности и информации. Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и формируются умения в изображении отдельных элементов букв. Обучение письму букв идёт параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения систематически практикуются зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений. При обучении чтению и письму учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Так, например, если отдельные ученики 2 класса не могут писать под диктовку короткие предложения, то можно ограничиться написанием отдельных слов. В случае невозможности некоторыми воспитанниками усвоить написание поздравительных открыток (7 класс) следует ограничиться заполнением дневника, адреса на конверте. Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму детей с умеренно и тяжелой степенью умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких- либо правил. Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из нескольких слов, уметь писать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы. В более сложных случаях, когда ребенку с тяжелой умственной отсталостью недоступно усвоение анализа и синтеза слогов, слов и предложений, рекомендуется обучать его методом глобального чтения. Выбор слов обусловлен социальной направленностью обучения. Учебная программа по чтению 9 класса «И». Чтение целыми словами ( с сохранением элементов послогового чтения), выработка умения читать про себя. Пересказ прочитанного. Выделение основного в тексте. Деление текста на части с помощью учителя, групповое придумывание заголовков к выделенным частям. Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей. Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Чтение с соблюдением пауз и пунктуации. Чтение деловых частей. Чтение и выполнение письменных печатных инструкций, связанных с уроками труда. Чтение статей и рассказов из детских журналов. Драматизация отдельных частей рассказа или сказки. Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой. |
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей составитель-нии дефектологии апн СССР Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей... |
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей составитель-нии дефектологии апн СССР Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей... |
||
Республики Хакасия Государственное бюджетное учреждение Республики... Настоящая рабочая программа «Формирование продуктивной деятельности» разработана на основе программы дополнительного образования... |
Республики Хакасия Государственное бюджетное учреждение Республики... Рабочая программа «Особые возможности» разработана в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Все в моих руках»... |
||
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (Нии дефектологии... Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость... |
Лекция Общая характеристика трудовой деятельности умственно отсталых... |
||
Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» |
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального... Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов |
||
Рабочая программа «Технология» в 4 б классе на 2016-2017 уч год Составитель:... Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н. И., Анащенковой С. В. «Технология» (умк «Школа России»)... |
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой... Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н. И., Анащенковой С. В. «Технология» (сборник рабочих программ... |
||
Рабочая программа по аглийскому языку 5-9 классы Данная рабочая программа разработана для обучения английскому языку на базовом уровне в 5-9 классах мбоу «Прохоровская гимназия».... |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе соответствующей Федеральному Программа предназначена для обучения английскому языку школьников 5 класса (четвертый год обучения) |
||
Рабочая программа по технологии 8 класс (модуль Робототехника) составлена... Рабочая программа по технологии 8 класс (модуль Робототехника) составлена на основе общей образовательной программы мбоу «Школа №70»,... |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Английский... Данная рабочая программа разработана для обучения английскому языку на базовом уровне в 5-9 классах мбоу «Шаховская сош». Рабочая... |
||
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2Акл Рабочая программа составлена на основе Программы «Окружающий мир» программа 1-4 кл |
Рабочая программа составлена с учетом следующих Данная рабочая программа по английскому языку для 2 класса создана на основе примерной основной образовательной программы основного... |
Поиск |