Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Директор школы:
педагогического совета, ____________/О.Н. Крат /
Протокол №___ от «____» августа 2017г Приказ №___ от «___» августа 2017г.
Адаптированная рабочая программа
индивидуального обучения на дому
учащейся 3 класса
по предмету «Музыка и движение»
на 2017/2018 уч. г.
Составитель:
Иванова Лариса Николаевна
-2017-
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения на дому по предмету «Музыка и движение» для учащейся 3 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе СИПР, Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Адаптированная рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильные, мышечные. Ведь развитие двигательных функций является показателем психического развития.
Становление моторных навыков у детей данной категории идёт с большим опозданием. У них грубо нарушены все функции движения: управляемость, чёткость, объём.
Развитие движений на уроках музыки у учащихся с тяжёлой умственной отсталостью способствует развитию комплекса ощущений, что, в свою очередь, влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами.
Музыкальное развитие учащихся с тяжёлой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «изучающими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.д.).
Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придаётся коррекции эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения и т.д.
Весь песенный репертуар подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями речевого развития учащихся. Мелодии песен просты; тексты – ясные, конкретные, небольшие по объёму музыкально – ритмические упражнения – доступны и понятны учащимся.
Уроки «Музыка и движение», специальные коррекционные занятия имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и чёткости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений.
Уроки проходят в живой, эмоциональной форме, с различными упражнениями, которые сопровождаются стишками, потешками, песнями.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен;
музыкально – ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах.
Методы и приёмы работы:
наглядно – слуховой (аудиозапись, игра на музыкальных инструментах);
зрительно – двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен: показ учителем действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
совместные действия ребёнка со взрослым;
подражание действиям взрослого;
жестовая инструкция;
собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.
При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Требование к уровню подготовки обучающегося.
Обучающейся должен уметь:
слушать и понимать мелодии разных музыкальных жанров (марш, песня, вальс);
видеть и понимать доступные по содержанию видиозаписи концертов;
узнавать и напевать мелодии знакомых песен;
слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;
передавать простейшие ритмические движения: ходить, двигаться по кругу, парами;
выполнять элементарные движения с предметами;
выполнять простейшие танцевальные движения под музыку;
узнавать и показывать музыкальные инструменты и выбирать их по звучанию;
соотносить реальный предмет (музыкальный инструмент) с его изображением.
Обучающийся должен знать:
название и содержание 3-4 песен;
название 3-х музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, барабан;
3-4 простых танцевальных движения под разные жанры музыки;
направления движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Календарно – тематическое планирование
Первое полугодие
I четверть - 9 часов
|
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
План.
|
Факт.
|
Слушание и пение
|
|
1.
|
Музыкальные упражнения с пропеванием педагогом имён детей, приветствий: «Дай ручку!», «Привет, пока!», «Кто здесь?»
|
1
|
|
|
2.
|
Слушание и различение звучания музыкальных игрушек (погремушка), детских музыкальных инструментов (барабан, бубен)
|
1
|
|
|
3.
|
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, шум ветра, голоса птиц и зверей).
|
1
|
|
|
4.
|
Слушание сказки «Курочка ряба».
|
1
|
|
|
Музыкально – ритмические движения
|
|
5.
|
Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками (свистулька, барабан, бубен).
|
1
|
|
|
6.
|
Игры с музыкальным сопровождением: «Ладушки», «Пирожки», «Веселые матрешки»
|
1
|
|
|
7.
|
Выполнение простейших движений (ходьба, топающим шагом) в соответствии с характером музыки» быстро, медленно.
|
1
|
|
|
Игры на музыкальных инструментах
|
|
8.
|
Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (колокольчик, бубен). Упр. «Тихо - громко»
|
1
|
|
|
9.
|
Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (бубен, барабан). Упр. «Угадай, что звенит?»
|
1
|
|
|
Первое полугодие
II четверть - 7 часов
|
|
Слушание и пение
|
|
10
|
Музыкальные упражнения с пропеванием педагогом имён детей, приветствий: «Дай ручку!», «Привет, пока!», «Кто здесь?»
|
1
|
|
|
11
|
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, шум ветра, голоса птиц и зверей).
|
1
|
|
|
12
|
Слушание детских аудиокниг с иллюстрациями.
|
1
|
|
|
13
|
Слушание сказки «Теремок»
|
1
|
|
|
Музыкально - ритмические движения
|
|
14
|
Двигательные речевые упражнения «Самолёт», «Паровозы».
|
1
|
|
|
15
|
Движения под музыку. Хоровод «Маленькой ёлочки»
|
1
|
|
|
Игры на музыкальных инструментах
|
|
16
|
Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (колокольчик, деревянные ложки, бубен, барабан). Упр. «Узнай и сыграй»
|
1
|
|
|
Второе полугодие
III четверть – 10 часов
|
|
Слушание и пение
|
|
17
|
Прослушивание песни «Новогодние игрушки»
|
2
|
|
|
18
|
|
|
19
|
Прослушивание песни «В Новогоднем лесу»
|
1
|
|
|
20
|
Разучивание песни «Антошка»
|
2
|
|
|
21
|
|
|
Музыкально - ритмические движения
|
|
22
|
Музыкально – ритмические движения: «Цыплята», «Песенка львёнка и черепахи»
|
1
|
|
|
23
|
Игры с музыкальным сопровождением: «Спят усталые игрушки»
|
1
|
|
|
Игры на музыкальных инструментах
|
|
24
|
Игра на музыкальных инструментах под мелодию песни. Упр. «Оркестр»
|
2
|
|
|
25
|
|
|
26
|
Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (бубен, барабан, колокольчик). Упр. «Угадай, что звенит?»
|
1
|
|
|
Второе полугодие
IV четверть - 8 часов
|
Слушание и пение
|
|
27
|
Прослушивание песни «Чунга- чанга» Муз. В.Шаинского. Стихи Ю.Энтина
|
1
|
|
|
28
|
Прослушивание песни «Улыбка» Муз. В. Шаинского, Стихи М. Пляцковского
|
1
|
|
|
29
|
Прослушивание песни про маму: «Рано утром»
|
1
|
|
|
Музыкально - ритмические движения
|
30
|
Выполнения упражнений под музыку: ритмические приседания «Мои цыплята»
|
2
|
|
|
31
|
|
|
32
|
Игры с музыкальным сопровождением: «Ладушки», «Пирожки», «Веселые матрешки»
|
2
|
|
|
33
|
|
|
34
|
Выполнение простейших движений (ходьба, топающим шагом) в соответствии с характером музыки» быстро, медленно.
|
1
|
|
|
|