Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы,


Скачать 4.17 Mb.
Название Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы,
страница 1/27
Тип Примерная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Программа специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости

«Особый ребенок»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Разработка программы специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок» позволит обеспечить данному контингенту реализацию права на получение адекватного образования, максимальную социализацию в обществе.

Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться испособности к организации своей деятельности: принимать,сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • планировать свою деятельность, осуществлять её контроль иоценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенныхсвязей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формированиеустойчивой системы учебно-познавательных и социальныхмотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации программы основного общего образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок» является создание необходимых условий для максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс интеграции личностной самореализации детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости, частично способных к овладению учебными навыками.

Программа специального (коррекционного) обучения, не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывается через такие категории как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность", «система практических проб».

Важнейшей задачей является, прежде всего, для таких детей обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка начиная с раннего возраста;

- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- профилактика;

- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

В основной образовательной программе акцент делается не только и даже не столько на овладение знаниями, умениями, навыками. В ней, основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, основная образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и развивающую, диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Модель специального (коррекционного) образования может быть представлена следующими подсистемами:

  1. концептуальной

  2. содержательной

  3. ценностно-мотивационной

4. нормативной

5. организационно-технологической

6. результативно-диагностической

Таким образом, особенностями современной модели образования являются:

• компетентностный подход к образованию,

• смена знаниевой парадигмы на деятельностную,

• обеспечение инновационного развития образовательной системы.

Основная образовательная программа специального (коррекционного) образования предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством не только за счет индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, но и за счет разновозрастной коллективной деятельности обучающихся в разных группах.

Такая программа содержит в себе как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;

  • определение особенностей организации образовательногопроцесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и(или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности;

  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, об окружающем микросоциуме;

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитее ребенка;

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений.

Содержание ООП определяют следующие принципы:

  • комплексность: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого ребёнка учитываются его медицинские показатели (школьный врач, медсестра), результаты психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель) диагностик;

  • достоверность: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учётом социального статуса ребёнка, семьи, условий обучения и воспитания;

  • гуманистическая направленность: опора на потенциальные возможности ребёнка, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

  • педагогическая целесообразность: интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) и родителей.

  • соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими недостатки в развитии.

  • рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к самореализации, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Направления работы

Основная образовательная программа специального (коррекционного) образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным сособенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

  • работа, направленная на сдоровьесбережение детей, основана на деятельности по здоровьесбережению и созданию механизма устойчивого сохранения и развития здоровья школьников в процессе обучения на основе: проведения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителей; использования эффективных методов обучения; равного доступа к занятиям физической культуры для детей с ослабленным здоровьем через функционирование специальных медицинских групп; организации мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся; улучшения организации питания; рационализации досуговой деятельности, организации каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся; формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; повышения квалификации педагогов в направлении применения здоровьесберегающих и оздоровительно-тренировочных технологий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Стандарт к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Основная образовательная программа основного общего образования разработана...
Аннотация к основной образовательной программе основного общего образования муниципального общеобразовательного казенного учреждения...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Фгос ноо к структуре основной образовательной программы,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями...
При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности,...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Основная образовательная программа основного общего образования мкоу...
Основная образовательная программа основного общего образования мкоу травнинской сош разработана в соответствии с требованиями федерального...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Г. Волжского Волгоградской области (моу сш №12)
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №12 г. Волжского Волгоградской области», далее (моу сш №12), разработана...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа разработана на основе: • Примерных программ по...
Рабочая программа предназначена для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа по английскому языку по учебному курсу «Английский язык» 5 класс
Рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа педагогов
Рабочая программа предназначена для 8 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа по предмету английский язык в 3 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа по предмету «Технология» в 3 «В» классе (наименование...
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Программа направлена на выполнение социального заказа обучающихся и их родителей
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа по английскому языку разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Кузовлева «Английский язык» для 2 класса...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Рабочая программа по английскому языку 2 «а» класс
Рабочая программа предназначена для 2 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, icon Пояснительная записка рабочая программа предназначена для 4 классов...
Рабочая программа предназначена для 4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск