Скачать 4.17 Mb.
|
Программа специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок»
Разработка программы специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок» позволит обеспечить данному контингенту реализацию права на получение адекватного образования, максимальную социализацию в обществе. Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:
Целью реализации программы основного общего образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок» является создание необходимых условий для максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс интеграции личностной самореализации детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости, частично способных к овладению учебными навыками. Программа специального (коррекционного) обучения, не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывается через такие категории как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность", «система практических проб». Важнейшей задачей является, прежде всего, для таких детей обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: - защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; - квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка начиная с раннего возраста; - реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; - участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения; - психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; - психологическое обеспечение образовательных программ; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: - профилактика; - диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); - консультирование (индивидуальное и групповое); - развивающая работа (индивидуальная и групповая); - коррекционная работа (индивидуальная и групповая); - психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; - экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. В основной образовательной программе акцент делается не только и даже не столько на овладение знаниями, умениями, навыками. В ней, основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, основная образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и развивающую, диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Модель специального (коррекционного) образования может быть представлена следующими подсистемами:
4. нормативной 5. организационно-технологической 6. результативно-диагностической Таким образом, особенностями современной модели образования являются: • компетентностный подход к образованию, • смена знаниевой парадигмы на деятельностную, • обеспечение инновационного развития образовательной системы. Основная образовательная программа специального (коррекционного) образования предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством не только за счет индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, но и за счет разновозрастной коллективной деятельности обучающихся в разных группах. Такая программа содержит в себе как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Задачи программы:
Содержание ООП определяют следующие принципы:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:
Направления работы Основная образовательная программа специального (коррекционного) образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
|
Основная образовательная программа начального общего образования... Стандарт к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию... |
Основная образовательная программа основного общего образования разработана... Аннотация к основной образовательной программе основного общего образования муниципального общеобразовательного казенного учреждения... |
||
Основная образовательная программа начального общего образования... Фгос ноо к структуре основной образовательной программы,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию... |
Основная образовательная программа начального общего образования... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы... |
||
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями... При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности,... |
Основная образовательная программа основного общего образования мкоу... Основная образовательная программа основного общего образования мкоу травнинской сош разработана в соответствии с требованиями федерального... |
||
Г. Волжского Волгоградской области (моу сш №12) «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №12 г. Волжского Волгоградской области», далее (моу сш №12), разработана... |
Рабочая программа разработана на основе: • Примерных программ по... Рабочая программа предназначена для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
||
Рабочая программа по английскому языку по учебному курсу «Английский язык» 5 класс Рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального... |
Рабочая программа педагогов Рабочая программа предназначена для 8 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
||
Рабочая программа по предмету английский язык в 3 классе на 2014-2015 учебный год Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
Рабочая программа по предмету «Технология» в 3 «В» классе (наименование... Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... |
||
Программа направлена на выполнение социального заказа обучающихся и их родителей Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы... |
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Кузовлева «Английский язык» для 2 класса... |
||
Рабочая программа по английскому языку 2 «а» класс Рабочая программа предназначена для 2 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
Пояснительная записка рабочая программа предназначена для 4 классов... Рабочая программа предназначена для 4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального... |
Поиск |