Скачать 0.5 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище № 15 Департамента здравоохранения города Москвы» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови Специальность 060501 Сестринское дело Автор: Т.Н. Глазунова - преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ №15 ДЗМ» СОДЕРЖАНИЕ 1. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 4 Цели занятия 5 Показатели оценки результата освоения компетенций 6 Мотивация деятельности и актуализация темы 7 Интеграционные связи 8 Хронокарта занятия 9 Оснащение занятия и таблица подведения итогов 10 3. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 11 Терминологический словарь 11 Опорный конспект с заданием 13 4. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 24 Контроль исходного уровня знаний 25 Критерии оценки тестовых заданий 27 Задания для закрепления изученного материала 28 Дневник пациента 29 Итоговый контроль знаний 38 Ситуационные задачи 39 Критерии оценки решения ситуационных задач и памяток по диетическому питанию 44 Инструкция для обучающихся по взаиморецензированию памяток 45 Задания в тестовой форме для контроля усвоения материала 46 Синквейн 48 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 49 6. ПРИЛОЖЕНИЯ 50 АГ – артериальная гипертензия АД – артериальное давление ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения ГК – гипертонический криз ИБС – ишемическая болезнь сердца ИМТ – индекс массы тела СД – сахарный диабет ССС – сердечно-сосудистая система УМК – учебно-методический комплекс ЧДД – частота дыхательных движений Инструкция для обучающихся: обсудите с преподавателем тему и цели занятия, представьте свою мотивацию деятельности и актуализацию темы. Для актуализации темы используйте презентацию с материалами исследовательской работы «Факторы риска поведенческого характера развития гипертонии у молодых» (Приложение 1). В качестве опережающего обучения изучите презентацию – «Сахарный диабет 2 типа» (Приложение 2). Объясните, развитию каких заболеваний способствует ожирение. Обратите внимание на связи темы занятия с другими дисциплинами и профессиональными модулями, изучите этапы занятия, показатели оценки результата освоения компетенций и принципы выставления итоговой оценки. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ Вид занятия: практическое Продолжительность: 90 минут Место проведения: кабинет доклинической практики ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Общие: выработать у обучающегося практические умения, способствующие формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Конкретные: - обучающийся должен уметь: составить программу самоконтроля для пациента с АГ; научить вести дневник самоконтроля; дать письменные инструкции по диетическому питанию. - обучающийся должен знать: факторы риска артериальной гипертензии, изменяемые усилиями пациента и врача: степень физической нагрузки, курение, злоупотребление алкоголем, ожирение, сахарный диабет 2 типа, личность пациента и его окружение (стрессы), питание (поваренная соль); диету при АГ. Развивающие: формировать профессиональное мышление и поведение; развивать способности к самообучению, самообразованию; развивать познавательную и творческую активность. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям; учить бережному отношению к методическому материалу, материально-техническому оснащению; вести здоровый образ жизни. Показатели оценки результата освоения компетенций
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ Улучшение качества профессиональной подготовки и повышение квалификации медицинских работников среднего звена – одна из приоритетных задач по реализации современных целей развития системы здравоохранения в России до 2020 года, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Актуальность темы занятия «Школа здоровья для пациентов» определена возросшей ролью сестринского персонала в оказании профилактической помощи населению – проведение консультирования по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Школа здоровья – форма группового консультирования, обучения пациентов и членов их семей. В школе пациент получает не только знания, но и практические умения. Школа здоровья позволяет создать оптимальные условия для эффективного обучения пациентов, является частью лечебного процесса с информированием больного о его заболевании, особенностях лечения, принципах организации медицинской помощи и о необходимости участия пациента и членов его семьи в процессе контроля за течением заболевания. АГ – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы среди взрослого населения. АГ часто приводит к осложнениям: инсульту, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда), сердечной и почечной недостаточности. Вот почему знания и умения по теме «Школа здоровья для пациентов» так важны для профессиональной деятельности будущих медицинских сестер. Своевременное консультирование пациентов с АГ, обучение их самоконтролю и коррекции факторов, влияющих на течение заболевания, позволит рационально лечить АГ, проводить профилактику осложнений и повысить качество жизни пациентов. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ обеспечивающие МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖМОДУЛЬНЫЕ СВЯЗИ
обеспечиваемые
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Основная литература:
Дополнительная
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Инструкция для обучающихся: после контроля исходного уровня знаний послушайте объяснения преподавателя, изучите терминологический словарь и таблицы (классификация массы тела, классификация ВОЗ АД, стратификация риска ССЗ), которые могут быть использованы при обучении пациентов. Обсудите схему 1 «Значение факторов риска в патогенезе повышения АД», созданную по материалам исследовательской работы обучающихся. Схема предназначена для пациентов, более глубоко интересующихся АГ. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Артериальная гипертензия – это стойкое повышение артериального давления (систолического АД равного и более 140 мм рт.ст. и/или диастолического АД равного и более 90 мм рт.ст.) у лиц, которые не принимают антигипертензивные препараты, зарегистрированное не менее чем при 2-х врачебных осмотрах, при каждом из которых АД измеряется по крайней мере дважды. Гликемия – уровень глюкозы в крови. У здорового человека натощак он составляет 3,3-5,5 ммоль/л, а после приема пищи, не превышает 7,8 ммоль/л. Дневник самоконтроля (дневник здоровья, дневник пациента) – краткие рекомендации пациенту и данные самоконтроля. Индекс массы тела – используется для определения нормальной массы тела: масса тела (кг) разделить на рост (м), возведенный во вторую степень. Масса тела нормальная, если ИМТ 18,5 – 24,9 кг/м2 . Ожирение – хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся повышенным накоплением и нарушением функциональной активности жировой ткани в организме. Самоконтроль – процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений. Сахарный диабет 2 типа – метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения секреции инсулина или механизмов его взаимодействия с клетками тканей. Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни. Схема 1. Значение факторов риска в патогенезе повышения АД Инструкция для обучающихся: распределитесь по парам. Каждой паре для чтения предлагается раздел опорного конспекта. Затем каждая пара обучающихся пересказывает свою информацию другой паре. Полученную новую информацию обучающиеся рассказывают всей группе. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АГ Наследственность, генетические аспекты, возраст (мужчины старше 50, женщины старше 60), гиподинамия, ожирение, избыточное потребление поваренной соли, вредные привычки (курение, чрезмерное употребление алкоголя), стрессы, гиперлипидемия, гипергликемия, дефицит кальция, калия, магния. Особенно важно выделить факторы, влияющие на повышение АД, поведенческого характера, обратить внимание на их взаимосвязь со степенью АГ. «Управляемые» факторы риска, способствующие повышению АД.
|
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой... Мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) |
Учебно-методический комплекс для преподавателя по профессиональному... «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» мдк 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»... |
||
Контрольно-оценочные средства для экзамена пм. 02. Участие в лечебно-диагностических... ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и... |
Учебное пособие для студентов пм. 01. Проведение профилактических... ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и... |
||
«Сахарный диабет первого типа» Мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, по теме Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения,... |
1. 4 Сестринский уход при бронхитах Мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях |
||
1 Сестринское дело в терапии ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и... |
«Сестринская помощь при бронхиальной астме, принципы лечения» Учебная дисциплина пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах |
||
И. С. Березина пм 02. Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся при изучении раздела 4 «Применение медикаментозных... |
Методическая разработка занятия пм 02. «Участие в лечебно-диагностическом... Тема: «Сестринский процесс при сосудистых заболеваниях головного и спинного мозга» |
||
Методическое пособие по учебной практике для студентов пм 02 «Участие... Методические пособие по учебной практике пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (для специальности... |
02. 01. 04 «Сестринский уход при инфекционных болезнях с курсом вич-инфекции... Фонд оценочных средств пм 02. 01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах |
||
Тренировочные тесты по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях... «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в психиатрии и наркологии» |
Рабочая программа профессионального модуля пм 02 «Участие в лечебно-диагностическом... Рабочая программа профессионального модуля пм 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» разработана на... |
||
Тренировочные тесты по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях... Вытекание крови непрерывной струей темно-вишневого цвета характеризует кровотечение |
Тренировочные тесты по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях... Боли за грудиной до 20 минут, в основном в предутренние часы или ночью, хорошая переносимость нагрузки днем характерны для |
Поиск |