Скачать 107.03 Kb.
|
Класс: 5а Предмет: Трудовое обучение. Тип урока: изучение нового материала. Тема: Значение овощей в питании человека. Цель: Познакомить с питательной ценностью овощей, классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ, со способами сохранения питательных веществ при кулинарной обработке овощей. Научить определять качество овощей. Задачи: 1. Образовательная - развитие познавательной деятельности, знакомство с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при тепловой обработке. 2. Развивающая - развитие мыслительных способностей, умение анализировать и сопоставлять, выделять главное. 3.Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, аккуратности. 4. Практическая – научить определять качество сырых овощей. Оборудование: презентация, муляжи, контейнеры с овощами, корзина с овощами, иллюстрации овощей, инструкции, клей. Примечание: значком (*) обозначена работа медсестры-ортоптистки Халявиной Ольги Константиновны. Ход урока: I. Организационный момент. (3 мин.) Слайд. 1.Приветствие, проверка готовности к уроку (Т- тетрадь, Р - ручка, У- учебник, Д-дневник). Все готовы к уроку ТРУДА. Тема урока: «Значение овощей в питании человека». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при кулинарной обработке, научимся определять качество овощей. II. Изучение нового материала. (10 мин.) Чтобы хорошо разобраться в данной теме урока, мы рассмотрим несколько рубрик. Начнем с рубрики - «Это интересно». Первой пищей наших далеких предков несомненно были растения во всем их многообразии – от съедобных корней до съедобных плодов и семян. Они были доступнее всего – их не надо было добывать с помощью оружия, как мясо, не требовали тепловой обработки. Это были готовые дары природы, не только вкусные, но и подчас лечебные. Со временем, многие виды овощных растений, человек стал выращивать на своих грядках. Овощи – натуральные продукты, и получаем их от чего? Ученик: От растений. Учитель: А какие части растения вы знаете? Ученик: Корень, стебель, лист, цветок, плод. Слайд. Учитель: Правильно! Именно по признаку, какую часть растения человек использует в пищу, овощные культуры делятся на группы: (классифицируют) луковичные, плодовые, корнеплоды, клубнеплоды, листовые, пряно-вкусовые. Задание: Таблицу « Классификация овощей» вклейте в тетрадь!*
. Учитель: Много ли овощей мы употребляем в пищу? Ученик: Да много. Вывод: Человек для своего питания использует свыше 70 видов различных овощей. Употребляет их как в сыром, так и в вареном виде. Слайд: Это всевозможные салаты, винегреты, овощные закуски, фаршированные, тушеные и запеченные овощи (показ иллюстраций: овощных блюд). Слайд. Давайте посмотрим по таблице какое количество овощей (самых распространенных) мы употребляем за год. Потребление основных овощных культур за год.
Учитель: Какой овощ стоит на первом месте по употреблению? Ученик: Картофель. Учитель: Где он появился впервые? Об этом нам расскажет Пшеничко Оля. Ученик: Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии. С тех пор картофель на нашем столе, его справедливо называют вторым хлебом. Слайд. Учитель: Картофель занимает совершенно особое место среди овощей. Это самостоятельный продукт питания. Он отличается высоким содержанием углеводов, главным образом крахмала и нежной клетчаткой. Его белок по своему составу близок к белкам животных продуктов. Картофель поставщик калия и витамина С. Учитель. На втором месте стоит капуста, о ней есть небольшая информация у Коршуновой Лизы. Ученик. Капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – побережье теплого Средиземного моря. Она прекрасно прижилась и в наших климатических условиях. Сейчас насчитывается около 100 видов капусты. Учитель: Для всех видов капусты общим является ее низкая калорийность и высокое содержание калия, клетчатки и витамина С. Потребление помидоров, огурцов, моркови примерно одинаково. В моркови, красном перце, помидорах содержится много каротина. Каротин – оранжево - желтый пигмент, обеспечивающий образование в организме витамина А (запись в тетрадь). * Свекла отличается от других овощей высоким содержанием сахара, калия, магния, фосфора. Человек сначала оценил вкус свекольных листьев (в молодой ботве содержится много каротина), а затем распробывал корнеплоды. Такие овощи, как чеснок, зелень, перец содержат ароматические вещества, которые повышают аппетит и способствуют усвоению пищи. Их потребление составляет около 9кг. год. Вывод: Каждому виду овощей присущи определенные питательные вещества: Они обеспечивают рост, развитие организма и нормализуют обмен веществ. IV.Физ.минутка на снятие и предупреждение зрительного утомления (2 мин.) Учитель: Для снятия и предупреждения зрительного утомления физминутку проведет медицинская сестра – ортоптистка Ольга Константиновна. - * Встали из-за столов, спинки держим ровно. 1 упражнение – поднять глаза к верху, делаем круговые движения по часовой стрелке -4 раза. В обратную сторону- 4 раза. 2 упражнение – руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх ( вдох), опустить руки – выдох- 3 раза. 3 упражнение - закрыть глаза и кончиками указательных пальцев массируем веки до команды « стоп! ». 4 упражнение – посмотрите на кончик носа, затем в даль- 4 раза. 5 упражнение – растираем ладони до появления тепла. Закрыть глаза и приложить ладони к веку (счет до 6). Закончили! Молодцы! -*Ребята! Давайте, прочитаем какая рубрика следующая? Ученик: «Будьте здоровы» (4 мин.) -Овощи - это источник витаминов, а витамины нам жизненно необходимы для нашего здоровья и хорошего самочувствия. Витамин А - его называют витамином роста, поэтому он особенно необходим в детском возрасте. Низкое содержание в организме витамина А приводит к снижению остроты зрения и другим заболеваниям. А содержится он в таких овощах как: морковь, сладкий перец, зеленый лук. Мы кладем их в нашу корзину и обозначаем - буквой А -А какие витамины вы еще знаете? -Настя! Подойди, пожалуйста, посмотри, какие овощи находятся на столе? Назови их. -Помидор, картофель, капуста. А в этих овощах, ребята, содержится большое количество витамина С - (аскорбиновая кислота). При недостатке этого витамина ощущается слабость, снижается внимание, организм перестает сопротивляться простудным заболеваниям. Поэтому, необходимо, чтобы именно этот витамин мы употребляли с пищей ежедневно. Эти овощи мы также кладем в нашу корзину и обозначаем буквой С И еще с одним витамином мне хотелось бы вас познакомить. Витамин Е- чем же он важен для нашего здоровья? А он укрепляет кровеносные сосуды, увеличивает мышечную массу, что также очень важно для здорового организма! Содержится витамин Е - в листьях салата, укропе, петрушке. Мы их тоже с удовольствием кладем в нашу корзину и обозначаем буквой. Какой? Правильно! – буквой Е. Посмотрите , в корзине у нас овощи, которые дают нам витамины А С Е. И вот интересный факт- В последние годы в медицине было сделано удивительное открытие, что именно сочетание витаминов А С Е – является самой главной для здоровья человека. V. Лабораторная работа: « Определение овоща по запаху». (3мин.) А сейчас мы с вами проведем небольшую лабораторную работу. Инструкция:
Итог: Эти овощи: лук, чеснок. Вывод: Поднимите контейнер у кого лук, у кого - чеснок. Молодцы! В желтых контейнерах - лук, в оранжевых - чеснок. Не видя овоща, по запаху вы определил содержимое контейнера потому, что в этих овощах содержатся фитонциды– это летучие ароматические соединения, которые стоят на страже нашего здоровья и задерживают развитие многих бактерий. (запись в тетрадь) * « Чеснок и лук – здоровью друг! ». Так в старину говорили, почитая дары природы. - А что это такое? - Русская пословица. - Как вы ее понимаете? Объясните. Правильно! Кто ест чеснок и лук, тот болеть будет гораздо реже. Овощи-защитники – пожалуйте в нашу корзину. Посмотрите, пожалуйста, какая корзина получилась: витамин А (морковь, сладкий перец, лук), витамин С ( помидор, картофель, капуста ), витамин Е (листья салата, укроп, петрушка), наши защитники - лук, чеснок. Мы ее назовем – « корзина здоровья ». Мы поняли, что витамины нам очень нужны, но чтобы получить их должное количество нам надо съесть такой объем овощей, которое просто ошеломляет. Например: для того, чтобы получить норму витамина А нам нужно съесть килограмм моркови и больше килограмма картошки, чтобы получить норму витамина С. Здесь нам могут помочь витамины в виде драже или таблеток. На сегодняшний день их очень много: «Мультитабс», «Алфавит», «Витрум», «Аевит», « Триовит»,аскорбиновая кислота, ревит. По одному драже-3раза в день и вы обеспечены суточной нормой витамина. Но принимать их следует согласно инструкции и советам врача. Вывод: Самые безопасные витамины в овощах! Кушайте, сколько хотите! От меня вам витамины, чтобы не было ангины! Слайд. Для сохранения в овощах витаминов и питательных веществ необходимо соблюдать правила их обработки. Рубрика «Полезные советы» (2 мин.) Правила сохранения питательных веществ 1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1..+3 С.(при такой температуре овощи не станут дряблыми и не потеряют цвет). 2. Овощи при варке закладывают в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой, для салатов их варят в кожице (при таком способе тепловой обработки потери витаминов будут незначительны). 3. Мыть и держать овощи в воде не более 10-12минут (витамины не « перейдут» в воду). 4. Готовить овощи следует непосредственно перед их употреблением (при хранении - теряются витамины). 5.Для приготовления блюд из сырых овощей использовать неповрежденные овощи (во избежании пищевых отравлений). Вывод. При неправильной тепловой обработке овощи теряют пищевую ценность, витамины. VI. Динамическая пауза. (2мин). 1 упражнение: Руки вверх (вдох), руки вниз (выдох) – 3раза. 2 упражнение: Руки на пояс, повороты туловища влево (вдох), в исходное положение – выдох. Поворот вправо – вдох, в исходное положение – выдох- 3раза. 3 упражнение: Руки вперед вытянуть «ножницы» (10раз), дыхание произвольное. 4 упражнение: Ноги на ширине плеч, руки вперед (вдох), наклон вниз (выдох) -5 раз. 5 упражнение: шаг на месте. - Кто шагает дружно тут? - Пятый «а» идет на труд! - Будем славно мы трудиться. - Чтобы было чем гордиться. Стоп! Закончилась зарядка! Вдох и выдох для порядка. От зарядки будет прок Продолжаем наш урок. Слайд. Для приготовления блюд, особенно из сырых овощей, необходимо использовать овощи хорошего качества. В рублике «Экспертиза» мы определим доброкачественность овощей по показателям качества: цвет, запах, степень плотности. V. Практическая работа: «Определение доброкачественности овощей по внешнему виду» (8 мин.) * Оборудование: 1.Контейнер с овощем. 2. Салфетка, 3.Таблица. Задание: 1. Внимательно рассмотрите овощ. 2. Определите цвет овоща, в колонке «Характеристика данного овоща» подчеркните выбранный вами цвет. 3. Понюхайте, подчеркните выбранный вами ответ. 4. Нажмите на овощ, определите степень плотности, подчеркните выбранный вами ответ. 5. Запишите вывод о пригодности овощей, знаком «+», если пригоден к употреблению, знаком «-» если нет.
Вывод: Заключение экспертизы: Овощ пригоден (непригоден) к употреблению, (правильное подчеркнуть). Проверка выполненного задания: Назвать итог выполненного задания. Вывод: По цвету, запаху, степени плотности, можно определить пригодность овоща к употреблению. VI. Слайд. Закрепление: (2мин.) 1. В каких овощах находиться витамин роста? Выберите и покажите иллюстрации этих овощей. 2. По каким показателям определяют доброкачественность овощей? VII. Подведение итога. (4 мин.) 1. Что нового узнали на уроке? 2. Какое задание было самым интересным? Домашнее задание: Запись в дневник. Инструктаж домашнего задания: Ваше домашнее задание носит творческий характер, которое требует внимания и знания овощей. Найдите в тексте названия овощей (расшифруйте слова), запишите их в тетрадь. Показал садовод нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо. Оргубузы росли, помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста Сельдирошек поспел,и моркофель дозрел Стал уже осыпаться спаржовник И таких баклачков да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. Выставление оценок с комментарием. Слайд. Спасибо! Будьте здоровы! |
Конспект урока окружающего мира в 1 классе Шипилова М. А., учитель Цель: формировать представление о разнообразии овощей и фруктов, их значении в питании для здоровья человека, о пользе витаминов... |
Тема Значение консервирования плодоовощного сырья Тема Теоретические... С древних времен были известны лечебные свойства многих видов плодов, овощей и ягод. Однако срок хранения их ограничен, с удлинением... |
||
Урок по биологии Тема урока: строение и значение мышц. Групп мышц Задачи: познакомить учащихся с группами мышц тела человека, научить определять принадлежность мышц к той или иной анатомической группе... |
1 Историческая справка Значение блюд в питании, химический состав, пищевая ценность, лечебные свойства 5 |
||
Урок по технологии Тема: «Витаминный стол и приготовление праздничной... Тема урока: «Витаминный стол и приготовление праздничной закуски из сыра и овощей «хрустики» |
Внеклассное мероприятие «морковное царство» 6 класс Тема: «морковное царство» Цель: ознакомить детей с историей распространения моркови по странам и континентам, значение ее в жизнедеятельности человека |
||
Наука о питании включает в себя большое число важных теоретических... И сбалансированность пищевого рациона (количество пищевых продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в питательных веществах... |
3 Организация и технология приготовления сложных блюд из овощей, грибов и сыра Тема Организация и технология приготовления сложных блюд из овощей, грибов и сыра |
||
Лекция №1. Тема: Моральные проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека Цель: сформировать представление у студентов о характере моральных конфликтов, возникающих при вмешательствах в репродукцию человека... |
С. Б. Подушка ООО «Частный институт стерляди», г. Астрахань, Россия «сурфагон». Он выпускается промышленным способом, не дорог и доступен (продается в ветеринарных аптеках). Животных, обработанных... |
||
Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю пм. 01.... Методические рекомендации по изучению пм. 01 Приготовление блюд из овощей и грибов |
10 мифов о правильном питании. Дорогой друг ! Распространенные «народные» заблуждения давно стали истиной для многих. Разобраться во всех тонкостях непросто, но мы попробуем развенчать... |
||
1. Родительское стадо кур а породы и линии, используемые для производства... Хотя в яйцах содержится холестерин, использование их в питании в пределах научно обоснованных норм не ведет к накоплению его в организме... |
Доклад государственного бюджетного профессионального образовательного... «Продавец, контролер-кассир», «Повар, кондитер», «Агент рекламный» и по двум программам подготовки специалистов среднего звена «Экономика... |
||
Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании пот р м-011-2000 Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании разработаны в соответствии с действующим законодательством по заказу... |
Конкурсная документация для проведения Законом Санкт-Петербурга от 08. 10. 2008 n 569-95 "О социальном питании в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга... |
Поиск |