Внеклассное мероприятие
«МОРКОВНОЕ ЦАРСТВО»
6 класс
Тема: «МОРКОВНОЕ ЦАРСТВО»
Цель: ознакомить детей с историей распространения моркови по странам и континентам, значение ее в жизнедеятельности человека.
Предварительная работа:
Подбор и систематизация материала
Подбор стихов, пословиц, поговорок.
Конкурс детского рисунка «Морковинка»
Изготовление атрибутов костюмов (историка, доктора, бабушки, моркови, инженера, повара)
Приготовление блюд с использованием моркови
Оформление карточек в форме моркови – рецептов блюд из моркови.
Два листа ватмана, фломастеры
Разработка конспекта занятия.
Учитель: Мы сегодня с вами собрались поговорить о здоровом питании. Рацион питания человека не возможен без овощей. Люди научились ценить овощи с глубокой древности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются огромным носителем большого количества витаминов, минеральных солей, фитонцидов, клетчатки, растительного белка.
Сейчас я хочу представить вам наш ученый совет: в него входят:
Научные работники:
Историк
Медик
Бабушка Матрена представляет народную медицину
Техническая служба
Повара – 3 человека.
Инженер по охране труда.
Секретарь
Редколлегия
А что за красавица сидит у нас за столом? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Загадка: В темном тереме девица,
Наверху ее косица
Дерни за косу плутовку
И увидишь что?
Слово нашей королеве моркови.
Морковь: Я – красная девица,
Зеленая косица
Собой горжусь
Для всего гожусь!
И для сока и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и винегрет,
И … зайчишкам на обед!
Учитель: Теперь послушаем наших научных работников, слово историку.
История моркови.
Морковь — одна из старейших овощных растений, употребляемая людьми вот уже 4 тысячи лет. Родиной Видов с оранжевыми и красноватыми корнеплодами является Средиземноморье, а с желтыми, белыми, фиолетовыми — Индия и Афганистан. Античные греки, а позднее и римляне называли морковь «даукус» и «кароте», позже эти слова стали ее ботаническим фамилией.
В Старом Риме морковь относилась к уровню угощений, употребляемых во время праздников и торжеств. С почтением относились к ней и в средние века. Известно, что блюда из нее предназначались для знатных гостей, навещавших Карла Знаменитого, жившего в VIII веке. И лишь в XVI веке морковь превратилась из деликатеса в повсеместно выращиваемый овощ. В тот же день вывели лучший ее видов — каротель, а столетие спустя получили кормовую морковь, которая и на данный момент в наибольших числах выращивается в Великобритании.
Созданная для корма скоту она не такая аппетитная, зато огромная — в длину достигает 40 сантиметров, ну а в окружности 30 сантиметров. В Россию морковь завезли в XVI веке, поначалу она захватила южные ареалы, а потом распространилась далеко на север. Жители других стран, побывавшие в столице в XVI — XVII веках, отмечали, что практически при каждом доме имелся фруктовый сад, в каком меж деревьями размещались грядки с морковью.
Но это было не 1-ое знакомство наших предков с данным овощем. Историки говорят, что кривичи, населявшие Древнюю Русь, тогда был обычай приносить ее в дар покойнику, класть в лодку, которую потом сжигали вместе с умершим.
Дикий вид растения встречается в средиземноморском районе Евразии и Африки. Однако, по утверждению многих исследователей, дикая морковь растет на громадном пространстве от Пиренеев до Тихого океана, фактическое местонахождение культивируемой моркови обнаружено у подножия Гималаев. По утверждению акад. Н.И. Вавилова, морковь белая и желтая была найдена в Западном Китае.
Выращивается морковь повсеместно, особенно распространена в районах умеренного климата. Но встречается даже в Гренландии, Заполярье и на высоте 3300 м в горах Афганистана.
Теофраст, первый ботаник древности, в труде «Исследования о растениях» (IV—III в до н. э.) писал, что морковь использовали в диком виде, была она с тонким корнеплодом, и еще бесцветным. Ценили ее высоко за лечебные свойства. Великий врач Древней Греции Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) в качестве лечебного средства называл морковь наряду с другими лекарственными растениями. Диоскорид в своей книге «О врачебных приемах» (1 в. н. э.) также отмечал ее целебные особенности.
Арабский писатель Ибн-аль-авам утверждает, что в X веке в Вавилоне и других районах Аравии выращивалась красная (вероятно, красно-фиолетовая) и зелено-желтая морковь. В тех условиях ее высевали с конца августа до начала октября; прохладная погода в сочетании с орошением была благоприятна для приобретения ею хорошего вкуса. В пищу морковь употребляли с уксусом, солью, маслом оливковым, ели сырой вместо хлеба.
Культивирование моркови продолжалось и в средние века. Во Франции, Германии, Нидерландах она появилась в XIV веке.
Интересно отметить, что лекари Древней Руси приписывали больным сливочное масло, подцвеченное морковным соком, а также свежую морковь, до зимы сохранявшуюся в меду. Ничего не зная о витаминах, древние лекари нашли способы, позволяющие сохранить все ценные питательные вещества в моркови.
В XVII веке известные русские пироги с морковью становятся обязательными на различных торжествах. Появились также соусы из моркови, которые и теперь считаются деликатесными у немцев и французов.
В XIX веке в России были известны сорта народной селекции моркови.
Таким образом, морковь пользовалась популярностью у европейцев и россиян еще с незапамятных времен, и вполне заслуженно, так как была человеку не только пищей, но и лекарством.
На Дальнем Востоке растет морковь кроваво-красная, есть сорта фиолетовые. На вулканических массах Японских островов вырастает морковь длиной до 1 м и толщиной с крупную свеклу, есть кормовые сорта, у которых корнеплод диаметром до 30 см.
Учитель: Какая богатая история у нашей моркови. А что нам расскажет доктор?
Доктор: Морковь называют кладовой витаминов. Её ценят не только за вкус и аромат, но и за то, что она содержит разнообразные витамины:
C,B,B2,B3,D1,P,V,E,K, провитамин А и физиологические активные вещества: стреролы, лицитин многие ферменты, а также такие микроэлементы, как йод,бор. В моркови накапливаются сахар до 9%, органические кислоты и не обходимые минеральные соли, среди которых преобладают соли калия, фосфора и железа.
Морковь очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека превращает в витамин А-витамин роста, особенно необходимые детям. Из семян моркови изготавливают лекарство «Даукратин», применяемое для лечения болезней сердца. Морковный сок назначают как лечебное питание при различных заболеваниях.
Учитель: Сколько витамин в нашей моркови, сразу и не запомнишь. Слово предоставляем нашей уважаемой бабушке Матрёне.
Матрёна: Из поколения в поколение передаются рецепты народной медицины. Вот и моя бабушка учила меня. Тертую морковку прикладывать к гноящим, обожжённым воспаленным участкам кожи.
Так же морковь широко применяется в косметологии, при жирной угревой коже лица.
А вот девочки мои дорогие, если хотите избавиться от веснушек, утром и вечером делайте маски из моркови. Натрите на мелкой терке и прикладывайте. Усилить эффект можно употребляя еще 1 стакан морковного сока.
Еще рецепт у меня есть для волос. У кого они жирные за 2-3 часа до мытья их втереть в кожу головы морковный сок.
Морковь – очень полезный овощ.
Учитель: Чем нас порадуют наши повара.
Повар: Мои коллеги приготовят салаты, а я выступлю с докладом.
Инженер: Это не правильно, сначала нужно провести инструктаж по технике безопасности и санитарно – гигиеническим требованиям, только потом можно приступать к работе.
Проводит инструктаж.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при кулинарных работах
1. Общие требования охраны труда
1.1.К выполнению кулинарных работ под руководством учителя (преподавателя, мастера) допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При выполнении кулинарных работ возможны травмы:
- порезы рук ножом;
- травмирование пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;
- ожоги горячей жидкостью или паром;
- поражение электрическим током при пользовании электроплитами;
1.4. При выполнении кулинарных работ должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка (колпак).
1.5. В помещении для выполнения кулинарных работ должна быть медаптечка.
1.6. В помещении для выполнения кулинарных работ должны быть огнетушители.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю
1.8. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку (колпак).
2.2. Проверить исправность кухонного инвентаря и наличие его маркировки.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Перед включением электроплиты и других электрических приборов встать на диэлектрический коврик.
3.2. Для приготовления пищи пользоваться эмалированной посудой.
3.3. Соблюдать осторожность при чистке овощей.
3.4. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
3.5. При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальными деревянными пестиками.
3.6. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки.
3.7. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
3.8. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.
3.9. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3.10. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить учителю
4.2. При разливе жидкостей, жира немедленно убрать ее с пола.
4.3. В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Выключить электроплиту и другие электрические приборы, при выключении из электророзетки не дергать за шнур.
5.2. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
5.3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
5.4. Провести влажную уборку помещения, выключить вытяжную вентиляцию, снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Повара моют руки.
Повар делает доклад.
Морковь широко применяют в домашней кулинарии: в супах, гарнирах, винегретах, фаршах, в тушеном и сыром виде. Тертую морковь и соки из нее, дают детям как ценный диетический продукт, благотворно влияющий на весь организм (газа, печень, желудок)
Морковь используют при консервировании, квашении капусты и других видах переработки овощей.
- Что бы морковь не темнела при обработке, с нее надо снимать очень тонкий слой кожицы острым ножом;
- суп с морковью получается всегда красным: каротин окрашивает жир, в котором обжаривается морковь в оранжевые или янтарные тона;
- Очищенная морковь быстро вянет. В воде держать ее нельзя – разрушается витамин С, теряются минеральные соли. Лучше хранить очищенную морковь в посуде без воды (не более 2-3 часов), прикрывая сверху чистой влажной тканью;
- При варке морковь лучше опускать в кипящую воду, так как в ней отсутствует растворенный кислород и лучше сохраняется витамин С.
- Переваренная морковь не только менее вкусна, но и менее питательна;
- Варить морковь в открытой кастрюле нельзя, сильно разрушаются витамины.
- Долго хранить приготовленные блюда из моркови не рекомендуется, так как при длительном простаивании на плите витамин С разрушается полностью.
Учитель: Как много интересного , полезного мы узнали о нашей моркови
Морковь: Я росла много дней, становилась все красней и
слаще.
Стала я хрустящей. А зеленый хохолок у меня, ребятки,
Что бы каждый дернуть мог и вытянуть из грядки.
В стихах и загадках часто говорится о красоте моей косы – ботве. Я предлагаю нашей редколлегии нарисовать с закрытыми глазами морковь.
Проводят конкурс художников.
Научный совет определяет победителя.
Приз – морковка.
Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча. Много интересного и полезного мы узнали сегодня. Благодарю всех за участие в нашем празднике. Желаю вам успехов в учебе, меньше болеть, больше кушать моркови.
Морковь: Уважаемые гости! Мы для вас приготовили салаты. Пироги с морковью. Приглашаем вас к столу.
|