государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования – техникум
«Безенчукское медицинское училище»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях.
Сестринская помощь в терапии.
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
основной профессиональной образовательной программы по специальности
060501 Сестринское дело
Безенчук, 2015 год
|
|
Рассмотрено
На заседании ЦМК № 2
Протокол № 2
От « » __________ 2015г.
Председатель _______Л.И. Ефремова
|
Утверждено:
Зам.директора по УР
___________ Е.А. Ерохиной
« »________ 2015г
|
Методическая разработка к практическим занятиям для преподавателя составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060501 Сестринское дело, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 472 от 28 октября 2009года.
Разработчики: Мартынова Нина Владимировна-преподаватель профессионального модуля ГБОУ СПО БМУ
Тема 1.4 Сестринский уход при бронхитах
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК.2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств.
ПК.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
П.К.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
П.К.2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Цели:
Осуществить актуализацию знаний и получить новую информацию по теме «Сестринский уход при бронхитах».
Выявить уровень усвоения нового материала.
Изучить и отработать технологии медицинских услуг, используя алгоритмы их выполнения.
Междисциплинарные связи:
ОПД.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией.
- ОП.02 Анатомия и физиология человека;
- ОП.07 Фармакология;
- ОП.09 Психология;
- МДК.01.02 Основы профилактики.
Оснащение занятия:
Материально-техническое обеспечение:
фонендоскоп, тонометр;
одноразовые шприцы различной емкости;
дезинфицирующие средства;
перчатки, маски;
лотки;
бланки для анализов, рентгенограммы, лабораторные показатели;
тренажер для обучения аускультации;
фонтом людей;
лекарственное средство.
Методическое обеспечение:
рабочая программа ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;
методическая разработка практического занятия (алгоритмы исследования пациентов с бронхо-легочной патологией, листы назначения)
Информационное обеспечение:
Основные источники:
Сестринское дело в терапии с курсом ПМП: Э.В.Смолева; под ред. к.м.н. Б.В.Кабарухина. – Изд.14-е.- Ростов н/Д: Феникс,2013.-473с.
Сестринское дело в терапии с курсом ПМП: практикум/ Т.П.Обуховец; под ред.Б.В.Кабарухина.- Изд.3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.-412с.
Неотложная доврачебная медицинская помощь: учеб. пособие/ И.М.Красильникова, Е.Г.Моисеева. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2013.-192с.
Дополнительные источники:
Рябчикова Т.В., Смирнова А.В., Егорова Л.А. . Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2010год
Рекомендации Глобальной инициативы по борьбе с бронхиальной астмой (Global Initiative For Asthma, GINA), пересмотр 2006год.
Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2004года №301 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным бронхиальной астмой»
Место проведения занятия: кабинет технологии оказания медицинских услуг
Продолжительность занятия: 270минут
План проведения занятия
№
|
Название этапа
|
Цель
|
Время
|
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
|
1.
|
Организационный этап
|
Мобилизация внимания, подготовка студентов к работе.
|
5
|
Совместно с преподавателем формулируйте цели занятия. Самостоятельно запишите в рабочую тетрадь сформулированные цели.
|
2.
|
Контроль исходного уровня знаний
|
Проверить готовность студента к занятию. Объективно оценить качество формируемых знаний через педагогические корректные задания и эталоны к ним.
|
20
|
Выполните самостоятельно задания в соответствии с инструкцией. Ваша самооценка. Критерии оценки: за каждый правильный ответ вы получите 1балл (максимальное количество баллов-10)
|
3.
|
Фронтальный опрос
|
Обеспечение контроль понимания учебной информации, её повторения и закрепления
|
40
|
Ваша самооценка. Критерии оценки: за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл (максимальное количество баллов-7).
|
4.
|
Заполнение таблицы, с использованием рецептурного справочника.
|
Актуализация знаний в области фармакотерапии бронхиальной астмы.
|
20
|
Критерии оценки: за каждый правильный ответ (графу таблицы) вы получите 1балл (максимальное количество баллов-5)
|
5.
|
Подготовка к самостоятельной работе
|
Способствовать лучшему запоминанию и усвоению, формированию профессиональных умений.
|
25
|
Получение новой информации о проведении пикфлоуметрии; использовании дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ)
|
6.
|
Самостоятельная работа студентов
а)выполнение простых медицинских услуг;
|
Обучающиеся самос-тоятельно должны изучить и отработать манипуляционную технику, используя алгоритмы манипуля-ций, методическое пособие, учебник.
|
65
|
Работайте в парах под контролем преподавателя, осуществляйте взаимооценку и взаимокоррекцию.
Критерии оценки: баллы выставляются преподавателям.
|
|
б)решение задачи по использованию пикфлоуметрии;
|
Выявить уровень освоения нового материала.
|
20
|
Работайте под контролем преподавателя, осуществляйте взаимооценку и взаимокоррекцию.
Критерии оценки: максимальное количество баллов – 15.
|
|
в)решение ситуационной задачи;
|
Закрепить знания по проведению общего осмотра и письменно оформить отчет в рабочей тетради.
|
20
|
Ваша самооценка.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ вы получите 1балл (максимальное количество баллов – 4)
|
|
г)заполнение интерактивной таблицы
|
Работать самостоятельно, оформляя ответ письменно в тетради.
|
15
|
Критерии оценки: за каждый правильный ответ графы таблицы, вы получите 1балл (максимальное количество баллов – 6)
|
|
д)решение проблемно-ситуационной задачи по планированию сестринского ухода при бронхиальной астме.
|
Выявить уровень освоения нового материала, исполь-зуемого в будущей практической деятель-ности.
|
20
|
Работайте самостоятельно, оформляя ответы письменно в тетрадях. Ваша самооценка. Критерии оценки: 1 ошибка - 3балла, 2 и более ошибок - 0 баллов (максимальное количество баллов - 8).
|
7.
|
Рефлексия. Домашнее задание.
|
Подведение итогов занятия. Оценка эффективности и эмоциональной удовлетворённости работы на занятии.
|
20
|
Осуществите само- и взаимооценку. Пользуясь критериями оценок, переведите полученные баллы в соответствующую оценку. Заполните индивидуальную карту самоконтроля.
|
Ход занятия
Организационный этап. Вводное слово.
Сообщение темы, целей занятия, проверка присутствующих, их внешнего вида, готовность аудитории к занятию. Раскрыть важность и необходимость изучения данной темы.
Контроль исходного уровня знаний.
Выполнение тестовых заданий в соответствии с инструкцией по теме «Сестринский уход при бронхиальной астме».
I вариант
Выбрать только один правильный ответ.
Бронхиальная астма – это воспалительное заболевание:
а) дыхательных путей;
б) трахеи;
в) плевры;
г) альвеол.
2. Одним из предрасполагающих факторов бронхиальной астмы является:
а) гиподинамия;
б) ожирение;
в) наследственность;
г) злоупотребление жирной пищи.
3. Установите соответствие:
Группа аллергенов: Аллерген:
1) растительный а) цветочная пыльца
2) животный б) апельсин
3) пищевой в) шерсть собаки
4) бытовой г) домашняя пыль
4. Дополнить предложение:
Предвестниками болезни могут быть
5. Дополнить предложение:
Приоритетной проблемой бронхиальной астмы является
6. Какое положение принимает пациент во время приступа бронхиальной астмы?
а) дренажное;
б) сидя с упором о твердую поверхность;
в) лежа, с возвышенным ножным концом;
г) лежа на боку.
7. Инструментальным методом исследования бронхиальной астмы является:
а) пикфлоуметрия;
б) урография;
в) колоноскопия;
г) УЗИ.
8. Назовите независимое вмешательство при оказании неотложной помощи:
а) использование карманного ингалятора;
б) назначение оксигенотерапии;
в) введение эуфиллина;
г) введение преднизалона.
9. Установите соответствие:
Название препарата: Группа препарата:
1) вентолин а) холинолитик
2) преднизалон б) стабилизатор тучных клеток
3) атровент в) В2 - агонист
4) интал г) кортикостероид
10. Расставьте в нужном порядке:
1) психологически успокоить пациента;
2) ввести преднизалон;
3) срочно вызвать врача;
4) ввести эуфиллин;
5) применить карманный ингалятор.
II вариант
Выбрать только один правильный ответ.
Дополните предложение:
Хроническое воспалительное аллергическое заболевание, характеризующееся
приступами удушья называется
2. В основе развития приступа лежит:
а) расширение и отек слизистой бронхов;
б) спазм легочной артерии и отек слизистой бронхов;
в) спазм и отек слизистой бронхов;
г) спазм легочной артерии и слизистой бронхов.
3. Причиной аллергической формы бронхиальной астмы является:
а) домашняя пыль;
б) домашняя пыль, продукты пчеловодства;
в) домашняя пыль, продукты пчеловодства, антибиотики;
г) домашняя пыль, продукты пчеловодства, антибиотики, пыльца растений.
4. Настоящими физиологическими проблемами бронхиальной астмы является:
а) приступ удушья;
б) приступ удушья, вязкая мокрота;
в) приступ удушья, вязкая мокрота, чувство страха;
г) приступ удушья, вязкая мокрота, чувство страха, рвота.
5. Установите соответствие:
Метод обследования: Назначение:
1) спирометрия а) пиковая скорость выдоха
2) пикфлоуметрия б) функция внешнего дыхания
6. Для лучшего эффекта бронхолитик применяют:
а) парентерально;
б) ингаляционно;
в) сублингвально;
г) ректально.
7. Расставьте в нужном порядке:
1) рекомендовать пациенту задержать дыхание на несколько секунд (5-10 сек),
затем вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.
3) сделать глубокий вдох и одновременно нажать на дно баллончика.
5) предложить пациенту сделать глубокий выдох, взять в руку баллончик с
аэрозолем, поднести ко рту и обхватить губами мундштук.
2) хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.
4) снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.
8. Установить соответствие:
Манипуляции: Виды вмешательств:
1) придать позу астматика а) независимое
2) оксигенотерапия б) зависимое
3) применить карманный ингалятор
4) ввести эуфиллин
9. Для предупреждения гипоксии м/с должна провести:
а) герудотерапию, оксигенотерапию;
б) оксигенотерапию, диетотерапию;
в) ароматерапию, герудотерапию;
г) диетотерапию, ароматерапию.
10. Для профилактики приступов удушья используется:
а) астмопент;
б) беротек;
в) интал;
г) теофиллин.
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме
«Сестринский уход при бронхиальной астме».
1вариант 2 вариант
1. а 1. бронхиальная астма
2. в 2. в
3. 1) а 3. г
2) в 4. б
3) б 5. 1) б
4) г 2) а
4. чихание, приступообразный кашель 6. б
5. приступ удушья 7. 2,4,5,3,1
6. б 8. 1) а
7. а 2) б
8. а 3) а
9. 1) в 4) б
2) г 9. б
3) а 10. в
4) б
10. 3,5,1,4,2
Критерии оценок:
«5» -все ответы верны. (91 - 100%)
«4» - 9 ответов (81 - 90%)
«3» - 7 или 8 ответов (71 - 80%)
«2» - меньше 7 ответов (70% и ниже).
Фронтальный опрос.
Студенты отвечают на поставленные преподавателем вопросы:
Что является предвестниками бронхиальной астмы?
Какие симптомы (настоящие физиологические проблемы) встречаются при бронхиальной астме?
Какие лабораторные методы исследования проводят для диагностики бронхиальной астмы?
Что относится к инструментальным методам обследования при диагностике бронхиальной астмы?
Что медицинская сестра должна сделать для улучшения дыхания пациента?
Что можно отнести к первичной профилактике бронхиальной астмы?
Что относится к мерам вторичной профилактики?
Заполнение таблицы, с использованием рецептурного справочника, выписывание основных лекарственных препаратов (минимум 5), назначаемых при данном заболевании.
Название препарата
|
Показания
|
Пути введения
|
Противопоказания
|
Побочные действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка к самостоятельной работе.
Демонстрация преподавателем простых медицинских услуг по теме занятия:
Применение пикфлоуметра
Задание
|
Алгоритм выполнения задания
|
Задание: применить пикфлоуметр
Оснащение:
пикфлоуметр;
инструкция по эксплуатации;
дневник для регистрации показателей;
ручка.
Документация:
«Подготовка пациента к исследованиям» В.М. Двуреченская и др. Ростов – на – Дону, 2002, стр. 117.
алгоритм выполнения манипуляции.
Требования санэпидрежима:
салфетки марлевые;
спирт 70%
|
Вымыть и осушить руки.
Подготовить рабочее место.
Пациент находится в положении стоя.
В правую руку взять пикфлоуметр и держать его строго горизонтально к поверхности земли.
Рычажок пикфлоуметра поставить в исходное положение.
Плотно обхватить мундштук губами.
Сделать максимально быстрый, полный и резкий выдох в прибор.
Рычажок, отклонившись, укажет на значение пиковой скорости выдоха.
Записать показание прибора.
Рычажок возвратить в исходное положение.
Повторить манипуляцию трижды.
Из всех показателей зафиксировать большее значение.
Записать этот показатель в дневник самоконтроля.
|
Применение дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ).
Задание
|
Алгоритм выполнения задания
|
Задание: применить дозированный аэрозольный ингалятор
Оснащение: применить дозированный аэрозольный ингалятор(ДАИ).
Документация:
Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум, 2003 г., с. 77.
алгоритм выполнения манипуляции.
Требования санэпидрежима:
|
Вымыть и осушить руки.
Проверить срок годности карманного ингалятора.
Снять с баллончика защитный колпачок.
Повернуть баллончик вверх дном.
Встряхнуть баллончик с аэрозолем.
Объяснить пациенту ход процедуры:
сделать глубокий выдох;
охватить губами мундштук баллончика;
запрокинуть голову назад;
сделать глубокий вдох и одновременно нажать на дно баллончика;
задержать дыхание на 5-10 секунд.
Извлечь мундштук баллончика изо рта пациента.
Попросить пациента сделать медленный выдох.
Надеть на баллончик защитный колпачок.
Вымыть и осушить руки.
|
Самостоятельная работа студентов.
а) Выполнение простых медицинских услуг.
Работая с методическим пособием и алгоритмами, студенты, работая в парах под контролем преподавателя, выполняют простые медицинские услуги по теме занятия (применение пикфлоуметра и дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ)
б) Решение задачи по использованию пикфлоуметра.
Студенты в рабочих тетрадях заполняют таблицу с показателями пикфлоуметрии.
Задача:
При проведении пикфлоуметрии у пациентки с бронхиальной астмой (возраст 25 лет, рост 180 см) были выявлены следующие показатели ПСВ:
№ п/п
|
Дата
|
ПСВ, л/мин
|
утро
|
вечер
|
1
|
14.10.14
|
382
|
560
|
2
|
15.10.14
|
243
|
620
|
Задание:
Определите, в какой зоне находятся полученные показатели.
Рассчитайте оптимальное показание ПСВ по таблице для пациентки.
Установите маркеры пикфлоуметра по зонам.
Охарактеризуйте принципы зонной системы мониторинга по системе NAEP.
Интерпретация показателей зон по системе NAEP
Зона
|
Состояние
|
Показания
(в % от оптимального)*
|
Зеленая
|
«Норма»
Лечение оказывает положительное влияние. Продолжайте заниматься своими делами
|
80-100%
|
Желтая
|
«Внимание»
Соблюдайте осторожность в повседневной деятельности. Меры, которые необходимо предпринять - в плане лечения.
|
50-80%
|
Красная
|
«Тревога»
Риск для здоровья. Немедленно обратитесь к врачу.
|
менее 50%
|
* Оптимальное показание ПСВ определяется индивидуально вашим лечащим врачом (или другим уполномоченным медицинским лицом).
в) Решение ситуационной задачи.
Студенты решают задачу по проведению общего осмотра пациента.
Задача:
Пациент Н. 47 лет. Жалобы на удушье, возникшее внезапно 2 часа назад, кашель с отделением небольшого количества вязкой стекловидной мокроты. Осмотр: пациент сидит в постели, опираясь на неё руками. Выдох резко затруднен, ЧДД – 30 в 1/мин. Выраженный диффузный цианоз, вены шеи набухшие. Пациент выше среднего роста, грудная клетка узкая, поперечный размер значительно превышает переднезадний, эпигастральный угол острый.
Задание:
Оцените состояние, сознание, положение и тип конституции пациента, выбрав соответствующие характеристики:
Состояние
|
Сознание
|
Положение
|
Тип конституции
|
удовлетворительное
средней тяжести
тяжелое
крайне тяжелое
терминальное
|
ясное
ступор
сопор
кома
|
активное
пассивное
вынужденное
|
нормостенический
гиперстенический
астенический
|
г) Заполнение интерактивной таблицы.
Изучив конспект лекции и раздел учебника по теме, студенты заполняют таблицу по заданным параметрам:
№
|
Характеристика
|
Бронхиальная астма
|
1.
|
Провоцирующие факторы (триггеры).
|
|
2.
|
Клинические симптомы (проблемы).
|
|
3.
|
Положение больного при приступе.
|
|
4.
|
Аускультативные данные при приступе.
|
|
5.
|
Характер мокроты
|
|
6.
|
Ингаляционные препараты, применяемые при заболевании.
|
|
д) Решение проблемно-ситуационной задачи.
Обучающиеся составляют план сестринского ухода (цель, вмешательства, оценка результата).
Задача:
Пациент М., с диагнозом - бронхиальная астма, приступообразный период. Жалобы на приступы удушья, одышку с затрудненным выходом, приступообразный кашель с отделением в конце густой, вязкой мокроты, слабость, головокружение. Приступу удушья предшествовало слезотечение, заложенность носа. Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, бледные. Дыхание с затрудненным выходом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 19 в 1/мин., PS 86 в 1/мин, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.
Задания:
1.Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2.Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
Эталон ответа:
У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, быть здоровым, работать, избегать опасности.
Проблемы: кашель с трудноотделяемой мокротой, одышка с затрудненным выходом, слабость, головокружение.
Потенциальные проблемы: высокий риск развития удушья, дыхательной недостаточности.
Приоритетные проблемы: кашель с трудноотделяемой мокротой, экспираторная одышка.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о бронхиальной астме.
План
|
Мотивация
|
1.М/с обеспечит пациенту физический и психический покой.
|
Для уменьшения одышки
|
2.М/с придаст пациенту полусидячее положение с упором на руки
|
Для облегчения дыхания
|
3.М\с расстегнет стесняющую одежду
|
Для обеспечения свободного дыхания
|
4.М/с обеспечит доступ свежего воздуха, а при необходимости проведет ингаляцию кислорода
|
Для улучшения дыхания и газообмена в легких
|
5.М/с применит карманный ингалятор в случае необходимости
|
Для уменьшения спазма бронхов
|
6.М/с обеспечит введение медикаментозных средств (бронхолитиков, отхаркивающих) по назначению врача
|
Для снятия спазма бронхов и улучшения отхождения мокроты
|
7.М/с обеспечит наблюдение за пациентом (ЧДД, АД, пульс, цвет кожных покровов)
|
Для контроля за состоянием пациента и профилактики развития осложнений
|
Рефлексия.
Заполнение индивидуальной карты самоконтроля.
Оценка эффективности и эмоциональной удовлетворенности работы на занятии.
Символ
|
баллы
|
оценка
|
|
70-79
|
отлично
|
|
60-69
|
хорошо
|
|
50-59
|
удовлетворительно
|
Домашнее задание.
Изучить конспект лекции и текста учебника по теме занятия стр.103-113
Сестринское дело в терапии с курсом ПМП: Э.В.Смолева; под ред. к.м.н. Б.В.Кабарухина. – Изд.14-е.- Ростов н/Д: Феникс,2013.-473с.
Разработайте памятку для пациента с бронхиальной астмой с информацией о противоаллергическом режиме.
Составьте алгоритм неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.
Выпишите направления на общий анализ крови, мочи, мокроты.
|