Методическое пособие для управляемой самоподготовки




Скачать 453.05 Kb.
Название Методическое пособие для управляемой самоподготовки
страница 1/5
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5




Амурская государственная медицинская академия
кафедра госпитальной терапии


Утверждаю”

____________________

зав. кафедрой заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор Ю.С.Ландышев

Методическое пособие

для управляемой самоподготовки

студентов V курса

Диагностика и лечение

миокардита





Исполнитель:

к.м.н., ассистент Вахненко Ю.В.

Благовещенск – 2012



А к т у а л ь н о с т ь темы.

Миокардит, как заболевание сердечной мышцы, проявляется клиническими синдромами, связанными с нарушением ее функций. Однако, боль, аритмия, сердечная недостаточность характерны и для других заболеваний сердца, а проявления интоксикационного синдрома при миокардите могут быть недостаточно выраженными, что затрудняет диагностику этой патологии. В наше время распространение аллергии (внедрение антибиотиков, белковых препаратов, активная иммунизация населения, частая реиммунизация, бурное развитие промышленности, урбанизация и т.п) привело к росту аллергических повреждений миокарда, изменению их клинического течения. По этим причинам проблема диагностики и лечения миокардита является одной из наиболее актуальных в современной медицине.
Цель занятия восстановить знания механизмов аллергических реакций, роли биологически активных веществ, кининов, простагландинов и т.п. в развитии заболеваний инфекционно-аллергической природы. Изучить этиологические факторы и механизмы патогенеза инфекционно-аллергического миокардита. Используя знания клинических синдромов заболевания и данные дополнительных методов обследования, научиться диагностировать различные формы миокардита. Дифференцировать инфекционно-аллергический миокардит с другими заболеваниями сердца, проявляющимися сходными клиническими синдромами и кардиомегалией. Научиться формулировать диагноз миокардита, согласно общепринятой классификации. Освоить принципы лечения миокардита, научиться составлять план лечения больного в зависимости от этиологии заболевания.
Студент должен знать:

  1. Основные исторические этапы изучения заболеваний миокарда.

  2. Основные этиологические факторы заболевания, механизмы его патогенеза.

  3. Классификацию миокардитов.

  4. Общие закономерности течения миокардитов и особенности диагностики их различных форм.

  5. Особенности клинической картины и диагностики инфекционно-аллергического миокардита.

  6. Особенности клинической картины и диагностики злокачественного идиопатического миокардита Абрамова-Фидлера, его морфологические критерии и клинические варианты заболевания.

  7. Основные принципы лечения миокардитов. Методы комплексной терапии.

  8. Принципы лечения частных форм миокардитов с учетом этиологического фактора.


Студент должен уметь:

  1. Провести опрос и объективный осмотр больного с подозрением на миокардит, выявить признаки аритмического, кардиомегалического синдромов, недостаточности кровообращения, сопутствующей патологии.

  2. Составить план обследования больного с подозрением на миокардит.

  3. Трактовать данные дополнительных методов обследования, включающие клинический и биохимический анализы крови (в т.ч., острофазовые показатели, трансаминазы, ЛДГ, КФК), иммунограмму крови, рентгенографию сердца в 3-х проекциях, ЭКГ, ЭХО КГ, холтеровское мониторирование.

  4. Составить лист назначений больному с диагностированным инфекционно-аллергическим миокардитом с учетом предполагаемой этиологии заболевания.



  1. История вопроса


Конец 18 века – начало истории развития учения о болезнях сердечной мышцы.

Pitcairn (1788) выказал мысль об общей причине поражения

сердца и суставов при ревматизме.
19 век - Буйо (1835, 1840) и Сокольский (1836, 1838) установили прямую

связь ревматического полиартрита и ревматического поражения сердца.
Soberncheim (1837) впервые ввел термин “миокардит”, выделив

среди его основных признаков инфекционное начало, воспаление миокарда, острые сосудистые нарушения.

Вирхов и Ракитанский (середина 19 века) проводили патологоанатомические исследования умерших от заболеваний сердечной мышцы.
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется бурным развитием бактериологии, интенсивным изучением роли инфекции в развитии миокардита:

Ruchle (1878) создал классическую модель дифтерийного миокардита.

Krehl (1891) одним из первых выделил “идиопатические болезни сердечной мышцы”, не связанные с каким-либо инфекционным или системным заболеванием, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения.

Абрамов С.С. (1897) описал случай диффузного интерстициального миокардита неизвестной этиологии с подострым течением, расширением полостей сердца и пристеночным тромбозом.

Fiedler (1889) дал морфологическое описание миокардита, описанного Абрамовым С.С.
20 век - Herrick выделил из группы миокардитов коронарную болезнь

сердца. Tahr опубликовал работу “Гипертоническая болезнь”.

Появились подробные описания миокардитов различной этиологии.
Большое значение имело открытие и изучение гриппозного миокардита и миокардита Коксаки (Тур А.Ф., 1935, Арьев М.Я., 1938, Юренев П.Н., 1967, Максимов В.А., 1979 и другие).

После появления понятия “аллергия” интенсивно начало изучаться влияние инфекционно-аллергических факторов на развитие миокардита. В связи с этим известно высказывание Е.М.Тареева: “Человеку ХХ века больше зла приносит не микроб, а реакция на инфекцию, “болезнь антител”, равно как и неадекватные реакции клеточного иммунитета”.


2. Классификация миокардита




2.1. Этиологическая





  1. Инфекционный и инфекционно-токсический миокардит:

  1. вирусный (грипп, парагрипп, энтеровирусы, в том числе, Коксаки-вирус (50% случаев), ECHO-вирус, вирус полиомиелита, цитомегаловирус (особенно патогенен у детей), вирусы гепатита, паротита, краснухи, кори, ветряной оспы, СПИДа, инфекционного мононуклеоза, респираторно-синцитиальный вирус);

  2. инфекционный (стрептококки, стафилококки, пневмококки, менингококки, гонококки, возбудители дифтерии, бруцеллеза, сальмонеллеза, скарлатины, туберкулеза, брюшного тифа и т.д.);

  3. спирохетозный (сифилис, лептоспироз, возвратный тиф, болезнь Лайма и т.д.);

  4. риккетсиозный (сыпной тиф, Ку-лихорадка и т.д.);

  5. паразитарные и вызванные простейшими (токсоплазмоз, Trypanosoma, трихинеллез и т.д.);

  6. грибковые (актиномикоз, кандидоз, кокцидиомикоз, аспергиллез, бластомикоз, гистоплазмоз и т.д.).

  1. Аллергический (иммунологический):

  1. инфекционно-аллергический;

  2. идиопатический;

  3. лекарственный (алкоголь, кокаин, фторурацил, циклофосфамид, доксорубицин, стрептомицин, аминосалициловая кислота, сульфаниламиды, метилдофа, пенициллины, тетрациклин);

  4. сывороточный;

  5. нутритивный;

  6. при системных заболеваниях соединительной ткани;

  7. при бронхиальной астме;

  8. при синдроме Лайела;

  9. при синдроме Гудпасчера;

  10. ожоговый;

  11. лучевой;

  12. трансплантационный.

  1. Токсико-аллергический:

  1. тиреотоксический;

  2. уремический;

  3. алкогольный.

2.2. Патогенетические фазы:


  1. инфекционно-токсическая;

  2. иммуноаллергическая;

  3. дистрофическая;

  4. миокардиосклеротическая.

2.3. Патогенетические фазы:

    1. Инфекционно-токсическая фаза.

    2. Иммуноаллергическая фаза.

    3. Дистрофическая фаза.

  1. Миокардиосклеротическая фаза.



2.4. Морфологическая классификация:


  1. альтеративный (дистрофически-некробиотический);

  2. экссудативно-пролиферативный (интерстициальный):

  • дистрофический,

  • воспалительно-инфильтративный,

  • смешанный,

  • васкулярный.



2.5. По распространенности:


  1. очаговый;

  2. диффузный.



2.6. По течению:


  1. острое;

  2. абортивное;

  3. рецидивирующее;

  4. латентное;

  5. хроническое (возможность такого течения не является общепризнанной).


2.7. По степени тяжести:

1) легкая – очаговое поражение миокарда, нормальные границы сердца, малая выраженность клинических и лабораторных признаков при наличии характерных изменений ЭКГ на фоне признаков перенесенной инфекции, отсутствие недостаточности кровообращения, благоприятное течение (нормализация ЭКГ в покое и других проявлений болезни у большинства больных происходит в период от нескольких недель до 6 мес;

2) средняя – многоочаговое поражение миокарда, выраженные клинические и лабораторные признаки, увеличение границ сердца без признаков правожелудочковой недостаточности, диффузные изменения в миокарде, иногда симптомы миоперикардита (выздоровление в большинстве случаев наступает через 2 мес и позже, возможны рецидивы болезни; после ликвидации признаков миокардита у части больных могут постоянно сохраняться патологические изменения ЭКГ или явления миокардитического кардиосклероза);

3) тяжелая – диффузное поражение миокарда, кардиомегалия, тяжелая недостаточность кровообращения в покое, нарушения ритма и проводимости, исход - миокардитический кардиосклероз (возможен летальный исход вследствие сердечной недостаточности или тяжелых нарушений ритма).
2.8. Клинические варианты:

  1. малосимптомный;

  2. псевдокоронарный;

  3. декомпенсационный;

  4. аритмический;

  5. псевдоклапанный;

  6. тромбоэмболический;

  7. смешанный.


В чистом виде эти варианты встречаются реже, чем в смешанном.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов тема «Неотложные...
...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов: «Пищевые...
Составил: преподаватель оп. Гигиена и экология человека Морозова Татьяна Валерьевна
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебное пособие для самоподготовки по дисциплине «Организация и экономика фармации»
Учебное пособие для самоподготовки по дисциплине «Организация и экономика фармации» предназначено студентов III курса по специальности...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое...
Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Бабина Р. П. О чём говорит дорожный алфавит: Методическое пособие для учителя
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под ред. В. Н. Кирьянова- м.: Третий Рим, 2007
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие для проведения занятий с учащимися образовательных...
Методическое пособие одобрено на заседании педагогического совета гу уц фпс по Ростовской области
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие по защите от опасных химических веществ, используемых...
Методическое пособие предназначено для использования в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Учебно-методическое пособие
...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Организация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж
Методическое пособие по фармакологии предназначено для студентов 2 курса очной и очно-заочной форм обучения (специальность Фармация,...
Методическое пособие для управляемой самоподготовки icon Методическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск