Скачать 244.64 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» (ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ЧАСТЬ 3 ОП. Гигиена и экология человека Братск, 2015 г.
Составил: преподаватель ОП. Гигиена и экология человека Морозова Татьяна Валерьевна Рецензент (внутренний): Преседатель ЦМК, преподавтель ГМКБ Политковская Елена Валентиновна Рецензент (внешний): З/а ООО «Канкор» Оксана Олеговна Бренева Рецензия на Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов: «Пищевые отравления: Классификация, клиника, методика расследования, профилактика. Часть 3» по ОП. Гигиена и экология человека Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов: «Пищевые отравления: Классификация, клиника, методика расследования, профилактика. Часть 3» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Фармация». Пособие полностью отвечает требованиям Государственного стандарта, учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности «Фармация»; в пособии представлены справочные таблицы, тестовые задания для самоподготовки студентов. В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы современной классификации пищевых отравлений, их этиологии, клиники и профилактики. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов разработано с учетом логической последовательности изучаемого материала, межпредметных связей и отвечает современным требованиям, предъявляемым к дисциплине. Содержание методического пособия позволяет студентам получить знания, умения и практический опыт, необходимые для овладения медицинской профессией, а также формирования общих и профессиональных компетенций. Рецензент (внутренний): Преседатель ЦМК, преподавтель ГМКБ Политковская Елена Валентиновна Рецензия на Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов: «Пищевые отравления: Классификация, клиника, методика расследования, профилактика. Часть 3» по ОП. Гигиена и экология человека Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов: «Пищевые отравления: Классификация, клиника, методика расследования, профилактика. Часть 3» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Фармация». Пособие полностью отвечает требованиям Государственного стандарта, учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности «Фармация»; в пособии представлены справочные таблицы, тестовые задания для самоподготовки студентов. В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы современной классификации пищевых отравлений, их этиологии, клиники и профилактики. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов разработано с учетом логической последовательности изучаемого материала, межпредметных связей и отвечает современным требованиям, предъявляемым к дисциплине. Содержание методического пособия позволяет студентам получить знания, умения и практический опыт, необходимые для овладения медицинской профессией, а также формирования общих и профессиональных компетенций. Рецензент (внешний): З/а ООО «Канкор» Оксана Олеговна Бренева Пояснительная Пищевые отравления объединяют группу алиментарных заболеваний различной этиологии, передающихся через пищу. Они могут возникнуть в результате потребления пищи, массивно обсемененной определенными видами микроорганизмов (пищевая токсикоинфекция), или в результате потребления пищи, содержащей токсические вещества бактериальной органической (пищевая интоксикация или токсикоз) или неорганической природы. Пищевые отравления могут протекать в виде массовых вспышек, охватывая значительное число заболевших, или в виде семейных и групповых заболеваний, а также в виде отдельных, спорадических случаев. По своему течению пищевые отравления относятся преимущественно к острым заболеваниям, характеризующимся внезапным началом и бурным течением. Однако к пищевым отравлениям относятся и хронические отравления, обусловленные длительным потреблением пищи и пищевых продуктов, содержащих токсины микроспорических грибков или токсические вещества химической природы (остаточные количества пестицидов, пищевых добавок, нитритов и др.). Продукты питания могут загрязняться на различных этапах: при выращивании растений (пестициды, гербициды и др.), при кормлении птицы и скота стимуляторами роста, транспортировке, хранении, в процессе приготовления готовых блюд и др. Пищевые отравления были распространены во все периоды развития человеческого общества. Несмотря на их малочисленность по сравнению с другими заболеваниями, пищевые отравления приносят вред здоровью людей. Для снижения числа пищевых отравлений с последующей их полной ликвидацией медицинским работникам необходимо владеть современными знаниями в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики и профилактики данных заболеваний. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов: «Пищевые отравления: Классификация, клиника, методика расследования, профилактика. Часть 3» составлено с учетом современных требований нормативной документации, действующих приказов и других руководящих материалов Министерства здравоохранения Российской Федерации. Материал учебно-методического пособия предназначен для самоподготовки студентов к практическим занятиям, контрольным работам, зачетным занятиям по ОП. Гигиена и экология человека для специальности «Фармация». СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ На сегодня пищевые отравления, как микробного, так и немикробного происхождения являются, достаточно актуальной проблемой. Ежегодно десятки тысяч людей попадают в лечебные учреждения, где им выставляется диагноз «Пищевое отравление», но без преувеличения можно сказать, что гораздо большее количество людей не обращается за помощью в ЛПУ и поэтому как бы выпадает из поля зрения статистики. Тема занятия: 1. Пищевые микотоксикозы. 2. Порядок расследования пищевых отравлений. Цели занятия: ознакомить студентов с современной классификацией пищевых отравлений, их этиологией, клиникой и профилактикой, методикой расследования. Вопросы для подготовки:
1 ПИЩЕВЫЕ МИКОТОКСИКОЗЫ Известно более 3 тысяч видов плесеней (микроскопических грибов), вырабатывающих более 300 микотоксинов, являющихся причиной алиментарных микотоксикозов, опасных для человека и животных. Микотоксикозы характеризуются очаговостью и эндемичностью. Основную опасность представляют продукты растительного происхождения (кукуруза, злаковые, рис, арахис и пр.). Размножение грибов и накопление токсических веществ связано с запоздалой уборкой и повышенной влажностью.
Отравление алкалоидами спорыньи (Claviceps purpurea), накапливающимися во многих видах сельскохозяйственных культур (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Действующим началом являются алкалоиды эргометрин, эрготоксин и эрогтамин, содержащими лизергиновую кислоту; имеют нейротропное действие. Клинические формы: судорожная, гангренозная, смешанная. Помимо человека могут болеть лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птицы.
Развиваются при употреблении в пищу продуктов из зерновых, пораженных грибами рода Fusarium: 1. Fusarium graminеаrum – отравление "пьяным" хлебом. По клинической симптоматике сходно с тяжелым алкогольным опьянением. 2. Fusarium sporotrichella var. sporotrichioides. Условия возникновения – уборка зерна поздней осенью, "перезимовывание" зерна под снегом. 2.1. Алиментарно-токсическая алейкия. Инкубационный период – 1-2 недели; выделяют следующие клинические формы:
2.2. Отравление Т-2 токсином, поражающим кроветворные и иммунокомпетентные органы. Развивается анемия, лейкопения, геморрагический синдром, иногда – гастроэнтерит. Норма содержания – не более 100 кг/1 кг. зерна. 2.3. Отравление зеаралиноном. В настоящее время установлено его токсическое действие на животных с развитием отдаленных последствий (аборты, бесплодие, тератогенное и эмбриотоксическое действие). Имеются данные о возможности накопления в мышечной ткани животных. Норма содержания – не более 1000 мкг/1 кг. зерна. В профилактике большое значение имеет соблюдение норм и сроков сбора, хранения и переработки зерновых, контроль за наличием в зерновом сырье алкалоидов спорыньи и фузариотоксинов. 1.3 Афлотоксикозы Наиболее опасная разновидность пищевых микотоксикозов. Связаны с накоплением в продукте токсинов Aspergillus flavus и Aspergillus parasiticus. В настоящее время выделены 17 разновидностей афлотоксинов, наиболее изучено действие В1, В2, G1, G2. Наиболее токсичен и широко распространен токсин В1, в меньшей степени - G2. Кроме того, токсины В1 и В2, попадая с растительными кормами в организм коров, выделяется с молоком в виде метаболитов. Наиболее часто афлотоксины накапливаются в арахисе, реже – в пшенице, кукурузе, сое, горохе, ячмене, кофе, какао, обнаруживаются в сушеной и копченой рыбе, копченых мясопродуктах. Факторы, способствующие росту и размножению грибов рода Aspergillus:
Оптимальными условиями токсинообразования являются наличие богатых крахмалом и липидами субстратов, влажность среды > 80%, температуре 27-460 С. Наиболее загрязненное афлотоксинами сырье поступает из стран Азии и Африки. В России при выборочных исследованиях афлотоксины выявлялись в 12-15% проб пшеницы. Биологическое действие афлотоксинов:
Отмечается наибольшая чувствительность молодых организмов к афлотоксинам. При остром отравлении поражается печень (острый токсический гепатит). При хроническом действии афлотоксинов отмечается:
В отличии от прочих факторов отмечается развитие карциномы без предшествующего цирроза печени. Возможно развитие карциномы печени не только при длительном воздействии, но и однократном массивном поступлении в организм афлотоксина. Также, возможно развитие рака печени у рабочих, занятых переработкой арахиса, содержащего афлотоксины (до 12-15% работающих);
На возможность развития афлотоксикоза и выраженность клинических проявлений оказывает влияние качество питания. Так, установлено, что:
В настоящее время установлены ПДК содержания афлотоксина В1 в масличных культурах на уровне 5 мкг./1 кг. продукта, а его метаболита Мi 1 – на уровне 0,5 мкг./1 кг. 1.4 Охроткоксикозы Вызываются токсическими метаболитами гриба Aspergillus ochroceus, выделяют охротоксины типов А, В, С. Накапливаются в пшенице, овсе, просе. В настоящее время доказана токсичность для животных. Охротоксинами избирательно поражаются почки. С охротокситкозом связывают возникновение балканской эндемичной нефропатии (Болгария, Сербия, Хорватия, Румыния). Заболевание развивалось преимущественно у лиц зрелого возраста (30-50 лет), живущих в низинных местах сельской местности. 1.5 Микотоксикоз, вызванный потулином Токсин продуцируется грибами рода Penicillum и некоторыми грибами рода Aspergillus. Потулин обладает канцерогенным, тератогенным и мутагенным эффектами. Основной субстрат накопления – фрукты, ягоды, овощи и соки на их основе. Потулин обнаруживается в плодах, частично подвергнутых порче и в соках при их длительной выдержке в крупной таре (соки из облепихи, клубники и др.). ПДК потулина – 50 мкг./1кг. продукта, не допускается его наличие в диетических и детских соках, пюре. Методы детоксикации загрязненных микотоксинами пищевых продуктов и кормов. 1. Физические (механические):
2. Химические – обработка различными растворителями (1% раствор соды, 1% раствор гипохлорита кальция, раствором перекиси водорода). Не подлежит приему молоко, содержащее метаболиты афлотоксинов. Профилактика микоткоксикозов – соблюдение норм сбора, приема на элеваторы и хранения зерновых (включая сушку зерна на элеваторах до уровня 13-14% и хранение при температуре 10-120 С); токсикологический контроль на содержание микотоксинов. 2 ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ Расследование пищевых отравлений – совокупность мероприятий, направленных на выявление этиологии заболевания и факторов, способствующих его возникновению с целью осуществления лечения и предупреждения подобных заболеваний. В расследовании участвуют врачи медицинских учреждений, специалисты центров госсанэпиднадзора, при необходимости – сотрудники правоохранительных органов и прокуратуры. Этапы расследования пищевых отравлений и задачи врача лечебного профиля I этап: выявление подозрения на пищевое отравление, подтверждение первичного эпидемиологического диагноза и выяснение его характера. Установление этиологического фактора пищевого отравления. На данном этапе задачами врача лечебного профиля являются: 1. Оказание неотложной медицинской помощи. 2. Установление предварительного клинического диагноза. 3. Отбор проб патологического материала для лабораторных исследований. Асептически отбираются: рвотные и каловые массы, промывные воды желудка, моча в количестве 200 мл. для бактериологического исследования, 10 мл. крови из локтевой вены для посева на гемокультуру, постановки серологических реакций, исследования на наличие ботулотоксина. При летальных исходах для бактериологического исследования от трупа асептически отбираются содержимое желудка, кишечника, паренхиматозных органов и т.д. 4. Составление направления и срочная доставка собранных образцов патологического материала в бактериологическую лабораторию. 5. Информирование центра госсанэпиднадзора о выявлении пищевого отравления по телефону с обязательной последующей подачей экстренного извещения по установленной форме (ф. 058/у; см. в приложении) в течение 12 часов с момента выявления заболевших. II этап: расшифровка механизма приобретения продуктом (кулинарным изделием) патогенных и токсических свойств. Выявление источников инфекции. Таблица 1 – Выявление источников инфекции
На данном этапе задачами врача лечебного профиля являются сбор первичного эпидемиологического анамнеза и принятие мер в отношении подозреваемого пищевого продукта (блюда). Сбор первичного анамнеза проводится медицинскими работниками у каждого больного. При сборе анамнеза необходимо выяснить:
Определяется наличие единого пищевого продукта (блюда), употребленного всеми заболевшими; особое внимание обращается на скоропортящиеся продукты и наиболее опасные в эпидемическом отношении готовые блюда (с использованием молока, кремов, сливок, студни, холодцы, омлеты, запеканки, рулеты, подливы, соусы и пр.). При выявлении клинической картины пищевых токсикоинфекций и стафилококковой интоксикации первоочередное внимание обращается на продукты и блюда, бывшие в меню заболевших в течение последних 2-х суток. Одновременно уточняется время и место поступления продуктов, характер и условия приготовления готовых блюд, режим и сроки их хранения. Анализируется собранный пищевой анамнез и выявляется единый (единые) пищевые продукты, употребленные всеми заболевшими и являющиеся наиболее вероятным фактором возникновения пищевого отравления, устанавливается предположительный инкубационный период заболевания. При выявлении в очаге остатков подозреваемого пищевого продукта (блюда) – запретить его использование и обеспечить холодовой режим хранения (при температуре: + 2-60 С) до прибытия сотрудников центра госсанэпиднадзора. Кроме того выясняется, не было ли заболеваний среди сотрудников пищеблока (кухни), столовой, сроки их заболевания. Работники пищеблока (столовой), которые могли послужить источником заболевания, немедленно отстраняются от работы. Данные первичного эпидемиологического анамнеза передаются в центр госсанэпиднадзора одновременно с экстренным извещением. Параллельно о возникновении пищевого отравления (подозрения на пищевое отравление) информируется орган управления здравоохранением (областной департамент здравоохранения, городской отдел здравоохранения). III этап: завершение расследования пищевого отравления, разработка и реализация мероприятий по ликвидации пищевого отравления. В ходе этого этапа проводится:
На данном этапе задачами врача лечебного профиля являются:
Ц ГСЭН и администрацией организация питания контактных;
IV этап: составление акта расследования пищевого отравления, в котором участвуют и врачи лечебного профиля. ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма 058/у Министерство здравоохранения РФ Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом остром профессиональном отравлении
район_____________ул._________________дом______кв.№__________
11. Проведенные первичные противоэпидемические мероприятия и дополнительные сведения ___________________________________________ 12. Дата и час первичной сигнализации о заболевании (по телефону и пр. СЭС)______ фамилиясообщившего_______________________________________________ кто принял сообщение ______________________________________________ 13. Наименование учреждения, пославшего извещение ______________ Регистрационный № в журнале № 60 леч._______ __________________ 14. Дата и час отсылки извещения СЭС ___________________________ Подпись пославщего извещение СЭС _____________________________ 15. Дата и час получения извещения СЭС _________________________ 16. Регистрационный № в журнале СЭС __________________________ Подпись получившего извещение_______ _________________________ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВВыберите один или несколько правильных ответов: 1. Микотоксикозы характеризуются: а) высокой заболеваемостью; б) эндемичностью; в) преимущественным поражением взрослых детей младшего возраста; г) очаговостью; д) ведущим поражением городского населения. 2. Основу патогенеза эрготизма составляет: а) воздействие на организм алколоидов спорыньи; б) воздействие на организм Т-2 токсина; в) воздействие на организм токсина, продуцируемого грибами рода Penicillum. 3. Заболеванию эрготизмом подвержены: а) человек; б) лошади; в) грызуны; г) мелкий рогатый скот; д) птицы. 4. К обязательным условиям возникновения микотоксикоза, связанного с Fusarium sporotrichella var. sporotrichioides, является: а) хранение зерна в открытом виде; б) уборка зерна поздней осенью; в) "перезимовывание" зерна под снегом. 5. К клиническим формам алиментарно-токсической алейкии не относится: а) ангинозная; б) ангинозно-геморрагическая; в) лейкопеническая; г) висцеральная; д) септическая. 6. Для отравления зеаралиноном характерно: а) эмбриотоксический эффект; б) тератогенное воздействие; в) развитие пневмонии; г) острого орхита; д) острого аднексита. 7. В систему плановых мероприятий по профилактике эрготизма и фузариотоксикоза входят: а) ограничение применения токсичных пестицидов при обработке зерновых культур; б) запрещение использования для выпечки хлебо-булочных изделий импотрного сырья; в) контроль за наличием в зерновом сырье алкалоидов спорыньи и фузариотоксинов; г) соблюдение норм и сроков сбора зерновых культур; д) использование пораженного зерна для внутрихозяйственных нужд; е) соблюдение норм и сроков хранения и переработки зерновых культур. 8. Наиболее часто афлотоксины накапливаются в следующих продуктах: а) хлеб; б) кукуруза; в) арахис; г) специях. 9. К факторам, способствующим размножению в продуктах или сырье грибов рода Aspergillus и накоплению афлотоксинов относятся: а) повышенная влажность сырья (продукта); б) пониженная влажность сырья (продукта); в) температура выше 20 гр.С; г) температура ниже 20 гр.С; д) высокое содержание в продукте (сырье) липидов. 10. К воздействию афлотоксинов наиболее чувствительны: а) пожилые лица; б) молодые лица. 11. Для острого воздействия афлотоксинов характерно развитие: а) токсического миокардита; б) гломерулонефрита; в) токсического гепатита; г) менингоэнфефалита. 12. К хроническим эффектам воздействия афлотоксинов относятся: а) мутагенный; б) тератогенный; в) развитие гепатокарциномы; г) возникновение злокачественных новообразований желудка и легких. 13. К факторам питания, способствующим возникновению афлотоксикозов, не относится: а) недостаток витаминов В6; б) недостаток витамина D; в) дефицит незаменимых аминокислот. 14. Поражаемым органом при охротоксикозах является: а) печень; б) легкие; в) желчный пузырь; г) поджелудочная железа; д) почки. 15. Накопление потулина характерно для: а) фруктов, частично подвергнутых порче; б) замороженных фруктов; в) соков, выработанных с применением биологически активных добавок. 16. К методам обезвреживания загрязненных микотоксинами пищевых продуктов и кормов относятся: а) электронная сортировка; б) обработка 1% раствором соды; в) применение консервирующих растворов; г) помол. 17. Экстренное извещение по случаю подозрения на пищевое отравление должно быть подано в центр госсанэпиднадзора в течение: а) 12 часов; б) 1 суток; в) 2 суток; г) по усмотрению врача, выявившего данного больного. 18. К задачам врача лечебного профиля на первом этапе расследования пищевого отравления относятся: а) оказание неотложной медицинской помощи; б) установление предварительного клинического диагноза; в) руководство отбором смывов с объектов внешней среды пищевого предприятия; г) отбор проб патологического материала для лабораторных исследований; д) срочное информирование центра госсанэпиднадзора о возникшем пищевом отравлении. 19. При подозрении на пищевое отравление для бактериологического исследования отбираются: а) рвотные массы; б) испражнения больного (больных); в) моча; г) кровь для исследования на гемокультуру и постановки серологических реакций. 20. К задачам второго этапа расследования пищевого отравления бактериальной этиологии не относится: а) снятие с реализации "подозреваемого" пищевого продукта; б) выявление источника инфекции; в) установление путей и факторов передачи инфекции; г) определение условий, обеспечивших сохранность микроорганизмов и их токсинов в продукте. 21. При сборе эпидемиологического анамнеза при подозрении на пищевое отравление у больного выясняется: а) обстоятельства начала заболевания; б) определяется наличие единого пищевого продукта (блюда), у всех заболевших; в) наличие сопутствующих хронических заболеваний; г) наличие инвазивных медицинских манипуляций за предыдущие 6 месяцев; д) время и место поступления продуктов, характер и условия приготовления готовых блюд, режим и сроки их хранения. 22. В случае выявления остатков подозреваемого пищевого продукта (блюда) необходимо: а) немедленно уничтожить данный пищевой продукт; б) разрешить для использования в питании после дополнительной термической обработки; в) обеспечить холодовой режим хранения до прибытия сотрудников службы госсанэпиднадзора. 23. Задачами третьего этапа расследования пищевого отравления не являются: а) снятие с реализации или установление порядка реализации "виновного" продукта; б) госпитализация или отстранение от работы выявленного источника инфекции; в) проведение обследования лиц, посещающих "пострадавший" организованный коллектив. г) прерывание путей обсеменения пищевых продуктов возбудителями пищевых отравлений (запрещение эксплуатации пищевого объекта и т.д.). 24. К задачам врача лечебного профиля на третьем этапе расследования пищевого отравления относятся: а) участие в организации питания контактных в "пострадавших" детских коллективах; б) отбор проб патологического материала от больных ля лабораторного исследования; в) организация медицинского наблюдения за контактными. 25. Мероприятия в отношении детей в групповом очаге стафилококковой интоксикации в загородном лагере отдыха: а) изоляция в боксы инфекционного стационара; б) разобщение коллектива в условиях загородного лагеря отдыха до лабораторного подтверждения этиологического диагноза пищевого отравления; в) никаких мер по изоляции или разобщению не принимается. ПРИЛОЖЕНИЕ А Спорынья Claviceps purpurea ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИЛОЖЕНИЕ В Аспергиллез - болезнь, вызываемая плесневыми грибами, рода Aspergillus ПРИЛОЖЕНИЕ Г Охратоксины ПРИЛОЖЕНИЕ Д Penicillium expansum - известный продуцент патулина СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1 Минх А.А. Общая гигиена / А.А. Минх – М., Медицина, 2004. – 480 с. 2 Покровский В.П. Гигиена / В.П. Покровский – М., 2009. – 460 с. 3 Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козеева Т.А. Общая гигиена. – М., 2005. 4 Габович А.Д. Гигиена / А.Д. Габович – Киев, 2004. – 320 с. 5 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций"6 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 N 88-ФЗ, от 27.10.2008 N 178-ФЗ, от 22.12.2008 N 268-ФЗ) 7 Микробиология, санитария и гигиена: Учебник - 4-е изд.,испр. и доп. - (ГРИФ) /Мудрецова-Висс К.А., Дедюхина В.П. Дедюхина Валентина, Мудрецова-Висс К.А. инфра-М, 2010. – 400 с. |
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов тема «Неотложные... ... |
Учебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы... Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» |
||
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,... |
Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое... Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей |
||
Учебно-методическое пособие для студентов Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. Угма, 35с |
Учебно-методическое пособие ... |
||
Организация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие ... |
Учебно-методическое пособие Часть 1 Самара 2014 удк 02 ббк 78. 36я7 С – 56 Стратегия формирования фондов публичных библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 1 /Сост. Г. П. Кузьминова; ред.... |
||
Детская офтальмология учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Учебно-методическое пособие по офтальмологии. (Для студентов педиатрического факультета). Ставрополь, Изд.: Стгму |
Студентов по патологической анатомии Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии (общий курс) II часть: учебно-методическое пособие для... |
||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях... |
Учебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение... Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по... |
||
Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета |
Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция» Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов... |
||
Учебно-методическое пособие Кемерово 2015 г. Согласовано: кроо «памск» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским... |
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование» Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста. Вып. 4, Ч. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144... |
Поиск |