Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж


НазваниеМетодическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж
страница1/6
ТипМетодическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


2011 год

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ





Меркулова В.В.

ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

2011год

Методическое пособие по фармакологии предназначено для студентов 2 курса очной и очно-заочной форм обучения (специальность Фармация, базовая и углубленная подготовка)
Рассмотрено на заседании Составлено в соответствии с

ЦМК специальных дисциплин, ФГОС СПО по специальности

протокол №___ от _________ Фармация (базовая и углубленная Одобрено Методическим подготовка)

Советом колледжа,

протокол №____ от _________
Автор: Меркулова В.В., преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории Ивановского фармацевтического колледжа
Рецензент: Шульгина О.Ю., провизор высшей квалификационной категории,

директор МУП «Фармация» Фрунзенского района г. Иваново

Данное методическое пособие рекомендовано для использования в учебном процессе НОУ Ивановский фармацевтический колледж

Оглавление







Введение…...................................................................................................

5

1. Фармакокинетика……………………………..………………………

7

1.1. Пути введения лекарственных средств и их характеристики……………………..………………………..………………………

7

1.2. Особенности повторного введения лекарственных средств……….

10

1.3. Понятие о биодоступности и всасывании ЛС ……………………..

11

1.4. Механизмы всасывания лекарств……………………………………

12

1.5. Распределение и перераспределение лекарственных веществ……

13

1.6. Выведение лекарств и их метаболитов из организма………………

14

2. Фармакодинамика ……………………………………………………

15

2.1. Основные понятия фармакодинамики………………………………

15

2.2. Виды взаимодействия лекарственных средств……………….…….

15

2.3. Виды действия лекарственных веществ…………………………….

17

2.4. Дозирование лекарственных средств….…………………………….

18

2.5. Виды взаимодействия лекарственных средств......…………………

19

2.6. Самоподготовка…………………………………….…………………

22

3. Медиаторная фармакология…………………………………………

23

3.1. Строение и функции синапса………………………………………..

23

3.2. Медиаторы периферических нервов……………………….………..

25

3.3. Холинергическая система……………………………………………

26

3.3.1. Холинорецепторы…………………………………….…….

26

3.3.2. Классификация холинергических средств.………..………

28

3.3.3. Основные препараты холиномиметиков..……………..…..

28

3.3.4. М-холинолитики……………………………………….……

30

3.3.5. N-холинолитики………………………………………….…

31

3.3.6. Самоподготовка…………………………………..…..……..

32

3.4. Адренергическая система………………………………….…………

33

3.4.1. Классификация адреномиметиков……………….………..

33

3.4.2. Классификация адреноблокаторов……………….……….

35

3.4.3. Характеристика основных бета-адреноблокаторов……...

36

3.4.4. Основные показания к применению и побочные эффекты бета-адреноблокаторов.……………………………………

38

3.4.5. Самоподготовка……………………………….…..……..…

39

3.5. Дофаминергическая система………………………..………….…….

40

3.5.1. Локализация и функции дофаминовых рецепторов….….

40

3.5.2. Классификация и применение дофаминомиметиков….…

40

3.5.3. Самоподготовка…………………………………..……...…

42

Список литературы……………………………………………………...

44

Приложения……………………………………………………………….

45

ВВЕДЕНИЕ
Фармакология – медико-биологическая наука о воздействии лекарственных средств на живые организмы, судьбе лекарств в организме, принципах создания новых лекарственных препаратов.

Данное методическое пособие поможет студентам ориентироваться в потоке информации о лекарственных средствах. В пособии рассмотрены основные разделы общей фармакологии, приведены основные понятия, современные лекарственные препараты и их полная фармакологическая характеристика.

Пособие позволит студентам самостоятельно подготовиться к семинарско-практическим занятиям по разделу «Общая фармакология». При работе с пособием необходимо использовать дополнительную литературу по фармакологии.

Раздел «Общая фармакология» является основополагающим при изучении дисциплины. Для его успешного усвоения необходима систематизация знаний студентов по разделу. Данное пособие поможет студентам в этом.

После изучения раздела студент должен знать:

  • основные разделы фармакологии;

  • особенности приема и действия лекарственных средств рассматриваемых групп;

  • быть готовым самостоятельно и эффективно решать профессиональные ситуационные задачи

В методическое пособие включены разделы:

  • Фармакокинетика

  • Фармакодинамика

  • Медиаторная фармакология

  • Список литературы

  • Приложения


Д
ФАРМАКОЛОГИЯ

изучает качественные и количественные реакции организма, возникающие при введении лекарственных веществ
ИНАМИКА


  1. ФАРМАКОКИНЕТИКА


Данный раздел фармакологии изучает общие закономерности введения, всасывания, распределения, перераспределения и элиминации лекарственных средств. Термин «фармакокинетика» происходит от латинского слова «kinesis» - движение, т.е. движение лекарства в организме человека или «что организм делает с лекарством».

По окончании изучения разделов «Фармакокинетика» и «Фармакодинамика» вы должны знать:

  1. Значение терминов «фармакодинамика» и «фармакокинетика».

  2. Пути введения лекарственных средств.

  3. Биологические барьеры организма.

  4. Механизм транспорта лекарственных веществ через клеточные мембраны.

  5. Понятие о дозах. Виды доз.

  6. Факторы, влияющие на действие лекарств.

  7. Возможные осложнения при повторном введении лекарственных средств.


1.1. Пути введения лекарственных средств и их характеристики
В зависимости от свойств и целей применения лекарственные вещества могут быть введены в организм человека разными путями (Таблица 1.1.1.). В медицине выделяют:

Энтеральные (через пищеварительный тракт):

- перорально;

- сублингвально;

- ректально.

Парентеральные (минуя пищеварительный тракт):

- инъекционный;

- ингаляционный;

- через кожу и слизистые.

Таблица 1.1.1.

Пути введения и их характеристика


Путь введения и его характеристика

Достоинства

Недостатки

Энтеральные пути введения

Пероральный применяется преимущественно для резорбтивного действия

-наиболее физиологичный путь введения

- экономично

- не требуется присутствия медицинского работника


- всасывание нестабильное и неполное: лекарственное средство может быть плохо растворимо, медленно абсорбироваться, разрушаться ферментами желудочно-кишечного тракта

- медленно развивается эффект

- влияет прием пищи

- раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта

- нельзя использовать при бессознательном состоянии и при рвоте

Сублингвальный – путь введения лекарственных веществ, разрушающихся в просвете желудочно-кишечного тракта и в печени (ближе к парентеральным путям по своим характеристикам)

- быстрое всасывание через слизистую оболочку полости рта (1-5 минут)

- концентрация лекарства выше, чем при приеме через рот, т.к.

1. не метаболизируется в печени

2. не разрушается секретами желудочно-кишечного тракта

3. не связывается пищей

- нельзя назначать лекарства, раздражающие слизистую оболочку

- нельзя назначать лекарства неприятного вкуса

Аппликация на слизистую оболочку рта (полимерная плёнка – носитель лекарства, наклеивается на десны)

- используют при приеме лекарств пролонгированных форм, а также, возможно, как замена парентерального введения лекарственного средства

- нельзя назначать лекарства, раздражающие слизистую оболочку

- нельзя назначать лекарства неприятного вкуса

Ректальный путь введения лекарственных веществ, разрушающихся в просвете желудочно-кишечного тракта и в печени, при невозможности перорального приема. Наиболее часто применяется в педиатрической практике. Применяется как для местного, так и для резорбтивного действия.

- возможность использования у больных в бессознательном состоянии и при рвоте

- возможность приема при застойных состояниях желудочно-кишечного тракта и печени

- лекарство на 50% идет в обход печени, т.е. не метаболизируется в ней

- психологические затруднения в приеме (менее естественный путь введения)

- всасывание нерегулярное и неполное (трудно дозировать)

- может оказывать раздражающее действие

- белки, жиры, полисахариды в толстом кишечнике не всасываются

Парентеральные пути введения

Нефизиологичный путь введения, т.к. происходит нарушение целостности кожных покровов. Это повышает вероятность развития побочных эффектов (особенно аллергических) и инфицирования.

Внутривенный

- быстрое наступление терапевтического эффекта

- точность дозирования

- можно применять в бессознательном состоянии

- 100% биодоступность

- возможность быстрого прекращения поступления препарата в кровь (при аллергической реакции)

- не раздражает желудочно-кишечный тракт

- болезненность

- необходимость соблюдать асептику

- нужна помощь медицинского персонала

- могут развиваться тромбозы, тромбоэмболии, тромбофлебиты

- возможность инфицирования ВИЧ, гепатит В

- более опасны в плане развития аллергических реакций

Внутримышечный

- нет раздражения желудочно-кишечного тракта

- создает депо препаратов

- пролонгирование эффекта лекарств

- объем вводимого лекарственного вещества не должен превышать

10 мл

- болезненность введения

- соблюдение стерильности

- нужна помощь медицинского персонала

- возникновение абсцессов

Внутриартериальный

- создает высокие концентрации лекарства в пораженном органе

- нет раздражения желудочно-кишечного тракта

- возможность развития артериального тромбоза

- соблюдение стерильности

- нужна помощь медицинского персонала

Подкожный


- надежность

- возможность использовать самостоятельно

- быстрая абсорбция из водных растворов, чем из масленых

- эффект более продолжительный, чем при внутримышечном введении

- нельзя вводить большие объемы лекарств

- нельзя вводить раздражающие вещества

- при периферической циркуляторной недостаточности абсорбция медленная и скудная

- соблюдение асептики

Ингаляционный – препараты вводятся в виде порошков, аэрозолей и газов



- быстрое наступление эффекта (1-5 минут)

- возможность использовать самостоятельно в большинстве случаев

- обеспечивают высокую концентрацию в бронхах

- минимальный системный эффект, хотя, могут быть использованы для системного действия (эрготамин)

- при использовании газообразных веществ прекращение ингаляций ведет к быстрому прекращению действия препарата

- нужна специальная аппаратура или портативные приборы

- детям ингаляции делать сложно, т.к. они не могут координировать вдох и ингаляцию

- нельзя использовать при бронхоабструкции, т.к. накапливается слизь

- иногда возможно поступление в желудочно-кишечный тракт и раздражение слизистой

Местные аппликации можно производить на кожу и слизистые оболочки (мази, гели, пластыри, электрофорез)

- высокая местная концентрация без значительного системного эффекта

- простота в использовании

- возможность индивидуального подбора препарата

- низкая эффективность

- при повреждении тканей всасывание нарушается и возникает системное действие

- неудобство применения у детей

- раздражающее действие

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconСправочные материалы для студентов по специальности Фармация Иваново,...
ПМ. 02 «изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconСправочные материалы для студентов по специальности Фармация Иваново,...
ПМ. 02 «изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconИвановский фармацевтический колледж
Методические указания по фармацевтической технологии предназначены для студентов 4 курса очной и очно-заочной форм обучения по специальности...

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconИвановский фармацевтический колледж
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки выпускников к междисциплинарному экзамену по специальности...

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconМетодическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconУчебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое...
Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconУчебно-методическое пособие для студентов
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. Угма, 35с

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconМетодическое пособие для студентов по самостоятельной работе по дисциплине...
Гос спо» (Приложение к письму Минобразования России от 29. 12. 2000 №16-52-138 ин/16-13), Положением об организации самостоятельной...

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconМетодическое пособие для студентов Архангельск 2012 Рецензенты: Плакидин...
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Клиническая фармакология»....

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconУчебно-методическое пособие Иваново 2008
Ивановский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconУчебно-методическое пособие
...

Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск