«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума»

«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума»


Скачать 155.05 Kb.
Название «Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума»
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
Заочные региональные научно-технические чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по теме «Информационная образовательная среда в профессиональных образовательных организациях Костромской области».

ТЕМА РАБОТЫ
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума».

Направление: «Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в профессиональной образовательной организации»

Автор: Хахилев Андрей Михайлович, заведующий по информационно-коммуникационным технологиям ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»
Шарья, 2016 г.

Содержание

Введение 3

1. Дистанционная образовательная технология видеоконференция. 3

2. Направления использования дистанционной технологии в техникуме. 5

3. Практическое применение технологии видеоконференция. 6

4. Достоинства и проблемы применения технологии в образовательном процессе. 8

Заключение 9

Список использованной литературы 10

Введение

В условиях развития информационного образовательного пространства возможности использования интернет-технологий в образовательном процессе многообразны и широки. Работа в виртуальной образовательной среде всегда является большим мотивирующим стимулом и вызывает интерес в силу своей инновационности для российского образования.

Из всего многообразия различных технологий обучения работа, организованная с использованием ресурсов Интернет, веб-сетей, порталов и электронных средств, представляется эффективной и востребованной на современном рынке образовательных услуг. В настоящее время все большее значение в организации образовательного процесса техникумов, уделяется технологиям обучения на дистанционной основе.

Видеоконференция сегодня является одним из эффективных средств дистанционного обучения и общения, которая максимально приближена по своим параметрам к реальному обучению в режиме виртуального взаимодействия. Видеоконференция – это интегрированная технология дистанционного обучения, основанная на виртуальном взаимодействии между различными аудиториями слушателей, расположенных в различных территориальных и пространственно-временных границах. Она разработана для поддержания двухсторонней видео и аудиосвязи между многочисленными адресами.

Цель работы - обоснование применения технологии видеоконференции как инструмента дистанционного обучения для повышения конкурентоспособности образовательной системы ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области».

В работе раскрыты основные функции и задачи, решаемые технологией, положительные результаты её использования в образовательном процессе и некоторые проблемы психологического, методического и технического характера, с которыми сталкиваются участники видеоконференции.

  1. Дистанционная образовательная технология – видеоконференция

Видеоконференция – это интерактивный инструмент, который включает в себя аудио, видео, компьютерные и коммуникационные технологии для осуществления связи удаленных территориально собеседников «лицом к лицу» в реальном времени, а также разделения всех типов информации, включая данные, звук, изображение, документы и т.д. В целом видеоконференция позволяет преодолеть барьер расстояния, который нас разделяет.

Open Meetings — сервер для онлайн-презентаций, дистанционного обучения, а так же видеоконференций в локальной сети или через интернет.

Сервер позволяет создавать разные типы встреч (комнат), от выбора которых будет зависеть способ общения. Open Meetings предоставляет такие же возможности, как и коммерческие продукты — с его помощью во время конференций можно показывать документы, рисовать графику, показывать свой экран другим участникам, передавать управление своим экраном, а так же управлять чужим. Так же имеется возможность записать проходящую лекцию для её дальнейшего просмотра другими участниками.

Основные возможности Open Meetings:

  • многоточечные видеоконференции, в ходе которых все участники видят и слышат друг друга;

  • групповые селекторные конференции, в ходе которых участники делятся на докладчиков и зрителей. Зрители могут видеть и слышать выступающих, а также могут высказывать свои реплики и отправлять текстовые сообщения;

  • передача текстовых сообщений;

  • обмен документами, как в оригинальном формате, так и с конвертацией в pdf;

  • электронная доска - эта функция даёт возможность участникам персональной видеоконференции рисовать, вводить и редактировать текстовые или графические данные, используя различные инструменты редактирования;

  • обмен экраном - позволяет передавать изображение текущего рабочего стола собеседникам;

  • запись видеоконференции - возможность записывать видеоконференцию.

Как у любой технологии у видеоконференции существуют требования к программному обеспечению, и требования к рабочему месту. С требованиями к программному обеспечению можно ознакомиться в Приложении 1 настоящей работы. Требования к рабочему месту можно описать в нескольких словах. Первым и самым главным требованием для использования данной технологии будет - мощная машина, по типу сервера, способная обрабатывать видео-поток, хранить необходимые документы, и информацию для дальнейшего ее использования. В нашем случае сервер осуществляет порядка 80-100 одновременных подключений в разных типах встреч (комнат). Вторым требованием будет – скоростной Интернет, входящая и исходящая скорость которого будет больше 8-10 Мбит./сек. В организации скорость интернета равна: 11Мбит./сек. – входящая и 20 Мбит./сек.- исходящая, что вполне хватает для качественного подключения. Также необходим постоянный «белый » IP—адрес у провайдера, для беспрепятственного доступа на вашу площадку видеоконференций через сеть Интернет. Оборудование рабочего места мультимедийным оборудованием также является необходимым условием для работы данной технологии. Рабочее место, с которого ведется трансляция, оборудовано следующим оборудованием: персональный компьютер или ноутбук, подключенный к сети Интернет, акустическая система, WEB-камера высокой четкости со встроенным микрофоном, ЖК телевизор как дополнительная опция для проведения совещаний и вебинаров. Для оборудования рабочего места студента/слушателя используется следующее: учебный компьютер, подключенный к сети Интернет, акустическая система, размещенная в учебном кабинете, или выполненная в виде наушников персонально для каждого студента.

  1. Направления использования дистанционной технологии в техникуме.

Видеоконференция обеспечивает для её участников, находящихся в удаленных аудиториях, эффект вовлеченности в происходящее на главном пункте видеосвязи.

Целью использования видеоконференции является совершенствование учебного процесса, организация дополнительных образовательных услуг, повышение эффективности учебного процесса. В частности, данная технология обеспечивает:

  • проведение лекционных занятий, семинаров и консультаций в рамках учебного процесса очной, очно-заочной и заочной форм обучения без выезда преподавателей техникума в филиалы и отделения;

  • проведение конференций, презентаций, тренингов, когда основная группа участников находится непосредственно в основном здании техникума;

  • участие в партнерских программах, когда техникум является одним из участников двухсторонних партнерских отношений (например, в рамках деятельности структурного подразделения «Учебный полигон»), когда проводятся учебные занятия, консультации и семинары;

  • возможность полноценного участия в образовательном процессе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Программное обеспечение видеоконференции используется в образовательном процессе техникума также в режиме простых презентаций с применением разного типа данных: компьютерных презентаций, цифровых фотографий, учебных видеофильмов, виртуальных лабораторий, электронных учебно-методических ресурсов и других компьютерных материалов одновременно с проведением сеансов видеоконференцсвязи.

Формы Интернет-обучения и средства поддержки интерактивности в зависимости от режима общения и типа взаимодействия приведены в таблице:

Форма

Синхронная (on-line)

Асинхронная (off-line)

Лекция

Видеоконференцсвязь

Гипертекст Видеозапись

Семинар

Видеоконференцсвязь

Форум

Индивидуальная работа




Электронная почта. Блог

Контрольная работа

Он-лайн тестирование

Электронная почта

Групповой проект

Вики




Обсуждение в виртуальной группе

Чат

Электронная рассылка

Консультация

Мессенджер Видеоконференцсвязь

Электронная почта

Контроль знаний

Видеоконференцсвязь Он-лайн тестирование

Оф-лайн тестирование



  1. Практическое применение технологии видеоконференция.

На регулярной основе в техникуме уже проводятся:

  • лекции для студентов в основном здании техникума и в аудиториях отделения в п. Поназырево;

  • семинары с преподавателями отделений техникума и представителями предприятий-партнеров;

  • видеозапись лекций, конференций с последующим созданием видеофильмов, которые используются в учебном процессе;

  • обсуждение проектов, выполняемых в техникуме по заказу социальных партнеров;

  • консультирование удаленных участников образовательного процесса;

  • административные совещания и планерки с привлечением отделений техникума.

В 2015 году с использованием видеоконференции проведено 14 аудио и видеосовещаний в многоточечном режиме с коллегами отделения п. Поназырево, когда к серверу было подключено несколько человек. В ходе видеоконференций обсуждались следующие вопросы: организация учебного процесса в отделении, новый порядок аттестации педагогических работников, организация государственной итоговой аттестации выпускников по профессиям «Повар. Кондитер», «Мастер по лесному хозяйству», организация учебной и производственной практики, анализ результатов внутреннего контроля и другие.

Технологию видеоконференции успешно используют 64% преподавателей техникума, участвующих в реализации образовательных программ по специальностям «Коммерция (по отраслям)» и «Технология деревообработки» на заочном отделении п. Поназырево.

При помощи встроенного инструмента «Чат», преподаватель задаёт вопросы студентам, которые присутствуют на лекции в удаленной аудитории, по изученному материалу, что значительно повышает интерес студентов к изучению дисциплины, делает их активными участниками образовательного процесса. (Приложение 2)

Одним из приложений, используемых в видеоконференции, является whiteboard («белая доска»). Это программное обеспечение, дающее возможность совместного создания и редактирования документа всеми участниками конференции. Сам документ может не только состоять из текстовой информации, но и иметь возможность отображать графику, различные элементы оформления, выделять участки текста маркером.

Кроме того, при использовании во время занятий интерактивной доски, и проектора, для преподавателя пропадает дискомфорт, вызванный необходимостью нахождения за компьютером, так как занятие происходит в обычном режиме, т.е. с работой у доски, только в руках у преподавателя вместо мела находиться специальный маркер. Студент наблюдает все манипуляции, производимые на доске, у себя на мониторе компьютера.

Новые технологии позволяют поставить преподавание учебных дисциплин на более высокий качественный уровень. Например, преподаватель по договоренности со студентом выходит на связь с ним для обработки контрольных заданий. Такой режим используется преподавателями техникума для консультаций по курсовым работам, дипломным, исследовательским проектам, приема зачетов по контрольным работам. При этом при необходимости можно проводить запись видеоконференций, когда в спорном случае требуется фиксация диалога студента и преподавателя.

Несомненным преимуществом технологии видеоконференция является её использование в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения. В 2015 году была организована подготовка незанятого населения г. Нея и г. Мантурово по программе «Менеджер. Разработка бизнес-плана (проекта)» в режиме видеоконференции.

Тенденции развития современной науки и практики, процессы модернизации профессионального образования ставят перед профессиональными образовательными организациями задачу подготовки специалистов в соответствии с запросами работодателей. В этих условиях особую роль играет интеграция техникума с работодателями. В рамках деятельности структурного подразделения техникума «Учебный полигон», созданного на базе Эксплуатационного локомотивного депо Шарья, работниками предприятия в 2015 году в режиме проведены обучающие семинары и круглые столы для преподавателей и мастеров производственного обучения по вопросам изменения производственных технологий и отраслевой нормативной документации.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся по индивидуальным учебным планам преподавателями техникума разработаны и проводятся лекционные и практические занятия в режиме видеоконференции.


  1. Достоинства и проблемы применения технологии в образовательном процессе.

Собственный опыт проведения видеоконференций педагогами техникума и участия в них позволяет выделить ряд проблем психологического, методического и технического характера, с которыми сталкиваются участники видеоконференций.

Во-первых, выступающему необходимо общение с аудиторией. При этом реакцию удаленной аудитории трудно отследить в деталях: это требует качественной работы технического специалиста. Чаще всего выступающий находится в помещении вместе с другими участниками мероприятия, поэтому в ходе выступления ему приходится обращать внимание на реакцию и тех, кто присутствует в аудитории, и тех, кто находится «по ту сторону экрана». Поэтому дискуссии в разных аудиториях ведутся автономно, хотя все участники видеоконференции видят друг друга.

Во-вторых, выступление перед удаленной аудиторией требует использования электронных презентационных материалов. Дистанционная конференция не может эффективно проводиться без иллюстративных материалов – текста, фотографий, диаграмм и т. д. К электронной презентации, которая используется для визуальной поддержки доклада на конференции, предъявляются особые требования, связанные со структурой текста, оформлением слайдов, подбором иллюстраций, использованием эффектов анимации и др. Для повышения эффективности использования технологии видеоконференция в техникуме разработана инструкция для работы с видеоконференцсвязью. (Приложение 3)

Программное обеспечение Open Meetings имеет следующие достоинства, позволяющие использовать его для организации видеоконференции:

  • удобство и простота;

  • быстрая и простая регистрация участника;

  • доступно и бесплатно;

  • русский интерфейс;

  • в качестве клиента выступает любой веб-браузер с поддержкой Java и Flash вне зависимости от клиентской операционной системы;

  • в качестве сервера может использоваться как Windows так и Linux сервер

  • для организации сервера используется только свободное и бесплатное программное обеспечение и как следствие не нужно покупать лицензионное


Главным и единственным недостатком Open Meetings является почти полное отсутствие инструктивно-справочных материалов по его установке и настройке.

Заключение

Таким образом, для успешного использования технологии видеоконференция в образовательном процессе необходимо активизировать соответствующую подготовку кадров, развивать новые компетенции и навыки тьюторов с целью реализации всех форм учебных занятий с использованием различных возможностей видеоконференции и преодоления проблемных областей в контексте модернизации профессионального образования.

В перспективе планируем использовать данную технологию как элемент дистанционного обучения в образовательной оболочке Moodle, ориентируясь на студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также граждан из числа незанятого населения северо-востока области.


Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Шукшина Е. Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет–технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008г.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. — 4 изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 272 с.

  4. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

  5. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2004. — 416 с.

  6. Нестерова С. А. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ.-http://www.pandia.ru/text/77/129/150.php


Интернет ресурсы:

  1. http://openmeetings.apache.org/installation.html - Установка, настройка, вики библиотека Open Meetings.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия свободная энциклопедия.

  3. http://pedsovet.su/publ/164-1-0-522 - Дистанционные образовательные технологии, опыт работы пользователей

  4. http://netolkoit.ru/apache-openmeetings-ustanovka-i-nastroyka/ - Мастерская IT решений

Приложения

Приложение 1

Требования к программному обеспечению.

п/п

Программный компонент

Требование

1.

Серверное программное обеспечение

Windows Server 2008 r2

2.

Дистрибутив Open Meetings

версия 3.0.7

3.

Дистрибутив Open Office

версия 4.1.2

4.

Любой браузер  

С поддержкой Flash и Java

5.

Для браузера Adobe Flash Player

версия 21.0.0.197 и выше

6.

Драйвер WEB-камеры

обновленный с сайта производителя




Дополнительное ПО:

1.

Приложение Java

версия 8 update 77 и выше

2.

SWFTools (набор утилит для работы Adobe Flash)

последняя версия

3.

Ffmpeg (для записи и конвертации видео)

последняя версия

4.

JOD Converter (предназначен для импорта файлов)

последняя версия

c:\users\user\desktop\безымянный.jpg

Рис.1. Представлены характеристики сервера техникума Windows Server 2008
Приложение 2

Рис. 2. Главный вид окна Open Meetings

f:\soft\скрины\3.jpg

Рис. 3. Работа с использованием инструмента – «Белая доска»

f:\soft\скрины\5.jpg
Рис. 4. Работа дистанционной технологии, инструмент – «Чат»

f:\soft\скрины\1.jpg

Рис. 5. Работа дистанционной технологии, инструмент – «Опрос»

Приложение 3

Инструкция по работе в системе видеоконференций

Apache Openmeetings 3.0.3

Похожие:

«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода
В связи с этим, в образовательном процессе применяются инновационные технологии, которые еще и вызваны интеграционными и информационными...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Методические рекомендации по разработке дистанционного курса для...
Дистанционные курсы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий в сфере образования, нарастающей...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного...
Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе и разработка теоретического обоснования для внедрения в до курса «Педагогика...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Реферат по дисциплине "Информационные и коммуникационные технологии...
В связи с этим на электронные системы ложится обязанность автоматизации всех процедур работы с документами, а также интеграции совместных...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации 5
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Применение case-технологии в образовательном процессе
Отдельное внимание уделяется принципам проведения занятия, основанного на применении case – метода. В конце статьи подводятся итоги,...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon 1. Количество учеников на конец учебного года
Приложение Образовательные технологии и методы обучения нашего учреждения, используемые в образовательном процессе. 1
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Одержание
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов lego как инструмента для обучения школьников конструированию,...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Методическая разработка открытого урока производственного обучения...
Технологии контекстного обучения – это технологии, когда деятельность студентов в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Конспект амо-урока (занятия) Организационная информация Команда,...
Кошкина Галина Федоровна (урок разработан в рамках дистанционного курса «Разработка урока иностранного языка по технологии амо (активные...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Республики Казахстан Костанайский государственный педагогический институт
Использование вторичного сырья, как материал для изготовления объектов труда в процессе изучения технологии
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Конкурс проходил по двум номинациям: «Применение средств икт в образовательном...
Икт компетентностью, в период с 15. 02. 2009г по 15. 04. 2009 г был проведен областной творческий конкурс педагогических инициатив...
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon «Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» на уроках русского языка»
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе техникума» icon Информационные технологии и тсо в образовательном процессе
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск