Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода

Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода


Скачать 63.42 Kb.
Название Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Педагогические технологии как основа компетентностно - ориентированного подхода

Кривошапкина Аина Валерьевна,

преподаватель ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ, г. Якутск
Актуальность. Главной целью образовательного процесса на сегодняшний день является воспитание квалифицированного специалиста, способного к инновациям, работе в команде, самостоятельности в принятии решения, проявлению инициативы. В связи с этим, в образовательном процессе применяются инновационные технологии, которые еще и вызваны интеграционными и информационными процессами. При этом, для быстрого и эффективного обучения, требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии.

Цель работы – анализ применения проблемного обучения в повышении качества подготовки специалистов.

Предмет исследования: педагогические технологии в процессе подготовки специалистов.

Объект исследования: педагогические технологии, урок, студенты.

Компетентностно-ориентированный подход  является фундаментом формирования профессиональных компетенций как способности специалиста выполнять определенную группу действий в сфере землеустройства в реальных условиях и базируется на понятии профессиональных компетенций ФГОС СПО. Основной принцип компетентностно-ориентированного подхода - ориентация на значимые общие и профессиональные компетенции в пределах модуля/дисциплины, обеспечивающие качественный результат ее освоения. Требования к условиям реализации ОПОП  в рамках реализации компетентностного подхода предполагают использование инновационных технологий, главной целью которых является подготовка специалистов к производственной деятельности. К таким технологиям относят проблемное обучение, которое направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем. В результате у студентов развивается особый тип мышления, прочно усваиваются знания, которые они творчески применяют в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности студентов. Проблемное обучение требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Несмотря на это, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее востребованным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение

В зависимости от содержания тем междисциплинарного комплекса и общепрофессиональных дисциплин в своей практике использую такие виды уроков, как мультимедийный урок, урок освоение новой темы; урок – практикум (приобретение умения и навыков) и урок деловая игра (обобщающий урок). На данных уроках необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию), решение которой, студенты будут находить в течение урока. Такой прием позволяет студентам не потерять интерес, развивает мыслительную, творческую деятельность, учит студентов взаимодействовать в коллективе или в паре.

 Мультимедийные уроки - это удобный и эффектный способ представления информации на уроках с помощью компьютерных программ. Наиболее эффективно использую презентации на следующих этапах урока, как освоение нового материала и закрепление знаний (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме). В связи с тем, что по дисциплине топографическая графика 70 % обязательных часов занимает практическое обучение, для их проведения в основном использую уроки-практикумы. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, а средством управления учебной деятельностью студентов при этом служит инструкция, устанавливающая действия студента. Кроме того, в обобщающих уроках практикую применение деловой игры. На основе игрового замысла модернизируются производственные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Необходимо помнить, что активные формы проведения занятий применимы в тесной связи с традиционными образовательными технологиями.

Как показывает практика, применение активных методов обучения по изучению ОП 01. Топографическая графика в дальнейшем находит свое отражение в лучшем освоении профессиональных модулей, выполнении курсовой работы и в конечном итоге в защите выпускных квалификационных работ, т.е. в освоении профессиональных компетенций.

Формирование профессиональных компетенций происходит не только за счет умелому использованию инновационных педагогических технологий, но и благодаря установлению межпредметных связей. Например, дисциплина Топографическая графика является базовой для МДК 01.02 Камеральная обработка результатов полевых измерений, МДК 02.01 Подготовка материалов для проектирования территорий, МДК 02.02 Разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Так, на первом курсе по дисциплине Топографическая графика приобретаются первичные навыки по оформлению графических материалов различных видов работ, применяемых в землеустройстве. На основе приобретенных знаний, умений и навыков студенты в последующем при выполнении курсовой работы составляют картматериал определенной территории. Далее, полученные практические умения и навыки закрепляются в период учебных и производственных практик. Так, по дисциплине «Геоинформационные системы» студентов обучают применению компьютерных программ AutoCAD, ГИС Panorama, которые широко используется в организациях и предприятиях. В период производственных и преддипломных практик в организациях студенты закрепляют свои навыки работы с данными программами.

Анализ сводной ведомости успеваемости выпускников 2009-2011 и 2003-2016 годов обучения показал, что выпускники 2016 года обучившиеся по программам ФГОС СПО имеют более высокие результаты качества обучения (табл.1)

Средние показатели качества обучения выпускников специальности 21.02.04. Землеустройство

Таблица 1

Годы обучения

Дисциплина, профессиональный модуль и др.

2009 - 2011

Инженерная графика

Геодезия

Зем.проект

Курсовая работа

ПДП

ВКР

3,7

3,8

3,7

3,8

3,8

4,0

2013 - 2016

Топографическая графика

ПМ 01.

ПМ. 02

Курсовая работа

ПДП

ВКР

3,9

4,0

3,8

3,8

3,9

4,1

Повышение качества обучения по дисциплине Топографическая графика достигнута в результате внедрения в учебный процесс вышеуказанных методов активного обучения, а также учета межпредметных связей в разработке содержательной части дисциплины. Таким образом, использование активных методов обучения и определение межпредметных связей позволяет нам системно подойти к организации процесса обучения, мотивировать студентов к активному изучению всего комплекса дисциплин.

Список литературы
  1. Винокурова, А.Р. Влияние межпредметных связей на формирование профессиональных компетенций [Текст] / А.Р. Винокурова, А.В. Кривошапкина // Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода к обучению в учреждениях среднего профессионального образования: материалы Республиканских педагогических чтений РС (Я) (г. Якутск, ноябрь 2016 г.). - Якутск, 2016.


  2. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО , 4-е изд., испр. / М. Н. Гуслова,— М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.

  3. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] / Н. А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

  4. Кудрявцева, А.Г. [Текст] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V международной научной конференции (г. Уфа, май 2014г.)

  5. Раклов, В.П. Инженерная графика: учебное пособие / В.П. Раклов, М.В.Федорченко, Т.Я. Яковлева. – М.: КолосС, 2004. – 304с.

Похожие:

Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного...
Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного...
...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Предпрофильной подготовки и осознанного выбора профиля обучения
Реализация личностно ориентированного подхода и концепции целостного видения мира (интеграция) в процессе обучения
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon О. Ю. Синяева Менеджмент 21 века и новая парадигма проектного подхода
В статье изложены вопросы внедрения и использования современными компаниями проектного подхода в системе управления. Предпосылки...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества»
Инновационные педагогические идеи и технологии. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Банк россии техническая спецификация
Банк России проводит Количественное исследование №1 в соответствии с Концепцией внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon 1. Методические аспекты проектирования программного обеспечения (ПО)
В курсе рассматриваются современные методы и средства анализа и проектирования программного обеспечения, основанные на применении...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Задачи: Дидактическая создавать организационно-педагогические условия...
Цель: ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спиртами
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon План учебно воспитательной работы мбоу «Нискасинская сош» Моргаушского района
Работа педагогического коллектива школы направлена на решение комплекса проблем по гуманизации образования и воспитания, дифференцирования...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Е. А. Филатов д утая экономика как основа глобального финансового кризиса 2010 2012 годов
Ф. 51 Дутая экономика как основа глобального финансового кризиса 2010 – 2012 годов / Е. А. Филатов. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2007....
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Государственная поддержка
Предпринимательский сектор сегодня воспринимается как основа социальной и политической стабильности, как сфера, быстрыми темпами...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Программа воспитания и социализации обучающихся
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Рабочая программа учебной дисциплины «электронное обучение и дистанционные...
«Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» для направления подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические...
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Развитие коммуникативной компетенции на уроках риторики в начальных классах 64
«Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода»
Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода icon Данный документ принят в качестве Стандарта организации ООО «Основа»...
Стандарта организации ООО «Основа» на проведение свайных работ способом статического вдавливания с применением установки сву-в настоящий...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск