Педагогические технологии как основа компетентностно - ориентированного подхода
Кривошапкина Аина Валерьевна,
преподаватель ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ, г. Якутск
Актуальность. Главной целью образовательного процесса на сегодняшний день является воспитание квалифицированного специалиста, способного к инновациям, работе в команде, самостоятельности в принятии решения, проявлению инициативы. В связи с этим, в образовательном процессе применяются инновационные технологии, которые еще и вызваны интеграционными и информационными процессами. При этом, для быстрого и эффективного обучения, требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии.
Цель работы – анализ применения проблемного обучения в повышении качества подготовки специалистов.
Предмет исследования: педагогические технологии в процессе подготовки специалистов.
Объект исследования: педагогические технологии, урок, студенты.
Компетентностно-ориентированный подход является фундаментом формирования профессиональных компетенций как способности специалиста выполнять определенную группу действий в сфере землеустройства в реальных условиях и базируется на понятии профессиональных компетенций ФГОС СПО. Основной принцип компетентностно-ориентированного подхода - ориентация на значимые общие и профессиональные компетенции в пределах модуля/дисциплины, обеспечивающие качественный результат ее освоения. Требования к условиям реализации ОПОП в рамках реализации компетентностного подхода предполагают использование инновационных технологий, главной целью которых является подготовка специалистов к производственной деятельности. К таким технологиям относят проблемное обучение, которое направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем. В результате у студентов развивается особый тип мышления, прочно усваиваются знания, которые они творчески применяют в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности студентов. Проблемное обучение требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Несмотря на это, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее востребованным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение
В зависимости от содержания тем междисциплинарного комплекса и общепрофессиональных дисциплин в своей практике использую такие виды уроков, как мультимедийный урок, урок освоение новой темы; урок – практикум (приобретение умения и навыков) и урок деловая игра (обобщающий урок). На данных уроках необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию), решение которой, студенты будут находить в течение урока. Такой прием позволяет студентам не потерять интерес, развивает мыслительную, творческую деятельность, учит студентов взаимодействовать в коллективе или в паре.
Мультимедийные уроки - это удобный и эффектный способ представления информации на уроках с помощью компьютерных программ. Наиболее эффективно использую презентации на следующих этапах урока, как освоение нового материала и закрепление знаний (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме). В связи с тем, что по дисциплине топографическая графика 70 % обязательных часов занимает практическое обучение, для их проведения в основном использую уроки-практикумы. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, а средством управления учебной деятельностью студентов при этом служит инструкция, устанавливающая действия студента. Кроме того, в обобщающих уроках практикую применение деловой игры. На основе игрового замысла модернизируются производственные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Необходимо помнить, что активные формы проведения занятий применимы в тесной связи с традиционными образовательными технологиями.
Как показывает практика, применение активных методов обучения по изучению ОП 01. Топографическая графика в дальнейшем находит свое отражение в лучшем освоении профессиональных модулей, выполнении курсовой работы и в конечном итоге в защите выпускных квалификационных работ, т.е. в освоении профессиональных компетенций.
Формирование профессиональных компетенций происходит не только за счет умелому использованию инновационных педагогических технологий, но и благодаря установлению межпредметных связей. Например, дисциплина Топографическая графика является базовой для МДК 01.02 Камеральная обработка результатов полевых измерений, МДК 02.01 Подготовка материалов для проектирования территорий, МДК 02.02 Разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Так, на первом курсе по дисциплине Топографическая графика приобретаются первичные навыки по оформлению графических материалов различных видов работ, применяемых в землеустройстве. На основе приобретенных знаний, умений и навыков студенты в последующем при выполнении курсовой работы составляют картматериал определенной территории. Далее, полученные практические умения и навыки закрепляются в период учебных и производственных практик. Так, по дисциплине «Геоинформационные системы» студентов обучают применению компьютерных программ AutoCAD, ГИС Panorama, которые широко используется в организациях и предприятиях. В период производственных и преддипломных практик в организациях студенты закрепляют свои навыки работы с данными программами.
Анализ сводной ведомости успеваемости выпускников 2009-2011 и 2003-2016 годов обучения показал, что выпускники 2016 года обучившиеся по программам ФГОС СПО имеют более высокие результаты качества обучения (табл.1)
Средние показатели качества обучения выпускников специальности 21.02.04. Землеустройство
Таблица 1
Годы обучения
|
Дисциплина, профессиональный модуль и др.
|
2009 - 2011
|
Инженерная графика
|
Геодезия
|
Зем.проект
|
Курсовая работа
|
ПДП
|
ВКР
|
3,7
|
3,8
|
3,7
|
3,8
|
3,8
|
4,0
|
2013 - 2016
|
Топографическая графика
|
ПМ 01.
|
ПМ. 02
|
Курсовая работа
|
ПДП
|
ВКР
|
3,9
|
4,0
|
3,8
|
3,8
|
3,9
|
4,1
|
Повышение качества обучения по дисциплине Топографическая графика достигнута в результате внедрения в учебный процесс вышеуказанных методов активного обучения, а также учета межпредметных связей в разработке содержательной части дисциплины. Таким образом, использование активных методов обучения и определение межпредметных связей позволяет нам системно подойти к организации процесса обучения, мотивировать студентов к активному изучению всего комплекса дисциплин.
Список литературы
-
Винокурова, А.Р. Влияние межпредметных связей на формирование профессиональных компетенций [Текст] / А.Р. Винокурова, А.В. Кривошапкина // Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода к обучению в учреждениях среднего профессионального образования: материалы Республиканских педагогических чтений РС (Я) (г. Якутск, ноябрь 2016 г.). - Якутск, 2016.
Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО , 4-е изд., испр. / М. Н. Гуслова,— М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.
Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] / Н. А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
Кудрявцева, А.Г. [Текст] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V международной научной конференции (г. Уфа, май 2014г.)
Раклов, В.П. Инженерная графика: учебное пособие / В.П. Раклов, М.В.Федорченко, Т.Я. Яковлева. – М.: КолосС, 2004. – 304с.
|