Скачать 0.83 Mb.
|
Рассмотрено Утверждаю на заседании заведующая МБДОУ д/с № 22 педагогического совета п. Стодолище Протокол № 1 __________С.В.Мартынова от 27.11.2012 г. Приказ № 67/1 «А» от 27.11.2012 г. Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 22 п. Стодолище на 2012-2017 г.г. п. Стодолище 2012 г. Содержание
1.1. Постановка проблемы
8.1.Концепция ЗОЖ; 8.3. План закаливающих мероприятий МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище; 8.3.План работы по здоровьесбережению; 8.4.План физкультурно-оздоровительной работы; 8.5. Анкета для родителей; 8.6. Анкета для педагогов; 8.7. Опрос детей; 8.9. Двигательный режим по возрастным группам. 8.10. Система оздоровительных мероприяитий с часто болеющими детьми. 8.11. Медико-педагогический контроль в МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище IX. Список литературы
Современная социально-экономическая ситуация в стране показывает, что в последние годы отчётливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Конвенцией о правах ребёнка» и т.д. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая прак-тическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совер-шенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. Согласно исследованиям специалистов, 60 % болезней взрослых закладываются в детском возрасте. Каждый четвёртый ребёнок в дошкольном возрасте болеет в течение года более четырёх раз, 25 – 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важ-нейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, со-циальноэкономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья. Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабочен-ность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. При разработке программы мы исходим из понимания того, что здоровье че-ловека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личност-ный и духовный аспекты здоровья. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве лич-ности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим. В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проб-лема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неиз-бежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (Кистовская М.Ю., Анохина П.К., Неверович Л.З. и др.), приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям. Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способ-ностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социа-льно-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрица-тельной психологической обстановки в семье. Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание благоприятных условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребёнка-дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического социально-нравственного здоровья – в совокупности объединён в понятие «полноценное здоровье». Проблема здоровья детей выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую, как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы её необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности. Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это: - профессионализм педагогических кадров; - соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ; - организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований, в области развития и оздоровления дошкольников; - мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников; - целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ. Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ. Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между: - общественной потребностью в сохранении, укреплении и развитии здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией; - стихийно сложившимися и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ; - между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий; - между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления. Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребёнка невозможно без создания программы оздоровления. Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей, создание оптимальных здоровьесберегающих условий в МБДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов. В соответствии с целью, были определены следующие задачи: - Изучить степень проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ; - Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса; - Разработать концептуальную модель программы; - Внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу; - Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ. При практической реализации поставленных задач мы основываемся на основных принципах здоровьесберегающих технологий: - принцип научности – предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками; - принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников; - принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков; - принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни; - принцип повторения умений и навыков – одно из самых важнейших, так как в результате многократных повторений и вырабатываются динамические стереотипы; - принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима; - принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок; - принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья, ребёнок получает знание, которое он способен успешно выполнить; - принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных методов и форм обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества; - принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребёнка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее успешного раскрытия личности ребёнка, педагог старается максимально развить способности детей; - принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребёнка умения делать сознательный, правильный для себя выбор; - принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья; - принцип креативности личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально двигательной деятельности; - принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе; - принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей. Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одно из ведущих направлений деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребёнка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребёнка, учёт и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребёнка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребёнка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ: Установление партнёрских отношений в плане «ребёнок-родитель», «ребёнок-педагог», «педагог-родитель», через: - создание союза заинтересованных в здоровье детей партнёров; - мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу; - преемственность медицинских и педагогических приёмов развития ребёнка; - разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления. Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учётом психофизических возможностей и состояния здоровья ребёнка, усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, и т.д.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико-оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры. Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса. В МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище создана система по профилактике, сохранению и укреплению здоровья воспитанников Оздоровительный процесс включает в себя: - профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия, санитарно-просветительская работа с персоналом и родителями); - общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и медальонов и.т.д.); - аромафитоингаляции (ароматизация помещений чесноком, корками лимона, апельсина); - фитотерапия (фиточаи, успокоительные, витаминные); - организация рационального питания (трехразовый режим питания по технологическим картам, включающих выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд); - десятидневное меню разработано с учётом калорийности пищевых веществ, жиров, белков, углеводов; - санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия: рациональный режим жизни, двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, оздоровительные подвижные игры, игровые часы), комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание полости рта 1 % солевым раствором), работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и другое), режим проветривания и кварцевания. Данная организация деятельности осуществляется медсетсрой и воспитателями ДОУ. Законодательно-нормативное обеспечение программы 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. 3. Программа развития МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище. 4. Устав МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище. Сроки реализации программы: 2012-2017 г.г. |
Рабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №216 |
Годовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №409 |
||
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №14 г. Челябинска» на 2015-2018... |
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №12 «аленушка» С. Восток |
||
Пояснительная записка образовательная программа дошкольного образования... Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения... |
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада №19 «Зайчик» |
||
Рабочая программа по развитию детей первой младшей группы (от 2 до... Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №100, в соответствии с фгос до, с учетом... |
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного... Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения |
||
Анализ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада с. Верхний Ломов Нижнеломовского района |
Программа «Здоровый малыш» на 2012-2016 учебные годы разработана... ... |
||
Настоящий Устав регламентирует деятельность муниципального дошкольного... Учреждение, созданного путём реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №20 города... |
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального... Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ мо и н РФ от 17. 10. 2013 №1155) |
||
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу |
Второй младшей группы дошкольного образования муниципального бюджетного... |
||
Инструкция №31 по тб при работе с аккумуляторной дрелью муниципального... Тб при работе с аккумуляторной дрелью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего... |
Положение о защите персональных данных сотрудников, воспитанников... Целью данного Положения является защита персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей) Муниципального... |
Поиск |