Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г


Скачать 0.83 Mb.
Название Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г
страница 1/7
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


Рассмотрено Утверждаю

на заседании заведующая МБДОУ д/с № 22

педагогического совета п. Стодолище

Протокол № 1 __________С.В.Мартынова

от 27.11.2012 г. Приказ № 67/1 «А» от 27.11.2012 г.

Программа «Здоровье»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

№ 22 п. Стодолище

на 2012-2017 г.г.

п. Стодолище

2012 г.

Содержание


  1. Пояснительная записка

1.1. Постановка проблемы

  1. Аналитическое обоснование программы

  2. Ожидаемые результаты

  1. Диагностика здоровья и физического развития воспитанников

  2. Условия охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития

  3. План работы с участниками образовательного процесса

    1. Работа с детьми

    2. Работа с родителями

    3. Работа с педагогами

  4. Обеспечение здорового образа жизни

  5. Портрет идеально здорового ребёнка (По Ю.Ф. Змановскому)

  6. Основные направления работы по физическому воспитанию в МБДОУ и семье

  7. Приложения:

8.1.Концепция ЗОЖ;

8.3. План закаливающих мероприятий МБДОУ д/с № 22 п.

Стодолище;

8.3.План работы по здоровьесбережению;

8.4.План физкультурно-оздоровительной работы;

8.5. Анкета для родителей;

8.6. Анкета для педагогов;

8.7. Опрос детей;

8.9. Двигательный режим по возрастным группам.

8.10. Система оздоровительных мероприяитий с часто болеющими детьми.

8.11. Медико-педагогический контроль в МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище

IX. Список литературы

  1. Пояснительная записка



  1. Постановка проблемы

Современная социально-экономическая ситуация в стране показывает, что в последние годы отчётливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Конвенцией о правах ребёнка» и т.д.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, сре­ди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в обра­зовательной области, где всякая прак-тическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совер-шенствования службы здра­воохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Согласно исследованиям специалистов, 60 % болезней взрослых закладываются в детском возрасте. Каждый четвёртый ребёнок в дошкольном возрасте болеет в течение года более четырёх раз, 25 – 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно ус­тановлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успе­хов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важ-нейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, со-циальноэкономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья.

Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабочен-ность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

При разработке программы мы исходим из понимания того, что здоровье че-ловека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личност-ный и духовный аспекты здоровья.

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.

Под интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве лич-ности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.

Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.
В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проб-лема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неиз-бежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (Кистовская М.Ю., Анохина П.К., Неверович Л.З. и др.), приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способ-ностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социа-льно-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрица-тельной психологической обстановки в семье.
Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание благоприятных условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Комплексный подход в воспитании здорового ребёнка-дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического социально-нравственного здоровья – в совокупности объединён в понятие «полноценное здоровье».

Проблема здоровья детей выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую, как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы её необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.

Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

- профессионализм педагогических кадров;

- соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

- организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований, в области развития и оздоровления дошкольников;

- мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

- целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ.

Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:

- общественной потребностью в сохранении, укреплении и развитии здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;

- стихийно сложившимися и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ;

- между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;

- между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему:

Полноценное здоровье ребёнка невозможно без создания программы оздоровления.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей, создание оптимальных здоровьесберегающих условий в МБДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов.

В соответствии с целью, были определены следующие задачи:

- Изучить степень проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;

- Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса;

- Разработать концептуальную модель программы;

- Внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу;

- Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на основных принципах здоровьесберегающих технологий:

- принцип научности – предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников;

- принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;

- принцип повторения умений и навыков – одно из самых важнейших, так как в результате многократных повторений и вырабатываются динамические стереотипы;

- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима;

- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;

- принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья, ребёнок получает знание, которое он способен успешно выполнить;

- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных методов и форм обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;

- принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребёнка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее успешного раскрытия личности ребёнка, педагог старается максимально развить способности детей;

- принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребёнка умения делать сознательный, правильный для себя выбор;

- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья;

- принцип креативности личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально двигательной деятельности;

- принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;

- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.

  1. Аналитическое обоснование программы

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одно из ведущих направлений деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребёнка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребёнка, учёт и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребёнка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребёнка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:

Установление партнёрских отношений в плане «ребёнок-родитель», «ребёнок-педагог», «педагог-родитель», через:

- создание союза заинтересованных в здоровье детей партнёров;

- мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

- преемственность медицинских и педагогических приёмов развития ребёнка;

- разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.

Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учётом психофизических возможностей и состояния здоровья ребёнка, усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, и т.д.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико-оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.

В МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище создана система по профилактике, сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Оздоровительный процесс включает в себя:

- профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия, санитарно-просветительская работа с персоналом и родителями);

- общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и медальонов и.т.д.);

- аромафитоингаляции (ароматизация помещений чесноком, корками лимона, апельсина);

- фитотерапия (фиточаи, успокоительные, витаминные);

- организация рационального питания (трехразовый режим питания по технологическим картам, включающих выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд);

- десятидневное меню разработано с учётом калорийности пищевых веществ, жиров, белков, углеводов;

- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия: рациональный режим жизни, двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, оздоровительные подвижные игры, игровые часы), комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание полости рта 1 % солевым раствором), работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и другое), режим проветривания и кварцевания.

Данная организация деятельности осуществляется медсетсрой и воспитателями ДОУ.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

3. Программа развития МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище.

4. Устав МБДОУ д/с № 22 п. Стодолище.

Сроки реализации программы: 2012-2017 г.г.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Рабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №216
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Годовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №409
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №14 г. Челябинска» на 2015-2018...
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №12 «аленушка» С. Восток
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Пояснительная записка образовательная программа дошкольного образования...
Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада №19 «Зайчик»
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Рабочая программа по развитию детей первой младшей группы (от 2 до...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №100, в соответствии с фгос до, с учетом...
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Анализ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада с. Верхний Ломов Нижнеломовского района
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Программа «Здоровый малыш» на 2012-2016 учебные годы разработана...
...
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Настоящий Устав регламентирует деятельность муниципального дошкольного...
Учреждение, созданного путём реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №20 города...
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ мо и н РФ от 17. 10. 2013 №1155)
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Второй младшей группы дошкольного образования муниципального бюджетного...

Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Инструкция №31 по тб при работе с аккумуляторной дрелью муниципального...
Тб при работе с аккумуляторной дрелью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего...
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 п. Стодолище на 2012-2017 г г icon Положение о защите персональных данных сотрудников, воспитанников...
Целью данного Положения является защита персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей) Муниципального...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск