Решение именем российской федерации


Скачать 257.59 Kb.
Название Решение именем российской федерации
Тип Решение
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Решение


Дело № 2-75/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


г. Городовиковск 07 февраля 2012 года
Мировой судья Городовиковского судебного участка Республики Калмыкия Чурюмова К.А., при секретаре Джальчинове Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дулдыковой С. С. к Арустамян С. Г. о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дулдыкова С.С. обратилась с иском к индивидуальному предпринимателю Арустамян С.Г. о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании денежных сумм и компенсации морального вреда.

Свои требования истец обосновала следующим.

29 августа 2011 года в г. Г**, по ул. С**, д. 00 в магазине «Эра Мотто» у индивидуального предпринимателя Арустамян С.Г. (далее по тексту продавец) приобрела с заключением кредитного договора № 2** от 29 августа 2011 года с ОАО «ОТП Банк» скутер модели «Атлант-Пилот», номер рамы 0000, по цене 22 тыс. руб. 00 коп.

По условиям кредитного договора истец обязалась возвратить заемщику сумму кредита и оплатить проценты за пользование кредитом всего в сумме 23 тыс. 796 руб. 65 коп. Полная стоимость товара с учетом первоначального взноса составила 25 тыс. 996 руб. 65 коп.

При заключении договора купли-продажи продавец выдал гарантийный талон на товар по форме, разработанной продавцом. Гарантийный талон предприятия-изготовителя продавцом не был выдан. Гарантийный срок, установленный продавцом, составил 12 месяцев.

В пределах гарантийного срока был выявлен недостаток товара, который устранен продавцом: 29.09.2011г. скутер не заводился – продавцом произведена замены группы; по истечении 2-х недель проявился этот же недостаток – продавцом произведен ремонт, отметка в гарантийном талоне не проставлена; через 2 недели скутер вновь не завелся и 01.11.2011г. – произведена замена свечи; 20.11.2011г. скутер вновь не завелся – 30.11.2011г. произведена замена генератора. После замены генератора и возврата товара истцу, скутер вновь вышел из строя – заглох, и в настоящее время находится у истца. Продавцом экспертиза не производилась, письменная претензия от 01.12.2011г. осталась без удовлетворения.

Просит взыскать с Арустамян С.Г. в ее пользу, в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи товара с недостатком, первоначальный взнос, уплаченный в счет стоимости товара, в размере 2 тыс. 200 руб.; стоимость товара 23 тыс. 796 руб. 65 коп., оплаченную по кредитному договору от 29.08.2011г. № 2** с ОАО «ОТП Банк»; компенсацию морального вреда 10 тыс. руб.; за каждый день просрочки уплаты суммы товара неустойку в размере 1 % цены товара с 12.12.2011г. на день вынесения решения; за несоблюдение в добровольном порядке требования о возврате денежных средств штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца.

В судебном заседании истец Дулдыкова С.С. уточнила свои требования, просила расторгнуть договор купли-продажи товара; в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи товара с недостатком взыскать с ответчика первоначальный взнос, уплаченный в счет стоимости товара, в размере 2 тыс. 200 руб.; стоимость товара 23 тыс. 796 руб. 65 коп., оплаченную по кредитному договору от 29.08.2011г. № 2** с ОАО «ОТП Банк»; компенсацию морального вреда 10 тыс. руб.; за каждый день просрочки уплаты суммы товара неустойку в размере 1 % цены товара с 12.12.2011г. на день вынесения решения; штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом.

Истец поддержала уточненные исковые требования и дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, дополнив тем, что ответчик продал скутер уже с недостатком, поэтому с момента покупки скутер работал неисправно.

Ответчик Арустамян С.Г. в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения, пояснил следующее.

При продаже скутера истцу 29 августа 2011 года продавцы-консультанты магазина Ушакова С.П. и Крупчан А.В. в присутствии покупателя провели предпродажную подготовку - скутер был заведен, проверена работа двигателя, светотехнического оборудования, тормозов, в том числе на ходу. Замечаний и претензий к качеству, характеристикам и внешнему виду товара у истца не было. Одновременно был проведен устный инструктаж об особенностях эксплуатации в начальный обкаточный период. На транспортное средство был установлен гарантийный срок эксплуатации в течение 12 месяцев или 2000 километров пробега в зависимости от того, какое из указанных событий наступит ранее с момента продажи. Для обеспечения исправного технического состояния, надежности в эксплуатации и повышения долговечности скутера, необходимо было регулярно проводить его обязательное техническое обслуживание в их магазине при пробеге 300, 1000 и 2000 километров. Однако истец обязательное техобслуживание при пробеге 300 км. не провела, и 29 сентября 2011г. обратилась в магазин с устной жалобой на то, что скутер не заводится. Крупчан А.В. было установлено, что пробег составляет 800 км., истец в процессе эксплуатации скутера допустила перегрев двигателя и выход из строя цилиндро-поршневой группы. Перегрев двигателя не является гарантийным случаем, а следствие превышения истцом скоростных и весовых параметров. Истец самовольно приняла решение об изменении конструкции двигателя, купила цилиндро-поршневую группу объемом 60 см. 3 вместо штатной 49 см. 3, и по ее просьбе Крупчан А.В. в частном порядке произвел замену. После этого, истец лишилась прав на дальнейшее гарантийное обслуживание, и последующие взаимоотношения не могли носить обязательный характер. В дальнейшем, учитывая женский пол истца, отсутствие у нее опыта и навыков эксплуатации скутера, Крупчан А.В. поменял свечу зажигания и заменил генератор. Истец не доказала, что неисправности скутера были до передачи ей скутера.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно п. 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

29 августа 2011 года между сторонами был заключен договор купли-продажи скутера

Товар был передан продавцом покупателю после проведенной предпродажной подготовки с проведением инструктажа об особенностях эксплуатации в начальный обкаточный период.

Заводом – изготовителем гарантийный срок не установлен.

Продавцом выдан гарантийный талон, в котором установлен гарантийный срок, что соответствует пункту 7 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Кроме того, продавцом покупателю была выдана Инструкция по эксплуатации мопеда «Атлант».

По данной Инструкции истец обязан был представить товар на техническое обслуживание в течение первого месяца эксплуатации товара и через 300 километров пробега для осмотра и регулировки аккумуляторной батареи, карбюратора, свечи зажигания, шлангов подачи топлива, насоса моторного масла, тормоза, передней вилки и руля, заднего амортизатора, покрышки, подтяжки гаек в крышке цилиндра и глушителе, подтяжки крепежных гаек и болтов, чистки воздушного фильтра, замены трансмиссионного масла.

При заключении договора купли-продажи стороны пришли к соглашению об утрате покупателем гарантийного обязательства продавца при невыполнении очередного технического обслуживания транспортного средства или проведения очередного технического обслуживания на неуполномоченном продавцом сервисе.

В судебном заседании установлено, что скутер после пробега в 300 километров истцом на техническое обслуживание не представлялся.

Скутер впервые был представлен на гарантийное обслуживание после пробега в 800 километров, что подтверждается отметкой в гарантийной талоне и не отрицается истцом.

Свидетели Ушакова С.П. и Крупчан А.В. показали, что истец обязательное техобслуживание скутера при пробеге 300 км. не провела. Крупчан А.В. также дополнил, что истец в первый месяц эксплуатации скутера превышала допустимую скорость и допускала перегруз, в результате чего произошел перегрев двигателя и выход из строя цилиндро-поршневой группы, далее вышли из строя свеча зажигания и генератор, т.к. у истца нет навыков эксплуатации транспортного средства.

Следовательно, при эксплуатации скутера истец допустила нарушения правил эксплуатации товара, что могло привести к выходу техники из строя. Продавцом 30.11.2011г. произведена замена генератора из-за попадания воды в генератор, что также подтверждает нарушение правил эксплуатации скутера покупателем.

Доводы истца и показания свидетеля Чурюмова И.С. о том, что ответчик продал скутер уже с недостатком, поэтому с момента покупки скутер работал неисправно, суд не принимает, т.к. это обстоятельство не доказано.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дулдыковой С. С. к Арустамян С. Г. о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Городовиковский районный суд Республики Калмыкия через мирового судью Городовиковского судебного участка Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мировой судья Чурюмова К.А.

Городовиковского судебного участка РК

.2. Установление срока службы, срока годности, гарантийного срока товара (работы)


Основные положения, регулирующие качество товара (работы) и срок, в течение которого такое качество должно сохраняться, урегулированы ГК РФ. Так, в частности, ст. 469 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Но поскольку основная часть розничных продаж осуществляется на основании устной договоренности между продавцом и покупателем, то законодателем в п.2 указанной статьи предусмотрено, что в случае отсутствия в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Кроме того, следует иметь в виду, что если законом установлены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, отвечающий этим требованиям. В данном случае речь идет о так называемых ГОСТах и ТУ, которым должны соответствовать товар или работа.

Помимо указанных общих случаев ГК РФ устанавливает также особенности продажи товара в отдельных случаях. Так, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования именно в этих целях

Однако следует принять во внимание, что в случае судебного спора обязанность доказать факт уведомления продавца о конкретных целях приобретения товара будет лежать на покупателе. Поэтому, если отсутствуют какие-либо письменные документы, подтверждающие такой факт, покупатель вряд ли сможет подтвердить свое уведомление продавца

Пример 5. Гражданин Р. обратился в суд за защитой своих интересов, ссылаясь на то, что при приобретении фотоаппарата он сообщил продавцу о том, что указанный фотоаппарат ему необходим для использования в помещении с высокой влажностью воздуха, однако несмотря на это продавец продал ему товар, не предназначенный для работы в условиях повышенной влажности. В обоснование заявленных требований Р. ссылался на показания свидетеля М., который присутствовал при покупке фотоаппарата. В свою очередь продавец представил свидетельские показания двух продавцов, которые отрицали заявленные показания Р. и М., а также письменный документ, подтверждающий ознакомление покупателя с правилами эксплуатации то вара, в которых содержится запрет на использование товара в помещениях с повышенной влажностью. Суд обоснованно отказал потребителю в заявленном им требовании.

В соответствии с п.1 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании норм действующего законодательства.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720. В указанный Перечень в том числе включены отдельные товары для детей, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, сантехника, предметы интерьера дома, хозяйственные, спортивные и некоторые другие товары.

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, также утвержден названным Постановлением Правительства РФ. В указанный перечень включены продукты питания, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и некоторые другие группы товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы товар мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

В данном случае следует обратить внимание, что обязанность по установлению срока службы и срока годности отдельных видов товара возложена на изготовителя (исполнителя). Но проверять непосредственное выполнение указанных требований действующего законодательства контролирующие органы будут у продавца. В связи с этим необходимо при продаже товаров, включенных в вышеназванные перечни, строго следить за информацией о их сроке службы и сроке годности и соответствия указанных сроков их реализации.

В Разъяснениями ГАК РФ особо отмечено, что срок службы начинает течь со дня продажи и именно продавец обязан довести до потребителя информации об установленных изготовителями сроках службы. В связи с этим продавец должен обеспечить получение такой информации от указанных выше изготовителей или от организаций, продающих ему товары таких изготовителей.

В случаях, когда иностранный изготовитель находится за пределами юрисдикции Российской Федерации и товар такого изготовителя, включенный в Перечень, не имеет информации о сроке службы, продавец вправе реализовывать такой товар потребителям без информации о сроке службы. Однако продавец должен иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ п. 2 ст. 1097 и п. 3 ст. 14 Законом РФ «О защите прав потребителей» ответственность за вред, причиненный недостатками такого товара, наступает независимо от времени его причинения.

В отношении сроков годности действует запрет на продажу товаров (в том числе и импортных), не имеющих информации об указанных сроках. Данное требование обусловлено тем, что товар по истечении срока годности считается непригодным для использования по назначению, а срок годности в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» начинает течь со дня изготовления. Таким образом, в момент продажи товар, на который отсутствует информация о сроках годности, уже может быть непригодным для использования по назначению.

Пунктом 5 статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» категорически запрещается п родажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

Известно немало случаев привлечения к ответственности именно продавцов за реализацию товаров по истечении установленного срока годности. В связи с этим рекомендуется не только доводить до сведения работников, в чьи функции входит непосредственно реализация товаров покупателям, их выкладка в торговом зале и другие подобные функции, указанных требований действующего законодательства, но и включать данные требования в должностную инструкцию или ознакомить работников с отдельным перечнем их обязанностей по контролю за соблюдением сроков годности реализуемых товаров и предусмотреть дисциплинарную ответственность за нарушение названных требований.

В соответствии с ст.470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать всем вышеперечисленным требованиям качества в момент передачи покупателю. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям качества в течение определенного времени, установленного договором, – гарантийного срока.

Как правило, вопросы, связанные с гарантийным сроком – его продолжительностью, обязанностями продавца и исполнителя в период его течения и другие положения являются нередко предметом споров и разногласий между потребителями и продавцами (изготовителями), а порой заканчиваются судебным разбирательством.

Во избежание нарушений со стороны продавцов и исполнителей по вопросам, связанным с гарантийным сроком необходимо обратить внимание на следующие моменты.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные данным Законом.

Прежде всего, необходимо учитывать, что установление гарантийного срока – это право (но не обязанность), т. е. отсутствие гарантийного срока на товар или работу не может являться нарушением действующего законодательства. Хотя в настоящее время в условиях жесткой конкуренции изготовители, стараясь привлечь к своему товару как можно больше потребителей и рекламируя высокое качество своего товара, стремятся устанавливать более длительные гарантийные сроки, чем у конкурентов, на аналогичные товары.

Устанавливает гарантийный срок, именно изготовитель товара и исполнитель работы. Продавец в данном случае обязан лишь подчиниться тем условиям, которые определил изготовитель и принимает на себя обязанность, независимо от своего желания, выполнять в течение гарантийного срока законные требования потребителей. Таким образом, законодатель косвенно определил запрет на уменьшение по инициативе продавца продолжительности гарантийного срока, установленного изготовителем (исполнителем). При этом изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем. Как правило, информация о порядке реализации прав потребителем содержится либо в гарантийном талоне, либо в инструкции по эксплуатации изделия. Но, как представляется, в этом случае претензии по качеству товара, заявленные потребителем в срок, превышающий гарантийный, но в пределах дополнительного срока, установленного изготовителем должны быть направлены либо к изготовителю (или уполномоченным им организациям) либо изготовитель и продавец должны достичь по этому вопросу договоренности для урегулирования возникающих претензий, потребителей, поскольку закон прямо не предусматривает обязанность продавца удовлетворять требования потребителей за пределами гарантийного срока.

В случае если изготовителем не установлен гарантийный срок, то продавец имеет право установить такой гарантийный срок самостоятельно. Но этот также является его правом, но не обязанностью. Таким образом, в случае, если продавец приобрел товар, на который не установлен изготовителем гарантийный срок, то он вправе осуществлять розничную продажу такого товара также без установления гарантийного срока.

С другой стороны продавец вправе по своему усмотрению принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

Важность вопросов, связанных со сроком годности и гарантийным сроком, объясняется прежде всего тем, что потребитель вправе предъявлять, а изготовитель, продавец, исполнитель обязаны удовлетворять обоснованные претензии по качеству товаров и работ именно в пределах срока годности и срока службы.

Хотя порядок исчисления гарантийных сроков на товары и работы имеет много общего, тем не менее целесообразно рассмотреть особенности гарантийного срока на товар и специфику гарантийного срока на выполненную работу (услугу).

Гарантийный срок и срок годности товара. В соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные данным Законом требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Возможны также случаи предъявления потребителями претензий по истечении гарантийного срока товара или в случае, если на товар гарантийный срок не установлен.

Рассмотрим особенности первого случая – период гарантийного срока.

Порядок установления и исчисления гарантийного срока на товар определяется ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». Различие юридической трактовки состоит в том, что нормы ГК РФ предлагают ту или иную модель поведения, а нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» четко формулируют требования к выполнению тех или иных обязательств. Однако в части, не урегулированной Законом РФ «О защите прав потребителей» может быть применен более лояльный порядок, предусмотренный ГК РФ.

Начало течения гарантийного срока определяется в ст.471 ГК РФ и в п.2 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» – с момента передачи товара покупателю. Однако в обеих нормативных актах имеется оговорка – «если иное не предусмотрено договором». Таким образом, продавец вправе изменить по своему усмотрению срок, с которого будет исчисляться срок годности товара.

Имеется несколько исключений:

а) для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, начало наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатической зоны.

Например, Постановлением губернатора Саратовской области от 30 ноября 1999 г. № 458 «О сроках наступления сезонов» на территории Саратовской области для целей исчисления сроков годности и гарантийных сроков на сезонные товары определены следующие сроки наступления сезонов:

• весенний сезон – с 16 марта;

• летний сезон – с 16 мая;

• осенний сезон – с 16 сентября;

• зимний сезон – с 16 ноября.

При этом в соответствии с Разъяснениями ГАК России необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения. В случаях приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня продажи-покупки обуви.

Так, например, если на спортивную обувь (кеды) установлен гарантийный срок один месяц, а потребитель предъявляет претензию спустя три месяца со дня продажи товара, считая, что еще длится гарантийный срок, так как сезон наступил десять дней назад, то в данном случае продавец вправе указать потребителю на истечение гарантийного срока, поскольку спортивная обувь такого вида является несезонной, а следовательно гарантийный срок начинает течь со дня продажи товара.

б) при продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.

Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок так же продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара.

При установлении гарантийных сроков продавцам необходимо обращать особое внимание на сложные товары, которые состоят из отдельных частей либо имеют комплектующие изделия. В этом случае на комплектующие изделия и составные части основного товара могут устанавливаться гарантийные сроки.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.

В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Пример 6. Изготовитель не установил гарантийный срок на товар (предположим бензопилу). В этом случае у продавца возникает право установить гарантийный срок. Продавец установил гарантийный срок на бензопилу три года, но гарантийный срок на стартер (составную часть бензопилы) продавец не установил, специально оговорив это в инструкции по эксплуатации и ознакомив с ней под роспись покупателя. В данном случае продавец совершенно законно воспользовался оговоркой «если иное не предусмотрено договором» и фактически установил иные условия гарантийного срока на составную часть основного изделия.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

В соответствии с п.4. ст.471 ГК РФ на товар (комплектующее изделие), переданный продавцом взамен товара (комплектующего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки (статья 476 ГК РФ), устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Важно обратить внимание на следующее: основным правилом, действующим при предъявлении потребителем претензии по качеству в пределах гарантийного срока (в том числе в пределах дополнительного обязательства изготовителя или продавца), является то, что продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Указанное правило установлено п.6 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и означает, что если в товаре обнаружен недостаток в пределах гарантийного срока, то освободить от обязанности удовлетворить требование потребителя может только наличие одного из следующих оснований, возникших после передачи товара потребителю:

• вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара,

• вследствие действий третьих лиц

• вследствие непреодолимой силы.

При этом обязанность доказать наличие одного из этих оснований полностью возложена на продавца (изготовитель), уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Второй случай – истечение гарантийного срока. Вопреки сложившейся практике само по себе истечение гарантийного срока не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Поскольку в п.5 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность предъявления требований по стечении гарантийного срока – в случаях когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, – потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные данным Законом, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Принципиально важно, что такое требование потребителя может быть удовлетворено только при наличии одновременно следующих обстоятельств:

• гарантийный срок на товар составляет менее двух лет;

• недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет;

• потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В данном случае продавец, (изготовитель) освобождены от обязанности доказывания причин возникновения недостатка и отвечают лишь за недостатки, возникшие до передачи товара потребителю.

И, наконец, третий случай – отсутствие гарантийного срока на товар.

В подобной ситуации необходимо руководствоваться правилом, предусмотренным п. 1 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей», которое устанавливает, что в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

При этом продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Исключение сделано законодателем лишь в случае выявления существенного недостатка, т. е. неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы, но только при условии, если докажет, что такие недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные данным Законом требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Гарантийный срок на выполненную работу (услугу). В соответствии с п.3 ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены в следующие сроки:

• при принятии выполненной работы (оказанной услуги)

• в ходе выполнения работы (оказания услуги)

• если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Также как и в случае с товаром, можно выделить три случая предъявления претензий потребителем:

1) в период гарантийного срока– исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

2) по истечении гарантийного срока – в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

3) если гарантийный срок не установлен – исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), только при условии, что потребитель докажет, что такие недостатки возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

Исключение сделано в случае выявления существенных недостатков работы (услуги). В этом случае потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если подобные недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

• соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

• отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Во-вторых. В любом случае, кто бы ни был продавцом автомобиля, прежде чем подписать договор на покупку автомобиля, просмотрите внимательно положения договора о гарантийном обслуживании. В договоре должен быть четко прописан срок, на который предоставляется гарантия, а также указано, к кому обращаться в случае поломки транспортного средства и на какие случаи распространяется гарантийное обслуживание.

Также, необходимо проверить сервисную книжку:

—  поставлена ли в ней печать продавца на листе с информацией о транспортном средстве и покупателе;

— поставлена ли печать о проведении предпродажной подготовки;

— вписаны ли в нее перечень дополнительного оборудования, установленного на автомобиль (сигнализация, тонировка, магнитола, подкрыльники и т.д.);

— указаны ли адреса, названия и телефоны станций сервисного обслуживания автомобиля.

Следует проверить спидометр на предмет количества пробега автомобиля: не сильно ли большой километраж намотан и не прошел ли срок первого технического обслуживания. Продавец обязан предоставить в комплекте документов и эксплуатационную книжку, в соответствии с рекомендациями которой, покупатель пользуется автомобилем. При нарушении правил эксплуатации автомобиля, Продавец имеет реальные основания снять автомобиль с гарантийного обслуживания.

При обнаружении покупателем каких-либо недостатков у автомобиля, он должен обратиться на одну из сервисных станций, которые указаны в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации, с письменным заявлением в двух экземплярах (второй экземпляр заявления с отметкой о принятии сервисной станцией,  покупатель оставляет у себя). Гарантийный ремонт может проводиться в четырнадцатидневный срок или другой, согласованный сторонами.

Станция технического обслуживания может отказаться от принятия заявления покупателя и ремонтировать его автомобиль в порядке гарантийного обслуживания. Тогда, покупатель обращается с заявлением к автосалону-продавцу. И не надо верить рассказам, что продавец не обязан нести гарантийные обязательства на проданные им авто. В крайнем случае, покупатель может привлечь независимого эксперта для определения поломки, и на основании экспертного заключения, составит претензию. В этом случае,  лучше обратиться в профессиональную юридическую компанию (http://www.campiogroup.com), которая правильно подготовить все документы и будет предоставлять интересы покупателя в суде.



Похожие:

Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации

Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Инструкции, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры России от дата №45 решение административного ответчика от дата
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Верхотурский районный суд Свердловской области — 07. 04. 2011г решение по заявлению Гашева Ю. А. о признании действий сотрудников...
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Ооо «Даймонд Электрик» Романенко Д. Ю., действующего на основании доверенности от 04. 03. 2013 г
Решение именем российской федерации icon Решение именем российской Федерации
Министерства финансов РФ в лице уфк по Красноярскому краю – Васильевой Н. О. ( по доверенности)
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка №4 Центрального района г. Челябинска М. И. Галюкова
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
М, представителя ответчика П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и к Главному управлению Министерства...
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
А. Анеты Владимировны к К. у Александру Владимировичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения
Решение именем российской федерации icon Апелляционное решение именем Российской Федерации
Верх-Исетский райсуд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Горбуновой Л. К. при секретаре Байгозиной Е., рассмотрев...
Решение именем российской федерации icon Решение именем российской федерации
Мировой судья 3-госудебного участка Искитимского судебного района Новосибирской области Тупикина А. А
Решение именем российской федерации icon Именем Российской Федерации решение дело № А39-33 18/2014 город Саранск 08 сентября 2014 года
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за реализацию продукции без указания в сопроводительной документации...
Решение именем российской федерации icon Решение именем российской федерации 06 февраля 2013 года г. Москва...

Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации г. Москва 13 июня 2013 года Мировой...

Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка №73 Головинского района города Москвы Ланин Н. А., при секретаре Маркосян К. Ю
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка №1 Кочубеевского района Ставропольского края Демин А. Н., при секретаре Завьяловой Н. В
Решение именем российской федерации icon Решение именем Российской Федерации
Суд, в составе председательствующего мирового судьи судебного участка №352 района Аэропорт г. Москвы Бондаренко К. В

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск