На V Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
Номинация:
Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы
Название психолого-педагогической программы:
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной продуктивной деятельности, у детей с ДЦП дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество автора:
Сумарокова Татьяна Николаевна
Контактная информация:
Сумарокова Татьяна Николаевна
Электронный адрес tanjyushka@gmail.com
Контактный телефон сотовый 8-914-460-10-10, рабочий (3022) 25-14-90
Почтовый адрес 672030, Чита, ул. Весенняя 9 «а»
Оглавление
Заявление 2
Программа «Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной продуктивной деятельности, у детей с ДЦП дошкольного возраста 3
Приложение к программе 1 52
Приложение к программе 2 67
Приложение к программе 3 69
Аннотация к психолого-педагогической программе 70
Отзыв на психолого-педагогическую программу 71
Материалы, иллюстрирующие реализацию программы в учреждении 73
В Оргкомитет V Всероссийского конкурса
психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Сумарокова Татьяна Николаевна
направляет для участия в V Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации «Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы» психолого-педагогическую коррекционно-развивающую программу «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной продуктивной деятельности, у детей с ДЦП дошкольного возраста.
Практическая апробация указанной программы проведена с 1.09.2011 по 1.05.2012г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида№ 69» г. Читы.
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Сумарокова Татьяна Николаевна согласна на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подпись ____________________/Сумарокова Т.Н./
9.05.2013 г.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной продуктивной деятельности, у детей с ДЦП дошкольного возраста
Сумарокова Т.Н.,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 69» г. Чита
Актуальность исследования.
Согласно многочисленным данным клинических исследований, увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. По данным министра здравоохранения Т.Голиковой, на август 2009 года численность детей-инвалидов в России составила 545 тыс. человек, из них 23,6 % дети-инвалиды, страдающие заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 % - умственными нарушениями, 23,1 % - двигательными нарушениями.
О необходимости помощи детям с ОВЗ говорят законодательные документы, принятые в последнее десятилетие: Конституция РФ, федеральный закон «Об образовании», федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенция ООН «О правах инвалидов», ФГОС, «Наша новая школа», программа «Доступная среда».
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условия обучения, воспитания и развития, т.е. это дети-инвалиды или другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. [9]
Среди детей с ОВЗ, значительное количество детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Термин, церебральный паралич, употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.
Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л.А.Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю.Левченко, Е.И.Кириченко и др.).
В работах специалистов отмечено, что у детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций, эмоционально-волевой сферы и речи.
К нарушениям познавательной деятельности при ДЦП относят: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную и речевую деятельность детей с церебральным параличом[5].
К особенностям формирования эмоционально-волевой сферы относят повышенную утомляемость. Дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих.
У других детей с ДЦП отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких.
Отмечается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком[12].
Итак, для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием генетических особенностей, внутриутробного поражения развития или раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, моторными, речевыми и сенсорными дефектами, нарушениями эмоционально-волевой сферы. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией поражения.
Учитывая особенности развития детей с ДЦП, одним из необходимых условий практической деятельности, является осуществление комплексной коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого, необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
В работе с детьми с ДЦП следует уделять особое внимание эмоциональным проявлениям, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что иерархия мотивов и потребностей личности как базальная ее характеристика плохо отражается в сознании, рефлексии, самоотчетах, и наиболее психологичным путем научного проникновения в действительные мотивы личности является анализ эмоциональных «меток» событий[13].
Основываясь на позиции А.Н. Леонтьева и учитывая специфику деятельности специалистов с детьми с ДЦП в дошкольном учреждении комбинированного вида (в основном, направленное на развитие познавательных процессов, коммуникативных, трудовых и игровых навыков, речевое развитие), понимаем необходимость развития эмоционально-волевой сферы, с помощью реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы, дополнительной к основному образовательному процессу, оказывающей содействие развитию ребенка, через создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Участники программы - дети 4-6 лет, посещающие группу «Особый ребёнок», на базе МБДОУ № 69 с диагнозами: ДЦП; нижний спастический парапарез, косолапость.
Цель программы:
Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП, методом совместной продуктивной деятельности
Задачи:
Способствовать психомоторному развитию ребёнка
Формировать у детей с ДЦП устойчивость эмоционально-волевой регуляции поведения на занятии
Развивать уверенность в себе, в ходе совместной деятельности взрослого с ребёнком
Способствовать обогащению эмоционального мира ребёнка через новые способы взаимодействия с окружающей действительностью
Научить методам снятия мышечного напряжения
Методологическую основу программы составляют: идеи культурно-исторической теории психического развития личности Л.C. Выготского и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева; положение о единстве возрастных закономерностей нормального и аномального психического развития ребенка (Г.Я.Трошин, Л.С.Выготский, Т.А.Власова, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский); современные подходы в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (И.И.Мамайчук, Е.М.Мастюкова, Н.Я.Семаго, Л.И.Плаксина, У.В.Ульенкова и др.); теоретические положения: о роли специального обучения лиц с ОВЗ (Л. С. Выготский, И. В. Евтушенко, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, и др.); о коррекционно-компенсаторной направленности процессов воспитания и обучения людей с ОВЗ (Е. А. Екжанова, Г. В. Никулина, О. С. Орлова, Л. М. Шипицына и др.).
Многочисленные исследования, выполненные в России (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Карабанова О.А., Копытин А.И, Левченко И.Ю., Л.Д.Лебедева. Е.Е. Свистовская) и за рубежом (В. Ловенфельд, Ф. Кейн, М. Эссекс, К. Фростиг, К. Уэлсби) связанны с изучением терапии искусством, показывают ее эффективность. Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения. [7]
Использование различных методик и технологий для оказания помощи детям с ДЦП позволяет ориентироваться не только на отдельные умения и социальные навыки, а на вовлечение ребёнка в такое социальное взаимодействие, организацию такой социальной ситуации развития, которая будет ориентирована на его потенциальные возможности, и помогая ребёнку присваивать культурные средства поведения, делать эти потенции востребованными формами поведения (прежде всего для самого ребёнка, для организации его общения).[11]
При наличии достаточных сведений по работе с детьми с ДЦП мы не встретили работ, описывающих технологию работы с данной категорией детей, с использованием совместной продуктивной деятельности, способствующую развитию эмоционально – волевой сферы, в процессе использования потенциальных возможностей личности каждого ребенка.
Есть исследования, затрагивающие интересующую нас тему: особенности саморегуляции учащихся с церебральным параличом (Туторская Г.В.,1987), определение адекватных методов коррекции имеющихся нарушений, у детей дошкольного возраста, средствами изобразительной деятельности (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.). В работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Сокольниковой Н.М., Шорохова Е.В. и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности, характеристики их познавательных способностей. Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Бадалян Л.О., Виноградова Л.И., Ипполитова М.В., Калижнюк Э.С., Кириченко И.И., Семенова К.А., Серганова Т.И., Степанченко О.В., Шипицына Л.М.и др.). Все авторы указывают на важную роль развития наглядного мышления и конструктивной деятельности в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Таким образом, заявленная нами проблема, с целью дальнейшей реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, фактически не изучалась и остается теоретически и экспериментально одной из мало разработанных, что обусловливает актуальность и новизну авторской программы.
Виды деятельности в реализации программы:
Предварительная работа
1. Диагностическая работа с детьми включает в себя: первичное обследование, динамическое наблюдение, контрольное обследование. Реализация программы предполагает проведение предварительной диагностической работы по определению уровня психомоторного развития, с целью построения индивидуального образовательного маршрута и по диагностике эмоционально-волевой сферы, для определения задач коррекционно-развивающих мероприятий.
Методы исследования:
Методика «Паровозик» - методика на определение степени позитивного и негативного психического состояния.
Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А.Стребелевой)
Наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.
2. Методическое обеспечение предполагает организацию среды и обеспечение условий для реализации программы.
Основная работа
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми – реализация авторской психолого-педагогической программы «Кудесники».
4. Консультативная работа с родителями и педагогами: практические рекомендации, домашние задания по развитию, обучению и воспитанию ребёнка (по итогам каждого занятия и по итогам реализации программы, дополнительно по индивидуальным запросам).
Содержание программы:
Программа «Кудесники» состоит из 26 занятий, проводимых в течение всего учебного года (с сентября по май, включительно), 1 раз в неделю в детском саду и трех занятий, предлагаемых к выполнению на семейных мастерских, во время каникул.
В представленных материалах программы, уклон сделан на содержательный аспект (методический, дидактический материал, формы и методы работы, в соответствии с тематическим планированием).
Программа совпадает с тематическим планированием специалистов, работающих с детьми, группы «Особый ребёнок», что является основой комплексности.
Длительность занятий зависит от специфики заболевания ребёнка, но не превышает установленных возрастных норм для здоровых детей.
Структура занятий и наполняемость программным содержанием, выстраиваются индивидуально для каждого ребёнка, с учетом зоны ближайшего развития, его актуальных потребностей и особенностей развития (постановка задач осуществляется на этапе предварительной диагностики).
Предусматривается частичное выполнение основного блока программы, а также совместную деятельность ребёнка и взрослого, в зависимости от способностей и возможностей ребёнка.
Каждое занятие сопровождается устными (при нахождении родителей на занятии) или письменными практическими рекомендациями для родителей и педагогов (по итогам занятия).
Структура программы:
Структура программы представлена в виде тематического понедельного планирования занятий:
Месяц
|
Неделя
|
Тема
|
Сентябрь
|
1,2,3
|
Диагностика
|
|
4
|
Воспоминание о лете «Радуга-дуга»
|
Октябрь
|
1
|
«Мои друзья»
|
|
2
|
«Осень»
|
|
3
|
«Ежик»
|
|
4
|
«Рябина»
|
|
5
|
«Букет для мамы»
|
Ноябрь
|
1
|
«Витамины» ( фрукты, овощи)
|
|
2,3
|
Семейная мастерская «Разносол»
|
|
4
|
«Веселые заплатки» (одежда)
|
Декабрь
|
1
|
«Зима»
|
|
2
|
«Медведь» (дикие животные)
|
|
3,4
|
Семейная мастерская «Умные игры»
|
Январь
|
1
|
Каникулы
|
|
2
|
«Снежная красавица»
|
|
3
|
«Кормушка» (Зимующие птицы)
|
Февраль
|
1
|
«Снегопад» (погода)
|
|
2
|
«Профессии»
|
|
3
|
«День Святого Валентина»
|
|
4
|
«Танк» (подарок папе)
|
Март
|
1
|
«Весна»
|
|
2
|
«Веер для мамы»
|
|
3,4
|
Семейная мастерская «Веселое настроение»
|
Апрель
|
1
|
«Яркое солнце»
|
|
2
|
«Комнатные растения»
|
|
3
|
«Рыбки»
|
|
4
|
«Пасха»
|
Май
|
1
|
Семейная мастерская «Солнечный калейдоскоп»
|
|
2
|
«День Победы»
|
|
3
|
«Лето»
|
|
4
|
Итоговая диагностика
|
Структура занятий:
Подготовительный блок: релаксация, психологический настрой на работу.
Оздоровительный блок: «тропа здоровья» - использование тренажеров для развития мелкой, крупной моторики, координации движений, физкультминутки и психогимнастики, электронные физминутки для глаз.
Основной блок:
Подготовительные тематические сенсорные, развивающие игры (введение в тему)
Продуктивные виды деятельности совместно со взрослым (поделка)
Завершающий блок: релаксация , обратная связь. Ритуал прощания.
Содержание подготовительного блока.
В специальном релаксационном кресле, под спокойную музыку, с помощью сенсорной палочки или малого сенсорного душа, делаем массаж-поглаживание разных частей тела, сопровождая потешками, стишками. Идет настрой на работу. На этом этапе ребёнок может поделиться с вами важным, рассказать или расспросить о том, что его сейчас интересует.
Мотивируем ребёнка на сотрудничество, включаем в игровую деятельность, используя сюрпризные моменты.
Содержание оздоровительного блока программы.
Одним из необходимых условий при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка и полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. К основным характеристикам здоровьесберегающей среды можно отнести: морально – психологический климат, гигиену, комфортные условия, гибкий режим труда и отдыха, реализуемые через комплексное и систематическое использование методик и технологий здоровьесбережения.
Дыхательные упражнения
Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Важно научить ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух). При возможности упражнения сопровождаются движениями.
Литература:
Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008, - 128 с.
Электронные физминутки
Способствуют сохранению зрения, снятию усталости с глаз во время работы.
Электронные физкультминутки для глаз представлены в виде ссылок на сайты (в разделе тематическое планирование) и дублируются файле в приложении 3. Авторские электронные физкультминутки, так же представлены в приложении 3, в виде отдельных файлов.
Психогимнастики и физкультминутки
Направлены на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка. Один из методов снятия психо - эмоционального напряжения у детей.
Упражнения представлены в приложении 2.
Развитие мелкой моторики и координации движений
Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных движений конечностей) и мышечных зажимов.
Литература:
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001, - 48 с.
Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Изд-во: Мозаика-Синтез, 2007, - 56с.
Упражнения с пуговицами
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе, размеру, форме пуговицы. Пуговицы размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких, а так же разных по форме. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем с открытыми. Так же отрабатываются навыки сортировки материалов, сгребания, захватывания, пересыпания и др. действий одной рукой и двумя руками вместе.
С помощью пуговиц закрепляем формы, цвета, количество. Используем для развития восприятия, воображения, мыслительных процессов, отрабатывая задания: «Выложи предмет по замыслу (по образцу)», «Налаживание на готовую картинку».
Литература:
Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000
Упражнения с бусами
Перебирание пальцами бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых бусин, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание бус нормализует ритм дыхания, успокаивает.
Полезно перебирать бусы, сопровождая движение рук речью - чтением стихотворений либо скороговорок.
Упражнения с природным материалом (шишки, камни, песок, вода и др.)
Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно.
Литература:
Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Изд-во: Детство-Пресс, 2004,- 66 с.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб, 2003, - 400 с.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. Изд-во: Союз, 2005.
Упражнения с дидактическими играми: куб-сортер, ключ-замок, почта, лабиринты, вкладыши и другие.
Работа по инструкции к играм.
Упражнения с мини предметами
Рассматривание, перебирание, сортировка предметов выполняются по словесной инструкции взрослого, игры на звукоподражание, гимнастики для глаз с использованием мини-предметов.
В основной части программы, используя мини игрушки, организуем игры на развитие познавательных процессов, например, «Найди предмет», «Кто лишний», «Животные и их детеныши», «Обобщение» и др.
Содержание основного блока программы (подготовительные тематические сенсорные, развивающие, коммуникативные игры; продуктивная деятельность):
Одной из приемлемых форм работы, является использование развивающих дидактических игр, пособий, с последующим закреплением материала, с помощью продуктивных видов деятельности (творческих игр), совместно со взрослым, в сочетании со здоровьесберегающими процедурами, такими как психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики, релаксации, показаны детям с ДЦП.
Дидактические игры и пособия используются с учетом возраста, возможностей каждого ребёнка, тематически дополняющие тему занятия.
Под продуктивными видами деятельности мы понимаем любые творческие работы: рисунок, аппликация, лепка, оригами и другие. Творчество дает возможность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта, что крайне необходимо ребенку с ДЦП.
Технология выполнения продуктивных видов деятельности представлена в приложении 1.
|