Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся


Скачать 306.85 Kb.
Название Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3


Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся.

Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт – терапевтических методов работы в последние годы.

В некоторых развитых странах и в нашей в том числе системы здравоохранения были децентрализованы. Произошло сокращение расходов на федеральные медицинские программы с одновременным развитием сектора негосударственных медицинских услуг. Все это ударило по среднему классу, молодым и пожилым людям – наименее защищенным группам населения.

Поэтому необходимо отметить, что знания в области арт – терапии сегодня полезны и необходимы не только профессиональным психотерапевтам, но и работникам социальной сферы, педагогам работающим с детьми.

Арт – терапия это исцеление творчеством

В чем преимущества арт – терапии?

  1. Практически каждый человек (независимо от своего культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт – терапевтической работе, которая не требует от него каких – либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый будучи ребенком рисовал, лепил и играл. Поэтому нет ограничений в этой работе.

  2. Арт – терапия является средством преимущественно невербального общения.

Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, символическая речь позволяет человеку более точно выразить свои переживания, по – новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

  1. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении и налаживании контактов.

  2. Арт – терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт – ориентированный характер» предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Она вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную социальную позицию.

Важно отметить, что в групповой арт – терапии социальные факторы развития имеют большее значение, чем при индивидуальной работе.

В групповой работе приобретаются такие «исцеляющие факторы, как групповая сплоченность и поддержка, получение информации, межличностное научение, реализация альтруистической потребности, имитация поведения, развитие социальных навыков.

Для того, чтобы узнать в какой мере эта работа необходима проводятся диагностические исследования социально – психологического климата в ученическом коллективе группы. На первом курсе в групповых коллективах выявляются категории учащихся по разному оцениваемые своими сверстниками – это «принимаемые», «отвергаемые», «предпочитаемые», «лидеры», т. е выявляются проблемы социально – психологического климата в групповом взаимодействии.

«Принимаемые» и «отвергаемые» дети как правило остаются в тени групповых дел и жизни коллектива., так как социальная активность их очень низкая. Поэтому в таких группах необходимо устранять моменты изоляции учащихся, их чувство одиночества и погружать их в дела, которые бы приносили чувство успеха, такие учащиеся есть во всех группах 1, 2, 3 курсов.

В этом случае будут иметь успех и терапевтический эффект «социальные игры» или «игры с правилами», которые могут использоваться во внеурочной занятости учащихся, т. е. игры, где предлагают использование определенных норм группового и индивидуального поведения, в том числе могут использоваться приемы изобразительной деятельности участников группы.

В процессе таких методов работы, особенно совместное изобразительное творчество активизируют компенсаторные процессы в психике, которые приводят к разрешению внутренних и внешних конфликтов и способствуют развитию личности.

Совместное творчество содействует сплочению и объединению группового коллектива и это очень заметно при подготовке общегрупповых и общеучилищных мероприятий. Дети переживают за результаты своего успеха или неуспеха

Когда учащиеся рисуют на уроках – факультативах, то в первую очередь снижается уровень тревоги, исчезает дискомфортное состояние, которые многие испытывают на уроке, улучшается контакт через содержание рисунка.

В индивидуальной работе педагогом – психологом часто используется техника проективного рисунка «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом», «Дерево», «Человек», «Я плохой и я хороший», «Автопортрет», «Внутренний мир – это символ», «Стихия» и т. д.

Один рисунок стоит тысячу слов, - гласит восточная мудрость.

Рисование настолько открыто, искренне повествует о мире тонкой реальности личности учащегося, что образно может быть названо невербальной исповедью.

В любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме.

Рисунки учащихся отражают их мироощущения, характер, самооценку, эмоциональное и физическое самочувствие. Этот вид работы оправдан в работе с различными эмоциональными проявлениями: застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью, агрессивностью, жестокостью, чрезмерной подвижностью, упрямством, своенравием и т. п.

Арт – терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Например, лепка из голубой глины необходима для отработки сексуальных насилий.

Техника Боди – арт (рисование на всем теле, помогает принять свое тело и убирать зажимы.

Драма – терапия. Хороши сцены добра и зла. Можно играть спонтанно, кто как хочет.

Театр абсурда. Японский театр кабуки с масками.
Работа с игрушками отыгрывают свои проблемы и эмоциональные состояния. Работа с ценностями.

Сказко – терапия. Рисуются, читаются, проигрываются ценностные смыслы
Мандолотерапия.

Рисунок в круге. Отработка духовной целостности.
Цветотерапия – использование различного вида цветов, комнатных растений, камней, картин.

Сочинение стихов, пыхтелок, сопилок, ворчалок, кричалок помогает развитию креативных способностей.
Музыкальная терапия – очень сильная техника, музыка служит катализатором настроений. В Швеции музыку выписывают на рецепте больного, японцы сочиняют музыку в группе и вместе играют. Гитара соответствует ритму сердца, барабан снимает кардионевроз. Музыка повышает интеллектуальный тонус и снижает гипертонус.

Какую музыку использовать?

Отечественный фольклор, классический джаз в работе с невротиками, самый светлый Моцарт снимает депрессию, Вивальди в пору кризисов, травм, расстройства, в его музыке заложен часовой ритм. Колокольные звоны используются для работы с потерями. Хорошо хоровое пение, оперная музыка.

Противопоказания.

Тяжелый рок разрушает, активизирует стремление к смерти. Синтезаторская музыка. Нетрадиционная фольклорная музыка индейцев, китайцев, музыка шаманов.

Необходимо помнить, арт – терапевтические методики небезопасны, не нужно приглашать кого – то со стороны и смотреть, быть осторожными в беседе с детьми при выражении своих собственных чувств, быть аккуратными с сопротивляющимися и психологически травмированными детьми

Эмоциональное выгорание педагога.
Факторы, вызывающие деформацию педагога.

  1. индивидуальная предрасположенность

  2. особенность профессии

  3. особенность работы

  4. образ профессии и себя в ней.

Орлов выделяет напряженность учительского труда, его монологичность, оценочность (когда педагог постоянно оценивает) внешняя предписанность рекомендациям, методички, жесткий формальный контроль по иллюзорным критериям (количество мероприятий в группе).

Заведомо сильная позиция порождает чувство абсолютной правоты. Цикличность деятельности, остановка саморазвития. Синдром профессионального эмоционального сгорания за счет больших затрат. Недовольство собой, окружающими .

Синдром сгорания педагога – из-за умственной и эмоциональной нагрузки, может быть от отсутствия саморазвития.


Адаптация. Освоение. Привыкание. Мастер.



Утрачивание.

Деформация.

(сбой здоровья)
Проблема сохранения психического здоровья педагога в последнее время стала более значимой, так как личностно – ориентированные модели образования повышают требования со стороны общества к личности педагога.
Основная причина эмоционального выгорания.

  • Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями.


От педагога требуется. Творческое отношение к работе

Владение пед.техникой.

Выразительные средства общения.

Педагогический такт

Проективные умения.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно- психического напряжения личности, что приводит к возникновению

  1. невротических расстройств

  2. психосоматических заболеваний.


Глубина проработки личностных проблем.

Монотонность в работе.

Отсутствие положительной оценки.

Возникает проблема профессиональной дизадаптации, как отражение личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов.


Перенапяжения.

Переутомления.

Сохранение психического здоровья – актуальная задача.

Выявлено, что состояние эмоционального выгорания испытывают педагоги со стажем от 5 до 10 лет.

От 1г -5 невысокое выгорание.

От 10 – 15 лет - высокое.

От 1г до 5 лет продолжительный процесс адаптации, поиск и совершенствование пед. мастерства.

Кому более 10 лет возможно уже ваработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты.

От 15 – 20 лет опять повышается % эмоционального выгорания до 22%

56% педагогов это состояние испытывают 1 -2 раза в год

21% - 3 – 4 раза в год.

15 % - более 5 раз.

8% не испытывают вообще.

Продолжительность этого состояния от 3 – 5 дней

От 5 – 7 дней.

Это ярко проявляется (89%)

После отпуска. Каникул. Курсов.

После того, как педагог был выключен из педагогической деятельности.

Одна из самых главных функций эмоционального выгорания --- адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

Другие причины неадекватное общение с субъектами образовательного процесса – администрация, родители.

6 - *% проведение открытых уроков, мероприятий, на которые потрачено много энергии и сил, а результат не удовлетворяет, окончание учебного года.
Причины возникновения состояний эмоционального выгорания.

  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональные перегрузки.

  • Отсутствие четкой связи между процессом обучения и полученным результатом, несоответствие результатов затраченным силам.

  • Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния

  • Организационные моменты педагогической деятельности.

  • Ответственность перед администрацией. Обществом.

  • Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из затруднительных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

3 фактора влияющих на эмоциональное выгорание – личностный, коммуникативный, организационный.

Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении педагогом своей деятельности, что приводит к эмоционально – личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которой следует тревога, депрессия, соматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Психические процессы в состоянии ЭМ. В.

Раздражительность.

Разочарование.

Обида.

Досада.

Апатия.

Подавленность

Беспомощность

Угнетенность.

Опустошенность. Горечь. Отчаяние. Конфликтность. Стресс. Безысходность.

Симптомы стресса ( выгорания)

  1. переживания неудовлетворенности собой. Загнанность в клетку, тревога, депрессия.

  2. сопротивление. Неадекватное избирательное реагирование. Эмоционально – нравственная дезорганизация, выборочное выполнение профессиональных функций.

  3. истощение, оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.

Специалист подверженный СЭВ. Окажется истощенным психически и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.
Профилактика. СЭВ.

  1. использование краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей обеспечит обратную связь.

  2. использование тайм – аутов т. отдых от работы и нагрузок. Найти приятное занятие.

  3. овладение умениями и навыками саморегуляции, релаксации.

  4. профессиональное развитие и совершенствование. Обмен информацией с представителями других служб ( курсы, профессиональные и неформальные объединения. Конференции.

  5. избегание ненужной конкуренции.

  6. эмоцинальное общение (поделиться с другими своими проблемами)

  7. поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь ( плохо неправильное питание, алкоголь, табак, лишний вес)


Как проявляется профессиональная деформация?

Должностная.

  • Нетерпимость к другому мнению

  • Неумение видеть свои ошибки

  • Отсутствие самокритичности

  • Уверенность в собственном единственно правильном мнении

  • Властность, низкая эмоциональность, жестокость.

Профессиональная деформация – это психические изменения, которые негативно влияют на профессиональную, деловую и психологическую структуру личности.

Адаптивная.

  • Пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности.

  • Высокий уровень конформизма.

Крайняя степень.

Личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Если работнику важно удержаться на рабочем месте, то постепенно идет рпивыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

СЭВ. Явление «зазорное»

Те, кто подвержен СЭВ становятся циниками, негативистами, пессимистами.

Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших»

  1   2   3

Похожие:

Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой...
Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Использование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника...
Понимая важность проблемы, каждому педагогическому коллективу доу необходимо осуществлять поиск средств, методов и приемов сохранения...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Сказка «Секрет здоровья прост»
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учащихся...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся...
Целью программы является на основе создания оптимальных условий для учащихся проводить компенсацию дефектов развития посредством...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Инструкция для учащихся по правилам пожарной безопасности в школе
Данная инструкция разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций,...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся...
Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся...
Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Программа городской конференции «Актуальные проблемы сохранения физического,...
Место проведения: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением иностранных языков» (ул. Чапаева, 30)
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Есть вещи, которые не обсуждаются
Охрана здоровья и безопасность окружающей среды, главный врач Московского Института Восстановления Здоровья, является руководителем...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Технические характеристики инкубатора интенсивной терапии для новорожденных...
Комплект оборудования предназначен для интенсивной терапии новорожденных в условиях палат интенсивной терапии родильных домов и детских...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий...
О применении вспомогательных репродуктивных технологий (врт) в терапии женского и мужского бесплодия
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Инструкция по мерам безопасности, сохранения жизни и здоровья обучающихся...
Инструкция по мерам безопасности, сохранения жизни и здоровья обучающихся в период летних каникул
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов...
В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения...
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Автор программы Фролова Марина Валентиновна г. Иваново 2016 год
Основные условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,...
Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся icon Публичный отчет 2008-2009 уч год
Деятельность лицея по сохранению физического и психологического здоровья школьника

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск