Скачать 306.85 Kb.
|
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся. Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт – терапевтических методов работы в последние годы. В некоторых развитых странах и в нашей в том числе системы здравоохранения были децентрализованы. Произошло сокращение расходов на федеральные медицинские программы с одновременным развитием сектора негосударственных медицинских услуг. Все это ударило по среднему классу, молодым и пожилым людям – наименее защищенным группам населения. Поэтому необходимо отметить, что знания в области арт – терапии сегодня полезны и необходимы не только профессиональным психотерапевтам, но и работникам социальной сферы, педагогам работающим с детьми. Арт – терапия это исцеление творчеством В чем преимущества арт – терапии?
Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, символическая речь позволяет человеку более точно выразить свои переживания, по – новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
Важно отметить, что в групповой арт – терапии социальные факторы развития имеют большее значение, чем при индивидуальной работе. В групповой работе приобретаются такие «исцеляющие факторы, как групповая сплоченность и поддержка, получение информации, межличностное научение, реализация альтруистической потребности, имитация поведения, развитие социальных навыков. Для того, чтобы узнать в какой мере эта работа необходима проводятся диагностические исследования социально – психологического климата в ученическом коллективе группы. На первом курсе в групповых коллективах выявляются категории учащихся по разному оцениваемые своими сверстниками – это «принимаемые», «отвергаемые», «предпочитаемые», «лидеры», т. е выявляются проблемы социально – психологического климата в групповом взаимодействии. «Принимаемые» и «отвергаемые» дети как правило остаются в тени групповых дел и жизни коллектива., так как социальная активность их очень низкая. Поэтому в таких группах необходимо устранять моменты изоляции учащихся, их чувство одиночества и погружать их в дела, которые бы приносили чувство успеха, такие учащиеся есть во всех группах 1, 2, 3 курсов. В этом случае будут иметь успех и терапевтический эффект «социальные игры» или «игры с правилами», которые могут использоваться во внеурочной занятости учащихся, т. е. игры, где предлагают использование определенных норм группового и индивидуального поведения, в том числе могут использоваться приемы изобразительной деятельности участников группы. В процессе таких методов работы, особенно совместное изобразительное творчество активизируют компенсаторные процессы в психике, которые приводят к разрешению внутренних и внешних конфликтов и способствуют развитию личности. Совместное творчество содействует сплочению и объединению группового коллектива и это очень заметно при подготовке общегрупповых и общеучилищных мероприятий. Дети переживают за результаты своего успеха или неуспеха Когда учащиеся рисуют на уроках – факультативах, то в первую очередь снижается уровень тревоги, исчезает дискомфортное состояние, которые многие испытывают на уроке, улучшается контакт через содержание рисунка. В индивидуальной работе педагогом – психологом часто используется техника проективного рисунка «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом», «Дерево», «Человек», «Я плохой и я хороший», «Автопортрет», «Внутренний мир – это символ», «Стихия» и т. д. Один рисунок стоит тысячу слов, - гласит восточная мудрость. Рисование настолько открыто, искренне повествует о мире тонкой реальности личности учащегося, что образно может быть названо невербальной исповедью. В любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Рисунки учащихся отражают их мироощущения, характер, самооценку, эмоциональное и физическое самочувствие. Этот вид работы оправдан в работе с различными эмоциональными проявлениями: застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью, агрессивностью, жестокостью, чрезмерной подвижностью, упрямством, своенравием и т. п. Арт – терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Например, лепка из голубой глины необходима для отработки сексуальных насилий. Техника Боди – арт (рисование на всем теле, помогает принять свое тело и убирать зажимы. Драма – терапия. Хороши сцены добра и зла. Можно играть спонтанно, кто как хочет. Театр абсурда. Японский театр кабуки с масками. Работа с игрушками отыгрывают свои проблемы и эмоциональные состояния. Работа с ценностями. Сказко – терапия. Рисуются, читаются, проигрываются ценностные смыслы Мандолотерапия. Рисунок в круге. Отработка духовной целостности. Цветотерапия – использование различного вида цветов, комнатных растений, камней, картин. Сочинение стихов, пыхтелок, сопилок, ворчалок, кричалок помогает развитию креативных способностей. Музыкальная терапия – очень сильная техника, музыка служит катализатором настроений. В Швеции музыку выписывают на рецепте больного, японцы сочиняют музыку в группе и вместе играют. Гитара соответствует ритму сердца, барабан снимает кардионевроз. Музыка повышает интеллектуальный тонус и снижает гипертонус. Какую музыку использовать? Отечественный фольклор, классический джаз в работе с невротиками, самый светлый Моцарт снимает депрессию, Вивальди в пору кризисов, травм, расстройства, в его музыке заложен часовой ритм. Колокольные звоны используются для работы с потерями. Хорошо хоровое пение, оперная музыка. Противопоказания. Тяжелый рок разрушает, активизирует стремление к смерти. Синтезаторская музыка. Нетрадиционная фольклорная музыка индейцев, китайцев, музыка шаманов. Необходимо помнить, арт – терапевтические методики небезопасны, не нужно приглашать кого – то со стороны и смотреть, быть осторожными в беседе с детьми при выражении своих собственных чувств, быть аккуратными с сопротивляющимися и психологически травмированными детьми Эмоциональное выгорание педагога. Факторы, вызывающие деформацию педагога.
Орлов выделяет напряженность учительского труда, его монологичность, оценочность (когда педагог постоянно оценивает) внешняя предписанность рекомендациям, методички, жесткий формальный контроль по иллюзорным критериям (количество мероприятий в группе). Заведомо сильная позиция порождает чувство абсолютной правоты. Цикличность деятельности, остановка саморазвития. Синдром профессионального эмоционального сгорания за счет больших затрат. Недовольство собой, окружающими . Синдром сгорания педагога – из-за умственной и эмоциональной нагрузки, может быть от отсутствия саморазвития. Адаптация. Освоение. Привыкание. Мастер. Утрачивание. Деформация. (сбой здоровья) Проблема сохранения психического здоровья педагога в последнее время стала более значимой, так как личностно – ориентированные модели образования повышают требования со стороны общества к личности педагога. Основная причина эмоционального выгорания.
От педагога требуется. Творческое отношение к работе Владение пед.техникой. Выразительные средства общения. Педагогический такт Проективные умения. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно- психического напряжения личности, что приводит к возникновению
Глубина проработки личностных проблем. Монотонность в работе. Отсутствие положительной оценки. Возникает проблема профессиональной дизадаптации, как отражение личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов. Перенапяжения. Переутомления. Сохранение психического здоровья – актуальная задача. Выявлено, что состояние эмоционального выгорания испытывают педагоги со стажем от 5 до 10 лет. От 1г -5 невысокое выгорание. От 10 – 15 лет - высокое. От 1г до 5 лет продолжительный процесс адаптации, поиск и совершенствование пед. мастерства. Кому более 10 лет возможно уже ваработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты. От 15 – 20 лет опять повышается % эмоционального выгорания до 22% 56% педагогов это состояние испытывают 1 -2 раза в год 21% - 3 – 4 раза в год. 15 % - более 5 раз. 8% не испытывают вообще. Продолжительность этого состояния от 3 – 5 дней От 5 – 7 дней. Это ярко проявляется (89%) После отпуска. Каникул. Курсов. После того, как педагог был выключен из педагогической деятельности. Одна из самых главных функций эмоционального выгорания --- адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям. Другие причины неадекватное общение с субъектами образовательного процесса – администрация, родители. 6 - *% проведение открытых уроков, мероприятий, на которые потрачено много энергии и сил, а результат не удовлетворяет, окончание учебного года. Причины возникновения состояний эмоционального выгорания.
3 фактора влияющих на эмоциональное выгорание – личностный, коммуникативный, организационный. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении педагогом своей деятельности, что приводит к эмоционально – личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которой следует тревога, депрессия, соматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Психические процессы в состоянии ЭМ. В. Раздражительность. Разочарование. Обида. Досада. Апатия. Подавленность Беспомощность Угнетенность. Опустошенность. Горечь. Отчаяние. Конфликтность. Стресс. Безысходность. Симптомы стресса ( выгорания)
Специалист подверженный СЭВ. Окажется истощенным психически и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Профилактика. СЭВ.
Как проявляется профессиональная деформация? Должностная.
Профессиональная деформация – это психические изменения, которые негативно влияют на профессиональную, деловую и психологическую структуру личности. Адаптивная.
Крайняя степень. Личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной. Если работнику важно удержаться на рабочем месте, то постепенно идет рпивыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость. СЭВ. Явление «зазорное» Те, кто подвержен СЭВ становятся циниками, негативистами, пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших» |
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой... Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,... |
Использование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника... Понимая важность проблемы, каждому педагогическому коллективу доу необходимо осуществлять поиск средств, методов и приемов сохранения... |
||
Сказка «Секрет здоровья прост» Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учащихся... |
Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся... Целью программы является на основе создания оптимальных условий для учащихся проводить компенсацию дефектов развития посредством... |
||
Инструкция для учащихся по правилам пожарной безопасности в школе Данная инструкция разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций,... |
Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся... Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения... |
||
Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся... Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения... |
Программа городской конференции «Актуальные проблемы сохранения физического,... Место проведения: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением иностранных языков» (ул. Чапаева, 30) |
||
Есть вещи, которые не обсуждаются Охрана здоровья и безопасность окружающей среды, главный врач Московского Института Восстановления Здоровья, является руководителем... |
Технические характеристики инкубатора интенсивной терапии для новорожденных... Комплект оборудования предназначен для интенсивной терапии новорожденных в условиях палат интенсивной терапии родильных домов и детских... |
||
Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий... О применении вспомогательных репродуктивных технологий (врт) в терапии женского и мужского бесплодия |
Инструкция по мерам безопасности, сохранения жизни и здоровья обучающихся... Инструкция по мерам безопасности, сохранения жизни и здоровья обучающихся в период летних каникул |
||
Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов... В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения... |
Автор программы Фролова Марина Валентиновна г. Иваново 2016 год Основные условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,... Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии |
Публичный отчет 2008-2009 уч год Деятельность лицея по сохранению физического и психологического здоровья школьника |
Поиск |