Бюджетное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский политехнический колледж»
Кафедра «Автомобильный транспорт»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ДИСЦИПЛИНА ОП.07 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по профессии среднего профессионального образования
23.01.03 Автомеханик
Нижневартовск
2014 г.
Методические указания для студентов по выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» и составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.07 Введение в профессиональную деятельность, утвержденной зам. директора по НМР (приказ № 232-А от «19»июня 2014г.).
Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по учебной дисциплине ОП.07 Введение в профессиональную деятельность.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Организация-разработчик: БУ «Нижневартовский политехнический колледж».
Разработчик: Л.В. Башукова, преподаватель
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Автомобильный транспорт»
Протокол № 11 от «14» ноября 2014года
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Перечень практических работ 5
Практическая работа №1 6
Практическая работа №2 часть 1 14
Практическая работа №2 часть 2 24
Практическая работа №3 31
Практическая работа №4 33
Практическая работа №5 38
Практическая работа №6 44
Практическая работа №7 50
Практическая работа №8 57
контроль выполнения практических работ 61
краткий терминологический словарь 62
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним.
Практические занятия являются важными видами учебной работы по учебной дисциплине и выполняются в пределах часов, предусмотренных учебным планом профессии СПО 23.01.03 Автомеханик.
Цель данных методических указаний состоит в оказании помощи Вам при проведении практических занятий по изучению данной дисциплины, в формировании готовности к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций по профессии. Практические работы занимают преимущественное положение при изучении дисциплины.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала, подготовить отчет о проделанной работе по образцу или в свободной форме (в соответствии с рекомендациями).
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций.
Время проведения консультаций можно узнать у преподавателя.
Желаем Вам успехов!!!
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Раздел, тема
|
№, наименование практической работы
|
Кол-во часов по программе
|
Контрольно-оценочные средства
|
Раздел 1 Профессиональная деятельность
|
Тема 1.1 Труд как деятельность
К.т. 1
|
Практическая работа №1
Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (Е.А.Климов)
|
1
|
Составление отчета и его защита
|
Тема 1.2 Многообразие профессий и специальностей. Роль профессии в современном обществе
|
Практическая работа №2
Определение общих способностей (тест Айзенка)
Диагностирование интеллекта, общих и специальных способностей. Краткий отборочный интеллектуальный тест (В.Н. Бузин)
|
3
|
Составление отчета и его защита
|
Раздел 2. Профессиональный стандарт. ФГОС
|
Тема 2.1 Современные требования к выпускнику колледжа
К.т. 3
|
Практическая работа №3
Знакомство с ФГОС
Практическая работа №4
Знакомство с профессиональным стандартом индустрии питания
Необходимые знания, необходимые умения.
|
5
|
Составление отчета и его защита
|
Тема 2.2 Квалификационная характеристика выпускника
К.т. 5
|
Практическая работа №5
Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.
Практическая работа №6
Составление профессиограмм по смежным профессиям
|
5
|
Составление отчета и его защита
|
Раздел 3. Основы персонального менеджмента
|
Тема 3.3 Технология работы над жизненными планами
К.т. 9
|
Практическая работа №7
Разновидности и составление резюме.
Практическая работа №8 Самопрезентация при устройстве на работу.
|
2
|
Составление отчета и его защита
|
Раздел 1 Профессиональная деятельность
Тема 1.1 Труд как деятельность
Практическая работа № 1 выполнение и интерпретация теста «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (Е.А.Климов)
Учебная цель: помочь определиться с наиболее подходящей сферой профессиональной деятельности, что позволит скорректировать профессиональный выбор в течение 1 полугодия 1 курса, если он оказался ошибочным.
Учебные задачи:
Научиться интерпретировать полученные результаты.
Уметь определять предпочтительные виды деятельности.
Количество часов на выполнение практической работы: 1 час.
Перечень раздаточного материала, используемого на занятии: тестовый материал “Предпочтительные виды профессиональной деятельности“ Е. А. Климов, бланк ответов, интерпретация результатов.
Краткие теоретические, справочно-информационные и учебно-методические материалы по теме занятия
Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим образом. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и с невозможностью для себя оказаться без дела…
В сознании многих людей представления о труде меняются в ходе жизни. У начинающих трудиться - много радостных ожиданий и иллюзий по отношению к труду, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед трудовой самостоятельной жизнью. Позже для многих наступает некоторое разочарование и скепсис по отношению к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируется интерес и устойчивая склонность к "своему" делу (человек "втягивается" в свою работу). Перед пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отношение к труду чаще положительное (вспоминают чаще "только хорошее"), а значительная часть пенсионеров переживают из-за своей бездеятельности…
Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие "труд" в более широком, философском контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, более того, - это явление, прежде всего, этическое. Ограничимся лишь некоторыми, наиболее важными для темы точками зрения.
Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.
Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия" (см. Климов, 1988. С. 107):
область приложения сил человека (как субъекта труда);
общность людей-профессионалов;
подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;
деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.
Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия" (см. Климов, 1996. С. 145-205):
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". "Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии", - отмечает Е.А. Климов (Там же. С. 177-178). Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды ("темные эпохи") использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную "миссию") в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции". Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Вероятно, подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько "благодаря" сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько "вопреки" этим обстоятельствам. А идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, т.к. нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде?
Учитель химии в средней школе - это профессия, специальность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?
Что определяет субъективную значимость труда?
Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?
Практические задачи, задания, упражнения
“Предпочтительные виды профессиональной деятельности“ Е. А. Климов
В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными
|
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
|
2а. Помогать больным
|
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
|
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
|
3б. Следить за состоянием, развитием растений
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
|
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
|
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
|
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
|
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
|
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
|
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
|
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
|
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
|
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
|
10а. Лечить животных
|
10б. Выполнять вычисления, расчеты
|
11а. Выводить новые сорта растений
|
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
|
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
|
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
|
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
|
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
|
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
|
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
|
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
|
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
|
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
|
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
|
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
|
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
|
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
|
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
|
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
|
Ключ к тесту
Типы профессий
|
Номера вопросов
|
Человек-природа
|
1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
|
Человек-техника
|
1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
|
Человек-человек
|
2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
|
Человек-знаковая система
|
2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
|
Человек-художественный образ
|
3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
|
Результаты теста
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» –все технические профессии;
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
животные, условия их роста, жизни;
растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.
«Человек-знаковая система»
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение;
логическое мышление.
«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
«Человек-человек»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
умение убеждать людей;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей.
Сроки и форма отчетности: сентябрь; составление отчета в свободной форме.
Порядок выполнения отчета по практической работе
В тетради для практических работ (желательно в клетку) напишите на полях дату выполнения работы.
Далее напишите текст: «ПР-1».
Под надписью «ПР-1» напишите тему практической работы: «Выполнение и интерпретация теста «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (Е.А.Климов)».
Далее должно быть заполненный бланк ответов.
Под бланком результат подсчета баллов.
Далее интерпретация результатов по итогам теста.
Критерии оценки качества выполнения практического занятия
№ п/п
|
Критерий оценки
|
Присутствие показателя
|
Правильность выполнения
|
Итог
|
|
Соблюдение инструкции выполнения теста
|
+
|
Правильно заполнена таблица
|
2
|
|
Правильность подсчета баллов
|
+
|
Правильно подсчитаны баллы
|
1
|
|
Способность интерпретировать полученный результат
|
+
|
Верно интерпретированы полученные результаты
|
7
|
|
10
|
Перевод баллов в оценки
Оценка «5»
|
Оценка «4»
|
Оценка «3»
|
Оценка «2»
|
9-10 баллов
|
8-7 баллов
|
7 баллов
|
6 баллов и менее
|
Образец отчета по практической работе
10.09.2015
ПР-1
Тема «Выполнение и интерпретация теста «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (Е.А.Климов)».
Бланк ответов
1а.
|
1б.
|
2а.
|
2б.
|
За.
|
3б.
|
4а.
|
4б.
|
5а.
|
5б.
|
6а
|
6б.
|
7а.
|
7б.
|
8а.
|
8б.
|
9а.
|
9б.
|
10а.
|
10б.
|
11а.
|
11б
|
12а.
|
12б.
|
13а.
|
13б.
|
14а.
|
14б
|
156.
|
15а.
|
16а.
|
16б.
|
17а.
|
17б.
|
18а.
|
18б.
|
19а.
|
19б.
|
20а.
|
20б.
|
Интерпретация результата теста в соответствии с кратким описанием типов профессий.
|